Практико - ориентированный проект " Создание благоприятного социально - психологического климата в классе"
методическая разработка на тему

Что способствует созданию благоприятного социально - психологического климата в классе? Как добиться того,чтобы каждый ученик в коллективе чувствовал себя комфортно? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Создание благоприятного

социально – психологического

климата в классе».

                                                        Оглавление                                           Стр.

1. Введение………………………………………………………………….2 - 3

2. Основная часть…………………………………………………………...4 - 7                        

         2.1.  Теоретическая часть. Создание благоприятного  

социально - психологического климата в классе…………………………4 -5

         2.2. Практическая часть.   Использование в практике

 работы по созданию благоприятного социально – психологического

 климата в классе……………………………………………………………5 - 7

         2.3. Результаты апробации проекта…………………………………..7 -8

         2.4.Рекомендации по использованию результатов проектного     исследования в образовательной практике………………………………….8

  3. Заключение. ……………………………………………………………..9 - 11            

  4. Приложения. ……………………………………………………………12 - 30

  5.Список литературы…………………………………………………………31              

1.Введение

В настоящее время проблема профессионализма находится в центре внимания многих наук. Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение методов управления в системе «человек – человек». Профессионализм педагога предполагает знание возрастных особенностей учащихся, закономерностей их поведения, методов эффективного взаимодействия и т.д. Однако современная ситуация показывает низкий уровень психологической компетентности педагогов, работа которых не ориентирована на учёт психологических состояний детей, на своеобразие детских мотивов учения, труда и поведения, внутриколлективных отношений, делает эту работу во многом формальной и порождает в образовательной среде негативные явления.

Важным показателем психологически компетентного педагога является создание благоприятного социально – психологического климата в классе.

Самые актуальные задачи воспитания, наиболее эффективно решаются если разумно организовать жизнедеятельность ученического коллектива школы. Ведь в сплочённом детском коллективе ребята приобретают опыт межличностного взаимодействия, группового сотрудничества, социальной ответственности. Но это возможно лишь при создании благоприятного социально-психологического климата в классе.

Воспитывая коллектив и используя его в формировании коллективных норм поведения и отношений, нельзя забывать и об индивидуальном развитии каждого ребёнка. Коллектив – мощный инструмент воспитания, настолько мощный, что он вполне способен подавлять индивидуальность. Этого не случится, если социально-психологический климат в коллективе не мешает, а благоприятствует проявлениям индивидуальности каждого ребёнка.

Современный педагог, для создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе должен обладать:

 - знаниями об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках;

- знаниями в области процессов общения, происходящих в классе целом, микрогруппах и в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

- знаниями об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Проблема: использование в практике работы по созданию благоприятного социально – психологического климата в классе.

Условия: учебная и воспитательная деятельность с учащимися 4 «А» класса средней общеобразовательной школы.

Ожидаемые, после внедрения проекта результаты:

- создание и поддержание  установок на доброжелательность, сотрудничество, творческую инициативу;

- сплочение, «сдруживание», «открытие и узнавание» учащихся и педагогов в процессе коллективной деятельности;

- регулирование отношений между учащимися и педагогами;

- регулирование отношений внутри ученического коллектива;

- социальная защита ребёнка;

- коррекция негативного влияния на ребёнка различных субъектов социальных отношений ребёнка (ученического коллектива и отдельных учеников, педколлектива и отдельных педагогов, семьи, социума).

 - нахождение оптимальных решений  некоторых проблем в общении «ученик- учитель», «ученик – ученик».

Методы и последовательность нововведений:

- диагностика психологической компетентности учителя;

- диагностика социально-психологического климата в ученическом коллективе;

- создание стенда настроения;

-  проведение игры – теста, игры –проекта, игр, способствующих сплочению коллектива;

- анализ педагогических ситуаций (дискуссии с педагогами).

2.Основная часть.

            2.1.  Социально-психологический климат, по мнению Е.С. Кузьмина, А.Г. Ковалёва, А.Н. Лутошкина и др., представляет собой особую систему эмоциональных состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами. В работах С.Т. Шацкого,

 А.С. Макаренко, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой и др. создание благоприятного («мажорного», пользуясь термином А.С. Макаренко) социально-психологического климата в детском и подростковом коллективе рассматривается как сложный и многосторонний процесс.

Психологический климат можно охарактеризовать как специфический социально-психологический феномен, представляющий собой динамическое поле отношений, в которых осуществляется совместная групповая деятельность, предопределяются коллективное самочувствие индивида и мера представленности его индивидуально-личностного «Я» в пространстве конкретных внутригрупповых и межгрупповых отношений. Преобладающими эмоциями, испытываемыми ребенком при благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода собственного «Я».

В понятии социально-психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

Первая климатическая зона – социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона – моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона – психологический климат, т. е. неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат – это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

  2.2 Создание благоприятного социально – психологического климата в классе зависит от психологической компетентности учителя. Поэтому вначале я провела тест «Психологическая компетентность педагога» (Приложение 1 ),результаты которого показали ,что у меня достаточный уровень психологической компетентности.

  Далее с учащимися класса была проведена методика «Определение социально-психологического климата в ученическом коллективе» (Приложение 2) и её результаты (Приложение 3),  выявили ,что климат в данном классе благоприятный. По наблюдениям за  учениками класса можно определить, что некоторые ученики не всегда чувствуют себя комфортно(в силу возраста, характера) и необходимо их включение в «жизнь  класса» для проявления способностей детей, избавления от замкнутости, стеснительности.

  Проведённое социометрическое исследование (Приложение 4)  показало, что в классе нет отвергнутых, 4 лидера. Такую же картину можно увидеть и по наблюдениям за классом на уроках, мероприятиях, во внеурочное время.

После анализа проведённых методик в классе был создан «Стенд настроения» (Приложение 5), на котором учащиеся должны были отметить своё настроение перед уроками и после по следующим показателям: +3 — восторженное; +2 — радостное; + 1 — хорошее, приятное; 0 — спокойное, уравновешенное; -1 — грустное; -2 — тревожное; -3 — плохое.Учащиеся неделю оценивали своё настроение. Этот стенд показал, что настроение у детей варьируется от радостного до спокойного. В очень редких случаях было поставлено грустное.

На второй неделе я  провела  игру – тест «Альпинист» (Приложение 6), которая наглядно показала, что по мнению учеников, уровень «дружности класса» равен 6 – 7 баллам (средний показатель). Игра – проект «Символика моего класса»  (Приложение 6) заинтересовала детей. Они с удовольствием в группах придумывали символику, девизы. Выбрать победителя по номинации оказалось очень сложно – многие проекты  были достойны высокой оценки, поэтому каждому проекту была вручена мини – номинация. Данная проектная деятельность помогает объеденить детей, способствует раскрытию творческого потенциала детей.

 После этого, каждый день  я проводила игры – упражнения с детьми, направленные на сплочение коллектива,  преодоления застенчивости, негативного настроения. Это игры: «Браво», «Друг к дружке», «Хвасталки», «Стон королевы», «Тух-тиби-дух».  (Приложение 7). Перед каждой игрой детям задавались наводящие вопросы. (Как добиться успеха? Что делать с гневом и агрессией?) В каждом упражнении  в роли «водящего» побывал каждый из класса. Одна игра проводилась в один день (перед уроками, на переменах, после уроков). После каждой игры проводился её анализ с тем, кто был водящим (например; понравилась ли тебе эта игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?)

Вначале, некоторые дети немного стеснялись быть «главной фигурой» игры, но потом стеснение исчезало. После игры в классе воцарялась благоприятная атмосфера. Перед уроками это был хороший настрой, между уроками – отдых, а проведение игр после уроков способствовало закреплению позитивного настроя.

После трёх дней  проведения игр я оценила «Стенд настроения». Шкала настроения повысилась у многих учеников. В классе преобладало «радостное» и «хорошее» настроение. «Грустное» настроение встречалось крайне редко.

Ни для кого не секрет, что часто в педагогической практике возникают проблемные ситуации, в которых учителя поступают не всегда правильно. С целью проработать некоторые подобные ситуации, прийти к правильному решению были организованы дискуссии с учителями.

Предлагаемые ситуации разработаны Я. Л. Коломинским совместно с        Н.Г. Олейниковой. Занятия предусматривают моделирование педагогических ситуаций, помогают осмыслить ошибки, наиболее часто встречающиеся у педагогов.

Ситуации представлены в виде ошибок, которые обсуждаются по следующей схеме:

1.Обозначение ошибки.

2. Краткие иллюстрированные примеры.

3. Неправильные убеждения.

4. Коррекция осмысления.

5. Коррекция поведения.

Учителям было предложено 3 ситуации («Опять опоздание», «Снова двойка», «Всё видеть и всё замечать»). (Приложение 8).

Учителя активно выражали своё мнение о проблемных ситуациях. Затем вместе с педагогами попытались сами сформулировать некоторые проблемы и пути выхода из них («Ябедничество в классе», «Забытое домашнее задание»).

Также, хочу перечислить  некоторые правила создания хорошей атмосферы в классе, которые я выделила, изучая литературу по данной проблеме:

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное к ним доверие.
  2. Помогать учащимся в формулировании целей и задач урока, стоящих как перед группами, так и перед каждым учеником в отдельности.
  3. Всегда исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению.
  4. Выступать для учащихся в качестве источника разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
  5. Выступать в такой роли для каждого ученика.
  6. Развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы (класса) и принимать его (соизмерять свои действия с этим настроем).
  7. Быть активным участником группового взаимодействия.
  8. Открыто выражать в группе (классе) свои чувства.
  9. Стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника.
  10. Хорошо знать самого себя.

2.3. Результаты апробации проекта:

  1. В классе стал преобладать бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении.
  2. Благодаря преодолению застенчивости, боязни ошибиться в ответе, созданию атмосферы доброжелательности среди учеников стала повышаться активность на уроках, а соответственно и качества знаний.
  3. «Стенд настроения» помог выявить общую атмосферу в классе, учитывать индивидуальные особенности учащихся.
  4. Повышение  уровня  собственной психологической компетентности.

    2.4. Положения данного проекта могут быть использованы в образовательной практике учителей  с целью   личностного, индивидуально-субъектного развития учащихся,  формирования благоприятного социально – психологического климата в коллективе, а также с целью профессионального и личностного роста педагога, что  соответствует требованиям современного образования.

3. Заключение.

     Психологическая компетентность – это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет педагогу как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития. В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность педагога провозглашается как необходимое условие его профессионализма.

В данном проекте было рассмотрено создание благоприятного социально – психологического климата в классе, как один из важнейших структурных элементов психологической компетентности педагога. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником и полноценному развитию его личности, является важным компонентом педагогической работы, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества.

 Нездоровый психологический климат тормозит развитие детского коллектива и личности в нём, так как связан с преобладанием отрицательных эмоций. Перегрузка учащихся учебным материалом, классов – учащимися, учителей – работой и дополнительными нагрузками – все это порождает напряженность и способствует возникновению конфликтов.

 Способы формирования и поддержания психологического климата аналогичны способам формирования и управления детским коллективом и наоборот. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя. Именно ему наиболее подвластны механизмы управления данным явлениям, а, следовательно, именно на него ложится весь груз ответственности за качество психологического климата.

Также, к условиям, определяющим эффективность влияния учителя на психологический климат в детском коллективе, хочу отнести следующие:

·        Личностные качества педагога (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).

·         Профессиональные качества педагога (теоретическая и методическая вооружённость).

·          Ориентация педагога на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности педагога к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

Исходя из наблюдений за учащимися класса, из прочитанной литературы по данной проблеме следует выделить эффективные способы формирования учителем психологического климата :

  1. Включение в жизнедеятельность класса различных видов искусства.
  2. Использование игры.
  3. Формирование общих традиций.
  4. Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий.
  5.  Стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка.
  6. Наличие активной  позиции педагога по отношению к классному коллективу.
  7. Привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.

Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися. Для этого:

- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.

- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.

- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.

- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.

- критика по форме и содержанию  должна исходить из уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.

Важность психологического климата для развития личности ребенка, говорит о необходимости в специальной профессиональной подготовке учителя, с целью ориентации его на создание и управление психологическим климатом в классе детей и снабжения всеми необходимыми для этого знаниями.

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много. Но есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости и приемы. И очень часто мы, педагоги, так увлечены своими профессиональными приемами, что забываем о  психологическом   климате  на уроке и во внеурочное время, который мы обязаны создать для получения желаемого результата.

Приложения

Приложение 1.

Методика  « Психологическая   компетентность   учителя »

Если Вы согласны с утверждением  теста , то поставьте рядом с номером утверждения «да» или «+»; если Вы с утверждением не согласны, то поставьте рядом с его номером «нет» или «-».

1.Чем старше ребенок, тем важнее для него слова как знаки внимания и поддержки взрослых.

2.У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.

3.Эмоции взрослых независимо от их воли влияют на состояние детей, передаются им, вызывая ответные чувства.

4.Подчеркивая ошибки ребенка, мы избавляем его от них.

5.Отрицательная оценка вредит благополучию ребенка.

6.Детей необходимо воспитывать в строгости, чтобы они выросли нормальными людьми.

7.Ребенок никогда не должен забывать о том, что взрослые старше, умнее и опытнее его.

8.Ребенок окружен повсеместной симпатией и вниманием, отягощен неприятными переживаниями раздражения, тревоги и страха.

9.Негативные реакции детей надо подавлять для их же пользы.

10.Детей не должны интересовать эмоции и внутренние переживания взрослых.

11.Если ребенок не хочет, всегда можно его заставить.

12.Детей надо учить, указывая на подходящие примеры.

13.Ребенку любого возраста для эмоционального благополучия необходимы прикосновения, жесты, взгляды, выражающие любовь и одобрение взрослых.

14.Ребенок должен постоянно быть предметом внимания и симпатии взрослых.

15.Делая что-то, ребенок должен отдавать себе отчет в том, хороший он или плохой, с точки зрения взрослых.

16.Сотрудничать с детьми – это значить быть с ними «на равных», в том числе, петь, играть, рисовать, ползать на четвереньках и сочинять вместе с ними.

17.Отказы бывают обычно у детей, не привыкших к слову «надо».

18.Насильственные методы умножают дефекты личности и нежелательные формы поведения.

19.Я никогда не заставляю учеников что-то делать насильно.

20.Ребенок не боится ошибок и неудач, если знает, что он всегда будет принят и понят взрослыми.

21.Я никогда не кричу на детей, в каком бы настроении ни был.

22.Я никогда не говорю детям: «Мне некогда», если они задают вопрос.

23.При возникновении трудностей в одном всегда можно переключить ученика на что-то другое.

24.Я никогда не испытываю неприятных ощущений, когда ставлю ученикам отметки «2» заслуженно.

25.Я никогда не испытываю чувства тревоги в общении с учениками.

26.Не стоит навязывать себя ученикам, если они чего-то не хотят, лучше подумать, вдруг я сам(а) что-то делаю не так.

27.Ученик всегда прав. Неправым может быть только взрослый.

28.Если ученик не работает на уроке, значит он или ленится, или плохо себя чувствует.

29.Я никогда не делаю замечаний своим ученикам в жесткой форме.

30.У учеников не бывает правильных или неправильных действий, дети всегда проявляют себя как могут и как хотят.

Если «да» («+») по шкале  компетентности  (вопросы: 2; 3; 5; 8; 13; 16; 18; 20; 23; 26; 27; 30;), то присваивайте за каждый ответ «да» по 1 баллу.

Если «нет» («-») по шкале  компетентности  (вопросы: 1; 4; 7; 9; 10; 11;12; 14; 15; 17; 24; 28;), то присвойте себе за каждый ответ «нет» по 1 баллу.

Шкала лживости: (вопросы: 6; 19; 21; 22; 25; 29). Если «да» на 4 и более ответов, то Вы отвечали неискренно. Поэтому Ваши результаты могут быть ненадежны.

Подсчитайте общее количество баллов по 1-ой и 2-ой шкалам

Чем ближе к 24 баллам, тем выше  психологическая   компетентность   учителя .

До 12 баллов – некомпетентен,

От 12 до 18 баллов – малая степень  компетентности ,

От18 до 24 баллов – достаточная степень  компетентности .

Результат:

Шкала компетентности

0                                                         19                  24

Шкала лживости

0        1                                              4

Приложение 2.

Методика: «Определение социально-психологического климата в ученическом коллективе».

Отвечая на вопросы, выберите один из нескольких вариантов ответа:

Как бы вы оценили свою принадлежность к классу?

А) Чувствую себя членом класса, частью коллектива (5).

Б) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

В) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

Г) Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

Д) Занимаюсь отдельно от других членов класса (1).

Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

В учебной деятельности:

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

В напряженных ситуациях:

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

Вне школы:

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

Каковы ваши взаимоотношения с классным руководителем?

А) Лучше, чем в большинстве других классов (3).

Б) Примерно такие же, как и в большинстве классов (2).

В) Хуже, чем в большинстве классов (1).

Обработка информации по итогам опроса для интерпретации результатов.

Подсчитывается общая сумма баллов за каждый ответ в целом по классу. Итоговый показатель по всем разделам может составлять от 5 (очень неблагоприятно) до 17 баллов (очень высокая оценка привлекательности); средние показатели – 10 – 12 баллов.

Приложение 3.

Результат методики «Определение социально-психологического климата в ученическом коллективе».

13 – 16 баллов – благоприятный уровень социально – психологического климата в коллективе.

Приложение 4.

Социоматрица 4 класса

Цель социометрического исследования: изучить взаимоотношения в коллективе и определить лидеров в классе;

Задание: У тебя есть деньги, сумма которых  позволяет купить тебе подарки только трём одноклассникам. Кому бы ты сделал подарки?

Кого выбирает

Кто выбирает

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

1.Балакерева Э

1

2

3

2.Белова К.

2

1

3

3.Бирюков Р.

1

3

2

4.Борискин Д.

2

1

3

5.Бочарников Е

1

3

2

6.Буланов А.

2

3

1

3

2

7.Власова Е.

1

3

2

8Дудочкин С.

3

2

1

9.Евстафьева С

2

3

1

10Ермаков С.

1

2

3

11.Карцева Е.

3

1

2

12.Кузнецова В.

1

2

3

13.Латушкин А.

1

2

3

14.Лашин И.

1

2

3

15.Макеева О.

1

3

2

16.Мигачёв А.

1

3

2

17.Пенькова Е.

2

3

1

18.Рогачёв А.

1

3

2

19.Синёв В.

2

3

1

20.Серафонова М.

3

1

2

21.Степанов Е.

1

3

2

22Стрижков Д.

1

2

3

23.Шеленкова А

1

2

3

24.Шкиндер О.

3

1

2

Количество

выборов

5

4

2

4

3

2

2

1

3

2

3

3

3

2

6

3

4

2

1

3

2

5

2

5

- девочки                                                                - мальчики

1 круг – лидеры – 5-6 выборов

2 круг – предпочитаемые – 3-4 выбора

3 круг – принятые – 1-2 выбора

4 круг – отвергнутые – 0 выбора

Мальчики выбирают девочек: Стрижков Д., Степанов Е., Мигачёв А.,

 Синёв В.

Девочки выбирают мальчиков: Серафонова М., Балакерева Э.,

Пенькова Е.

Количество взаимных выборов : 4

Приложение 5.                        Стенд настроения

Отметьте своё настроение по следующим показателям: +3 — восторженное; +2 — радостное; + 1 — хорошее, приятное; 0 — спокойное, уравновешенное; -1 — грустное; -2 — тревожное; -3 — плохое.

Имя

2 апреля

3 апреля

4

апреля

5

апреля

6 апреля

9

апреля

10

апреля

11

апреля

12 апреля

Эльвира

Ксения

Ростислав

Денис

Евгений

Александр Б.

Екатерина В.

Семён

Софья

Святослав

Екатерина К.

Вероника

Артём Л.

Илья

Ольга М.

Александр М.

Екатерина П.

Артём Р.

Владимир

Мария

Егор

Даниил

Алиса

Ольга Ш.

Приложение 6.

Игра-тест "Альпинист"

Цель: наглядно определить степень сплочённости- разобщённости класса.

 На доске делается рисунок  горы и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка.

Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

название класса;

девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

Приложение 7

Игра «Браво!»

Цель: сплочение группы.

Дети, в чей адрес раздаются аплодисменты, получают точно такое же наслаждение от игры, как и те, кто им рукоплещет. В результате в классе создается атмосфера взаимного принятия и хорошего настроения.

Инструкция.Кто из вас бывал в театре или цирке и воочию видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов.

(Поставьте стул в центр класса и попросите всех плотно окружить его со всех сторон.)

Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?

В первый раз помогите классу рукоплескать изо всех сил. Когда дети увидят, как аплодисменты приятны стоящему на стуле ученику, они будут хлопать еще сильнее.

Анализ упражнения

• Понравилось ли тебе получать аплодисменты?

• Получаешь ли ты когда-нибудь незаслуженные аплодисменты?

• Тебе понравилось хлопать в ладоши?

• Как ты показываешь окружающим, что восхищаешься ими, что они тебе нравятся?

• Хочешь ли ты, чтобы в классе тебе время от времени дарили признание и аплодисменты?

Как добиться успеха?

Игра «Хвасталки»

Цель: преодоление застенчивости.

Время от времени имеет смысл хвалиться перед самим собой своими успехами. Это позволяет людям вести позитивные внутренние монологи, особенно в сложных ситуациях. Эта игра позволяет детям преодолеть свою застенчивость. Кроме того, мы можем показать им, как это приятно — радоваться успехам других.

Инструкция.Сядьте все в один круг. Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется место успеху. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет происходить наша игра. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Главное, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов. Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это достижение. Ученик, которому я расскажу об успехе, скажет: «Я рад за тебя».

Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот, в свою очередь, тоже скажет: «Я рад за тебя». И продолжит эту игру дальше.

Вы поняли, как играть?

Очень важно, что ребенок рассказывает о своих достижениях не всей группе, а конкретному человеку, ведь для этого требуется гораздо больше мужества.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе эта игра?

• Легко ли тебе было говорить о своих успехах?

• Узнал ли ты что-то новое о ком-нибудь из ребят?

• Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

 

Игра «Друг к дружке!»

Цель: взаимодействие детей друг с другом.

Упражнение дает возможность установить контакт, а также является быстрой освежающей разминкой во время перемены или отдыха.

Инструкция. Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательно вы меня слушаете и насколько быстро можете сделать то, что я буду вам говорить. Сейчас у вас ровно 5 секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку... А теперь я буду говорить, какими частями тела надо очень быстро «поздороваться» друг с другом:

— Правая рука к правой руке!

— Нос к носу!

— Спина к спине!

Ну что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните, пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну «Друг к дружке!», вам нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А после этого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотронуться друг до друга. Итак:

• Друг к дружке!

• Ухо к уху!

• Бедро к бедру!

• Пятка к пятке!

Пусть дети поменяют пять или шесть партнеров. Всякий раз называйте новые части тела, посредством которых дети должны вступать в контакт друг с другом.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе игра?

• Легко ли тебе было действовать столь быстро?

 

Игра «Стон королевы» (чувственное восприятие)

Цель: поупражняться в бесшумных перемещениях по классу.

Инструкция. Я хочу предложить игру с участием самой настоящей Королевы. Королева садится в центре класса на стул, а все остальные садятся на пол по одну сторону от нее. Вам нужно по очереди, один за другим, перейти на противоположную сторону так, чтобы Королева не застонала. У Королевы страшная мигрень. Поэтому она очень громко стонет от каждого звука, даже очень тихого. Постоянно один из вас должен перемещаться на противоположную сторону. Если Королева услышит кого-нибудь из вас и застонет, то этому человеку придется вернуться на свое прежнее место. На Королеву мы наденем платок так, чтобы никто не смог обвинить ее в подглядывании. Кто хочет стать первой Королевой?

Анализ упражнения

• Умеешь ли ты ловко подкрадываться?

• Как ты чувствовал себя, когда тебя обнаружили?

• Когда тебе мешает шум в классе, а когда не мешает?

• Ты хотел быть Королевой в этой игре?

 

Что делать с агрессией и гневом?

Игра «Тух-тиби-дух!»

Цели:снятие негативного настроения и восстановление сил.

В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, в конце игры они не могут не смеяться.

Инструкция.Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований,  против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово «тух-тиби-дух». В это время другой ученик стоит тихо и слушает, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: «Тух-тиби-дух!»

После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Анализ упражнения

• Понравилась ли тебе эта игра?

• Произнес ли ты заклинание в ходе игры?

• Чувствуешь ли ты себя теперь иначе, не так, как в начале игры?

Приложение 8.

Ситуация  1 . «Опять опоздание?»

Отзвенел звонок. Начался урок. Но вот появляется в классе запыхавшийся ученик.  Огляделся и шмыгнул на своё место.  Через какое-то время раздаётся стук в дверь.  Учительница с разгневанным лицом выглядывает в коридор и… захлопывает дверь перед носом ещё двух опоздавших. Знакомые ситуации? Несомненно. И в любой из них первым реагирует на неё учитель.

Один даже не смотрит на вошедшего и продолжает урок. Другой глянет на вошедшего и разрешит сесть. третий начинает читать нотации опоздавшим, игнорируя положение находящихся в классе ребят. Чем при  этом руководствуются такие учителя?

Неправильные убеждения.

- Ну ладно. Опоздал сегодня. Завтра придёт вовремя. Своим пренебрежением я покажу, что не одобряю этого поступка.

- Недопустимо оставлять без внимания эти опоздания сегодня, чтобы завтра не повторять их. Моё порицание пойдёт всем на пользу.

Коррекция осмысления.

1. Опоздавший отвлекает класс, на него тратятся драгоценные минуты учебного времени.

2. Безнаказанные регулярные опоздания укрепляют вредную привычку разбрасываться временем. Хронически опаздывающий ученик – потенциальный прогульщик и на будущей работе.

3. Взыскания и наказания опозданий не ликвидируют. Звенья цепи «опоздание – наказание», «снова опоздание – снова наказание» повторяются многократно. Чтобы ликвидировать опоздания, надо искоренить причины, их порождающие.

4. Некоторые опоздания происходят из-за нас, педагогов, не соблюдающих единых требований к опоздавшим. Ученики не решаются опоздать на урок педагога, который нетерпим к задержкам хоть на минуту. Опаздывают на уроки нетребовательного учителя значительно чаще.

Коррекция поведения.

1. Прежде всего, установите, кто на какие занятия и в какие дни опаздывает.

2. Доступ в класс свободный. С вашей стороны (со стороны учителя) никаких замечаний, никаких упрёков; садись и работай. Лишь в тетрадях учёта делаются пометки. Уже после урока вы сможете спокойно выяснить, кто же они, эти опаздывающие: злоумышленники, сознательно отлынивающие от занятий, или «жертвы» каких – то неблагоприятно складывающихся обстоятельств?

3. Для категории опаздывающих умышленно лучшее лекарство – требовательность и строгость. У них пропадает охота задерживаться, если будут знать, что их приход в школу будет контролироваться учителем . Им также полезны упражнения, воспитывающие чувство времени: дежурство перед  уроком, подготовка наглядных пособий к уроку и т.п. контролировать этих немногих должны учителя и актив класса. В обстановке коллективного осуждения опоздания, как правило, прекращаются.

4. Диагностика опозданий позволяет вскрыть и уважительные причины. Ученики иногда вынужденно опаздывают. «Отводил сестрёнку в садик»,  «Дома неправильно идут часы», «Забыли оставить ключ, не мог открыть дверь». В таких случаях ребятам надо помочь.

Ситуация 2.  «Снова двойка».

«Ну что же? Как всегда двойка! Предыдущих тебе, видно, было мало? Живи и радуйся!»

«Он, конечно, - лодырь и бездельник. Правда, сегодня можно было бы поставить ему и «3». Но пусть знает, что нужно работать, а не бить баклуши.»

Из беседы со слабым учеником: «Раньше я из-за двоек плакал, переживал.  Не хотел и даже боялся идти домой. А теперь мне безразлично. Я в дневник даже не смотрю.»

Или: «Не знаю, не учил, ставьте два!»

Подобное знакомо всем учителям. Что же подвигает их на это?

Неправильные убеждения.

1. Мне не за что ставить ему другую оценку. Вызывая его к доске, я уже заранее знаю, что за этим последует.

2. Всё-таки самое действенное средство стимулирования работы ученика и поддержания дисциплины в классе – наказание плохой отметкой.

3.Если бы я была уверенна, что он не может, то, безусловно, поставила бы ему удовлетворительную отметку. Но я ведь убеждена в обратном. Может. но не хочет. Стоит ли поощрять, если он в силах работать лучше?

4. Я – педагог. На меня смотрит весь класс. Прежде всего, я должен быть объективен. Объективность превыше всего.

Коррекция осмысления.

1. Вдумайтесь в слова, сказанные В. А. Сухомлинским: «Я не могу без сердечной боли думать о том, что во многих школах сидят за партами где-то сзади, как отверженные, угрюмые, раздражительные или же равнодушные ко всему, отстающие, второгодники. Нельзя допускать, чтобы они ушли из школы ожесточившимися или равнодушными к знаниям. Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит  школа не настоящая».

2.Часто плохие, пусть даже заслуженные, отметки снижают веру в себя,в свои силы и возможности. Ученик становится безразличным к двойкам. Он смиряется с положением неуспевающего.

3. Отметка не должна быть источником тревоги и опасений. Ребята пойдут на ваши занятия с большей охотой и желанием, если им не будет угрожать опасность быть вызванным и получить двойку. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость.

4. Путь исканий – это неизбежный путь ошибок. Вы должны помнить о предоставлении ученикам права на ошибку. От ошибок нельзя «отмахиваться» традиционно плохой отметкой. ошибки надо исправлять.

5. Стремление к объективности любой ценой сводит труд педагога к процессу измерения требуемого и достигнутого, в котором  не учитывается главное – само воздействие на школьников.

Что получится из учеников, для которых «двойка» становится неотъемлемым атрибутом, и которых всюду склоняют.

Коррекция поведения.

1. Ученики, которые испытывают трудности в учении, бывают не лишены своих «сильных» сторон.

Так, ученик, допускающий много ошибок в сочинении, не лишён умения логично излагать, анализировать или обобщать. Необходима «дифференцированная» отметка, которая позволит ему проявить умения и не лишит его возможности добиться успеха.

2. У каждого ученика есть свои сильные и слабые стороны.  На дайте шанс слабым учащимся поверить в себя. Сыграйте на их «сильной» стороне.

3. В текущем учёте постарайтесь как можно реже использовать неудовлетворительные отметки. Просто укажите на пробелы в работе, что ученик того-то не знает, пока не усвоил, что-то не умеет. Такой анализ фиксируйте в своей тетради.  Это легче сделать при тематической форме учёта и оценки работы школьников.

4. Неудачи ученика не основание для оценки его личности в целом. Помните, что действенность оценки, прежде всего, зависит от того, насколько она относится к отдельным про явлениям его личности, а не личности в целом. Это «золотое» правило оценивания. «Ты неправильно решил задачу», но не «Ты не умеешь считать», «Ты безграмотен».

5. В каждом конкретном случае глубоко вникайте в причины незнания. Что скрывается за этим незнанием: методические промахи, неумение наладить правильные взаимоотношения с учениками или же особенности самого ученика? Нельзя «тройкой» прикрывать незнание, своё нежелание работать с отдельными ребятами.

Ситуация 3. «Всё видеть и всё замечать».

«Не вертись!»

«Не отвлекайтесь! Перестаньте разговаривать!»

«Ты долго будешь смотреть в окно?»

«Не подсказывай! Что ты там держишь? Дай сюда!»

Привычная реакция некоторых учителей на реальные ситуации на уроках, не правда ли?

Неправильные убеждения.

1. «Школа без дисциплины – мельница без воды.»

2.Если сидят тихо и молчат, значит, слушают.

3. На уроке просто необходимо, чтобы ученики сидели «тише воды и ниже травы». Иначе вся работа учителя пойдёт насмарку.

4. Прикрикнешь – замолчат, начнёшь с ними обращаться тактично – порядка нет.

Коррекция осмысления.

1. Дисциплина на уроке не зависит от количества замечаний. Учитель, который ежеминутно делает замечания, никогда не добьётся дисциплины.

2. Иногда ученики как будто слушают, но на самом деле не слышат. И тут же учитель начинает принимать меры. А ведь мы должны, прежде всего, научить ученика слышать, а главное, слушать.

3. «Полный покой» не присущ детской натуре. Можно ли требовать от ученика сосредоточенности его внимания на протяжении 6 – 7 часов учебного времени? А вот создать определённые условия, позволяющие включить внимание, вернее, переключить его с одного вида деятельности на другой, нейтрализовать «отвлечение» должны учителя. Тишина должна быть не во имя «тишины», а во имя работы.

4.Прямые воспитательные воздействия типа «Не вертись!» содержат скорее элементы принуждения, чем элементы убеждения. Такое «давление» на внутреннюю позицию ученика оказывает небольшое влияние. Мы требуем послушания тогда, когда этого хочется нам, часто бываем непоследовательны в своих требованиях. Тем самым освобождаем ребят от необходимости соблюдения традиции «вести себя хорошо».

5. Профессиональная наблюдательность педагога состоит не только в умении видеть всё, что заметно, и замечать даже то, что не видно. Она ,как раз, состоит в обратном: в умении видеть, но не всё замечать. Представьте себе педагога, который реагирует на происходящее в классе не избирательно, а на всё подряд. Работа такого педагога – сплошной конфликт.

Коррекция поведения

Большинство учителей стремится сдерживать нарушителей дисциплины требованиями типа «Замолчи, сиди спокойно!». Это не всегда оправдывает себя. Ведь групповые формы работы подразумевают взаимное общение, на основе которого и формируется коллективное мнение, делаются коллективные выводы. На определённых этапах урока рабочий шум неизбежен. Ориентируя ребят на совместное обсуждение проблемы, напомните им, что радом работают их товарищи, и излишний шум будет мешать.

1. Заставляйте учеников действовать: усложнённые задания давайте сильным, а доступные – слабым ученикам. А главное – не забывайте: серьёзные задачи порождают серьёзное к ним отношение.

2. Постарайтесь молча, без единого слова, заставить отвлекающегося ученика прекратить заниматься посторонним делом. Тот же эффект может быть достигнут путём «выдержанной паузы», нестандартным вопросом, удачной репликой. Нужно возможно спокойнее реагировать на недисциплинированность школьников. Лучше отнестись с юмором, чем громогласно «подавлять» поступки.

5. Список литературы.

  1. Белкин А.С. Ситация успеха. Как её создать:  кн. для учителей. -М.:Просвещение, 1991
  2. Донцов А.И. Психология коллектива.  - М.: МГУ, 1984
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос,2002–123 с.
  4. Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. - М.: Просвещение,  1995
  5. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. Пособие / Под редакцией

Ю.М. Забродина/. - М.: Просвещение,  1994

  1. Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. – Минск.: Знание, 1969. 
  2. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. -  Л.: ЛГУ, 1985
  3. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. –    М.: Педагогика, 1988
  4. Модель профессиональной  компетентности  в соответствии со стандартами образования // Завуч. 2001. № 4 – 113 с.
  5. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. - М.: Педагогический поиск, 2004 – 57 с.
  6. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности. -           Л.: ЛГУ,1990
  7. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов н/Д.: Феникс,1996 – 95 с.
  8. Фатыхова Р. М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы её формирования. – Уфа.: БГПУ, 2008
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1–4. — М.: Генезис, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

« Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в ГПД»

В работе представлен материал о создании  благоприятных условий для полноценного проживания в ГПД , формировании  базовой культуры личности, всестороннем  развитии психических и физичес...

формирование благоприятного социально-психологического климата в классном коллективе

в статье рассказывается о важности благоприятного климата в школьном коллективе. приводятся примеры игр по сплочению коллектива...

"Формирование благоприятного психологического климата в классе"

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, работающих в классе....

Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.

Статья на тему: Значение создания благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации здоровьесберегающих образовательных технологий....