Материалы промежуточной аттестации по родному языку (русскому)
учебно-методический материал (4 класс)
Материалы промежуточной аттестации по родному языку (русскому) 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoy_yazyk.docx | 31.85 КБ |
Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника | 636.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3 города Смоленска»
Утверждено
и введено в действие
приказом по школе
№___ от _________
Материалы промежуточной аттестации
по родному языку (русскому)
за курс 4 КЛАССА
за 2018 / 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАССМОТРЕНО
объединения учителей начальных классов Руководитель ___________Кругликова Е.В.. Протокол № __ от «___» ___________2019 г. |
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР __________Доценко Л.Н.
от «_____» _________ 2019 г. |
Итоговая контрольная работа по родному языку ( русскому) 4 класс
Цель работы: установить соответствие планируемых предметных результатов по родному языку (русскому) в 4 классе, достигнутых обучающимися на конец учебного года.
Содержание тестирования соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Работа составлена на основе программы «Школа России».
Время и способ выполнения заданий.
На выполнение тестирования отводится один урок. Каждый ученик получает текст с вопросами и несколькими вариантами ответов. Обучающийся должен выбрать только один верный ответ (или верные ответы).
Оценка выполнения заданий и работы в целом.
Если задание выполнено неверно или не выполнялось – то выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов за выполнение всех заданий работы – 24
балла.
Содержание тестирования
Структура тестирования.
Тестирование содержит 10 заданий, которые нацелены на определение степени усвоения изученного материала по ключевым темам следующих блоков содержания: орфография, лексика, морфология, синтакис. УУД учащихся, которые проверяются в каждом из заданий, приведены в таблице.
Отбор и распределение заданий.
В работе используются несколько видов заданий: с выбором верного ответа из нескольких предложенных, задания на определение последовательности. На основе анализа программных требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся 4-го класса для контроля были выделены следующие темы:
№п/п | Тема, содержательная линия | № заданий | Проверяемые знания и умения |
1. | Части речи. | 1,2 | Находить в предложении слова определённой части речи. Различать предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми и соединительным союзом «и». |
2. | Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. | 3 | Уметь применять правила правописания слов с безударной гласной в корне . |
3. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | 4 | Находить прилагательные мужского рода в творительном падеже. |
4. | Правило правописания родственных слов. | 5 | Знать правило правописания родственных слов, уметь подбирать родственные слова. |
5. | Знаки препинания в предложении с однородными членами. | 6 | Уметь расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами. |
6. | Разбор простого предложения по членам. | 7 | Выделять в предложении грамматическую основу, находить словосочетания. |
7. | Текст. | 8 | Исправлять деформированный текст. |
8. | Склонение имён существительных | 9 | Уметь определять склонение имён существительных |
9. | Правописание мягкого знака на конце существительных и у глаголов после шипящих | 10 | Уметь применять правило правописания ь знака на конце существительных, глаголов. |
Ключи и критерии оценивания контрольной работы в рамках промежуточной аттестации по родному языку (русскому).
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во баллов | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 1 | 3 |
Правильный ответ | 2 | 3 | 4 | 4 | густой слезла лев завод | 4 2 3 1 | 2 | 2 3 4 |
Определение уровня выполнения итоговой работы и критерии оценивания.
Уровень выполнения | Колличество баллов | Отметки |
Высокий | 24-23 балла | «5» |
Выше среднего | 22-18 баллов | «4» |
Средний | 17-12 баллов | «3» |
Пониженный | 11-6 баллов | «2» |
Низкий | менее 6 баллов | «1» |
Работа
по родному языку (русскому)
обучающегося (йся)4 класса «____ »
_____________________________________
1. Обведи номер предложения, в котором выделенное слово является глаголом.
1) Это был такой протяжный вой, что мы замерли.
2) Альма, не вой так громко, нас услышат.
3) Это был даже не вой, а очень грустная песня.
4) Волчий вой всегда очень пугал меня
2. Найди и отметь предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
1) Я очень люблю читать сказки и рассказы о животных.
2) В доме у бабушки жили ёжик и кошка.
3) Заяц заметил нас и поскакал в лес.
3. Прочитай варианты проверки слов. Обведи верное утверждение.
1) Слово …гурец можно проверить словом овощ.
2) Слово с…лонка можно проверить словом солнце.
3) Слово стр…ла можно проверить словом стрелять.
4) Слово л…сточки можно проверить словом листья.
4. Обведи номер словосочетания, в котором есть имя прилагательное мужского рода в творительном падеже.
1) яркого солнца 2) новому фильму 3) о нежном цветке 4) сладким горошком
5. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
1)Гусь, гусыня, густой, гусиный 2)Слеза, прослезился, слезинка, слезла
3)Лев, левша, налево, левый 4)Вода, подводник, завод, водоросли.
6. В каждом предложении расставь знаки препинания.
1) Грачи ходят по пашне и выбирают разных жучков червячков личинок.
2) Дождь забарабанил по крыше но скоро затих.
3) Кот услышал голос петушка прибежал и спас его.
4) Солнце ещё не взошло а на дворе было уже светло.
7. Подчеркни грамматическую основу предложения. Выпиши все словосочетания.
Мелкий дождь барабанит с утра по окнам.
___________________________________________________________________________
8. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился законченный текст?
Котята устроили на столе беспорядок.
Однажды мальчик готовил уроки и не убрал со стола тетради и книги.
Пушок и Барсик прыгнули на стол.
У Володи жили котята Пушок и Барсик.
9. Укажи существительное 1-го склонения.
1) в кафтане 2) без кофты 3) на ели 4) за окном
10. В каких словах на конце пишется мягкий знак?
1) ёрш… 2) идёш… 3) печ… 4) береч…
Предварительный просмотр:
О.И. Осипова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 3» города Смоленска, учитель
Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?», развивает творческие и интеллектуальные способности школьников, создаёт условия для формирования исследовательских навыков, что в итоге обогащает ученика как личность. Учебно - исследовательская работа обучающихся – это мощная образовательная технология, которая служит средством решения воспитательных и образовательных задач, помогающая развивать интеллектуальный и научный потенциал общества в целом.
За 34 года педагогической деятельности в школе у меня сложилась своя система работы. Её цель: развить личность одарённых учащихся в процессе активной исследовательской деятельности. Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, где и мои обучающиеся могут представить свои творческие и исследовательские работы. На одной такой конференции моя ученица, обучающаяся 3 класса Николаева Анна, презентовала исследовательскую работу «Орнамент в народном костюме Смоленской губернии».
Представляю вашему вниманию фрагмент этой работы.
Обоснование возникшей проблемы.
Каждому народу достается от предыдущих поколений наследство, сделанное их руками. Велико и многогранно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу. Бежит время. Оно не щадит ни человека, ни его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает неповторимый, дивный лик народа–творца.
Актуальность проблемы.
Каждому человеку просто необходимо знать историю своего народа. Эта тема очень важна, так как пробуждает интерес к прошлому русского народа, поддерживает и развивает народные традиции, помогает воспитывать любовь и уважение к родной культуре. Сегодня люди по-новому начинают относиться к старинным вещам. Во многих семьях стараются сохранить предметы народного быта, доставшиеся в наследство от прабабушек, сохранить традиции, доставшиеся нам от предков. Особый интерес вызывают народные праздники, ведь готовясь к ним, мы узнаём не только об обычаях русского народа, но и знакомимся с одеждой наших предков. Любуясь на орнаменты, которыми украшена старинная одежда, мы хотим больше узнать о декоративно-прикладном искусстве. Хочется сказать огромное спасибо русским женщинам, создававшим своими руками неповторимую красоту, которая стала гордостью национальной культуры – русский народный костюм. А как же выглядел национальный костюм нашей Смоленской губернии и какие имел особенности? Желание выяснить этот вопрос и привело меня к проблеме.
У меня есть цель:
1. Знакомство с историей вышивки на Руси.
2. Выявление элементов, наиболее характерных для костюма Смоленской губернии.
Результаты исследования.
Искусство вышивки на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Этим видом рукоделия владели все женщины от мала до велика независимо от положения в обществе. С 8 лет девочек начинали обучать искусству вышивания. Осваивали они это мастерство под чутким руководством своих матерей. Каждая девочка, начиная с детства, готовила себе приданое к свадьбе.
«Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили:
и читать, и писать, и узоры вышивать» (обрядовая песня).
Орнаменты передавались из поколения в поколение, и вышивальщицы бережно переносили их на ткань. Вышивка на одежде не только украшала и радовала окружающих прелестными узорами, но и защищала того, кто носил эту одежду от беды, от злого человека. Всем орнаментам в вышивке приписывались магические свойства, поэтому каждый элемент, каждая линия и даже точка имели своё значение и обладали большой силой.
Смоленщина в далёкие времена славилась льном. «Между смоленскими бабами есть большие искусницы вышивания. Их узоры на редкость художественны и разнообразны. Они выполняют заказы с трогательным старанием и любовью», - писал в 1905 году известный художественный критик С. Маковский, знакомясь с Талашкинскими художественными мастерскими. Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов. В их основе лежат геометрические узоры, которые отражают раннеземледельческие представления об устройстве мира.
Вертикальные и косые линии в древности символизировали дождь. Жизнь каждого человека постоянно связана с водой, а, значит, к воде нужно относиться с уважением, с ней нужно дружить.
Наши предки располагали линии в орнаментах в строго определённом порядке, будто призывая водную стихию быть благосклонной к человеку. Волнообразные линии в вышивке обозначали воду.
Струи воды, омывающие зёрна.
Крупный квадрат заполненный квадратиками-точками - это древний символ засеянного поля.
Учёные считают, что такой узор имеет самое прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а всё в целом связано с магией плодородия.
Крюковые узоры. В Духовщинском районе их называли «козюльками». Рисунок был составлен из ряда ломаных линий, входящих одна в другую и являлся знаком плодородия.
Свастика (крест). Этот знак, опороченный фашистами, имеет очень древнее происхождение и относится к солнечной символике.
Он встречается в разнообразных и сложных очертаниях, с двумя, тремя загибами, крюковыми отметами и получил название «завивастый хрест».
Недаром говорят: «Солнце светит всем» – на все четыре стороны света.
Ромб - самый распространённый мотив смоленской вышивки. Это символ солнца. Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия. Во всевозможных комбинациях он составляет основу орнамента. Разные варианты ромба с крючками не только образуют богатый декоративный узор, но и складываются в сложную замысловатую картину. Тут и посев, и взращивание, и уборка урожая. Смоленские крестьянки одевали на жатву самые красивые наряды. И вот по ржаному полю медленно передвигаются женщины с серпами в руках. Труд тяжкий, изнурительный, но какое почтение к земле, которая и кормит, и одевает!
Ромб с крюками, изображает людей, которые трудятся на поле.
Самооценка.
Я поняла, что традиционный народный костюм – уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.
Я собрала, изучила и проанализировала много материала, узнала об орнаменте в русском костюме Смоленской губернии. Создала при помощи одноклассников журнал мод, в котором модели одежды украшены орнаментом, используемом в костюме Смоленской губернии.
Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни людей. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Этот вопрос заинтересовал и меня. Я считаю, что необходимо возрождать семейные и народные традиции через воссоздание форм народного костюма, использовать его элементы в современной одежде; проводить традиционные народные праздники и выставки; приобщать к исследовательской работе обучающихся в образовательных учреждениях.
Список используемой литературы
1.Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947 г.
2.Журавлёва Л.С. Талашкино. М. 1989 г.
3.Дурасов Г. П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1990. С. 8–9.
4.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс
Контрольный диктант Весна На дворе весна. Ярко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зелёные платья. У берёзки золотые серё...
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку 2 класс
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку представлены контрольным списыванием с грамматическими заданиями....
Аттестационные материалы промежуточной аттестации по русскому языку (3 класс)
Аттестационный материал состот из пояснительной завписки, текста диктанта и грамматического задания....
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 3 классе
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 3 классе по УМК "Гармония"...
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку во 2 классе
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку во 2 классе по УМК "Гармония"...
Материалы для проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 4 классе
Материалы дл проведения промежуточной аттестации по русскому языку в 4 классе...
Материалы для промежуточной аттестации по русскому языку 2 класса
Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Задание 1(диктант) проверочной работы направлено прежде всего на выявление уровня владения ...