Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа"
календарно-тематическое планирование (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» для 1 года обучения подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Шахматная школа» 1 класс Автор: Балазан В.Д., (в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: На заседании МО Протокол № ____ От«___»______2019 г. __________________ | Согласовано: Зам.директора по УВР Т.А. Белякова «___»________2019 г. | Утверждено: Директор МОУ СОШ «Перспектива» Чугарова Г.В. «___»________2019 г. |
Рабочая программа по курсу внеурочной
деятельности
Шахматная школа
Направление: спортивно-оздоровительное
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы «Перспектива»
городского округа Власиха
Московской области
учителя начальных классов
Головченко Ирены Анатольевны, 4 В класс
2019 - 2020 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» для 1 года обучения подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной программы внеурочной деятельности «Шахматная школа» 1 класс Автор: Балазан В.Д., (в редакции ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»)2016 год
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gensunasumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
- развитие интеллектуальных процессов, творческого мышления;
- развитие навыков групповой работы;
- развитие способности к управлению своими эмоциями и действиями;
® развитие активности, целеполагания, личной ответственности;
- развитие образного мышления, расширение представления об окружающем мире.
» воспитание целеустремленности, самообладания, навыков самодисциплины, бережного отношения ко времени;
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
- принцип индивидуализации обучения - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта т творческой деятельности.
Осоциальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду.
Основой программы является деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, рассказов и др. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих качеств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. В то же время, шахматы стали профессиональным видом спорта. Все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты освоения программы курса.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
- Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
- Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
- Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение в образовательную программу. | 1 |
2 | Легенды и сказания о возникновении шахмат. | 1 |
3 | Шахматная доска. | 3 |
4 | Шахматные фигуры. | 4 |
5 | Начальная расстановка фигур. | 3 |
6 | Ходы и взятие фигур. | 8 |
7 | Цель шахматной партии. | 6 |
8 | Игра всеми фигурам из начального положения. | 7 |
9 | Итоговое занятие. | 1 |
Итого | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема | Кол. часов | Виды деятельности | Дата проведения | По факту | |||||
Введение в образовательную программу (1 ч) | ||||||||||
1 | Знакомство с программой «Шахматная школа». | 1 | Чтение дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. | 05.09 | ||||||
Легенды и сказания о возникновении шахмат 1 час. | ||||||||||
2 | Что такое шахматы и шахматная игра. Легенды о происхождении шахмат | 1 | Расположение доски между партнерами. Горизонтальная и вертикальная линии. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль». | 12.09 | ||||||
Шахматная доска – 3 часа. | ||||||||||
3 | Знакомство с шахматной доской | 1 | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки». Центр. Форма центра. Количество полей в центре. | 19.09 | ||||||
4 | Шахматная доска. Белые и черные поля. | 1 | Белые и черные. Просмотр диафильма «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка». | 26.09 | ||||||
5 | Шахматная доска. Диагональ. | 1 | Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагональ. Короткие диагонали. | 03.10 | ||||||
Шахматные фигуры – 4 часа. | ||||||||||
6 | Шахматные фигуры. | 1 | Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. | 17.10 | ||||||
7 | Шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король | 1 | Знакомство с фигурами: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. | 24.10 | ||||||
8 | Шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король (практическое занятие). | 1 | Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин» | 31.10 | ||||||
9 | Дидактические задания и игры | 1 | Дидактические задания и игры Захват и защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух). | 07.11 | ||||||
Начальная расстановка фигур – 3 часа. | ||||||||||
10 | Начальное положение. | 1 | Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи, взятие. | 14.11 | ||||||
11 | Слон в игре. | 1 | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. | 28.11 | ||||||
12 | Ладья против слона. | 1 | Дидактические задания и игры «Взятие», «Защита», «Двойной удар» (ладья против слона, две ладьи против слона, две ладьи против двух слонов, сложные положения) | 08.12 | ||||||
Ходы и взятие фигур – 8 часов. | ||||||||||
13 | Правила хода и взятия каждой из фигур. | 1 | Дидактические задания и игры. "Мешочек". | 12.12 | ||||||
14 | Запись положения фигур на шахматной доске. | 1 | Дидактические задания и игры. "Да и нет", "Мяч". | 19.12 | ||||||
15 | Запись шахматных ходов. | 1 | Дидактические задания и игры «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры» | 26.12 | ||||||
16 | Передвижение ладьи по шахматной доске. | 1 | Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение». | 09.01 | ||||||
17 | Передвижение короля и ферзя. | 1 | Ход ферзя. Взятие. Дидактические игры «Один в поле воин», «Лабиринт». | 16.01 | ||||||
18 | Изучение и запись ходов слона. | 1 | Дидактические игры «Битва часовых», «Атака, еще раз атака». | 23.01 | ||||||
19 | Передвижение короля и ферзя. | 1 | Дидактическая игра «Двойной удар». | 30.01 | ||||||
20 | Ход пешки, взятие. | 1 | Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Дидактическая игра «Ограничение подвижности» | 06.02 | ||||||
Цель шахматной партии – 6 часов | ||||||||||
21 | Понятие о цели шахматной игры. | 1 | Цель игры. Шах ферзём, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. | 13.02 | ||||||
22 | Знакомство с шахом, матом, патом, ничья, рокировка. | 1 | Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания и игры «Первый шах», «Дай открытый шах», «Дай двойной шах» | 27.02 | ||||||
23 | Шах. | 1 | Дидактические задания и игры. «Шах - не шах», «5 шахов», «Рокировка». | 05.03 | ||||||
24 | Мат. | 1 | Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактические задания и игры. «Защита от шаха». | 12.03 | ||||||
25 | Ничья, пат. | 1 | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Дидактические задания и игры. «Мат - не мат», «Первый шах». | 19.03 | ||||||
26 | Рокировка. | 1 | Знакомство с правилами рокировки. Дидактические задания и игры. Закрепление и повторение. | 26.03 | ||||||
Игра всеми фигурами из начального положения -7 часов. | ||||||||||
27 | Общие положения о том, как начинать шахматную партию. | 1 | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. | 02.04 | ||||||
28 | Демонстрация коротких партий. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 16.04 | ||||||
29 | Шахматная партия. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 23.04 | ||||||
30 | Шахматная партия. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. Закрепление. Дидактические игры. | 30.04 | ||||||
31 | Шахматная партия. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. Повторение и закрепление. | 07.05 | ||||||
32 | Повторение программного материала. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры. | 14.05 | ||||||
33 | Повторение программного материала. | 1 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 21.05 | ||||||
Итоговое занятие. | ||||||||||
34 | Итоговое занятие. | 1 | Викторина «В стране шахмат» | 28.05 | ||||||
Итого: 34 урока |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе
Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Календарно-тематическое планирование кружка общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ШКОЛА ГРАМОТЕЕВ" в 4 классе.
Данная рабочая программа была составлена на 2016-2017 учебный год по курсу внеурочной деятельности "ШКОЛА ГРАМОТЕЕВ" в 4 классе. Выдержана в соответствии с современными требованиями ФГОС. Успешн...

Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности (начальная школа)
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школа общения» по социальному направлению разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной програм...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" 2019-2020 гг.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи" создана на основе авторской программы по внеурочной деятельности Т. Н. Соколовой « Юным умникам и у...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Школа развития речи"...