Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности (начальная школа)
рабочая программа на тему
Рабочие программы по курсам внеурочной деятельности разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357, от 18 декабря 2012 г. N 1060 г., от 29 декабря 2014 года №1643 от 31.12.2015 года №1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373", с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество, под редакцией Д.В.Григорьева, курса «Речь» под редакцией Т.Н.Соколовой, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Курагинская СОШ № 7 (принята на педагогическом совете МБОУ Курагинская СОШ № 7 от 31 августа 2016 года), учебного плана внеурочной деятельности, и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Курагинская СОШ № 7.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу студии «Кукольный театр «Зеркало» на 2017-2018 уч. г. (1 класс) (33 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
Теоретически-познавательный раздел – 1 ч | |||
1 | Особенности работы театрального кружка | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
2 | Экскурсия в лес. Наблюдение за осенними изменениями в природе | ||
3 | Рисование на тему «Осень в лесу» | ||
Тренинго-развивающий раздел – 1 ч | |||
4 | Артикуляционная гимнастика в работе актера театра кукол | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
5 | Сочинение сказки «Волшебница осень» | ||
6 | Распределение ролей. Работа с текстом | ||
Постановочная работа – 3 ч | |||
7 | Изготовление экспозиции по сказке «Волшебница осень» | ||
8 | Рисование эскизов костюмов и декораций к спектаклю «Волшебница осень» | ||
9 | Постановка спектакля «Волшебница осень» | ||
Просмотрово-информационный раздел – 1 ч | |||
10 | Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Теремок» и «Репка» | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
11 | Чтение сказки «Теремок» по ролям, распределение ролей | ||
12 | Работа над ролью | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
13 | Рисование эскизов костюмов и декораций к спектаклю «Теремок» | ||
14 | Изготовление декораций и персонажей к спектаклю Теремок» | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
15 | Репетиция «в декорациях» | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
16 | Изготовление пригласительных билетов для спектакля | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
17 | Постановка спектакля по сказке «Теремок» | ||
Просмотрово-информационный раздел – 1 ч | |||
18 | Слушание сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом» и просмотр мультфильма | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
19 | Чтение по ролям сказки «Кошкин дом» | ||
Творческая мастерская – 3 ч | |||
20 | Аппликация по сказке «Кошкин дом» (коллективная работа) | ||
21 | Рисование эскизов для изготовления персонажей и декораций по сказке «Кошкин дом» | ||
22 | Изготовление декораций к спектаклю «Кошкин дом» | ||
Постановочная работа -3 ч | |||
23 | Подготовка спектакля по сказке «Кошкин дом» (работа над ролью) | ||
24 | Репетиция спектакля в декорациях | ||
25 | Постановка спектакля «Кошкин дом» | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
26 | Чтение стихотворений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе» | ||
27 | Беседа по содержанию сказки «Федорино горе", распределение ролей | ||
Теоретически-познавательный раздел – 1 ч | |||
28 | Понятие о театральных профессиях. Правила поведения в театре | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
29 | Подготовка спектакля, работа над ролью | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
30 | Изготовление реквизита для спектакля по сказке «Федорино горе" | ||
31 | Роспись посуды и персонажей к спектаклю «Федорино горе" | ||
Тренинго-развивающий раздел – 2 ч | |||
32 | Работа над четкостью произношения (по тексту сценария) | ||
33 | Представление спектакля «Федорино горе» |
Календарно-тематическое планирование по курсу студии «Кукольный театр «Зеркало» на ___________ уч. г. (2 класс) (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
Теоретически-познавательный раздел – 1 ч | |||
1 | Правила поведения в театре. | ||
Творческая мастерская – 4 ч | |||
2 | Экскурсия в лес. Наблюдение за изменениями в природе. | ||
3 | Рисование на тему «Краски волшебницы осени». | ||
4 | Сочинение «Сказки о том, как осень искала краски». | ||
5 | Изготовление экспозиции по «Сказке о том, как осень искала краски» (коллективная работа) | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
6 | Чтение обсуждение сценария. Распределение ролей. Работа над ролью. | ||
Постановочная работа – 2 ч | |||
7 | Изготовление персонажей и декораций к настольному спектаклю «Сказка о том, как осень искала краски» (из природного материала). | ||
8 | Работа над спектаклем «Сказка о том, как осень искала краски». | ||
Просмотрово-информационный раздел – 1 ч | |||
9 | Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики». | ||
Тренинго-развивающий раздел – 2 ч | |||
10 | Создание образов с помощью жестов. Пантомимы | ||
11 | Чувство ритма, быстроты реакции, координации движений | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
12 | Чтение сказок «Петушок Бобовое Зёрнышко», «У страха глаза велики» и знакомство со сценарием. | ||
13 | Работа над ролью. Распределение ролей в группах. | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
14 | Изготовление пригласительных билетов на театрализованный праздник «Сказка за сказкой». | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
15 | Театрализованный праздник «Сказка за сказкой». Выставка творческих работ учащихся. | ||
Теоретически-познавательный раздел – 1 ч | |||
16 | Беседа «Сказки А. С. Пушкина». | ||
Просмотрово-информационный раздел – 1 ч | |||
17 | Просмотр видеофильмов: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | ||
Творческая мастерская – 3 ч | |||
18 | Рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | ||
19 | Конкурс рисунков и поделок по сказкам А. С. Пушкина | ||
20 | Рисование эскизов костюмов и декораций к спектаклю по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Сказка о золотом петушке». | ||
Творческая мастерская – 3 ч | |||
21 | Репетиция «в декорациях» фрагментов к сказкам А.Пушкина | ||
22 | Изготовление пригласительных билетов на театрализованный праздник. | ||
23 | Выставка детских работ. | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
24 | Театрализованный праздник «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина». | ||
Теоретически-познавательный раздел – 2 ч | |||
25 | Беседа «История кукольного театра». | ||
26 | Беседа-диалог о французском писателе Шарле Перро. | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
27 | Чтение сказок Шарля Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». | ||
Просмотрово-информационный раздел – 1 ч | |||
28 | Просмотр мультфильмов по сказкам Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка». | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
29 | Чтение сценариев. Распределение ролей. Работа над выразительностью речи. | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
30 | Рисование эскизов для создания пальчиковых кукол и декораций к спектаклям по сказкам Ш. Перро «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка». | ||
31 | Изготовление пальчиков кукол и декораций к спектаклям по сказкам Ш. Перо «Кот в сапогах» и «Красная Шапочка». | ||
Постановочная работа – 3 ч | |||
32 | Работа над ролью к спектаклю по сказкам Ш.Перро | ||
33 | Подготовка спектаклей по сказкам Ш. Перро «Кот в сапогах» и «Красная шапочка». | ||
34 | Театрализованный праздник «В волшебном мире Шарля Перро». |
Календарно-тематическое планирование по курсу студии «Кукольный театр «Зеркало» на ___________ уч. г. (3 класс) (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
Теоретически-познавательный раздел – 2 ч | |||
1 | Посещение театральной постановки для детей | ||
2 | Беседа-диалог «Сказки весёлые, добрые, грустные» | ||
Просмотрово-информационный раздел – 3 ч | |||
3 | Просмотр видеофильма русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ||
4 | Чтение и анализ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ||
5 | Рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Алёнушка» | ||
Постановочная работа – 2 ч | |||
6 | Работа с текстом сценария, распределение ролей | ||
7 | Работа над ролью | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
8 | Изготовление декораций и перчаточных кукол для спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (в технике папье-маше) | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
9 | Репетиция «в декорациях» спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
10 | Изготовление пригласительных билетов на спектакль для родителей | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
11 | Премьера спектакля «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | ||
Актерское мастерство – 6 ч | |||
12 | Понятие об актерском мастерстве и о художественных средствах создания образа | ||
13 | Этюд с придуманными обстоятельствами | ||
14 | Взаимодействие актеров на сцене | ||
15 | Тренинг по взаимодействию действующих лиц | ||
16 | Этюдный тренаж | ||
17 | Чтение сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки в обработке А.Н. Толстого «Морозко» | ||
Теоретически-познавательный раздел – 2 ч | |||
18 | Анализ содержания сказок «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
19 | Рассматривание иллюстраций к сказкам «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
20 | Рисование по мотивам сказок «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
21 | Лепка из глины персонажей по сказкам «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
22 | Работа над сценариями по сказкам, распределение ролей | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
23 | Рисование эскизов декораций и персонажей к спектаклям «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
24 | Роспись глиняных фигур по сказкам «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
25 | Выполнение этюдов с предметами и без предметов | ||
26 | Соединение словесного действия с физическим действием персонажа | ||
Творческая мастерская – 5 ч | |||
27 | Изготовление перчаточных кукол к спектаклям по сказкам «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
28 | Изготовление декораций к спектаклям «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
29 | Создание декораций из разнообразных материалов и природных форм | ||
30 | Работа над постановкой спектаклей «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
31 | Изготовление пригласительных билетов на новогодний праздник для родителей | ||
Постановочная работа – 3 ч | |||
32 | Репетиция «в декорациях» спектаклей «Мороз Иванович» и «Морозко» | ||
33 | Премьера спектаклей на новогоднем празднике | ||
34 | Подведение итогов. Рецензирование спектаклей |
Календарно-тематическое планирование по курсу студии «Кукольный театр «Зеркало» на ___________ уч. г. (4 класс) (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
Теоретически-познавательный раздел – 2 ч | |||
1 | Посещение театральной постановки для детей | ||
2 | Понятие о театральных профессиях | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
3 | Беседа о великом русском художнике В. Васнецове | ||
4 | Словесное рисование. | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
5 | Изготовление панно в технике оригами по мотивам русских народных сказок «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кащей Бессмертный», «Гуси-лебеди» (работа по группам) | ||
6 | Изготовление персонажей и декораций по сказкам «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна», «Сивка-Бурка» | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
7 | Работа над постановкой спектаклей по мотивам русских народных сказок. | ||
Тренингово-развивающий раздел – 3 ч | |||
8 | Словодействие, намерение, подтекст | ||
9 | Манипуляция голоса. Озвучивание пьесы | ||
10 | Разучивание ролей с применением голосовых манипуляций | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
11 | Изготовление афиши и пригласительных билетов для приглашенных на театрализованный праздник | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
12 | Работа с текстами сказок «Конек-Горбунок», «Сказка о царе Салтане» | ||
Постановочная работа – 2 ч | |||
13 | Работа над сценарием к спектаклю «Конек-Горбунок» | ||
14 | Репетиция по ролям | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
15 | Изготовление пригласительных билетов для родителей. | ||
16 | Оформление выставки детского творчества. | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
17 | Премьера спектакля «Конек-Горбунок» | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
18 | Оформление стенда «Все о театре» | ||
Актерское мастерство – 2 ч | |||
19 | Беседа об уральском сказочнике П.П.Бажове | ||
20 | Чтение сказок П.П. Бажова «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Серебряное копытце» | ||
Творческая мастерская – 1 ч | |||
21 | Рисование по мотивам сказок П.П.Бажова (конкурс на лучший рисунок) | ||
Актерское мастерство – 3 ч | |||
22 | Работа над постановкой голоса, чтение по ролям | ||
23 | Работа над ролью (индивидуально) | ||
24 | Этюдные работы: оживление куклы, работа с воображаемыми предметами, сценическая речь. | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
25 | Изготовление перчаточных кукол для спектаклей по сказкам П.П.Бажова «Каменный цветок», «Хрупкая веточка», «Серебряное копытце». (Работа по группам, головки персонажей выполняются в технике папье-маше) | ||
26 | Изготовление афиши и пригласительных билетов на творческий вечер. | ||
Постановочная работа – 1 ч | |||
27 | Тематический вечер, посвященный творчеству П.П.Бажова | ||
Тренинго-развивающий раздел – 2 ч | |||
28 | Беседа-диалог «За кулисами театра» | ||
29 | Беседа-диалог «Творчество датского сказочника Х.-К.Андерсена | ||
Актерское мастерство – 1 ч | |||
30 | Чтение произведений датского писателя Х.-К.Андерсена «Гадкий утенок», «Русалочка», «Оле-Лукойе» | ||
Творческая мастерская – 2 ч | |||
31 | Изготовление афиш и пригласительных билетов на тематический вечер «Творчество датского сказочника Х.-К.Андерсена» | ||
32 | Оформление выставки детского творчества | ||
Постановочная работа -2 ч | |||
33 | Тематический вечер «Творчество датского сказочника Х.-К.Андерсена» | ||
34 | Калейдоскоп лучших спектаклей по итогам изучения курса |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные умники и умницы» для 1 - 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357, от 18 декабря 2012 г. N 1060 г., от 29 декабря 2014 года №1643 от 31.12.2015 года №1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373", с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество, под редакцией Д.В.Григорьева, курса «Речь» под редакцией Т.Н.Соколовой, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Курагинская СОШ № 7 (принята на педагогическом совете МБОУ Курагинская СОШ № 7 от 31 августа 2016 года), учебного плана внеурочной деятельности, и является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Курагинская СОШ № 7. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд). культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования следующих УУД Личностные результаты Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий . Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объѐма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объѐма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Содержание программы 1 класс
Свойства предметов. Множества предметов, обладающие указанным свойством. Целое и часть. Признаки предметов. Закономерности в значении признаков у серии предметов.
Последовательность действий, заданная устно и графически. Порядок действий, ведущий к заданной цели. Целое действие и его части.
Высказывания. Истинные и ложные высказывания. Отрицания. Логическая операция «и».
Функциональные признаки предметов. Установление общих признаков. Выделение основания для сравнения. Сопоставление объектов по данному основанию.
Хаотичный и систематический перебор вариантов.
Наделение предметов новыми свойствами. Перенос свойств. Рассмотрение положительных и отрицательных сторон одних и тех же свойств предметов.
2 класс
Определения. Ошибки в построении определений. Закономерности в числах и фигурах, буквах и словах.
Сходство. Различие. Существенные и характерные признаки. Упорядочивание признаков. Правила сравнения.
Противоположные отношения между понятиями. Виды отношений. Отношения «род-вид». Упорядочивание по родовидовым отношениям.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Истинные и ложные высказывания. Правила классификации. Причинно-следственные цепочки. Рассуждения. Умозаключения.
Создание собственных картин «Игра с закономерностями».
Логические упражнения. Логические задачи. Интеллектуальные викторины. Составление вопросов и загадок. Логические игры. 3 класс
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
Перестановки. Размещения. Сочетания.
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины 4 класс
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно0следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Математические отношения Распределение часов по разделам. Курс «Юным умникам и умницам»
Особенности организации учебного процесса Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. , что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях. В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Рекомендуемая модель занятия: 1класс «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования учѐных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объѐм памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. РАЗМИНКА (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определѐнного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включѐнные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмоpa. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗMOB, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ. (10-15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приѐмы познавательной деятельности. Все задания подобраны так, что: степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребѐнка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10-12 минут). КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребѐнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение нуждается в коррекции, путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ, ШТРИХОВКА (10 минут). В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. Поэтому очень важно «поставить руку». Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребѐнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребѐнка. При регулярном выполнении таких упражнений ребѐнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами разбивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребѐнкa, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, в которые заносятся результанты, полученные после проверки выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят. 2 класс Методы и приѐмы организации учебной деятельности второклассников в большей степени, чем первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверкe самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания. На занятие по РПС во втором классе отводится 40-45 минут. Рекомендуемая модель занятия такая: «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2-3 минуты). РАЗМИНКА (3-5 минут). Во втором классе увеличивается количество вопросов, включенных в разминку. Сами вопросы становятся более сложными. Увеличивается темп вопросов и ответов. ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10-15 минут). Материал, включѐнный в раздел «Задания на развитие внимания», имеет, как и в 1 классе, своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объѐма произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. Для развития внимания и зрительной памяти почти в каждое занятие включен зрительный диктант. В раздел «Развитие воображения» включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на вычерчивание фигур без отрыва карандаша, на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ -.(10—15 минут). Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики. Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребѐнка не только формируются, лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Чем больше и чаще ребѐнок будет уделять внимание своим глазам, тем дольше он сохранит хорошее зрение. Те же дети, чье зрение оставляет желать лучшего путем регулярных тренировок смогут значительно улучшить его. Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТИ РАССУЖДАТЬ - (5 минут). В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения. Способность ребѐнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 36. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребѐнка. 3 класс Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности. Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления. Методы и приѐмы организации деятельности третьеклассников в большей степени, чем ранее, ориентированы на увеличение объѐма самостоятельной умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей. На каждое занятие по РПС в третьем классе отводится 45 минут. Рекомендуемая модель занятия такова: «МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты). РАЗМИНКА (3-5 минут). ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, - ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10 минут). КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут). На этом этапе задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребѐнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребѐнка. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты). РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут). Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень, важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы 4, данные в которую заносятся: после выполнения детьми заданий на занятиях № 1 и № 36., Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения, заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. 4 класс Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвѐртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания. К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие. Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других — растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными. Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей. Материал одного занятия в 4 классе рассчитан на 45 минут. Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе. МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (2 минуты). РАЗМИНКА (3-5 минут). ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ (10 минут). КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ (10 минут). ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (2-3 минуты). РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ (10-15 минут). |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Юные умники и умницы» на 2017-2018 уч. г. (1 класс) (33 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Практический материал – 1 ч | ||
Вводный тест. Занятие - игра | |||
Свойства, признаки и составные части предметов – 2 ч | |||
2. | Сравнение предметов по свойству. | ||
3. | Целое и часть. | ||
Элементы логики – 1 ч | |||
4. | Знакомство с отрицанием. | ||
Сравнение – 3 ч | |||
5. | Признаки предметов. | ||
6. | Признаки предметов и значение признаков. | ||
7. | Обобщение по признаку. | ||
Действия предметов – 2 ч | |||
8. | Закономерности в значении признаков у серии предметов. | ||
9. | Описание последовательности действий. | ||
Практический материал – 1 ч | |||
10. | Логические упражнения. | ||
Действия предметов – 2 ч | |||
11. | Последовательность действий и состояний в природе. | ||
12. | Целое действие и его части. | ||
Комбинаторика – 2 ч | |||
13. | Комбинаторика. Хаотичный перебор вариантов. | ||
14. | Комбинаторика. Систематический перебор вариантов. | ||
Действия предметов - 3 ч | |||
15. | Одно действие, применяемое к разным предметам. | ||
16. | Промежуточный тест по курсу «Юным умникам и умницам» | ||
17. | Функции предметов. | ||
Элементы логики – 1 ч | |||
18. | Логическая операция «и». | ||
Действия предметов – 1 ч | |||
19. | Выделение главных свойств предметов. | ||
Свойства, признаки и составные части предметов – 4 ч | |||
20. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | ||
21. | Закономерность в расположении фигур и предметов. | ||
22. | Упорядочивание серии предметов по разным признакам. | ||
23. | Последовательность событий. | ||
Элементы логики – 3 ч | |||
24. | Высказывания. | ||
25. | Истинные и ложные высказывания. | ||
26. | Комбинаторика. Расстановки и перестановки. | ||
Практический материал – 1 ч | |||
27. | Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения). | ||
Развитие творческого воображения – 6 ч | |||
28. | Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами. | ||
29. | Перенос свойств с одних предметов на другие. | ||
30. | Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов. | ||
31. | Повторение тем: упорядочивание, последовательность, логические операции. | ||
32. | Часть-целое (в действиях). | ||
33. | Итоговое тестирование за курс 1 класса |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Юные умники и умницы» на _____________ уч. г. (2 класс) (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Входной тест. Понятие «логика» | ||
2 | Выделение признаков. | ||
3 | Различие. | ||
4 | Сходство. | ||
5 | Существенные признаки. | ||
6 | Характерные признаки. | ||
7 | Упорядочивание признаков. | ||
8 | Правила сравнения. | ||
9 | Значение сравнения. | ||
10 | Тест «Сравнение». Упражнение на сравнение предметов | ||
11 | Истинные и ложные высказывания. | ||
12 | Отрицание высказывания. | ||
13 | Понятие о классах. | ||
14 | Правила классификации. | ||
15 | Вопросы. | ||
16 | Алгоритм. | ||
17 | Тест «Алгоритм». Упражнения на составление алгоритмов | ||
18 | Закономерность в числах и фигурах. | ||
19 | Закономерность в буквах и словах. | ||
20 | Комбинаторика. Перестановки. | ||
21 | Комбинаторика. Размещения. | ||
22 | Комбинаторика. Сочетания. | ||
23 | Причина и следствие. | ||
24 | Причинно-следственные цепочки. | ||
25 | Противоположные отношения между понятиями. | ||
26 | Противоположные отношения между понятиями | ||
27 | Отношения: род-вид. | ||
28 | Упорядочивание по родовидовым отношениям. | ||
29 | Виды отношений. | ||
30 | Тест «Отношения». Упражнения на определение отношений | ||
31 | Определения. | ||
32 | Ошибки в построении определений. | ||
33 | Суждения. | ||
34 | Итоговый тест. |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Юным умникам и умницам» на _______________ уч. г. (3 класс) (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Входной тест. Понятие «Логика» | ||
2 | Закономерности в чередовании признаков. | ||
3 | Классификация по какому-то признаку. | ||
4 | Сравнение предметов по признакам. | ||
5 | Упражнение в сравнении | ||
6 | Состав предметов. | ||
7 | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | ||
8 | Найди отличия. | ||
9 | Действия предметов. Игра «Кто так делает?» | ||
10 | Комбинаторика. Перестановки, размещения. | ||
11 | Функциональные признаки предметов. | ||
12 | Симметрия. Симметричные фигуры. | ||
13 | Логическая операция «и». | ||
14 | Координатная сетка. | ||
15 | Решение логических задач и задач-шуток. | ||
16 | Результат действия предметов. | ||
17 | Обратные действия. | ||
18 | Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток. | ||
19 | Упражнения в установлении отношений | ||
20 | Порядок действий, последовательность событий. | ||
21 | Комбинаторика. Размещение, сочетание. | ||
22 | Составление загадок, чайнвордов. | ||
23 | Множество. Элементы множества. | ||
24 | Классификация по одному свойству. | ||
25 | Тест «Классификация». Классификация предметов по нескольким свойствам | ||
26 | Способы задания множества. | ||
27 | Сравнение множеств. | ||
28 | Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). | ||
29 | Решение задач с использованием понятий о множествах. | ||
30 | Выражения и высказывания. | ||
31 | Высказывания со связками «и», «или». | ||
32 | Отрицание. | ||
33 | Итоговое тестирование по курсу «Логика. 3 класс» | ||
34 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Юным умникам и умницам» на ______________ уч. г. (4 класс) (34 часа)
№ п/п | Раздел. Тему урока | Дата по плану | Дата по факту |
1. | Входной тест. | ||
2. | Повторение основных мыслительных операций. | ||
3. | Причинно-следственные цепочки. | ||
4. | Интегрированный урок: логика в окружающем мире. | ||
5. | Интегрированный урок: логика в русском языке. | ||
6. | Виды отношений между понятиями. | ||
7. | Комбинаторика. Решение задач с помощью таблиц. | ||
8. | Понятие о графах. | ||
9. | Рефлексивность отношений. | ||
10. | Симметричность отношений. | ||
11. | Тест «Отношения между понятиями». | ||
12. | Классификация. | ||
13. | Язык и логика. Фразеологизмы. | ||
14. | Язык и логика. Образность и меткость речи. | ||
15. | Язык и логика. Речевые ошибки. | ||
16. | Язык и логика. Пословицы. | ||
17. | Тест «Язык и логика». Языковые шарады | ||
18. | Работа над ошибками. Логические связки | ||
19. | Логические связки «или», «и». | ||
20. | Логическая связка «если …, то». | ||
21. | Логические возможности. | ||
22. | Ситуативная связь между понятиями. | ||
23. | Оценка ситуации с разных сторон. | ||
24. | Образное сравнение. | ||
25. | Синонимы. Многозначность. | ||
26. | Антонимы. | ||
27. | Тест «Языковая логика». Математические ребусы | ||
28. | Работа над ошибками. Понятие «граф» | ||
29. | Комбинаторика. Решение задач с помощью графов. | ||
30. | Рассуждения. | ||
31. | Выводы в рассуждениях. | ||
32. | Юмор и логика. | ||
33. | Юмор и логика. | ||
34. | Конкурс эрудитов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа" для обучающихся 1-4 классов
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлен...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Шахматная школа"
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы» для 1 года обучения подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе примерной п...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)
Программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности общекультурной направленности "Младший хор начальной школы (третий год обучения)"
В работе с хором ставится важнейшая задача, это выявление одаренной личности, развитие её творческой индивидуальности и обеспечение реализации самобытности ребенка. Важно через хоровую деятельнос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...
КОНСТРУКТОР РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель» для 1-4 класса уровня начального общего образования...