ПК 4.4. Педагогические разработки
учебно-методический материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №152»
Рассмотрено Протокол методического совета № «__»__________2019 г. | Утверждаю Директор _____________________ «__»____________2019 г. |
Программа внеурочной деятельности
курса «Волшебный мир оригами»
Направление: общекультурное Вид: художественное творчество Возраст учащихся: 8-9 лет Срок реализации: 1 год | Авторы-составители: Майорова Дарья, Засько Юлия Студентки 35 группы ЧПК№1 |
Челябинск,2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данного курса продиктована опытом работы в начальных классах, где особенно важно у детей развитие мелкой моторики, глазомера, концентрации внимания, умение следовать устным инструкциям, что и предполагает обучение по данной программе. Программа дает ребёнку возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, превращать его в предметы живой и неживой природы, предметы быта; постигать структуру, свойства, наслаждаться палитрой цветовых гамм, сочетанием различных комбинаций, таким образом, активизируя воображение, фантазию и развивая художественный вкус. Как помочь ребенку занять с пользой свое свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить разработанная мною программа.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
-Познакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
-Обучать различным приемам работы с бумагой.
-Формировать умения следовать устным инструкциям.
Личностные, метапредметные и познавательные результаты
освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по кружку «Волшебный мир оригами»
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий.
Познавательные:
– использовать общие приёмы решения задач;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием программы;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
– моделировать;
– обрабатывать и оценивать информацию;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– обобщать;
– рассуждать;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать и оценивать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Программа рассчитана на учащихся 3 классов. Количество часов в учебном году – 34 -1 раз в неделю.
Программа состоит из 10 разделов. Темы идут от простого, к сложному.
Учебно-тематическое планирование
Разделы, темы программы | Количество часов | Формы организационной деятельности учащихся на занятии | ||||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. Введение в волшебный мир оригами(сентябрь) | ||||||
Тема 1.История развития искусства оригами | 1 | 1 |
| |||
Тема 2.Учимся читать схемы | 1 | 1 | Мастер-класс, практикум | |||
Тема 3. Базовые формы двойной треугольник (изделие стаканчик) и двойной квадрат(изделие яхта) | 2 | 2 | Мастер-класс, практикум | |||
Раздел 2. Чудесные превращения бумажного листа (октябрь) | ||||||
Тема 1. Закладка «Единорог» | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 2. Изготовление коробок | 2 | 1 | 1 | Мастер-класс, практикум | ||
Тема 3. Коробка «Кролик» | 1 | 1 | Практикум | |||
Раздел 3. Птицы оригами (ноябрь) | ||||||
Тема 1. Голубь | 1 | 1 | Мастер-класс | |||
Тема 2. Хлопающая крыльями птица | 1 | 1 | Исследование, практикум | |||
Тема 3. Двойной лебедь | 1 | 1 | Практикум, создание выставки | |||
Раздел 4. Модульное оригами (декабрь) | ||||||
Тема 1. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей | 1 | 1 | Мастер-класс, практикум | |||
Тема 2. Бусы для елки | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 3. Новогодние украшения - звезды из 4 модулей | 1 | 1 | Мастер-класс, создание выставки | |||
Раздел 5. Оригами на праздничном столе (январь) | ||||||
Тема 1. Изделия из салфеток | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 2. Стаканчики | 1 | 1 | Мастер-класс | |||
Тема 3. Вазочки | 1 | 1 | Мастер-класс | |||
Тема 4. Оформление праздничного стола | 1 | 1 | Работа в группах, практикум | |||
Раздел 6. Валентинки из оригами (февраль) | ||||||
Тема 1. Ангельское сердце | 2 | 2 | Практикум | |||
Тема 2. Сердце крыльями | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 3. Валентинка из треугольных модулей | 1 | 1 | Работа в парах, практикум | |||
Раздел 7. Объемные цветы к празднику 8 марта (март) | ||||||
Тема 1. Маргаритки по схеме Джо Накашима | 1 | 1 | Мастер-класс, практикум | |||
Тема 2. Вариации на тему розы Кавасаки | 1 | 1 | Мастер-класс, практикум | |||
Тема 3. Розочка-волчок | 1 | 1 | Создание и оформление выставки, практикум | |||
Раздел 8. Оригами – животные (апрель) | ||||||
Тема 1. Пингвин | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 2. Медведь | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 3. Лиса | 1 | 1 | Мастер-класс | |||
Тема 4. Дракон | 1 | 1 | Практикум, создание выставки | |||
Раздел 9. Украшаю свою комнату (май) | ||||||
Тема 1. «Конфета-леденец» в технике оригами | 1 | 1 | Мастер-класс | |||
Тема 2. Подвесные звездочки | 1 | 1 | Практикум | |||
Тема 3. Коробочка в виде сердца | 1 | 1 | Мастер-класс | |||
Тема 4. Подвеска «Бабочка» | 1 | 1 | Мастер-класс, практикум | |||
Итоговое занятие: Создание иллюстраций к сказке «Теремок» в технике оригами | Работа в парах, практикум, спектакль |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. Введение в курс
Тема 1. История развития искусства оригами.
На изучение данной темы отводится час теории. Здесь детям будет выдан материал по исторической справке, место и время зарождения искусства и темп его развития. Так же дети ознакомятся с основными понятиями и формами работы, с необходимыми правилами техники безопасности в процессе всех этапов работы.
Тема 2. Учимся читать схемы.
На изучение схем отводится один теоретический и один практический час. У детей формируются умения следовать устным инструкциям, развиваются логическое и пространственное воображения. Дети практикуют простые схемы на листах бумаги.
Тема 3. Базовые формы двойной треугольник (изделие стаканчик) и двойной квадрат (изделие яхта).
На изучение этой темы отводится 2 практических часа: час на изучение базовой формы «двойной треугольник» и час на изучение базовой формы «двойной квадрат». В первом часу дети учатся конструировать базовую форму «двойной треугольник» и простое изделие, у которого в основе эта базовая форма- стаканчик. Во втором часу конструирую базовую форму «двойной квадрат» и изделие яхта.
Тема 4. Базовая форма «Дом» (изготовление пилоток)
На одном практическом часе, который отводится на изучение данной темы, дети знакомятся с новой базовой формой «дом». Учатся конструировать базовую форму по схеме. Затем самостоятельно, с помощью схем, занимаются изготовлением пилоток, в основу которой входит базовая форма «дом»
Тема 5. Базовая форма «Воздушный змей».
На данном часе дети знакомятся с новой базовой формой «воздушный змей», учатся конструировать ее с помощью схемы. Затем детям на выбор даются схемы нескольких изделий, которые они должны будут выполнить самостоятельно. В конце часа идет повторение всего пройденного материала: историческая справка, приемы работы и базовые формы.
Раздел 2. Чудесные превращения бумажного листа
Тема 1. Закладка «Единорог»
На данную тему отводится один практический час, но перед началом работы с детьми проводится беседа по теме закладок: их виды, назначение и т.д. Затем дети получают схемы закладки «Единорог» и вместе с учителем, обговаривая каждый этап, выполняют ее.
Тема 2. Закладка «Сердце»
Следующий час- продолжение изучения закладок. Дети получают схему закладки «Сердце» и самостоятельно конструируют ее. В конце занятия проводится выставка работ за 2 проведенных занятия.
Тема 3. Изготовление коробок
На данную тему отводится два часа: теоретический и практический. При изучении теории с детьми ведется беседа о видах коробок и способах предназначения. Затем учитель вместе с детьми конструирует простые виды коробок из бумаги и картона.
Тема 4. Коробка «Кролик»
Следующее два практических занятия продолжается конструирование коробок. Следующий вид - коробка «Кролик». Для учащихся 3 класса изготовление коробки такого вида вызывает затруднение, поэтому на эту тему отводится два часа. Дети получают схемы и вместе с учителем конструируют «Кролика»
Тема 5. Рамка для фото
На изучение бумажных видов рамок для фото отводится 1 практический час. Сначала дети с учителем беседуют о видах рамок в общем, затем о бумажных рамках. После этого дети получают схемы рамки, вспоминают технику безопасности, обговаривают этапы работы и инструменты, которые понадобятся при работе и конструируют вместе с учителем из целого листа бумаги.
Тема 6. «Конфета-Леденец» в технике оригами
Последний час раздела дети занимаются самостоятельным конструированием. Учащиеся вспоминают все приемы работы с бумагой, получают схемы «Конфеты-Леденца» и приступают к работе. После организуется выставка всех работ этого раздела.
Раздел 3. Птицы оригами
Тема 1. Голубь
Этот раздел подразумевает изучение птиц и конструирование их из бумаги. На изучение темы «Голубь» отводится один практический час. Детям раздаются схемы. Во время конструирования учитель рассказывает детям интересные факты о этих птицах. После завершения работы, некоторые ученики получают домашнее задание: найти интересные факты о птице.
Тема 2. Колибри.
На эту тему отводится также 1 практический час. Дети получают схемы и совместно с учителем конструируют колибри. После завершения работы, некоторые ученики получают домашнее задание: найти интересные факты о птице павлин, приготовить небольшой доклад.
Тема 3. Павлин
На изучение птицы павлин отводится 2 часа: теоретический и практический. На первом теоретическом часе ученики, которые получили задание на прошлом занятии, выступают с докладами, затем беседуют о птице. Практическое занятие – конструирование птицы по схеме.
Тема 4. Хлопающая крыльями птица
Данное занятие посвящено конструированию подвижной модели птицы(хлопающая крыльями). Как и на прошлых занятиях, дети по схеме вместе с учителем конструируют птицу из бумаги.
Тема 5. Двойной лебедь
На эту тему отводится 2 практических часа, так как конструирование данной модели вызывает небольшое затруднение у учащихся. Перед началом работы учитель рассказывает интересные факты о лебедях. Затем по схемам дети начинают конструировать.
В конце второго занятия организуется выставка всех птиц, сделанных в этом разделе.
Раздел 4. Модульное оригами
Тема 1. Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей
На данную тему отводится один практический час, но перед началом работы детям выдается теоретический материал о том, что такое модули, какие они бывают, и какие изделия могут получиться при складывании нескольких модулей. После этого дети вместе с учителем обговаривают приемы работы. Затем дети рассматривают готовые изделия из модулей и приступают к самостоятельному конструированию деталей-модулей и изделий из них.
Тема 2. Бусы для елки
Так как этот раздел рассчитан на декабрь, здесь начинается подготовка к Новому году. Первые изделия, которые дети будут конструировать – это бусы для елки. Сначала они проходят небольшую теорию: история возникновения, виды и т.д. Следующие два занятия дети занимаются конструированием разных видов бус из бумаги.
Тема 3. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей
На эту тему отводится 3 практических часа: первый – звезды из 4 модулей, второй – из 8, третий – из 16 модулей. Сначала учащиеся вспоминают приемы работы с деталями-модулями.
Тема 4. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками»
Последние два занятия дети занимаются созданием поздравительных открыток к новому году. Перед работой, соответственно, вспоминают технику безопасности.
Раздел 5. Оригами на праздничном столе.
Тема 1. Правила этикета.
На данную тему отводится один теоретический час. Целью денной темы является воспитание современного человека, который знает правила этикета и умеет ими пользоваться.
Тема 2. Складывание приглашений.
На данную тему отводится один практический час. В начале урока учитель рассказывает о видах приглашений, далее ребенок выбирает схему приглашения, которая ему понравилась. Затем поэтапно вместе с учителем дети складывают приглашения.
Тема 3. Складывание поздравительных открыток.
На данную тему отводится один практический час. Учащиеся по схеме складывают открытки. После оформляют их новогодними украшениями.
Тема 4. Складывание салфеток.
На данную тему отводится один практический час. В начале урока учитель раздает схемы салфеток и вместе с учащимися складывает салфетки различных видов.
Тема 5. Стаканчики.
На данную тему отводится один практический час. Дети по схемам складывают стаканчики и оформляют их в конце урока новогодними украшениями.
Тема 6. Вазочки.
На эту тему отводится один практический час. Учитель каждому ребенку раздает две схемы, на одной ваза легкого уровня сложности, на второй – среднего уровня сложности. В конце урока дети оформляют готовые вазочки новогодними украшениями.
Тема 7. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
В последний час раздела дети самостоятельно оформляют праздничный стол. Учащиеся вспоминают все пройденные темы из данного раздела и самостоятельно, складывают то, что им больше всего понравилось.
Раздел 6. Валентинки в технике оригами.
Тема 1. Сердце из 6 сгибов.
На данную тему отводится один практический час. Дети получают схемы сердца из 6 сгибов и вместе с учителем, обговаривая каждый этап, выполняют его.
Тема 2. Ангельское сердце.
На данную тему отводится один теоретический час и один практический. На теоретическом часе учитель раздает схемы изделия и вместе с учащимися разбирает условные знаки, проговаривают каждый этап. На практическом часе дети с легкостью собирают сначала сердце, потом крылья и соединяют их.
Тема 3. Сердце с крыльями.
На данную тему отводится один теоретический час и один практический. На теоретическом часе учитель раздает несколько схем изделий и вместе с учащимися разбирает условные знаки, проговаривает каждый этап. На практическом часе дети с легкостью собирают сердца и в конце занятия проводят выставку.
Тема 4. Валентинка из треугольных модулей.
На данную тему отводится три практических часа. На первом часе дети изготавливают модули. На втором часе из модулей собирают первую половину сердца. На третьем часе учащиеся собирают вторую половину сердца и соединяют ее с первой. В конце занятия проводится выставка валентинок из треугольных модулей.
Раздел 7. Объемные цветы к празднику 8 марта.
Тема 1. Маргаритки по схеме Джо Накашима.
На данную тему отводится один практический час. Дети получают схему маргаритки и самостоятельно конструируют ее.
Тема 2. Вариации на тему розы Кавасаки.
Следующие два практических занятия продолжается изготовление цветов.
Следующий вид – роза Кавасаки. Для учащихся 3 класса изготовление цветка такого вида вызывает затруднение, поэтому на эту тему отводится два часа. Дети получают схемы и вместе с учителем изготавливают розу.
Тема 3. Цветок Сакуры.
На данную тему отводится один практический час. Дети получают схемы и совместно с учителем конструируют цветок Сакуры. После завершения работы проводится выставка полученных изделий.
Тема 4. Цветочный стебель из треугольных модулей.
На эту тему отводится два практических часа. На первом занятии дети складывают треугольные модули. На втором занятии учащиеся собирают по схемам цветочный стебель из треугольных модулей.
Тема 5. Розочка – волчок.
На данную тему отводится один практический час. Дети получают схему цветка и самостоятельно конструируют ее. В конце занятия проводится выставка работ.
Тема 6. Чашелистик.
На данную тему отводится два практический часа. Для учащихся 3 класса изготовление цветка такого вида вызывает затруднение, поэтому на эту тему отводится два часа. Дети получают схемы и вместе с учителем изготавливают «Чашелистик». На втором занятии дети завершают свою работу и после организуется выставка всех работ этого раздела.
Раздел 8. Оригами – животные.
Тема 1. Белка.
На данную тему отводится один практический час. Дети получают схемы «Белки» и вместе с учителем, обговаривая каждый этап, выполняют ее. Один учащийся получает домашнее задание: подготовить не большой рассказ про слонов.
Тема 2. Слон.
На данную тему отводится один практический час. В начале дети слушают короткую информацию про слонов. Затем получают схемы «Слона» и вместе с учителем, обговаривая каждый этап, выполняют его. Один учащийся получает домашнее задание: подготовить не большой рассказ про пингвинов.
Тема 3. Пингвин.
На данную тему отводится один практический час. В начале дети слушают короткую информацию про пингвинов. Затем получают схемы «Пингвина» и вместе с учителем, обговаривая каждый этап, выполняют его. Один учащийся получает домашнее задание: подготовить не большой рассказ про медведей.
Тема 4. Медведь.
На данную тему отводится один практический час. В начале дети слушают короткую информацию про медведей. Затем получают схемы «Медведя» и самостоятельно выполняют его. Один учащийся получает домашнее задание: подготовить не большой рассказ про лис.
Тема 5. Лиса.
На данную тему отводится два практических часа. На первом занятии, в начале дети слушают короткую информацию про лис. Затем вместе с учителем разбирают условные обозначения. На втором занятии учащиеся самостоятельно собирают лису, после организуется выставка получившихся лис.
Тема 6. Дракон.
На данную тему отводится два практических часа. На первом занятии, в начале вместе с учителем разбирают условные обозначения. На втором занятии учащиеся самостоятельно собирают дракона, после организуется выставка всех работ этого раздела.
Раздел 9. Украшаю свою комнату.
Тема 1. Оригами. Конфета леденец.
На данную тему отводится один практический час. Учащиеся вспоминают все приемы работы с бумагой, получают схему изделия и самостоятельно ее выполняют.
Тема 2. Подвесные звездочки.
На данное занятие отводится один практический час. В начале урока учащиеся самостоятельно изготавливают звездочки в технике оригами. В конце урока соединяют их с подвеской.
Тема 3. Подставка кролик.
На данную тему отводится два практических часа, так как для учащихся 3 класса изготовление подставки такого вида вызывает затруднение. На первом занятии учащиеся начинают делать подставку. На втором занятии изготавливают кроличью голову и соединяют с «туловищем».
Тема 4. Коробочка в виде сердца.
На данную тему отводится два практических часа, так как для учащихся 3 класса изготовление коробки такого вида вызывает затруднение. На первом занятии учащиеся начинают делать коробку в виде сердца. На втором занятии заканчивают свою работу. В конце занятия проводится выставка получившихся коробок.
Тема 5. Подвеска бабочки.
На это занятие отводится один практический час. В начале урока учащиеся самостоятельно изготавливают бабочек в технике оригами по схемам. В конце урока соединяют их с подвеской.
Раздел 10. Итоговое занятие.
Тема: иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами.
На заключительное занятие отводится один практический час. Учащиеся создают персонажей по сказке «Теремок» по схемам, а также декорации к сказке из оригами.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности.
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения |
Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, мотивация к творческому труду; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; | Планируемый воспитательный результат: знают правила работы в парах, группах; мотивированы к творческому труду; заинтересованы в культуре и искусстве других народов нашей страны и мира в целом. Планируемый воспитательный эффект: имеют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; сформирована потребность к самостоятельной практической творческой деятельности. | ||
Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий | Планируемый воспитательный результат: знают способы решения проблем творческого и поискового характера; Планируемый воспитательный эффект: используют знаково-символические средства для создания моделей; владеют творческим видением; выполняют творческие проекты по моделированию. |
Методическое оснащение курса внеурочной деятельности
Для учащихся:
- Обязательная:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 2009.
- Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
- Дополнительная:
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2006.
- Интернет-ресурсы:
- «Самый большой каталог схем оригами».- URL: http://origamik.ru
Для учителя:
- Обязательная:
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2008
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Дополнительная:
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2009
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 2007
- Интернет-ресурсы:
- «Оригами».-URL: https://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/origami
- «Использование техники модульное оригами в работе с детьми».-URL:https://gepur-shop.ru/bumagi/origami-dlya-uchitelya-iz-bumagi.html
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности.
Наименование | Количество |
Компьютер Проектор Бумага (белая, цветная) формат А4 Ножницы Материалы для декора | 1 1 5 пачек Набор |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жадан А.А. «Уроки труда. Оригами». Аннотация к книге. – М. Интерпрессервис, 2016.
2. Нестерова Д. «Оригами. Базовые формы». Учебное пособие. – М. Астрель, 2011.
3. Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами". https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/07/22/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-origami-3-klass
4. Программа внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами". https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/08/15/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-volshebnyy-mir-origami
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Майорова Дарья Сергеевна
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
РЕФЕРАТ
Реферат защищен | Специальность: 44.02.02. |
с оценкой____________________ | Преподавание в начальных классах |
« » _______________ 2020 года | Курс: 4, группа: 45 |
Руководитель: Ульянова Т.А., | |
Челябинск, 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА I.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 4 |
1.1 Этапы работы и структура урока с использованием технологии продуктивного чтения | 4 |
1.2 Этапы работы и структура урока с использованием технологии продуктивного чтения | 5 |
1.3 Отличия техники продуктивного чтения от традиционного урока | 8 |
Выводы по I главе | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 10 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 11 |
ВВЕДЕНИЕ
«Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».
К.Д. Ушинский
Актуальность проблемы исследования:
Чтение, как процесс, лежит в основе изучения любого предмета. А умение работать с книгой и любовь к чтению значительно облегчают этот процесс познания нового. К сожалению, в последние годы мы всё чаще убеждаемся, что дети не любят читать, не интересуются книгами, «боятся» больших объёмов читаемого, читают по слогам даже в подростковом возрасте. Как следствие не понимают прочитанного, не умеют работать с книгой, воспринимая чтение как наказание. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания, образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опыт, интеллект ребенка. Поэтому сегодня непомерно возрастает роль школы и именно предметов художественного цикла, к которым относится и литература.
На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Технология продуктивного чтения».
Цель исследования: изучить суть технологии продуктивного чтения и ее реализацию в рамках урока.
Задачи исследования:
- Обосновать сущность понятия «продуктивное чтение».
- Изучить технологию продуктивного чтения.
ГЛАВА I.ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Суть технологии продуктивного чтения
В современном мире каждый человек должен уметь находить нужную
информацию, уметь ее осмысливать и интерпретировать, независимо от рода
деятельности. Чтение - это именно та техника получения знаний, а благодаря
пониманию текста происходит познавательная деятельность, в ходе которой
устанавливается смысл текста на основе читательского опыта.
Изучением читательской деятельности занималась профессор
Н.Н.Светловская, которая внесла большой вклад в это дело: разработала
теорию формирования типа правильной читательской деятельности, в
которую были введены такие понятия, как «читательская деятельность»,
«технология продуктивного чтения». По словам Н.Н. Светловской, технология продуктивного чтения - это образовательная технология, которая при помощи определенных приёмов чтения позволяет развить такие качества, как полное понимание текста и его оценка, выработка читательской позиции[1].
Технология продуктивного чтения (смыслового чтения) - это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности, благодаря которой происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимся, а также происходит выработка читательской позиции по отношению к тексту и его автору.
Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте [2]. То есть, чтение становится продуктивным когда:
1. ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
2. ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;
3. ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.
Целью же технологии продуктивного чтения является воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нём как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления[3].
Задачами продуктивного чтения являются:
1. помощь обучающимся овладеть функциональной грамотностью (умение пользоваться различными видами чтения, навыком понимания текста);
2. помочь овладеть осознанным чтением как инструментом мышления;
3. содействовать развитию речевой активности обучающихся как условию формирования коммуникативных навыков, необходимых для успешной социализации.
1.2 Этапы работы и структура урока с использованием технологии продуктивного чтения
В этапы работы технологии продуктивного чтения входят 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения и работа с текстом после прочтения. Рассмотрим их подробнее.
Работа с текстом до чтения. На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других. Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приемов:
А) антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения) – определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт;
Б)работа с иллюстрациями- работа с репродукциями картин, отражающих эпоху, но не являющихся иллюстрациями к данному произведению;
В) лексическая работа- работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение эпохи, в которой они использовались, определение содержания произведения;
Г) ассоциативный ряд- определение по группе слов темы урока, названия произведения;
Д) корзина мнений- дается ключевое слово по теме урока, обучающиеся должны вспомнить все, что связано с ним, сформулировать тему и цели урока.
Итогом работы на этом этапе является определение темы, целей и задач урока, которые формулируются обучающимися самостоятельно[].
Работа с текстом во время чтения. УУД данного этапа: эмоционально “проживать” текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; выразительно читать и пересказывать текст. При работе с текстом во время чтения используются следующие приемы:
А) читательский дневник, который заполняется по мере самостоятельного чтения произведения, который выполняет информационную, стимулирующую и контролирующую функции;
Б) двухчастный дневник, который заполняется по мере чтения произведения, в процессе работы над которым обучающиеся выписывают цитаты из текста и дают им свои комментарии;
Г) аннотирование текста (выделение с помощью цветного маркера или подчеркивания, выделение главных мыслей или разделов текста с помощью специальных значков, постановка вопросов);
Д) комментирование текста;
Е) кластер.
Итог работы на данном этапе- подробное изучение и понимание текста в целом[].
Работа с текстом после чтения. Формируются следующие УУД: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. На данном этапе работы с текстом используются следующие приемы:
А) Кубик Блума;
Б) “мозговая атака”;
В) беседа;
Г) творческие задания;
Д) синквейн.
Итог работы данного этапа - обобщение изученного материала, выводы по теме урока[].
Технология продуктивного чтения помогает обучающимся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении не только литературы, но и истории, биологии, географии.
1.3 Отличия техники продуктивного чтения от традиционного урока
Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь я организовываю исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.
На любом из уроков литературного чтения УМК «Школа России» можно применить технологию продуктивного чтения. Авторы, в некоторые произведения, сами включили вопросы для чтения с остановками (2 класс: В. Бианки «Музыкант», В. Драгунский «Тайное становится явным»; 4 класс: П.Ершов «Конёк – горбунок»).
Выводы по I главе
В ходе нашего исследования, в первой главе реферата мы разобрались в самом понятии «продуктивное чтение», отобразили его суть, задачи данной технологии.
Углубляясь в суть данной технологии мы перечислили и описали этапы работы с ней и структуру уроков литературного чтения с использование продуктивного чтения. Подобрали ряд методик, которые возможно использовать в работе с учащимися в рамках данной технологии.
Кроме этого, мы рассмотрели технологию продуктивного чтения в сравнении с традиционном обучением и выявили положительные качества методики, способные в большей мере развить умственные и личностные качества школьников на уроках литературного чтения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, технология продуктивного чтения является одной из эффективных технологий ее типа, так как она направлена на формирование у учащихся предметных и метапредметных универсальных учебных действий (осознанное чтение, толкование прочитанного, извлечение информации из прочитанного и т.д.).
Умения и навыки, которые должны приобрести школьники в процессе продуктивного, смыслового чтения: развитие умения анализировать задание, поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкции, ответы на поставленные вопросы (и письменные, и устные), определение последовательности событий в тексте, формулирование простых выводов после прочтения и многие другие, что говорит о эффективности данной методики.
Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна. Она эффективна как на уроках литературного чтения, так и на уроках русского языка и окружающего мира. Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бунеева Е.В. Развитие интеллектуально - речевых умений учащихся
как составляющей их функциональной грамотности // Начальная школа. - 2012, №8.- С. 6- 8.
2. Бунеева Е.В, Чиндилова О.В.. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.
3.Открытый урок. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/662111/ (Дата обращения: 20.03.20)
4. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.
Предварительный просмотр:
Конкурсно-игровая программа в 3-4-х классах «Счастливый случай»
Цели и задачи:
• развитие познавательных способностей, логического мышления и сообразительности младших школьников;
• воспитание чувства коллективизма, уважения к одноклассникам, старшим и младшим.
Оборудование: 2 стола, 2 скотча, 2 ножниц, конверты с заданием для команд
Заранее подготовить помещение — необходимо, чтобы команды сидели друг против друга.
Можно пригласить школьного библиотекаря и в ходе игры предоставить ему слово.
Музыкальное сопровождение — аудиозаписи любой медленной музыки.
Сценарий:
Ведущий: Наша встреча необычная. Вам, ребята, для сегодняшнего конкурса очень понадобятся дружба и смекалка, логическое мышление и знания, сообразительность и находчивость.
Начинаем нашу игру. Она немного похожа на известную телевизионную игру «Счастливый случай». Пусть правила немного изменены, но, согласитесь, это и есть ваш «счастливый случай» — показать знания и умения, дружбу и веселье.
Каждой команде дается по вопросу. Ученик, ответивший первым на вопрос, становится капитаном команды.
1. Что есть в арбузе, помидоре, огурце, но нет в дыне и тыкве? (Буква «Р».)
2. Представь, что ты кондуктор поезда. Поезд везет 1200 ящиков. В каждом ящике 100 коробок. В каждой коробке — пара ботинок. Сколько лет кондуктору? (Ответ может быть любым, но остроумным)
Ведущий: Итак, капитаны есть. Теперь можно начинать игру. Перед началом игры я представлю вам наших судей. Ведущий представляет приглашенных гостей.
1-й гейм. «Разминка»
Ведущий: За 1 мин каждая команда должна ответить на максимальное число вопросов. За каждый правильный ответ она получает одно очко.
Вопросы 1-й команде
• Катался мячом, пока не стал носком. (Клубок)
• В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («12 месяцев»)
• Может ли страус назвать себя птицей? (Нет)
• Шевельнул бородкой гном и вошел хозяин в дом. (Ключ)
• Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько повремени сыграл каждый игрок? (4 часа)
• Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка)
• Много — люди, один — ... (Человек)
• Птичий домик. (Гнездо. Возможен вариант — скворечник)
• Хитрое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса)
• Какой фразой заканчивается письмо? (До свидания)
• Стоящий на остановке трамвай обходят спереди или сзади? (Спереди)
• Какой орган человека называют «мотором»? (Сердце)
• Врач, сталевар, продавец — это ...? (Профессии)
• Пингвин — это птица? (Да)
• Какой цветок считается символом Японии? (Хризантема)
• Век живи, век ... (Учись)
• Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец)
• Кого больше, девочек или детей? (Детей)
• Бежать во весь дух — это значит ... (Быстро)
• Дерево медонос — это ... (Липа)
Вопросы 2-й команде
• Не летает, не поет, а клюет. (Рыба)
• Маленькие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)
• Как звали невесту Пьеро? (Мальвина)
• Человек, который живет рядом. (Сосед)
• Насекомое, дающее мед. (Пчела)
• В какой книге С. Маршак рассказал про обитателей зоопарка? («Детки в клетке»)
• Место, где растут овощи. (Огород)
• Малина, черника, крыжовник — это ... (Ягоды)
• На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
• Стоящий на остановке троллейбус или автобус обходят спереди или сзади? (Сзади)
• Их у человека двадцать. (Пальцев)
• Овца, заяц, слон — это ... (Животные)
• Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
• Какой цветок считается символом России? (Ромашка)
• С прилетом каких птиц считают, что пришла весна? (Грачи)
• Семь раз отмерь, а один раз ... (Отрежь)
• Чего больше, яблок или фруктов? (Фруктов)
• Морочить другому голову — это значит ... (Обманывать)
• Какое дерево дает сладкий сок? (Клен) Подводятся итоги.
2-й гейм «Темная лошадка»
Ведущий: Наша гостья очень любит книги и учит нас любить их. Работа ее связана с книгой. Мы часто обращаемся к ней за помощью и она всегда рада нам помочь. Это наш школьный библиотекарь — ... Она пришла к нам со своими заданиями, чтобы узнать, кто из вас лучше всех знает сказки.
Библиотекарь: Отрывок из какой сказки я сейчас прочитаю?
Зачитываются отрывки из разных сказок. Каждая команда должна угадать название книги или сказки и автора этого произведения. Подводятся итоги.
3-й гейм. «Одним словом»
Ведущий: Каждой команде я буду читать по два слова, а вы с помощью одного слова должны обобщить их.
• Чашка и нож — это... (посуда).
• Зима и лето — это... (времена года).
• Метры и литры— это... (система измерения).
• И и К— это... (буквы).
• Тюльпан и роза— это... (цветы).
• Минута и год— это... (время).
• Четверг и пятница— это... (дни недели).
• Огурец и свекла— это... (овощи).
• Север и запад— это... (стороны света).
• Карась и щука— это... (рыба).
• Футбол и шашки— это... (игра).
• Валенки и тапки— это... (обувь).
• Сердце и почки— это... (органы).
• Шкаф и стул— это... (мебель).
• Волга и Ока— это... (реки).
• Слива и яблоко— это... (фрукты).
• Пианино и скрипка—это... (музыкальные инструменты).
• Пила и топор— это... (инструменты).
• Зебра и медведь— это... (животные)
• Кастрюля и чашка— это... (посуда). Подводятся итоги.
4-й гейм. «Отгадайка»
Каждой команде в быстром темпе в порядке очередности задаются различные вопросы, побеждает та команда, которая ответила на большее число вопросов. Вопросы могут быть на сообразительность и смекалку. За каждый правильный ответ команда получает два балла.
• У чего нельзя найти ни начала, ни конца? (У круга)
• Как назвать пять дней недели подряд, не говоря их названий? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
• Что будет с сорокой, если она проживет два года? (Будет жить третий год)
• Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой)
• На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)
• Главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка)
• С помощью этого предмета можно смастерить замечательные вещи и даже умертвить злого «долгожителя» из русских сказок. (Игла)
• Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка)
• Имя мальчика, которого унесли дикие лебеди. (Иванушка)
• Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
• Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1, 2 и 3)
• По какому городу течет кровь? (По Вене)
• Растет дуб. У него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. Что это такое? (Год, месяцы, недели, дни)
• Назовите слова, в которых буква «т» встречается четыре раза. (Стратостат, аттестат)
• Где мы платим деньги за то, чтобы с нас что-то сняли? (В парикмахерской)
• В каком глаголе сто отрицаний? (В глаголе «стонет»)
• Какое женское имя состоит из двух букв, которые дважды повторяются? (Анна)
• Название какой птицы состоит из четырех десятков одной и той же гласной буквы? (Сорока)
• В каких лесах нет дичи? (В строительных)
• Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и даже охотники? (Без дроби)
• Что принадлежит вам, однако другие им пользуются чаще, чем вы? (Имя)
• Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году? (Второго января)
• Кто на своей голове лес носит? (Олень)
• У кого глаза на ногах, адом на спине? (Улитка)
• Ты да я, да мы с тобой! Сколько нас всего? (Двое)
• Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг)
• Что было «завтра», а будет «вчера»? (Сегодняшний день) Подводятся итоги.
5-й гейм. «Самый умный»
Какая из команд за определенное время, например, за 3 мин, успеет ответить на большее количество вопросов правильно.
Вопросы 1-й команде
• У какого слона нет хобота? (Шахматного)
• Какое крыло без перьев? (Самолета)
• Что случается 31 февраля? (Такого дня нет в году)
• Водитель автомобиля. (Шофер)
• Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. (Молоко)
• Инструмент, которым рубят. (Топор)
• Густой лес. (Чаща)
• Сильный ветер со снегом. (Метель или буран)
• Покрывало на столе. (Скатерть)
• Домашний сторож. (Собака)
• Им запирают дверь или сейф. (Замок)
• Фигура, не имеющая углов. (Круг)
• Плод дуба. (Желудь)
• Ребенок лошади. (Жеребенок)
• Общепринятый набор букв. (Алфавит)
• У какого дерева ствол белый? (У березы)
• Кто спит под своими ушами? (Заяц)
• Жилище Бабы Яги. (Избушка на курьих ножках)
• Кто пишет книги? (Писатель)
• Зимнее логово медведя. (Берлога)
• Орган зрения. (Глаз)
• Самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)
Вопросы 2-й команде
• Умеют ли слоны падать? (Да)
• Кто написал стихотворение «Наша Таня громко плачет»? (А. Барто)
• Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)
• Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
• Нос птицы. (Клюв)
• Детеныш кошки. (Котенок)
• Шкаф, стол, стул — одним словом... (Мебель)
• Спортивный инвентарь для катания на льду. (Коньки)
• Игра со снегом. (Снежки)
• Дом для лошади. (Конюшня)
• Подземная железная дорога. (Метро)
• Прибор для измерения температуры тела. (Термометр)
• Сколько ног у мухи? (6)
• Курица мужского рода. (Петух)
• Дубовый лес. (Дубрава)
• Пушной зверек, который живет в дупле. (Белка)
• Что составляют вместе 12 месяцев? (Год)
• Самое длинноногое животное. (Жираф)
• Скошенная, высушенная трава. (Сено)
• Сказочное название скатерти. (Самобранка)
• Клеточная загадка. (Кроссворд)
(Подводятся итоги всех предыдущих геймов)
6-й гейм. «Задания из конвертов»
Ведущий: У меня в руке два конверта, в которых лежат задания вашим командам. Задания немного необычные — для сообразительных ребят, ну и, конечно же, не лишенных чувства юмора.
Пусть капитаны команд подойдут ко мне и выберут по одному конверту. После моего сигнала они должны вскрыть конверты и прочитать задание. На это вам даются 2 мин. За правильный или наиболее оригинальный ответ команда получает 5 баллов, а вторая —3.
Задание 1-й команде. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км в час. В том же направлении с востока на запад дует ветер, но со скоростью 50 км в час. В какую сторону относит дым поезда. (Электропоезд не дает дыма)
Задание 2-й команде. В знойный летний день, когда в воздухе парят тысячи насекомых, на зеленой лужайке площадью 3,5 га пасутся две лошади. Лошади совершенно одинаковые. Различаются они только тем, что у первой хвост подвязан, а у второй нет. Лужайка имеет форму квадрата, и одна из лошадей щиплет траву, передвигаясь по лужайке по диагонали, другая ходит по сторонам. Какая из лошадей в течение часа съест больше травы, если аппетит у них одинаковый? Трава растет равномерно, без проплешин. (Больше травы съест та лошадь, у которой хвост не подвязан. Ей не приходится отвлекаться от травы, чтобы отгонять оводов и слепней.)
Члены жюри объявляют итоговый счет и провозглашают команду-победительницу. Учитель поощряет всех игроков, но команде-победительнице достается сюрприз (например, торт). Учитель напоминает, что в любом деле необходимы дружба, сплоченность коллектива, знания и сообразительность.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, я студентка 35 группы, Майорова Дарья, хочу представить вам свое исследование на тему: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через использование элементов сингапурской технологии у младших школьников на уроках русского языка»
Руководитель: Батуева Любовь Ивановна
Потребность общества в определении цели современного образования сформулировала человека способного к систематическому, самостоятельному самообучению и саморазвитию. Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной.
Рассматривая основные положения ФГОС, мы прочтем, что наряду с результатами учебного процесса урок должен обеспечивать социализацию, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер обучаемых, освоение правил речевого поведения, формирование дружелюбного отношения и толерантности друг к другу. Учитель должен делать упор на взаимодействие учащихся друг с другом, чтобы каждый из них стал активным участником образовательного процесса в комфортной для себя обстановке. Одна из перспективных технологий – обучение в сотрудничестве, где главная идея – учиться вместе. На технологии сотрудничества основан и сингапурский метод обучения.
Актуальность сингапурской методики обучения заключается в возможности решать ряд образовательно-педагогических задач, способствующих формированию активности подростков на уроках в общеобразовательной школе.
Сингапурская методика основывается на исследованиях Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева и очень похожа на советские и российские разработки Даниила Эльконина и Василия Давыдова. Специалисты Сингапура признают, что, создавая данную систему, они взяли лучшее, из имеющегося в России, и пропустили через американский опыт.
На основании проблемы нами определена тема исследования: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через использование элементов сингапурской технологии у младших школьников на уроках русского языка»
Исходя из актуальности проблемы поставлена следующая цель: изучить, научно - теоретически обосновать эффективность применения сингапурской технологии в образовательном процессе и узнать, какие универсальные учебные действия формируются у учащихся начальной школы на уроках русского языка через применение сингапурских структур.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования — элементы сингапурской методики на уроках русского языка в начальной школе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить историю возникновения сингапурской технологии и охарактеризовать понятие «сингапурская технология»;
2. Рассмотреть использование сингапурской технологии в образовательном процессе;
3.Изучить методы реализации сингапурской технологии на уроках русского языка в начальной школе.
Методы исследования, используемые в работе- это теоретический анализ литературы, синтез, обобщение и сравнение.
Вопросы, рассмотренные нами в теории:
Историческая справка о развитии: Основоположником образовательной системы Сингапура считается Томас Стэмфорд Бингли Раффлз. Первый шаг благородного дела пришелся на 1823 год. С целью повысить эффективность образовательного процесса в 1979 году была принята новая образовательная система, которой и на сегодняшний день пользуется большинство стран.
Общая характеристика: Сингапурская методика состоит 250 обучающих структур, основных из них 13. Для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу.
По сингапурской методике ученики рассаживаются в группы по 4 человека с помощью вспомогательной таблицы МЕНЕДЖ МЕТ.
Сингапурская методика позволяет полностью соблюсти ФГОС, т. к. её цель— переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным учащимся.
Подробнее нами был рассмотрен вопрос использования сингапурских структур на уроке русского языка. Для более точных примеров использования структур, был выбран учбно-методичекий комплекс «Школа России» 2 класс 1 часть.
Мы обратились к таким структурам, как МЕНЕДЖ МЭТ, МИКС ФРИЗ ГРУПП, ТЭЙК ОФ ТАЧ ДАУН, КОНЭРС, СТЕ ЗЕ КЛАСС, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ, КУИЗ-КУИЗ ТРЕЙД и ТАЙМД ПЭА ШЭА.
Для распределения учеников по группам, возможно использование структуры МИКС ФРИЗ ГРУПП. На уроке русского языка это можно сделать при изучении темы «Однокоренные слова». Ученики получают карточки со словами. Далее они расходятся по классу и ищут однокоренные слова к своему слову, затем объединяются в группы.
Более подробно была изучена структура СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ. Ее использование допустимо на любых письменных заданиях, в которых возможна взаимопроверка.
Применение сингапурской технологии не зависит от темы и этапа урока, но для качественной проработки урока достаточно всего несколько структур. Используя эту систему учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь.
На сегодняшний день существует множество различных методов обучения, которые помогают освоить универсальные учебные действия и развить у учащихся навыки эффективной коммуникации, но именно сингапурский метод, по моему мнению, является самым значимым. В перспективе в выпускной квалификационной работе мы планируем разработать полноценный конспект урока по русскому языку в начальной школе, который будет построен с помощью сингапурских структур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"
Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)
Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"
Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1. Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2. Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"
Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"
АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки
В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...