Обоснование использования гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили
статья (3 класс)
Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.Любая учебная деятельность состоит из множества учебных процессов. От знания и понимания учителем, как школьник способен участвовать в учебном процессе и умеет практически применять полученные знания и приобретенные умения, и навыки зависит результат обучения. Учебный процесс повторяется снова и снова. На этом основано повторение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков. На смену отдельным формам и методам обучения приходят системные педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_ispolzovaniya_gumanno.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Обоснование использования гуманно-личностной технологии Ш.А.Амонашвили
(Тезисы доклада Артемьева О.В. на педагогическом совещании учителей МОУ «С(К)ОШИ №4»
Знаете ли Вы, что такое педагогическая технология?
Как Вы понимаете гуманно-личностную технологию?
Что Вы знаете о педагоге Ш.А. Амонашвили?
Основой педагогической деятельности является владение педагогическими технологиями способов и средств, направленных на изучение и активизацию учебно-воспитательной деятельности каждого ученика.Любая учебная деятельность состоит из множества учебных процессов. От знания и понимания учителем, как школьник способен участвовать в учебном процессе и умеет практически применять полученные знания и приобретенные умения, и навыки зависит результат обучения. Учебный процесс повторяется снова и снова. На этом основано повторение и закрепление теоретических знаний и практических умений и навыков. На смену отдельным формам и методам обучения приходят системные педагогические технологии. Педагогические технологии должны быть направлены на разработку каждым педагогом индивидуальных условий, основанных на изучении учебных возможностей каждого школьника и на этой основе создания системы гуманных педагогических взаимоотношений обучающих и обучающихся, направленных на активизацию учебно-воспитательной деятельности, посредством введения адекватного педагогического и методического сопровождения, позволяющего раскрыть учебные двигатели человеческого сознания и духовные.
В современной общеобразовательной школе России педагогический процесс осуществляется преимущественно на основе авторитарно-императивной педагогики. Ее антиподом является гуманно-личностная педагогика, получившая мировое признание в конце XIX - XX веке. В России (СССР) у истоков этой педагогики стояли такие выдающиеся деятели, как С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др. Огромный вклад в гуманно-личностную педагогику внес крупный отечественный ученый-психолог и педагог Шалва Александрович Амонашви-ли, чье творчество достигло расцвета в 70-90-е годы XX века и успешно продолжается в наши дни, в начале XXI столетия.Педагогическая технология – это продуманная система, позволяющая раскрыть возможности достижения положительных результатов в образовательной деятельности.В педагогике существует большое количество авторов занимающихся разработкой педагогических технологий: Амоношвили Ш.А., Беспалько В.П., Селевко Г.К., Шаталов В.Ф., Щуркова Н.Е., Якиманская И.С. и др.
Что такое гуманная педагогика?
«Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой. Она видит в ребенке его безграничность , осознает его космичность и ведет, готовит его к служению человечеству на протяжении всей жизни. Она утверждает личность в ребенке путем выявления его свободной воли и строит педагогические системы, процессуальность которых предопределяютучительская любовь, оптимизм, высокая духовная нравственность . Она поощряет педагогическое творчество и призывает к педагогическому искусству. Гуманное педагогическое мышление стремится объять необъятное, и в этом сила образовательных систем и процессов, рожденных в его недрах».
Амонашвили Ш. А.
Личностно-гуманный подход к ребенку является фундаментальным достижением теории и практики гуманистической педагогики. Многолетний опыт педагогической работы привел Ш.А. Амонашвили к убеждению, что для решения задач образования есть два подхода - императивный и гуманный.
Императивный характер обучение приобретает в том случае, если оно строится без учета личностных особенностей и потребностей ребенка. Педагог, осуществляющий такое обучение, уверен, что ребенок обязательно будет ему сопротивляться, а поэтому его необходимо принудить к учению строгими требованиями, императивами. Гуманный же подход состоит в том, что воспитатель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести.
"Инструментировать учение как свободно избираемую учеником деятельность, - пишет Ш.А. Амонашвили, - это значит:
- во-первых, создавать наилучшие условия для его целенаправленного, социального и педагогически значимого развития, воспитания, обогащения знаниями и опытом;
- во-вторых, управлять этим процессом в согласии с потребностями его крепнущих внутренних сил, то есть с позиции самого ребенка (выделено автором), его интересов".
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах:
1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях.
2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не только научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова.
3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала, способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса.
4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа.
5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе.
6. Суть гуманно-личностного образовательного (педагогического) процесса, гуманно-личностного подхода к ребенку заключается в том, что учитель, являясь творцом этого процесса, основывает его на движении стихийных страстей в ребенке; направляет его на полное развитие сил и способностей, появляющихся в многогранной деятельности ребенка; нацеливает его на выявление и утверждение личности ребенка; насыщает его высшими образами прекрасного в человеческих взаимоотношениях, в научном познании, в жизни (образование).
Гуманно-личностная педагогика, реализованная в «Школе Жизни» Ш.А.Амоношвили, исходя из реальных условий российской действительности не отрицает предметного обучения, классно-урочной системы, но стремится обогатить учебную деятельность «Светом духовности и знаний», превратить урок в саму «Жизнь детей». Отсюда и соответствующие акценты.
Вот как выглядит основной цикл образовательных курсов начальных классов «Школы Жизни»:
- Уроки познавательного чтения.
- Уроки письменно-речевой деятельности.
- Уроки родного языка.
- Уроки математических воображений.
- Уроки духовной жизни.
- Уроки постижения красоты.
- Уроки планирования и деятельности.
- Уроки смелости и выносливости.
- Уроки о природе.
- Уроки о мире наук.
- Уроки общения.
- Уроки иностранной речи.
- Уроки игры в шахматы.
- Уроки компьютерной грамотности.
Очевидно, что работать в режиме подобного учебного плана может не только верящий в идеи гуманной педагогики, но и целенаправленно подготовленный учитель.
Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая + религиозная.
По основному фактору развития: социогенная + биогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.
По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная.
По типу управления: система малых групп.
По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.
По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.
По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям.
Целевые ориентации
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.
• Идеал воспитания - самовоспитание.
Концептуальные положения
• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.
• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.
Особенности содержания
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).
Особенности методики
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:
- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;
- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;
- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;
- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;
- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.
Фрагмент урока с применением гуманно-личностной технологии Амонашвили
А вот классик Ушинский говаривал: «Ребенок не готовится к жизни, он живет. Так дайте ему жить!» Урок по Амонашвили – это аккумулятор жизни. «Надо спрашивать у детей то, чего я, учитель, не знаю. Понравилась тебе задача или нет, какие были трудности, как ты это понял? Тебе не понравились стихи? Тогда найди другие, которые тебе по душе. Давай вложим странички с выбранными тобой стихами в учебник! Пусть ребенок конкурирует с методистом! А давайте каждый сделает книгу любимых стихов с иллюстрациями? Вот вам и скрытая форма сотрудничества ученика и учителя. А почему бы нам не выпустить маленькие книжечки собственного сочинения на тему – что меня радует, что огорчает? В эту книжечку будет вложено сердце, душа, устремления ребенка. И такой книге обязательно нужен будет читатель! Вот он и появляется, мотив для творчества! Мы сами создаем читательскую среду. Я шепну: “Какая у тебя книжка интересная! Слушай, дай ее мне. Я дома хочу ее хорошенько посмотреть!” А на другой день я скажу: “Знаешь, у меня завуч твою книжку взяла. Она вернет”. А потом попрошу завуча: “Зайди в класс и попроси эту книжку тебе подарить!” Так ребенок утверждается в чувстве, что он нужен людям. Маленькая книжка меняет его жизнь». Один из самых известных приемов в этой школе – нашептывание: учитель задает классу вопрос, а отвечают ему дети на ухо. Считается, что в этом случае у них срабатывает любопытство: интересно ведь, что и насколько правильно ответили одноклассники – значит, ребенку непременно захочется узнать правильный ответ. Кроме того, не слыша чужих ответов, дети вынуждены думать сами...
Заключение
«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий... Гуманное педагогическое мышление находится в постоянном поиске своего«момента истины», ввиду чего границы его более расширены, нежели границы соответствующей практики.»
(Амонашвили Ш.А.)
Источник:
Список литературы:
- Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург, 1993. Т. 3. с. 140.
- Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. – М., 2000.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 2001.
- Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили
Особенности технологии...
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили
Амонашвили Шалва Александрович – академик Российской Академии Образования, учёный-практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничес...
Принципы сотрудничества в начальной школе на основе гуманно-личностной техноогии Ш.А.Амонашвили .doc
Содержание: 1.Введение 2.Основные идеи педагогики сотрудничества 3.Исторические корни педагогики сотрудничества 4.Идея школы Амонашвили 5.Особенности образовательного пр...
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.
Выступления на школьном методическом объединении. Что значит личностно-ориентированный подход. Ключевыми словами личностно ориентированных тех...
Гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили)
Описание технологии. Цель. Алгоритм использования технологии...
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили....
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Описание технологии. Цель. Алгоритм использования технологии...