Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.
статья на тему
Выступления на школьном методическом объединении.
В данной системе можно выделить следующие технологии:
1.Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.
3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.
Все школы, какие бы они ни были,
делятся на две группы:
те, в которых любят детей, и те,
в которых не любят детей.
С. Соловейчик
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка. Если эти условия обращены к человеку, им свойственна гуманистическая направленность, то личностная ориентация педагогического процесса становится гуманно-личностной.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно ориентированных технологий образования являются «развитие», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». Это понятие разбирается в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, Дж. Фабр), основанной на понимании человека как целостной личности, взаимодействующей со своим окружением, на декларации веры в человека как в высшее существо, способное воспринимать и конструировать мир, принимать решения и формировать жизненные стратегии, изменяться при наличии определенных позитивных условий.
Гуманистическая направленность образования выражается идеями:
- Современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и основано на их согласии с конкретными ценностями социокультурных сообществ;
- Цель образования есть становление и развитие самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность её ценностей;
- Развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;
- Групповая работа сочетается с индивидуальной, причём особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребёнка;
- Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причём участие школьников в совместном принятии решений уважается и поощряется;
- Наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности.
Гуманно – личностные ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному подходу к ребёнку в технологии традиционного обучения.
Выделим в данной системе следующие технологии:
1.Педагогика сотрудничества.
2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили.
3.Система Е.И.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Ильин Евгений Николаевич – учитель литературы 84-й школы Санкт-Петербурга. Создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.
(«Умножать, а не только уважать человека в человеке» Е.И.Ильин)
Направление модернизации: гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Организационные формы: традиционная классно-урочная, групповая с элементами индивидуального подхода.
Преобладающие средства: вербальные + практические.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно ориентированный.
Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные с элементами диалога, проблемности, творчества.
Целевые ориентиры:
1.Нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение.
2. Преподавание литературы как искусства.
Особенности содержания
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу, содержит множество нравственных проблем. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, необходимо ставить так, чтобы:
А) вопрос для учащихся стал жгучим, злободневным, личностно значимым;
В) обращён непосредственно к учащимся данного класса;
С) ответ на вопрос, разрешение проблемы требовали тщательного изучения произведения, учебника, дополнительной литературы, биографии писателя.
Особенности методики
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности- к анализу художественного произведения и от него - к Книге. Особенности метода Ильина - внимание к деталям. Это своего рода дедуктивный метод исследования литературы оказывается чрезвычайно эвристичным для учеников, активизируя их собственный поиск и понимание. Ответ на поставленный вопрос организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Сверхзадача урока – помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нём лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.
Презентация-отчёт "Введение в школьную жизнь родителей учащихся 1"А" класса (эксперементальная деятельность)...
"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"
Статья"Развитие педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процессе в начальной школе как основное условие модернизации российского образования"Концепция мод...
Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе
Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...
«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
Выступление...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса...
Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...