Принципы сотрудничества в начальной школе на основе гуманно-личностной техноогии Ш.А.Амонашвили .doc
учебно-методический материал по теме

Cударикова Наталья Александровна

 

Содержание:

 

1.Введение

 

2.Основные идеи педагогики сотрудничества

 

3.Исторические корни педагогики сотрудничества

 

4.Идея школы Амонашвили

 

5.Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

 

6.Анализ книги «Здравствуйте, дети!»

 

7.Заключение

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Принципы сотрудничества в начальной школе на основе гуманно-личностной техноогии Ш.А.Амонашвили».

Предмет: «Педагогическая психология»

        :

                                       Сударикова Н.А

                                                           

                                                 

                                                     

                                                   

        2013 год

             

Содержание:

1.Введение

2.Основные идеи педагогики сотрудничества

3.Исторические корни педагогики сотрудничества

4.Идея школы Амонашвили

5.Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

6.Анализ книги «Здравствуйте, дети!»

7.Заключение

1.Введение

        Свою работу хочу начать словами замечательного педагога Яна Амоса Коменского: «Если учителя будут приветливы и ласковы, не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением, а будут привлекать их своим отеческим расположением, манерами и словами; если учителя рекомендуют науки, к которым они приступают, со стороны их превосходства, привлекательности и легкости; … словом, если учителя будут относиться к ученикам с любовью, тогда они легко завоюют их сердце так, что детям будет приятнее пребывать в школе, чем дома».

           Казалось бы, вот он, рецепт успешного и увлекательного обучения. Почему же актуальным остается вопрос о том, как сделать урок не только насыщенным, но и интересным? Как научить ребенка учиться с удовольствием?

    Сама я училась в школе во  времена Советского Союза. Особого желания ходить в школу не было. Но тогда это можно было объяснить:  застойные явления в обществе в конце 70-80-х годов захватили и школу. Замалчивание недостатков, превознесение достоинств, уравниловка, однообразие в учебно-воспитательной работе, академизм характеризовали авторитарно-императивную педагогику.

       В настоящее время я работаю учителем начальных классов и хочу, чтобы мои ученики бежали в школу с радостью. Доверяли мне свои секреты, не боясь, отстаивали свои суждения, высказывали свое мнение. Хочу чтобы они росли свободными людьми.

       В настоящее время современное российское начальное образование приобретает развивающий характер. Сейчас характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде.

      Начальная школа является исходным звеном образования. Именно поэтому содержание и методика начального образования должны обеспечивать существенное психическое развитие каждого ребенка, формирование у него таких учебных умений, которые позволят без особых трудностей продолжить свое образование в среднем звене. В современных условиях при переходе начальной школы на четырехлетний срок обучения возрастают требования к учителю в реализации этого перехода. Без осознанного и грамотного понимания этой проблемы невозможно освоение новых ценностей педагогической деятельности, главная из которых – помощь ребенку в развитии его личности: приобщение к кругу общечеловеческих ценностей.

       В 90-е годы идеи гуманно-личностной педагогики успешно распространяются в России академиком РАО Ш.А. Амонашвили («Здравствуйте дети», «Как живете дети», «Единство цели», «Размышления о гуманной педагогике», «Школа Жизни» и др.).

      Как утверждает Ш.А. Амонашвили, гуманное педагогическое мышление и основанная на нем гуманно-личностная педагогическая система выступают антиподом традиционно утвердившейся в советской школе (и господствующей в российской школе поныне) авторитарно-императивной педагогики.

     Попытаюсь проанализировать и по возможности сформулировать, опираясь на мысли выдающихся учителей-гуманистов современности и сокровищницу классического педагогического наследия, краткое представление о тех критериях, которые должны быть заложены в «экологически чистую, гуманную» общеобразовательную школу XXI века.

Цель данной работы: рассмотреть гуманно-личностную технологию Ш.А. Амонашвили.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть основные идеи педагогики сотрудничества;

- рассмотреть исторические корни педагогики сотрудничества;

- рассмотреть идею школы Ш.А. Амонашвили

- проанализировать книгу «Здраствуйте дети»

2.Основные идеи педагогики сотрудничества

     Вся система образования в России, в настоящее время находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили и др.) и передовых практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...

      В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся».

        Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Х.Й. Лийметс, В. Дойз, С.Г. Якобсон, Г.Г. Кравцов, А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.).

         В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество», обозначающий  многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.

Сотрудничество как совместная деятельность, характеризуется:

 1) пространственным и временным соприсутствием,

 2) единством цели,

 3) организацией и управлением деятельностью,

 4) разделением функций, действий, операций,

 5) наличием позитивных межличностных отношений.

     

Характеристики педагогического взаимодействия.

И.А. Зимняя выделила следующие характеристики:

1.Активность

2.Системность

3Осознанность

4 Целеполагание

Особенности учебного сотрудничества:

1. Каждый ученик включен в решение творческих задач не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания на основе специально организованного активного взаимодействия с учителем и другими учениками.

2. Ситуация творческого  взаимодействия и учебного сотрудничества, являясь специфическим средством решения продуктивных задач и условий овладения учащимися способами познавательной деятельности и мыслительных отношений, претерпевает изменения в процессе обучения, обеспечивая тем самым становление механизмов самореализации поведения и личности учащихся.

3. В процессе решения творческих задач учащиеся осваивают, прежде всего механизм смыслообразования и целеобразования, чем обеспечивается более эффективное мотивационное овладение операционно-техническими средствами выполнения новой деятельности.

На основе сказанного сделаем следующий вывод. Учебное сотрудничество - это особая форма отношений ребенка и взрослого, необходимая для полноценного усвоения теоретических понятий. В своем предельно развитом виде  способность строить учебное сотрудничество совпадает с умением учиться - самостоятельно расширять собственные знания, умения, навыки, способности.

3.Исторические корни педагогики сотрудничества

      В условиях перестройки общественно-политической жизни страны зарождается педагогика сотрудничества. Время ее рождения — осень 1986 г. Об этом сообщила “Учительская газета” 18 октября. Авторов этой педагогики стали называть новаторами. Новатор (от лат. novator — обновитель) – это специалист, который вносит и практически реализует прогрессивное в какой-либо области деятельности. В нашем случае это — учебно-воспитательная деятельность. Новаторство в отечественной дидактике в 1980-х гг. было порождено самой жизнью, а именно стремлением учителей разных специальностей усовершенствовать учебно-воспитательный процесс. Характерно, что новаторство охватило преподавателей математики и физики, литературы и языка, изобразительного искусства и учителей начальных классов Донецка и Москвы, Ленинграда и Одессы, Тбилиси и Подмосковья и разных других городов и областей страны. За первыми и известными потянулись и учительские массы. Педагогическое новаторство стало явлением всеобщим. Оно вызвало энтузиазм учителей разных поколений. Имена педагогов-новаторов ныне широко известны педагогической (и не только!) общественности: В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, С.Н. Лысенкова и М.П. Щетинин, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин.

Имея за плечами многолетний опыт, они искали такие дидактические системы, которые бы решительно изменили образовательный процесс в школе. Несмотря на разнообразие подходов к решению этого важного вопроса, в дидактических системах педагогов-новаторов много общих посылок.

1. Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика. Учитель не заставляет принудительными средствами учиться школьника, а создает ему оптимальные условия для учения и развития. Они пронизаны верой в силы и возможности ученика в успешном усвоении знаний, стремлением при необходимости авансировать успех школьника в учебной деятельности.

2. Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала. Потому и называют их новаторами.

3. Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более высокими учебными успехами их учащихся. Не случайно к их опыту потянулись учительские массы.

4. Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов. Она объясняется тем, что их дидактические идеи были выношены, выстраданы, проверены многолетней собственной практикой учебно-воспитательной работы в городских и сельских школах. В 80-90-е годы большими тиражами публиковались книги самих педагогов-новаторов, были тематические радио- и телепередачи о них, проходили их встречи с широкими массами учителей.

Это давало возможность учителям от самих новаторов получить материал об их опыте.

Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в 90-е годы.

4.Идея школы Амонашвили

       Педагогика по Амонашвили поражает, как свежий воздух на пороге школы, когда после уроков выходишь из ее сутолоки и духоты. Но педагогика и должна быть экологически чистой, по убеждению Шалвы Александровича, в отличие от загрязненной – силовой.

       – Мы все соработники у Бога. Воспитывая ребенка, мы сотрудничаем с Богом. Если так подходить к ребенку, то многое станет ясным, и мы увидим, что все дети стремятся к развитию, и нам не нужно заставлять их учиться, наоборот, нужно не мешать им в этом, как это делает авторитарная педагогика.

   Но любовь – не хаос, гуманная педагогика – не вседозволенность.

Это воспитание любовью, которая организовывает и созидает.

      Каждый ребенок пришел в этот мир не случайно: он рождается потому, что должен был родиться, он пришел как бы на зов людей. У него своя жизненная миссия, которой мы не знаем, – может быть, великая, и для того он наделен величайшей энергией духа. И наш долг – помочь ему выполнить ее. Этот постулат – основа основ учительской философии Амонашвили, и он переворачивает, не оставляя камня на камне, все основы традиционной авторитарной педагогики и ее священные ритуалы, причем тут не остается мелочей и деталей, развенчивается даже красный цвет авторучки, которой учитель подчеркивает ошибки и ставит оценки:

   – В традиционной дидактике прочно бытует мнение, что младшим школьникам нельзя показывать ошибочные формы того, что подлежит усвоению, – якобы они из-за его сильной впечатлительности и обостренной памяти могут засесть в нем как правильные. Если это верно, то как тогда может учитель пользоваться красными чернилами, отмечая в работах учеников искривленными, раздраженными линиями и знаками именно ошибки, допущенные детьми? Ведь если так привлекать к ним внимание ребенка, по этой логике – он закрепит в себе ошибочную форму, и, сколько ни упражняй его потом, ошибка останется в нем надолго. И что-то не видно, чтобы количество детских ошибок уменьшалось из-за того, что процессу учебы сопутствовали контроль, исправление ошибок и оценки. Может быть, было бы лучше, если бы учитель вместо красных пользовался зелеными чернилами, отмечая успехи, достижения, качество движения? Посмотрит ребенок на свою работу и порадуется успехам: зеленые черточки и знаки обратят его внимание на победы. А что касается самих ошибок, то они вовсе не такие уж опасные симптомы в развитии ребенка, скорее наоборот: находя, замечая, анализируя ошибку, ребенок может иногда успешнее овладеть эталоном.

“Любая наука нужна лишь для возвышения человека. Не странно ли, что у нас школьник – вечная жертва преподаваемых ему наук? Не сама история, химия, физика важна в школе, а история, химия, любая наука должна быть проводом, через который учитель проводит свет” – в этом постулате, почти афоризме, весь Шалва Амонашвили, с его молитвенным поклонением перед духом и делом учителя, с его верой в космическое происхождение каждого ребенка и его особую миссию.

Искусство владеть своим внутренним миром

          Современное значение слова “школа” утратило суть духовности и суть радости, и школа стала названием учебного заведения, вооружающего подрастающее поколение знаниями и умениями, – считает Амонашвили. – Но школа (лат. Скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли ступеньки лестницы восхождения, возвышения души. Школа трактуется также как дом радости (греч.), что не отрицает сложности восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей. Не подвергая сомнению значимость знаний и умений, смею утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека зависят не только от знаний, но и от их духовной насыщенности. Надо ли напоминать, как опасно для общества давать бездуховному, бессердечному человеку современные высшие знания о законах природы, человеческой психики и Вселенной? Поэтому основа основ в школе Амонашвили – уроки духовной жизни.

Ради чего мы живем? Что такое жизнь и как она могла возникнуть? Высшие и низшие качества человека. Что такое любовь? Как любить? Что такое мысль, как человек думает? Как управлять своим мышлением, знать, о чем и как думать? Что такое бессмертие?

– Духовная жизнь есть высший план бытия, та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материальную действительность. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни определяет его расцвет и прогресс. Следует только сожалеть, что традиционная, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира. Это величайшая трудность для ребенка, и она редко увенчивается успехом. В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образы, мысли и мечтания – чувства прекрасного и понимание беспредельности, ответственность за свои мысли и устремленность к благу, мужество и бесстрашие, служение планетарной и космической эволюции, чувства заботы и сострадания, сознание жизни, смерти и бессмертия... Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает трудиться, создает свой мир, творит и притягивает новые образы.

Как проводить такие уроки?

Основной способ – беседа учителя, свободные обсуждения, чтение легенд. А есть еще: мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов и государств; молчание и думание (уроки молчания) о самом себе, о близких и родных, об улучшении жизни людей; обращение к своему сердцу, занятия по саморазвитию умения видеть сердцем и болеть душой.

А еще есть практика: посылание добрых мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли, запись сновидений, ведение дневника о своих переживаниях, философствование.

Такой урок не кончается, даже когда ребенок идет домой: учитель остается в его душе, добро – в его мыслях.

В таком образовательном процессе ребенок научается менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям.

– И школа должна не приспосабливаться к жизни, а двигаться сама: иначе жизнь не будет развиваться. Более того: школа должна жить жизнью сегодняшней, а не вчерашней. Даже завтрашней.

ШКОЛА ЖИЗНИ

 5.  Особенности образовательного процесса в Школе Жизни

Образовательный (педагогический) процесс в Школе Жизни характеризуется специфическими особенностями, которые придают ему гуманно-личностную направленность.

Первая особенность

Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке и творящей мощи человека-воспитателя, человека-учителя, направленной на сотворение Благородного Человека, достойного щедрости Творца.

Вторая особенность

Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.

Третья особенность

В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка, аккумулятор жизни детей. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.

Четвёртая особенность

Мир есть венец сотрудничества. Зерно духа сохнет без влаги взаимности. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Вся жизнь в мире зиждется на идеях общежития и сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни.

Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности, в сути назначения в жизни. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. С помощью сотрудничества в образовательном процессе Ребёнок ускоряет своё продвижение в познании, так как, по законам психологии, в сотрудничестве со взрослым он оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им; в сотрудничестве, под руководством, с помощью учителя Ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Опыт сотрудничества помогает Ребёнку решать и выполнять такие же сложные задачи и задания при самостоятельной работе, ибо он переживает в себе незримое руководство и поддержку учителя. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей.

Пятая особенность

Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В силу разнообразия эталонов (материализованные, процессуальные, идеальные, личностные, общественные и т.д.) разнообразны и акты оценочной деятельности. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т.д.

Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей, а в год два раза дети готовят для своих родителей пакеты с образцами своей познавательной и творческой деятельности.

Шестая особенность

Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Если учитель, как личность, не может принять идеи гуманно-личностной педагогики, на что он имеет право, если он сам не является гуманного склада человеком и не наполнен глубоким оптимизмом по отношению к каждому ребёнку, то такому учителю не рекомендуется работать в Школе Жизни.

Учитель Школы Жизни следует «заповедям»:

·Верить в безграничность ребёнка — он есть Микрокосмос.

·Верить в свои Педагогические Способности — «Я от Бога учитель».

·Верить в силу Гуманной педагогики — в ней Творящая Энергия.

Творцом будущего является учитель. Гуманная педагогика есть достояние для устремлённого учителя, для учителя такого склада, который целенаправленно развивает в себе высшие человеческие качества, так необходимые для профессиональной жизни: любовь и доброту, творчество и новизну, интуицию и мудрость, оптимизм и терпение, мужество и преданность, понимание своего учительского величия и скромность. К ожесточённому сердцем человеку, к человеку озлобленному или равнодушному гуманная педагогика не придёт, для него Школа Жизни и её принципы будут неприемлемы.

6.Анализ книги «Здравствуйте, дети!»

      В прочитанной мной книге автор Ш.А. Амонашвили делится опытом обучения детей шестилетнего возраста, опираясь на свою многолетнюю педагогическую практику.

      Автор перед собой ставит цель: утвердить гуманистические и оптимистические начала педагогики школьной жизни.

      Объектом воспитания является ребенок. Ш.А. Амонашвили показывает шестилетнего ребенка не только как ученика, но, в первую очередь, как растущего человека, имеющего свою многогранную жизнь и сложные взаимоотношения с окружающими. В зависимости от этого автор показывает, что каждый ребенок может быть познан и воспитан как личность только с учетом его действительной жизни, его радостей и огорчений, потребностей и стремлений, способностей и надежд.

     Шалва Александрович с любовью, нежностью и трепетом повествует о детях в своей книге:

"Какие красивые дети, сколько улыбок!".

"Они мешают нам спокойно и уныло ходить по улицам…".

Специфический детский шум автор называет грузинским словом "жриамули". "Оно означает веселый шум птиц и детей! Придумали его наши предки, чтобы отмежевать обычный шум людей от детского шума - радостного и веселого".

     Шалва Александрович тщательно готовится к предстоящей встрече со своими учениками накануне 1 сентября:

-  он рассылает письма детям, в которых рассказывается немного о школе, о том, что он их учитель и ждет с нетерпением встречи;

-  изучает личные дела ребят;

-  рассматривает фотографии, заучивает имена детей, чтобы 1 сентября поздороваться с каждым ребенком по имени.

"Я перекладываю фотокарточки, как будто рассаживаю детей по партам…".

       По мнению автора, дети - активные существа, деятельные мечтатели, стремящиеся к преобразованию. Шалва Александрович считает, что следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит им пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.

      Автор считает, что надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом.

     Автор убежден и я с ним согласна, что воспитание детей нужно начинать с воспитания родителей.

Субъектом воспитания является учитель.

      Удивительная особенность учителя (автора книги) в канун 1 сентября подсчитывать количество учебных дней и уроков на весь год на все 4 года начального обучения, высчитывать минуты и даже секундочки своего непосредственного общения с детьми.

       "Иногда мне представляется, что классные комнаты, школьные коридора, заполненные детьми; это то же самое поле, воспитательное, обучающее, по которому непрерывно проходит "педагогический комбайн" - сея и убирая урожай. Но остаются пропавшими бесследно тысячи секундочек и минуточек, которые уже никогда нельзя будет собрать. Это как беспечный сеятель сеет пшеницу, разбрасывая горсти семян направо и налево, не замечая, что они оказываются за пределами поля или попадают на не вспаханные участки, так и беспечный учитель разбрасывает неповторимые и бесценные семена педагогического времени направо и налево".

      "Каждая педагогическая секунда каждому школьнику нужна в строго определенное время - не раньше, не позже".

       "Находясь в педагогической цейтноте, часто буду вынужден за считанные секунды считать сложнейшие задачи воспитания, способные менять всю последующую жизнь ребенка. Я должен делать это без спешки и помнить, что ответственен за его судьбу".

     "Я стремлюсь воспитать в каждом ребенке личность. Класс - это же не цех массового производства стандартного обучения и воспитания детей. Тут надо лелеять каждую частицу души ребенка, пропитывать каждую клеточку маленьких сердец чувством любви к человеку. "

      Мы, воспитатели, обязаны понять ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души.

     Шалва Александрович в своей педагогической деятельности мог просить прощения у детей и признавать за собой педагогическую неточность. "Простите, дети, я же не нарочно! Вы прямо на ходу ломаете мою науку, и мне трудно все предвидеть! Но я обещаю вам, что через четыре года я исправлю это упущение с другими ребятишками, которым пока только два года!"

     Автор спрашивает совета у детей как работать на уроках, благодарит детей.

     "Спасибо, дети! Не зря я вижу в вас учителей своего педагогического мастерства!"

      Необходимо чаще приглашать на уроки Момуса - бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - бога сна.

       Мы все друзья; вы - мои сотрудники, серьезные взрослые люди; я же - давайте останусь педагогом, только рассеянным, забывчивым, вы не спускайте с меня глаз, будьте начеку.

        Я считаю своим долгом доставить вам радость познания, радость, вызванную преодолением трудностей при овладении знаниями, я ищу пути к тому, чтобы не "вкладывать" знания в ваши головы, а чтобы вы сами пытались "отнять" их у меня, овладеть ими в результате интеллектуального "боя" со мной, приобретать их путем постоянных поисков и неутомимой жажды к ним.

     Украшением уроков станет звонкий смех детей.

     Я научу детей решать сложные задачи, а сам буду "ошибаться" при их решении. Научу их читать выразительно, а они затем сами же начнут "поправлять" меня в чтении. Научу играть в шахматы, чтобы они затем ликовали по случаю выигранных у меня партий.

      Они начнут стремиться к познанию. И когда я задам им вопрос: "Какие вам давать задачи - сложные, трудные или простые, легкие?", я услышу от них произнесенное хором и воинственно "Давайте сложные, самые сложные!". Ребенок окажется в царстве мысли и будет стремиться к познанию.

      Так вырастет мой авторитет в ваших глазах, мои дорогие дети, и вы поймете, что ваш учитель тоже человек вам необходимый! А если и любимый, то высшего признания среди вас мне и не нужно!

Огромную роль автор уделял связи семьи и школы.

 Нужна не просто связь школы с семьей, нужна целостность воспитания, целостность подхода к ребенку. А эта ценность должна выражаться в общей заинтересованности родителей и учителей в организации гуманной педагогической среды вокруг каждого ребенка, она должна означать ведущую роль школы в организации этой среды.

Проводил работу с родителями:

1. Уроки для родителей.

"Я обязуюсь продемонстрировать перед ними, перед обществом мою - учительскую - преданность детям и педагогическое мастерство".

2. Я решил идти дальше: пригласить родителей стать воспитателями своих детей в школе.

Я стремлюсь дать детям всестороннее - умственное трудовое, нравственно-этическое, физическое развитие. Стремлюсь к тому, чтобы в формирующейся личности ребенка все эти стороны сочетались гармонично и взаимодействовали друг с другом, т.к. личность не есть сумма этих качеств, она гармоническое целое.

        Только целенаправленно сочетающиеся между собой виды деятельности могут стать условием всестороннего и гармонического развития.

         "…Надо чтобы у человека все дверцы сердца и души были распахнуты настежь для восприятия. "

Средства коммуникации.

По мнению автора книги очень важны не только слова, но и интонация, тон голоса, то есть как они произнесены. Огромное значение имеет и выражение лица.

"… дело не в самих словах, а в том каким голосом я их произнесу, какое будет у меня при этом выражение лица. Мой голос должен быть добрым, располагающим. А выражение лица должно соответствовать моему тону".

Для Амонашвили (как для учителя), на мой взгляд, очень важна не только словесная форма, но и установление физического контакта.

" - Здравствуй, Гига! - я беру в свою руку протянутую маленькую ладонь мальчика и крепко пожимаю ее.

А ты - Марика!. Здравствуй!

Ее ладонь я кладу в свою нежно, она у нее мягкая хрупкая".

На уроках учитель, подходя к детям, поглаживает их по голове, нежно похлопывает по плечу.

Автор книги на уроках и переменах применяет различные методы:

-  произносит слова медленно, растянуто, шепотом.

      Медленно и растянуто, чтобы дети смогли заглянуть в него и еще, чтобы дети привыкли улавливать содержание слов.

     Шепотом, чтобы развить слуховое восприятие, фонематический слух и еще вызвать у детей внимание и интерес.

     Приемы нашептывания ответов на ухо учителю. Во-первых, этот прием нравится детям, во-вторых, появляется возможность удовлетворить желание многих ответить.

В первый же день обучения дети чувствуют чуткое нежное отношение к ним и открыто выражают свою любовь к учителю прямо на уроке.

"Зурико обхватил меня крепко обеими руками, прижал к себе и со всей щедростью детской души, первым среди тридцати восьми, на первом же уроке в своей жизни награждает меня чувством, которого все последующие годы я буду добиваться от всех детей класса. Дядя, - шепчет мне мальчик, - ты хороший учитель. Я люблю тебя!"

"Зачем, мальчик, ты так щедро, доверчиво, так неожиданно да и пока не заслуженно награждаешь меня своим доверием? Разумеется, я буду очень стараться, буду стремиться стать достойным тебя педагогом, буду день и ночь трудиться, чтобы оправдать твои надежды, буду расти вместе с тобой, ради тебя же самого! Но зачем в самом начале, в первые же минуты своей школьной жизни ты возлагаешь на меня ответственность за чистоту моей педагогической совести?"

"Лучше, чтобы дети в эту минуту не смотрели на меня". Здесь Шалва Александрович применяет очень интересный прием в своей педагогической деятельности: "Опустите головы на парты.Закройте глаза! … И вспомните что-нибудь очень смешное из вашей жизни, любую из ваших шалостей!"

В этот момент у учителя появляется возможность прийти в себя, успокоиться, а у детей возможность переключиться с учебного процесса на отдых - посмеяться.

Результат.

Шалва Александрович Амонашвили глубоко проникает в помыслы ребенка, смысл поступков, используя все его внутренние возможности, направляя к доброте, великодушию, чувству юмора, живой любознательности, потребности в творческом овладении действительности. "Свое, детское" становится для ученика тем богатством и той радостью, которой он спешит скорее, как можно скорее поделиться с учителем. И при этом дети знают, что учителю важно и интересно все, что интересно и важно для них самих. Учитель всегда в горении педагогического творчества, даже если не все его решения и действия бесспорны. Нить, связующая педагога и детей, не рвется, не распадается ни разу на протяжении всей книги, и ни на минуту не слабеет внимание читателя.

"Я бесконечно рад способностям моих шестилеток, рад свершению чуда!" - и привел бы в доказательство все 37 письменных откровений детей".

На основе прочитанного я сделала  вывод:

   Ш.А. Амонашвили в своей книге призывает своих читателей к гуманности по отношению к детям. Автор считает, что самое главное в воспитании это любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка, которую так легко ранить, задеть неосторожным словом, поступком.

 

К ребенку следует относиться с уважением, добротой и заботой.

       Воспитание и обучение должно осуществляться учитывая и удовлетворяя интересы ребенка и прежде всего через любовь. Ни в коем случае не допускается насилие и грубость.

       Окунувшись в чтение книги "Здравствуйте, дети!" я реалистично представляла учителя, как он общается с детьми, ведет урок, анализирует события. Я видела и чувствовала, как он трепетно относится к детям.

     Читая книгу, я словно прошла курс лекций и получила наглядный урок, как надо воспитывать ребенка. Воспитывать через любовь, нежность, понимание, заботу. Родители и педагоги должны прежде всего стремиться к созиданию и самосовершенствованию. Только стремление к идеалу может приблизить к цели. А стремясь к цели, можно увидеть ребенка счастливым, уверенным в себе.

Как бы я хотела сказать,  "я люблю своих учеников всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!" Но, увы, пока я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я хочу, я буду пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. Из этой книги для себя я извлекла урок. Я уже сейчас напоминаю себе, что:

1)  это обычные дети;

2)  они ведут себя так, как все дети на свете;

3)  в ребячьих выходках есть немало неприятного и даже противного;

4)  если я буду стараться как следует выполнять свою роль учителя и любить детей, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть и отказываться от своих плохих привычек;

5)  если я их люблю только тогда, когда они послушны и радуют меня своим поведением (обусловленная любовь), и если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие (увы, редкие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и искренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуравновешенными, нарушит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укрепить самоконтроль и проявить себя более зрелым.

6)  если я люблю своих учеников безусловной любовью, они будут себя уважать и у них появится чувство внутреннего умиротворения и равновесия, это позволит им контролировать свою тревожность и соответственно поведение, по мере того как они взрослеют;

7)  если я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувствовать свою неполноценность. Дети будут считать, что бесполезно стараться, потому что этой матери никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверенность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут возникать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии.

Я очень благодарна  Ш.А. Амонашвили , что имела возможность впитать в себя часть знаний, которыми он очень щедро поделился со мной.

7.Заключение

В своей работе я постаралась раскрыть понятия сотрудничества. Это совместная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса, направленная на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

Важным для сотрудничества  педагога и учащихся является установление психологического контакта, личностный подход, эмоциональное сопереживание.

В ходе сотрудничества как двухстороннего объективно-субъективного взаимодействия происходит формирование и достижение совместных целей, организация и управление всеми этапами совместного труда и творчества, разделение функций между учителем и школьниками, закрепление положительных отношений.

  Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.

   В своей работе я рассмотрела основные идеи педагогики сотрудничества;

 исторические корни педагогики сотрудничества; идею создания школы Амонашвили, проанализировала книгу  «Здравствуйте дети»

Литература :

Зимняя И.А. Педагогическая психология.- М.: Просвещение, 1998.-360 с.

Вентцель К.Н  «Антология гуманной педагогики»-М.., 1999

Вернадский «Антология гуманной педагогики»-М..,2001

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Педагогика, 1986.

Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.., 2000.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988.

 Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе.- М.: АПН - 1959

 Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1996.

Веренкина И.М. Преодоление возможных конкретных ситуаций между учителем и учениками на уроке. // Вопросы психологии.-1986.-№3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе.

Презентация-отчёт "Введение в школьную жизнь родителей учащихся 1"А" класса (эксперементальная деятельность)...

Уроки разновозрастного сотрудничества в начальной школе

В статье рассказывается об одной из форм организации учебного сотрудничества – разновозрастном сотрудничестве младших и старших школьников, которое может решать ряд важных задач. А так же о типа...

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

Групповая форма организации учебного сотрудничества в начальной школе

В работе даны :1.Теоретические  аспекты организации групповых форм учебно- воспитательного процесса в обучении младших школьников2.Практическая работа по использованию групповой формы организации...

Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий

Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса.

Выступления на школьном методическом объединении.       Что значит личностно-ориентированный подход.        Ключевыми словами личностно ориентированных тех...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Применение технологии сотрудничества в начальной школе (из опыта работы)"

Актуальность, плюсы и минусы технологии сотрудничества, особенности использования, советы учителям....