Рабочая программа внеурочной деятельности "Математика для любознательных" 1-4 классы.
рабочая программа

Павленок Ирина Валентиновна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_dlya_lyuboznatelnyh_1-4_klassy.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность программы внеурочной деятельности «Математика для любознательных» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является    стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные упражнения.
  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики.
  • развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
  • способствовать формированию познавательныхуниверсальных учебных действий, обучить методике выполнения логический заданий.
  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности.
  • научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности,      мысленно расчленяя его на основные составные части, уметь делать доступные выводы  и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • формировать  навыки исследовательской деятельности.

На изучение курса в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе -  34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).

Результаты освоения курса

Личностные:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные:

  • умение анализировать предложенные  варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию.

Содержание курса

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек наверхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначныхчисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы вответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательность выполнения арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитаниев пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры,имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуромконструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление изарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, пособственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование изпроволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призмашестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида,октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольнаяпирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счётные палочки).

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др.


Календарно- тематическое планирование

1 класс

п/п

Название тем

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата

по

плану

по

факту

1

Математика – царица наук.

1

Беседа с использованием презентации.

2

Как люди научились считать

1

Игра-путешествие в прошлое.

3

Интересные приемы устного счёта.

1

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

4

Интересные приемы устного счёта.

1

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

5

Решение занимательных задач в стихах

1

Упражнения в решении занимательных задач в стихах.

6

Игра «Муха»

1

Игра «Муха»  («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3x3 клетки).

7

Учимся отгадывать ребусы.

1

Знакомство а правилами разгадывания ребусов.

8

Учимся отгадывать ребусы.

1

Знакомство а правилами разгадывания ребусов.

9

Числа-великаны. Коллективный счёт

1

Знакомство с такими числами как миллион и др.

10

Решение ребусов и логических задач

1

Упражнения в решении ребусов и логических задач.

11

Решение ребусов и логических задач

1

Упражнения в решении ребусов и логических задач.

12

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными

1

Практикум  по решению задач.

11

Загадки- смекалки

1

Упражнения в отгадывании математических загадок.

12

Игра «Знай свой разряд».

1

Игра «Знай свой разряд».

13

Практикум «Подумай и реши».

1

Практикум «Подумай и реши».

14

Задачи с изменением вопроса

1

Практикум  по решению задач.

15

Проектная деятельность «Газета любознательных»

1

Проект «Газета любознательных»

16

Проектная деятельность «Газета любознательных»

1

Проект «Газета любознательных»

17

Математические горки.

1

Игра «Математические горки»

18

Решение логических задач.

1

Практикум  по решению логических  задач.

19

Решение логических задач.

1

Практикум  по решению логических  задач.

20

Решение логических задач.

1

Практикум  по решению логических  задач.

21

Игра «У кого какая цифра»

1

Игра «У кого какая цифра»

22

Знакомьтесь: Архимед!

1

«Путешествие в прошлое» (презентация)

23

Задачи с многовариантными решениями.

1

Практикум  по решению задач.

24

Задачи с многовариантными решениями.

1

Практикум  по решению задач.

25

Задачи с многовариантными решениями.

1

Практикум  по решению задач.

26

Знакомьтесь: Пифагор!

1

«Путешествие в прошлое» (презентация)

27

Математический КВН

1

Математический КВН

28

Геометрические упражнения

1

Упражнения с использованием чертёжных инструментов. Моделирование.

29

Геометрические упражнения

1

Упражнения с использованием чертёжных инструментов. Моделирование.

30

Геометрические упражнения

1

Упражнения с использованием чертёжных инструментов. Моделирование.

31

Конкурс знатоков (1 тур)

1

Игра-соревнование

32

Конкурс знатоков (2 тур)

1

Игра-соревнование

33

Итоговое занятие

1

Тестирование


2 класс

п/п

Название тем

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата

по

плану

по

факту

1

Путешествие в Страну Геометрию

1

Беседа с использованием презентации.

2

Геометрические упражнения

1

Моделирование.

3

Геометрические упражнения

1

Моделирование.

4

Упражнения в черчении на нелинованной бумаге

1

Упражнения с использованием различных чертёжных инструментов.

5

Упражнения в черчении на нелинованной бумаге

1

Упражнения с использованием различных чертёжных инструментов.

6

Игра «Удивительный квадрат»

1

Игра «Удивительный квадрат»

7

Преобразование фигур на плоскости

1

Моделирование.

8

Преобразование фигур на плоскости

1

Моделирование.

9

Задачи-смекалки

1

Практикум по решению задач.

10

Задачи-смекалки

Практикум по решению задач.

11

Симметрия фигур

1

Знакомство с фигурами, имеющими одну и несколько осей симметрии. Конструирование на плоскости.

12

Соединение и пересечение фигур

1

Конструирование на плоскости.

13

Познавательная игра «Семь вёрст…»

1

Познавательная игра «Семь вёрст…»

14

Объём фигур

1

Моделирование объёмных фигур.

15

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

1

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

16

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

Конструирование предметов из геометрических фигур Выставка работ учащихся.

17

Конструирование предметов из геометрических фигур

1

Конструирование предметов из геометрических фигур Выставка работ учащихся.

18

Открытие нуля.

1

Беседа с использованием презентации.

19

Учимся разрешать задачи на противоречия.

1

Практикум по решению задач.

20

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

21

Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата»

1

Проект «Зрительный образ квадрата»

22

Экскурсия в компьютерный класс

1

Экскурсия в компьютерный класс

23

Компьютерные математические игры

1

Практикум по работе с компьютером и электронной доской.

24

Компьютерные математические игры

1

Практикум по работе с компьютером и электронной доской.

25

Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

Практикум по работе с компьютером и электронной доской.

26

Задачи с многовариантными решениями.

1

Практикум по решению задач.

27

Математические головоломки

1

Работа с механическими головоломками.

28

Решение логических задач

1

Практикум по решению задач.

29

Решение логических задач

1

Практикум по решению задач.

30

Математические игры

1

Игры «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Волшебная палочка», «Лучший счётчик»

31

Математические игры

1

Игры «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Волшебная палочка», «Лучший счётчик»

32

Конкурс знатоков (1 тур)

1

Игра-соревнование

33

Конкурс знатоков (2 тур)

1

Игра-соревнование

34

Итоговое занятие

1

Тестирование


3 класс

п/п

Название тем

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата

по

плану

по

факту

1

Математика – это интересно.

1

Беседа с использованием презентации.

2

Решение нестандартных задач.

1

Практикум по решению задач.

3

Игры с кубиками.

1

Игры с кубиками. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

4

Игры с кубиками.

1

Игры с кубиками. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе

5

Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

1

Беседа с использованием презентации.

6

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

1

Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

7

Танграм: древняя китайская головоломка.

1

Конструирование.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

Конструирование.

9

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

1

Конструирование.

10

Игра- соревнование «Веселый счёт».

1

Игра- соревнование «Веселый счёт».

11

Проектная деятельность ”Газета умников и умниц”.

1

Проект «Газета умников и умниц»

12

Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

Практикум по решению задач.

13

Весёлая геометрия. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1

Практикум по решению задач.

14

Математические игры. Построение «математических» пирамид.

1

Математические игры. Построение «математических» пирамид.

15

Математические игры. Построение «математических» пирамид.

1

Математические игры. Построение «математических» пирамид.

16

«Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу.

1

Конструирование из спичек

17

«Спичечный» конструктор. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

1

Конструирование из спичек

18

Задачи-смекалки.

1

Практикум по решению задач.

19

Задачи с некорректными данными.

1

Практикум по решению задач.

20

Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

Практикум по решению задач.

21

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

Игра «Прятки с фогурами»

22

Прятки с фигурами. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

1

Игра «Прятки с фогурами»

23

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

24

Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку).

25

Уголки. Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1

Игра «Уголки»

26

Игра в магазин. Монеты. Сложение и вычитание в пределах 1000.

1

Игра в магазин.

27

Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

Практикум по решению задач.

28

Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

Практикум по решению задач.

29

Секреты задач. Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

Практикум по решению задач.

30

Проектная деятельность «Великие математики»        .

1

Проект «Великие математики»

31

Создание мини-альбома «Узоры геометрии».

1

Создание мини-альбома «Узоры геометрии».

32

Конкурс знатоков (1 тур)

1

Игра-соревнование

33

Конкурс знатоков (2 тур)

1

Игра-соревнование

34

Итоговое занятие

1

Тестирование


4 класс

п/п

Название тем

Количество часов

Формы организации и виды деятельности

Дата

по

плану

по

факту

1

Любителям математики. Турнир смекалистых

1

Турнир смекалистых.

2

Волшебный круг. Правила сравнения. Сравнение дробей.

1

Моделирование.

3

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

1

Игры с числами.

4

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

1

Игры с числами.

5

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

1

Практикум по решению задач.

6

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.

1

Практикум по решению задач.

7

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

1

Беседа с использованием презентации.

8

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

1

Беседа с использованием презентации.

9

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

1

Моделирование.

10

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

1

Моделирование.

11

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

1

Игры на развитие наблюдательности.

12

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

1

Игры на развитие наблюдательности.

13

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

1

Игра-соревнование.

14

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

1

Игра-соревнование.

15

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

1

Практикум по решению задач.

16

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

1

Практикум по решению задач.

17

Проектная деятельность «Газета эрудитов»

1

Проект «Газета эрудитов»

18

Задачи – тесты. Блиц - турнир.

1

Блиц - турнир.

19

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении  примеров.

1

Математический тренажёр.

20

Действия,  противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

1

Математический тренажёр.

21

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число

1

Математический тренажёр.

22

Математические головоломки.

1

Турнир по головоломкам.

23

Математические головоломки.

1

Турнир по головоломкам.

24

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

1

Практикум по решению задач.

25

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

1

Практикум по решению задач.

26

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

1

Беседа с использованием презентации.

27

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

1

Работа в группах. Игра-соревнование «Чей ряд дружнее?»

28

Проектная деятельность «Волшебный круг»

1

Проект «Волшебный круг». Выставка работ учащихся.

29

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.

1

Игра-путешествие

30

Игра «Морской бой». Координаты точек на плоскости.

1

Игра «Морской бой» (работа в парах).

31

Графические диктанты.

1

Тренинг.

32

Конкурс знатоков (1 тур)

1

Игра-соревнование

33

Конкурс знатоков (2 тур)

1

Игра-соревнование

34

Итоговое занятие

1

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса.

Данная работа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса....

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса "Этикет поведения и общения"

Цель настоящей программы: освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, самим себе....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Наш дружный класс"

Тип программы: тематическая образовательная программа по формированию толерантности младших школьниковкружок  «Наш дружный класс»Срок реализации – 4 годаВозраст обучающихся – 7-10 летСоставила - ...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Народные ремесла»

Рабочая программа внеурочной деятельности ФГОС НОО (социальное направление)...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Азбука пешехода»

Рабочая программа по внеурочной деятельности. ФГОС НОО...