Технологическая карта урока "Витаминная азбука"
план-конспект урока (3 класс)
Урок-исследование основан на активном использовании здоровьесберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой на уроке, оптимальный темп ведения урока, наглядность, смена видов деятельности, групповая работа, игры и игровые моменты, подача материала доступным рациональным способом, воспитательные моменты на уроке, санитарно – гигиенические условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.m._ivanova_tehnologicheskaya_karta_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_vitaminnaya_azbuka.docx | 48.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Иванова Анна Михайловна
Предмет: Окружающий мир
Тема учебного занятия: Витаминная азбука
Цель: сформировать понимание значения витаминов для здоровья человека
Задачи:
- познакомить учащихся с основными витаминами, содержащимися в овощах, фруктах, ягодах и их значением для организма человека;
- развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, логически мыслить; обогащать устную речь;
- создать условия для развития мышления, памяти, внимания, сохранения здоровья детей;
- воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, культуру общения, доброжелательность по отношению друг к другу желание заботиться о своём здоровье
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, измерение, сравнение, классификация и др. с получением информации в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Коммуникативные результаты:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям
Тип урока: урок открытия новых знаний
Форма урока: урок-исследование
Условия обеспечения учебной деятельности:
- УМК «Школа России»;
- Здоровьесберегающие технологии: положительный эмоциональный настрой на уроке, оптимальный темп ведения урока, наглядность, смена видов деятельности, групповая работа, игры и игровые моменты, подача материала доступным рациональным способом, воспитательные моменты на уроке, санитарно – гигиенические условия;
- Материально-техническое обеспечение: электронный микроскоп – 4 шт., ноутбук – 4 шт., «Толковый словарь иностранных слов» – 4 шт.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Здоровьесберегающие технологии |
Организационный этап. Включение обучающихся в образовательный процесс | - Какое время года сейчас? (Зима) - Дайте правильный ответ «Да или нет» Зимою тучки солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? - Как вы думаете, почему зимой нужно тепло одеваться? - Сегодня мы будем размышлять о здоровье человека. | Отвечают на вопросы - Да - Да - Нет - Нет - Нет - Да Высказывают свое мнение - Чтобы не холодно было и не заболеть. | Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - игровой момент | |
Актуализация знаний и определение темы урока | - Осень нам прислала посылку – корзинку с фруктами. Каждый из вас выберите тот фрукт, который вам нравится (яблоко, груша, банан, апельсин) и присядьте за стол, где на картинке изображён ваш фрукт. - Итак, у нас 4 группы: «Яблоки», «Груши», «Апельсины», «Бананы» - Чем эти фрукты полезны для здоровья человека? - Верно, сегодня мы с вами будем изучать «Витаминную азбуку» (на доске появляется тема и портреты мальчика и девочки) - Посмотрите на портреты мальчика и девочки. - Как вы думаете, кого из этих ребят можно считать здоровым? - Почему? - Подумайте и дайте ответ на вопрос: «От чего зависит здоровье человека?» - Молодцы! | Выбирают фрукт и рассаживаются за столы по группам - В них есть полезные вещества, витамины Высказывают свое мнение и определяют тему урока Высказывают свое мнение. Отвечают на поставленные вопросы в соответствии с целью работы. - Здоровье человека зависит от занятий физкультурой и спортом, закаливания, режима дня, правильного питания | Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - оптимальный темп ведения урока; - наглядность; - смена видов деятельности; - групповая работа; - воспитательные моменты | |
Изучение нового материала | - А что означает питаться правильно? - Представьте, что вы пришли в магазин. Перед вами корзина и картинки с продуктами. Соберите корзину полезных продуктов. Когда группа будет готова, представитель с корзиной выходит к доске. - Назовите полезные продукты. - Почему они полезны? - Что же такое витамины? Где можно узнать значение этого слова? - Перед вами толковые словари. Как вы будете искать значение слова «витамины»? - Кто готов? Прочитайте. - А какие витамины вы знаете? - Посмотрите название какого витамина спряталось в домике - Какая буква на вашем стульчике? - А сейчас я вам предлагаю изучить информацию о пользе витаминов для организма человека и рассказать классу (по одному ученику от группы) | - Для нормального роста и развития человеку необходимо употреблять в пищу полезные продукты Презентуют работу группы. Отвечают на поставленные вопросы. - В них есть витамины - Интернет, словарь, энциклопедия Работают в группах с толковым словарём, находят значение слова «витамины» Представитель от группы зачитывает найденную информацию - Витамины – вещества, необходимые для здоровья. Слово "вита" означает жизнь. Витамины с едой попадают в кровь и укрепляют наши мышцы и кости. Называют витамины, которые им знакомы. Находят название витамина на столе, затем оборачиваются и находят букву на спинке стульчика. (На спинках буквы: «А», «В», «С», «D») Переходят за другой стол. Работают в новых группах. Презентуют работу группы (в руках название витамина и изображение продукта) - Если вы хотите хорошо расти и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А. Он содержится в моркови, тыкве, шпинате, капусте. - Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит, и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен витамин В. Он содержится во всех свежих овощах и фруктах, а также в рыбе, икре, молоке. - Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать, вам нужен витамин С. Витамином С богаты апельсины, кабачки, смородина, чеснок, лук, капуста. - Витамин D важен для развития костей и зубов. Он образуется в организме на солнце, кроме того поступает с молочными продуктами, яичным желтком, икрой, петрушкой, семенами подсолнуха. | Предметные: освоение доступных способов изучения природы (наблюдение, сравнение, классификация с получением информации в печатной литературе) Метапредметные: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на здоровый образ жизни | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - оптимальный темп ведения урока; - подача материала доступным рациональным способом; - наглядность; - смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, перехожу в другую группу); - дифференцированный подход в обучении; - групповая работа; - игровой момент; - воспитательные моменты | |
Работа с цифровым микроскопом | - А вы знаете, почему овощи и фрукты бывают разных цветов? - Давайте выясним это, рассмотрев фрукты и овощи разных цветов под микроскопом. - Что такое микроскоп и для чего он нужен? - Мы воспользуемся цифровым микроскопом, его преимущество в том, что можно вывести изображение на экран. - Что заметили интересного? - Исследования ученых показали, что, употребляя в пищу овощи и фрукты разных цветов, можно избежать серьезных заболеваний. Дело в том, что каждый цвет содержит свою группу питательных веществ. Ученые пришли к выводу: чтобы наполнить организм разными витаминами, надо каждый день съедать пять плодов разного цвета. | Высказывают версии. Отвечают на вопрос. Рассматривают срезы яблока, лука (салатного) под микроскопом. - Внутри их клеток особые красящие вещества красного, оранжевого цвета. Именно они придают спелым овощам и фруктам красный, желтый или оранжевый цвет. Красящие вещества одного вида могут превращаться в другой. Вот почему зеленый помидор поспевает и становится красным. | Предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Коммуникативные: - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к материальным и ценностям. | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - оптимальный темп ведения урока; - подача материала доступным рациональным способом; - наглядность; - смена видов деятельности; - групповая работа; - воспитательный момент; - санитарно – гигиенические условия | |
Игра на внимание | - А сейчас игра на внимание. Если мой совет хороший, Не грызите лист капустный, Постоянно нужно есть, Зубы вы почистили и идёте спать, | Встают и хлопают в ладоши, топают. | Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - игра; - динамическая пауза | |
Закрепление | - О фруктах и овощах сложено немало пословиц и поговорок. Соберите их и подумайте, что они означают. (Каждой группе предлагается по одной пословице или поговорке) 1. Надоел, как горькая редька. 2. Проще пареной репы. 3. Лук да баня всё поправят. 4. Каждому овощу своё время. - Какие фрукты и овощи полезно есть зимой? | Собирают пословицу, обсуждают её значение в группе и один представитель озвучивает. Отвечают на вопрос. | Предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - развитие этических чувств, доброжелательности; - развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - оптимальный темп ведения урока; - наглядность; - смена видов деятельности; - групповая работа; - воспитательный момент | |
Подведение итога урока | - Почему нужно есть овощи, фрукты и ягоды? - Почему лук зелёный, а спелый помидор красного цвета? - Чем запомнился урок? | Отвечают на вопросы. | Предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи Личностные: - формирование уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -формирование установки на здоровый образ жизни | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - оптимальный темп ведения урока; - дифференцированный подход в обучении | |
Рефлексия | - Если вам урок понравился, то прикрепите к солнышку жёлтый лучик. Если не очень понравился – зелёный, а если совсем не понравился, то синий. (Учитель достаёт корзину, накрытую платком) - Всех прошу закрыть глаза, Начинаем чудеса! Но будьте честными друзья, Открывать глаза нельзя. Мы платочек убираем... Что под ним? Сейчас узнаем! Ой, ура! Ура! Ура! Посмотрите, детвора, Все листочки испарились, В угощенье превратились! - Спасибо за урок! | Прикрепляют к солнышку на доске лучики Дети выбирают по одному фрукту из корзины и становятся на свои места | Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Личностные: - принятие и освоение социальной роли обучающегося, - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | - положительный эмоциональный настрой на уроке; - оптимальный темп ведения урока; - наглядность; - смена видов деятельности; - дифференцированный подход; - игровой момент; - санитарно – гигиенические условия |
Литература:
1. Безруких, М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». – 2012. – 43 с.
2. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8 (233). – С. 20-22.
3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.
4. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.И. Кузнецова, С.Г. Пономарева // Материалы конгрессных мероприятий 7 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое питание – здоровая нация». – Москва, 2011. – С. 59-61.
5. Румянцев, Г.И. Гигиена : учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 608 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пример технологической карты урока литературного чтения в 1 классе по теме: "Старинные азбуки и буквари".
Пример технологической карты урока Учитель ___________________________________________________________________________________Класс: 1 Предмет: литературное чтениеТема: Старинные азбуки и буквари...
Технологическая карта урока чтения "Прощание с Азбукой"
Цели деятельности педагога: создать условия для развития речевых умений, фонематического слуха, творческих способностей; учить выразительно читать стихотворения.Планируемые результаты образования: ...
Технологическая карта урока развития речи в 3 классе по теме "Азбука вежливости. Как написать письмо."
Технологическая карта урока разработана по русскому языку в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа", но также может быть использована и учителями начальных классов, работающими по другим...
Технологическая карта по литературному чтению 1 класс "Прощание с азбукой"
Программа "Школа России"...
Технологическая карта урока по азбуке. Тувинский язык
здесь представлена примерная технологическая карта урока на тувинском языке....
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука» . Программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С.
Технологическая карта урока музыки для 1 класса по теме «Музыкальная азбука»....
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"
Технологическая карта урока литературного чтения "САША ЧЁРНЫЙ «ЖИВАЯ АЗБУКА». Ф. КРИВИН «ПОЧЕМУ «А» ПОЁТСЯ, А «Б» – НЕТ»"...