Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС
методическая разработка
Выступление по теме "Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС" дополнено презентацией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Болдырева О.Н.,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №5 г. Охи,
зам. директора по УВР в начальной школе
Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате системно-деятельностного подхода.
Непрерывность и преемственность в обучении рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования.
При этом под непрерывностью мы понимаем наличие на протяжении всего обучения последовательной цепи учебных задач, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков.
Под преемственностью мы понимаем непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счёте — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.
Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей, технологий и содержания образования на протяжении всего образования от детского сада до последипломного и курсового обучения.
Слайд 2. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Слайд 3. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.
Слайд 4. Однако оно только тогда будет эффективным, если реализующие его педагоги будут принимать и разделять цели образования (зачем учить?), понимать специфику его содержания (чему учить?) и технологий (как учить?). Этого гораздо легче достичь в дошкольном образовании и в начальной школе, где подавляющее большинство занятий проводит один педагог. В основной школе число педагогов велико, и вероятность того, что все они примут идеи и будут реализовать их на практике, существенно ниже. Вот почему было целесообразно организовывать специальные обучающие семинары для педагогов основной школы, которые проводились в течение последних трех лет.
Слайд 5. В работе творческой группы учителей «Системно-деятельностный подход а образовании» участвовали педагоги школ города и района. Важно, что на семинарах вместе работали преподаватели разных предметов, что позволило им лучше понять общую специфику образования.
№ п/п | Дата проведения | Форма проведения | Количество мероприятий | Количество ОУ, принявших участие в мероприятиях | Количество человек |
1 | 17.11.12 | Теоретический семинар «Развивающая система обучения. Развеиваем мифы». | 1 | 5 | 13 |
2 | 25.03.13 | Семинар-практикум «Исследовательское обучение и современное образование» | 1 | 5 | 18 |
3 | 05.11. 13 | Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий в основной школе» | 1 | 7 | 20 |
4 | 26.03.14 | Групповое проектирование «Урок в системно-деятельностном подходе. Проектирование урока ОНЗ» | 1 | 7 | 25 |
5 | 24.03.15 | Мастер-класс «Изменения в контрольно-оценочной деятельности учителя: критериальное оценивание как одна из техник формирующего оценивания» | 1 | 7 | 21 |
6 | 31.03.15 | Семинар-практикум «Урок общеметодологической направленности» | 1 | 7 | 24 |
7 | 25.03.16 | Групповое проектирование «Урок рефлексии» | 1 | 5 | 21 |
Повышение компетентности педагогов в условиях реализации инновации осуществлялось сочетанием традиционных и активных форм обучения: лекций, семинаров, практикумов, группового проектирования образовательной деятельности, тренингов, интерактивного взаимодействия.
Педагоги изучили вопросы реализации ООП, принципы развивающего обучения, технологию проведения уроков в деятельностном методе, применение проектно-исследовательской деятельности, этапы проектирования урока-исследования, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы., современные способы оценочной деятельности.
Несомненно, теоретические сведения подкреплялись практикой, учителя работали в составе предметных групп (филологи, историки и т.п.). Задачей этого этапа было знакомство с учебниками начальной школы, конспектами уроков, технологическими картами уроков и разработка конспектов уроков по учебникам основной школы в соответствии с предлагаемыми образовательными технологиями.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Существенно изменяются функции педагога. Учитель становится «указателем» на дороге, ведущей к знаниям.
И он должен:
-помогать ученикам получать новую информацию;
-исправлять неправильную информацию, оказывать академическую помощь, когда это необходимо;
-организовывать процесс групповой работы;
-демонстрировать партнерский стиль взаимоотношений;
-обеспечивать обратную связь, создавать и поддерживать положительный психологический климат в группе;
- способствовать успешной социализации учащихся.
Слайд 6. Меняется стиль деятельности учителя на уроке.
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
1.Определение темы учебного материала.
2.Определение дидактической цели темы.
3.Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумывание структуры урока.
5.Обеспеченность урока.
6.Отбор содержания учебного материала.
7.Выбор методов обучения.
8.Выбор форм организации педагогической деятельности
9.Оценка знаний, умений и навыков.
10.Рефлексия урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
Слайд 7.
1.Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
2.Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
3.Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
4.Сообщение нового материала.
5.Решение учебной задачи.
6.Усвоение новых знаний.
7.Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
8.Закрепление изученного материала.
9.Обобщение и систематизация знаний.
10.Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
11.Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
12.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Слайд 8. Требования к современному уроку
- Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока
- Учитель выступает в роли организатора, а не информатора
- Обязательная рефлексия учащихся на уроке
- Высокая степень речевой активности учащихся
Слайд 9. Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.
Слайд 10.
В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:
- фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
- индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
- групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
- Методы организации и осуществления учебных действий и операций (учебно-познавательной деятельности). К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
- Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Слайд 11. – 12. Критерии и показатели реализации учителем системно-деятельностного подхода в формах и методах проведения урока.
Формы организации познавательной деятельности уч-ся | ||
Критерии и показатели оценки деятельности учителя на уроке | Оценка в баллах | Уровень работы учителя |
Работает с классом фронтально на всех этапах урока | 1-2 | Низкий |
Использует парную или групповую работу уч-ся для взаимопроверки или взаимопомощи. Выбирает формы коммуникативного взаимодействия уч-ся в парах или группах для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи | 3-4 | Средний |
Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе | 5-6 | Выше среднего |
Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета | 7-8 | Хороший |
Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний | 9-10 | Высокий |
5.Методы обучения | ||
На уроке преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения | 1-2 | Низкий |
Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст- в таблицу, таблицу- в график , диаграмму) | 3-4 | Средний |
Организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам | 5-6 | Выше среднего |
Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию | 7-8 | Хороший |
Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления | 9-10 | Высокий |
Как бы ни был эффективен семинар, но полученные на нём знания и умения должны быть подкреплены практически. Обучающий семинар есть лишь звено, хоть и важное, в решении проблемы преемственности. Поэтому было бы целесообразно дополнять обучающий семинар проводимым через 1—2 недели практическим семинаром с посещением уроков, разработанных в рамках обучающего семинара. В этом случае учителя, проектирующие уроки по новой технологии, увидят своими глазами результаты собственной деятельности, воплощённые их коллегами.
Таким образом, проведение обучающих семинаров позволяет педагогам на практике познакомиться с современными образовательными технологиями и попрактиковаться в разработке уроков на их основе. Это может быть первым шагом в реализации идей Федерального государственного образовательного стандарта. Однако для этого работа должна быть продолжена как в виде семинаров с просмотром подготовленных уроков, так и в постоянном мониторинге за деятельностью педагогов — участников семинаров. Каждый из них в течение оставшейся части учебного года может разрабатывать и давать уроки с использованием новых технологий , совершенствуясь в их овладении и готовясь к работе по ФГОС.
На примере своей школы могу отметить существующую практику взаимодействия методических объединений учителей предметников и учителей начальной школы в части посещения уроков учителей начальной школы учителями основной. Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения посещенных уроков педагоги начального и основного звена уточняли свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам.
Слайд 13.
Положительное воздействие на установление преемственности оказали разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных уроков в 3 – 4-х классах. Учителя начальной школы выступали в качестве консультантов в процессе освоения проектирования уроков в формате системно-деятельностного подхода педагогами основной школы, а педагоги основной школы – консультантами в нюансах своего предмета.
Сложились три варианта взаимодействия учителей:
1. Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы предоставляет информацию о классе, теме, даёт отдельные советы | 2. Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы | 3.Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока |
На этом этапе педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции. В свою очередь учителя начальных классов могут увидеть стиль работы учителей основной ступени образования, узнать характер их требований, методы и приемы работы.
В ходе опроса учащиеся давали высокую оценку данным урокам, у них повысилась мотивация к обучению в пятом классе, снизилась тревожность у родителей, переход на новую ступень обучения стал более подготовленным и психологически комфортным.
Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода
1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
- использование известных знаний, способов работы детей;
- формы организации учебной работы учащихся;
- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;
- позиция учителя и его роль на данном этапе;
- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?
Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).
4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?
Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?
Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех ...
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....
Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.
Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления)....
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня. Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...