«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
статья на тему
В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_nachalnogo_i_osnovnogo_obshchego_obrazovaniya.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Преемственность начального и основного общего образования
в условиях реализации ФГОС»
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие.
А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
Из книги В. А. Сухомлинского
«Разговор с молодым директором школы»
В связи с разработкой концепции непрерывного образования понятие «преемственность» приобрело новую актуальность. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы. Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.
Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на главный приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Путь достижения этой цели – формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Для более успешного решения проблемы преемственности на современном этапе необходимо начинать работу как можно раньше. Переход от начальной ступени образования к основной в современном школьном укладе всё ещё сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников. К ним относятся повышение требований к самостоятельности, ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения. При переходе из начальной в основную школу учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.
Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера вот основная задача педагогов.
Обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение учащихся в период адаптации, создаются условия для успешной социализации ребенка в обществе, а именно:
Мы - учителя начальных классов, работаем в тесном контакте с психологом школы, получаем результаты психологической диагностики учащихся выпускных классов. Объектом диагностики является: интеллектуальное развитие ребенка (память, мышление, речь), мотивы учения, учебные и внеучебные интересы.
Медицинский работник, в свою очередь, предоставляет сведения о здоровье каждого ребенка. Все эти сведения учитель начальных классов обрабатывает, дополняет представленные сведения своими психолого-педагогическими наблюдениями о каждом ребенке (особенности его интеллектуального развития, доминирующий мотив учения; направленность интересов и его достижения) и передаёт будущему классному руководителю «Портфолио класса» и индивидуальные «Портфолио» учеников.
Важно, чтобы принимающие учителя в основной школе постарались не разрушить, а сохранить всё то, положительное, что было заложено в начальной школе.
Таким образом, преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
В заключении хочется сказать: «Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности».
Творческих успехов Вам, уважаемые коллеги!
Подготовила:
учитель начальных классов
Колмакова И. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...
Преемственность основных направлений начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Доклад-сообщение о работе учителя в рамках реализации ФГОС...
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня. Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...
Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...