Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
статья
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня. Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, она предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_noo_i_ooo_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 28 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня.
Для начала необходимо выяснить, что такое преемственность и каким образом данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, будучи
стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
Он включает в себя ряд требований:
- К структуре основной образовательной программы НОО и ООО;
- К условиям реализации программ;
- к результатам освоения образовательных программ.
- к преемственности основных образовательных программ начального общего и среднего образования.
Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, она предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.
Основанием преемственности может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться.
Научить учиться – это значит сформировать у ученика такие УУД, которые помогали бы ему осваивать не только предметные дисциплины, но и способствовали его саморазвитию, самосовершенствованию, помогали бы ему сознательно и активно присваивать новый социальный опыт.
В образовательных программах начальной школы и основной есть программа формирования УУД которая включат в себя:
- ценностные ориентиры содержания образования;
- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
Преемственность при переходе от начального к общему образованию осуществляется на уровне:
- целей и задач;
- содержания образования;
- организационных форм;
- планируемых результатов
Исходя из того что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы — «учить ученика учиться в общении». А это значит, что должна быть осуществлена преемственность приоритетной цели школьного образования, её развитие.
ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности школьника – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно на уровне начальной школы обеспечивается познавательная мотивация и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформированность основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся:
формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Стандарт для каждого уровня общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующей ступени.
Если посмотреть на характеристику выпускника основного общего образования, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника уровня начального общего образования.
Как пример: выпускник начальной школы — владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; выпускник основной школы — умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Кроме того, на уровне начального общего образования необходимо научиться самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом, а на уровне основного общего образования — быть социально активным, уважать закон и правопорядок, уметь соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом.
То есть в портрет выпускника основной школы добавлены направления и компоненты, определяемые целями основной ступени образования и возрастными особенностями ребенка, например осознание им ценности труда, науки и творчества; умение ориентироваться в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека.
Организация работы по преемственности между начальным и основным общим образованием ФГОС НОО – ФГОС ООО
Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников,
обеспечение постепенного и успешного перехода учащихся из
начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.
1 этап – предварительный:
1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД, соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения;
2. Составление психологической характеристики классного коллектива;
3. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;
4. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе;
5. Анализ уровня здоровья учащихся.
Взаимосвязь и преемственность начального и основного образования в
условиях внедрения ФГОС осуществляется посредством создания единой
модели мониторинга развития УУД обучающихся на каждом
образовательном этапе. Эта модель включающей согласованные виды и процедуры
мониторинга, критерии и индикаторы, ставшие основой единых требований к
оценке эффективности деятельности образовательных учреждений.
Для определения уровня сформированности универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени начального общего образования, используем
- диагностические работы по формированию метапредметных умений;
- ВПР.
2 этап - основной:
- Входная диагностика ЗУН, УУД;
- Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС;
3. Выявление организационно – психологических проблем классного коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации.
4. Адаптационный тренинг;
5. Родительские собрания с участием учителей
3 этап - заключительный
Анализ итогов обучения в 5 классе;
- Подведение итогов работы по преемственности, определение трудностей в развитии учащихся;
- Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.
- Предполагаемые результаты
- Планируемые действия.
Итак, преемственность между уровнями начального общего и основного общего образования – это двухсторонний процесс.С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая не игнорирует накопленный в начальной школе потенциал, а его развивает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....
Преемственность основных направлений начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Доклад-сообщение о работе учителя в рамках реализации ФГОС...
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС».
Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях перехода на ФГОС ООО» Преемственность – это последовательна...
Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Проблема преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС...