Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.
учебно-методический материал ( класс) на тему

Реализация алгоритма "Восемь шагов" (планируемые результаты, трудности и пути их преодоления).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_nach.shk_.-osnovnaya.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология организации преемственности между начальной и основной ступенями образования .

Реализация алгоритма «Восемь шагов» (планируемые результаты, трудности и их преодоление)

 В основе реализации данной технологии лежат восемь шагов педагогической деятельности.

                                        КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

(в скобках указаны ориентировочные, но не обязательные календарные сроки)

0-й шаг (предварительный). Инициативная группа педагогов, заинтересованных в решении проблемы преемственности, убеждает администрацию образовательного учреждения в необходимости использования технологии организации преемственности «Школы 2100».

Этот шаг можно сравнить с этапом возникновения проблемной ситуации и формулирования проблемы, если пользоваться терминологией проблемно-диалогического обучения. Реализует этот шаг инициативная группа учителей, работающих по Образовательной системе «Школа 2100». Обычно это учителя начальной школы, которых не устраивает, что при переходе в основную школу не реализуются все возможности их учеников

1-й шаг (декабрь или сентябрь). Создание приказом администрации образовательного учреждения временного методического объединения «Преемственность», состоящего из учителей начального звена выпускных 4-х классов и учителей-предметников будущих 5-х классов основной школы. Обучение группы учителей особенностям работы в Образовательной системе «Школа 2100».

Объединение создаётся на один календарный год (с декабря) или для первого раза на полтора календарных года ― с сентября. В первом случае оно начинает работать с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Методическое объединение (творческая группа, лаборатория и т.п. по выбору школы) должно включать учителей, которые в момент образования методического объединения ведут 4-е классы в начальной школе, и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

2-й шаг (декабрь―январь). Договорённость внутри методического объединения «Преемственность» о едином понимании целей: о том уровне универсальных учебных действий, который необходимо получить на выходе из начальной школы и далее развивать в 5―6 классах, о соблюдении единых технологий и принципов системы «Школа 2100».

Реализация этого пункта предполагает поиск компромисса между опытом и традициями педагогов начального и основного звена. Он начинается с составления в данном конкретном образовательном учреждении единого «Портрета выпускника начальной школы», т.е. единых целей образования на выходе из 4-го класса и на входе в 5-й класс, в виде необходимых умений-действий, качеств ученика, требований, предъявляемых к нему педагогами начального и основного звена. При этом педагоги опираются на систему универсальных учебных действий «Школы 2100», т.е. анализируют таблицы:

– Познавательные действия (интеллектуальные умения) ― обработка информации;

– Регулятивные действия (организационные умения) ― организация своих дел, решения проблем;

– Коммуникативные действия (коммуникативные умения) ― общение с людьми;

– Личностные действия (нравственно-оценочные умения) ― оценка своих и чужих поступков.

В ходе анализа педагоги детализируют и дополняют перечень умений-действий, представленный в таблицах, исходя из ситуации в своём образовательном учреждении.

-Помимо составления «Портрета выпускника начальной школы» данный шаг алгоритма преемственности предполагает, что педагоги обеих ступеней образования начинают или продолжают:

– системно осваивать комплекс технологий «Школы 2100» (проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов и др.);

– использовать преемственное содержание, отражённое в УМК «Школы 2100» (или пытаться самостоятельно решить сложную задачу ― выстроить содержательные линии преемственности между УМК разных образовательных систем).

Всё это позволяет начать выстраивать линии преемственности по целям, технологиям и содержанию. Эти три процесса пронизывают все шаги алгоритма «Восемь шагов», а также реализуются за его пределами.

3-й шаг (январь―март). Посещение учителями основной школы уроков в 4-м классе по своим предметам и коллективное обсуждение уроков с позиции соблюдения принципов и технологий развивающего образования, демонстрации учениками требуемых умений.

Довольно серьёзно меняется нагрузка на учителя начальных классов. Это 5―6 открытых уроков за месяц-полтора.        Учителю начальной школы нужно заранее готовиться к данному этапу, в начале 4-го года обучения запланировать такие уроки по всем предметам. Работать в течение 4-х лет обучения с использованием технологий «Школы 2100». Быть самому теоретически и практически подкованным по видам универсальных учебных действий.

 Требуется поддержка администрации в составлении расписания, в создании максимально комфортных условий для учителя 4-го класса (желательно освободить его от другой нагрузки ― дежурства по школе, подготовки общешкольных мероприятий и т.д.)

Бывает, что учитель основной школы, неглубоко изучив новые технологии, подходит к обсуждению с традиционной меркой, возникает недопонимание.        Проводить предварительную работу с учителями-предметниками по освоению технологий, навыкам работы с универсальными таблицами анализа уроков по УУД. Использовать единую схему анализа уроков учителями разных предметов.

Посещение уроков в начальной школе помогает решить несколько задач:

– даёт возможность учителям основной школы на практике увидеть принципы и технологии развивающего образования;

– даёт возможность учителям основной школы заранее познакомиться со своими будущими учениками, увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке;

– даёт возможность ученикам познакомиться со своими будущими учителями.

В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали ли бы видеть у учеников учителя основной школы в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), можно и нужно скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

Положительные результаты данного шага на данном этапе мы добавили видеосъёмку уроков. Можно долго говорить о «Портрете выпускника», об особенностях учебников и технологий, но пока учителя-предметники не увидят на практике, как всё происходит, вряд ли что-то изменится. Поэтому данный этап хотя и трудоёмкий, но необходимый. Посещение уроков в начальной школе помогает педагогам среднего звена лучше понять психологические особенности учащихся младших классов и требования, предъявляемые учителем начальных классов к обучающимся, способствует выявлению уровня сформированности общих учебных умений и навыков.

Учителя 5-х классов познакомились с будущими учениками, которые привыкли к технологиям «Школы 2100».

Учителя 4-х классов получили представление о требованиях, предъявляемых к ученику 5-го класса, что позволило внести коррективы в образовательный процесс.

Данный этап позволяет учителям начальных классов работать на перспективу, хотя сама программа уже предполагает это.

4-й шаг (март―апрель). Разработка и проведение учителями основной школы и педагогами начальной школы совместных (бинарных) уроков в 4-х классах с позиций соблюдения договорённостей о преемственности в целях, содержании и технологии.

 На этом этапе педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции по детальным вопросам: правила ведения и проверки тетрадей, требования к устным ответам и оформлению письменных заданий и т.п. Учителя начальной школы будут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной школы ― консультантами в нюансах своего предмета. При подготовке совместных уроков мы рекомендуем пользоваться таблицами требований (предметных результатов) по тому или иному курсу .С одной стороны, знание предметных требований в 4-м классе позволит учителю основной школы предъявить адекватные требования к учащимся, с другой стороны ― поможет научиться пользоваться такими таблицами и в дальнейшем применять их в работе по своему предмету в основной школе.

Одновременно ученики 4-го класса смогут ближе познакомиться со своим будущим учителем-предметником, что подготовит их к переходу на новую ступень образования и сделает его психологически более комфортным. Это особенно актуально для больших школ, в которых, переходя на новую ступень, учащиеся практически попадают в «новое государство», и если их там встречают уже знакомые им учителя, то этот переход для них становится психологически более лёгким.

5-й шаг (апрель―май). Диагностика универсальных учебных действий и предметных умений, психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. Итоговое заседание методобъединения: вывод о соответствии результата согласованному «Портрету выпускника», составление рекомендаций по адаптации будущих пятиклассников. Отчёт перед администрацией ОУ и её решение о поощрении или не поощрении участников методобъединения за первую половину работы. Родительские собрания по вопросам преемственности.

6-й шаг (сентябрь―октябрь). Первые уроки в 5-м классе, которые посещают руководитель методобъединения «Преемственность» и учителя начальной школы; парные обсуждения уроков, проблем адаптации и соблюдении единства целей (УУД), содержания и технологий.

Педагоги, отвечающие за решение проблемы преемственности, должны своими глазами видеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике совместные договорённости о преемственных технологиях в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

Если учителя-предметники раньше по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» не работали, то на них ложится дополнительная нагрузка: научиться пользоваться новыми для себя учебникам.

Учителя начальной школы продолжают следить за своими учениками, за их успехами, консультируют учителей среднего звена, обсуждают общие проблемы. Учителя заинтересованы в дальнейших успехах своих учеников.

Учитель начальной школы видит своих детей в новой ситуации, может определить позитивные результаты своей работы, скорректировать свою учебную деятельность уже с новым набором учеников-первоклассников.

7-й шаг (сентябрь―ноябрь). Регулярные заседания методобъединения «Преемственность» ― обсуждение уроков (с позиций единства целей, содержания, технологий), координация работы и решение возникающих проблем адаптации пятиклассников.

Принципиально важно учителям-предметникам и учителям бывших 4-х классов в первые же две недели и далее регулярно встречаться, чтобы обсуждать, какими видятся ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно коллективно найти решение в интересах развития личности каждого ученика.

8-й шаг (ноябрь―декабрь). Определение эффективности работы по преемственности ― диагностика универсальных учебных действий и предметных умений, анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива. Итоговое заседание методобъединения «Преемственность», его закрытие, отчёт перед администрацией ОУ и её решение о поощрении или непоощрении участников методобъединения за выполненную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между начальным и основным общим образованием (ФГОС НОО - ФГОС ООО)

Проблемы преемственности начального и среднего звеньев....

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ МЕЖДУ НАЧАЛЬНЫМ И ОСНОВНЫМ УРОВНЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание  Введение 31. Математическое развитие детей 41.1 Задачи математического развития 41.2 Значение математики в развитии детей 52. Преемственность математического образования ме...

Рабочая программа "Преемственность между начальным и основным общим образованием" (ФГОС НОО - ФГОС ООО)

Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований...

Формирование грамматико-орфографический умений в начальной школе с учетом преемственности между начальным и основным звеном

Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Переход учащихся из ...

Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС

Выступление по теме "Преемственность начальной и основной ступеней образования в методах и формах проведения уроков в формате ФГОС" дополнено презентацией....

Преемственность между начальным и основным общим образованием

Преемственность между начальным и основным общим образованием...