«Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
статья по физкультуре по теме
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_fizkulture.docx | 38.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках по физической культуре как средство достижения личностных результатов, реализующая интеграцию начальной и основной ступени образования в условиях внедрения ФГОС»
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья – социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше. Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни.
Обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению.
Оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также улучшение таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста.
На мой взгляд, учителя физической культуры, среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно - биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной биологической функции организма – мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в школе.
Уроки физической культуры в начальных классах являются важными в общей системе образовательного процесса в школе и направлено на охрану здоровья, формирования у детей интереса и положительного отношения к занятиям физической культурой, на гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие физических качеств, накопление и обогащение у младших школьников двигательных навыков и умений;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
Современная школа с ее учебной нагрузкой во многом ущербно влияет на состояние не только соматического, но и психического здоровья учащихся.
В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
На мой взгляд, уроки физкультуры способны скорректировать здоровье школьника, «выжить» в среде компьютерных программ. В своей работе я ставлю перед собой решение таких задач:
- улучшить настроение!
- создать положительную мотивацию;
- усилить желание двигаться;
- сформировать потребность выполнять физическое упражнение или принимать участие в спортивной игре;
- «включаться» в работу не только на уроках физкультуры, но и на других уроках, а также принимать активное участие во внеурочной деятельности: организации спортивных праздников, соревнований и пр.
Составной частью физического воспитания учащихся является внеклассная физкультурно-оздоровительная работа. Она углубляет знания, совершенствует умения и навыки, повышает уровень физической подготовленности. Ребята с удовольствием посещают спортивные секции в школе. Принимают участие в районных и городских соревнованиях, и завоевывают призовые места.
Учащиеся начальной и старшей школы участвуют в разных школьных мероприятиях:
- «День здоровья»;
- «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»;
- «Малые Олимпийские игры»;
- «Честь имею!»;
- «Смотр строя и песни»;
- «А ну-ка, девочки!»;
- «Папа, мама, я – спортивная семья».
А также в районных и городских соревнованиях:
- Футбол;
- Баскетбол;
- Волейбол;
- Осенний кросс;
- Лыжня России;
- Весёлые старты;
- К стартам готов! и др.
Учащиеся занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.
Отдельно хотелось бы коснуться вопроса о преемственности в обучении учащихся начального и среднего звена школы.
Успешность обучения учащегося в средней школе во многом зависит от базы знаний, полученной на выходе из начальной школы.
Если в начальной школе дети знакомятся с навыками двигательных действий и формируют умения их вариативно использовать в игровой и соревновательной деятельности, то в старшей школе ученики совершенствуют эти навыки в различных спортивных играх.
Связующим звеном между начальной и средней школой является таблица тестовых нормативов степени овладения учащимися умениями и навыками в освоении наиболее значимых упражнений.
Преемственность в образовании состоит в установлении необходимо правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Учащиеся начальной школы очень любят участвовать в различных спортивных соревнованиях. И я представляю сценарий спортивного праздника «Путешествие в замок Спорта».
Сценарий спортивного праздника
«Путешествие в замок Спорта»
Цели и задачи:
1) Формировать умение анализировать практические умения и навыки,
полученные на уроках, в соревнованиях.
2) Совершенствовать развитие физических качеств посредством встречных
эстафет.
3) Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества.
4) Прививать учащимся любовь к систематическим занятиям физической
культурой и спортом.
Оборудование: обручи, кубики, калоши, зонтики, шарфы, волейбольные мячи, гимнастические скамейки.
Оформление зала: плакаты, шарики.
Место проведения: спортивный зал.
Ход мероприятия:
Под звуки весёлой мелодии ведущие входят в зал (принцесса Спорта и принцесса Игра). Дети входят в зал парами.
Принцесса Спорта. Здравствуйте, ребята! Я – принцесса Спорта, а это моя подруга принцесса Игра. Мы пригласили вас в замок Спорта, чтобы познакомить с его жителями.
Принцесса Игра. Дети там очень любят спорт; они весёлые, здоровые, крепкие, жизнерадостные. Мы уверены, вам там очень понравится. Ведь вы любите спорт?
Спорт, ребята, очень нужен,
Мы со спортом крепко дружим.
Спорт – помощник,
Спорт – здоровье,
Спорт – игра,
Всем участникам – физкульт-ура!
Принцесса Игра. Ну что, вы готовы отправиться в путешествие в наш замок?
Появляются Баба Яга и Леший.
Баба Яга. А-а-а! Вот вы где? Мы слышали, вы собрались в замок Спорта. Неужели вы туда пойдёте? Ведь там нужно заниматься спортом, а это требует немалых усилий.
Леший. А у нас тоже есть замок, где все желания исполняются с помощью колдовства. Мы там совершенно не работаем, постоянно отдыхаем и развлекаемся. Нам стоит только щёлкнуть пальцами и всё, что мы задумали, тут же исполнится. Ребята, пойдёмте в наш замок!
Дети. Нет, мы не пойдём с вами.
Баба Яга. А ну подумайте хорошенько, куда вы пойдёте?
Дети. В замок Спорта!
Леший. Ах так! Нелегко вам будет попасть в замок Спорта. Мы с Бабой Ягой будем создавать вам непреодолимые препятствия.
Принцесса Спорта. Ребята, но ведь мы не боимся Бабу Ягу и Лешего? Мы сильные, ловкие и смелые. И никакие препятствия не помешают нам попасть в замок Спорта. Итак, вы готовы отправиться?
Дети. Да.
Принцесса Игра. Ребята, придумайте спортивное название вашей команды (представление команды). И мы объявляем первый конкурс.
«Найти пару»
Леший. Ребята, ну-ка давайте все свои кроссовки с левой ноги. И вы увидите, как быстро попадёте в замок Спорта. (Дети снимают кроссовки, Леший складывает их в обруч и заколдовывает.)
Баба Яга. Мы заколдовали ваши кроссовки, и теперь вы не сможете угадать свою пару. Но вы можете попытаться.
По сигналу первый игрок каждой команды добегает до обруча, находит свой кроссовок, обувает его, завязывает шнурки и возвращается назад. Касается рукой 2-го игрока, и тот делает тоже самое.
Принцесса Спорта. Ребята не бойтесь их заклинания. Выполняйте задание смело. Внимание ! Марш!
Баба Яга. Мы украли из замка Спорта весь инвентарь. А как же вы пойдёте в замок Спорта без инвентаря? Ха-ха! Мы его сложили в волшебный обруч.
«Погрузка инвентаря»
Первый игрок бежит вперёд , пробегает по скамейке до волшебного обруча, берёт любой инвентарь, возвращается обратно и кладёт в другой обруч. Также второй, третий и т.д.
Принцесса Игра. Ребята, Баба Яга и Леший никак не могут успокоиться. На нашем пути «Лабиринт». Нужно пройти его, чтобы приблизиться к замку.
«Лабиринт»
Первый игрок каждой команды добегает до лабиринта, преодолевает его, проходя через каждое кольцо обруча и добегает до кубика.
Принцесса Спорта. Мы молодцы! Баба Яга и Леший не смогли преградить нам путь.
Баба Яга. Сейчас на пути вас встретит непогода. Ну, что вы готовы встретиться с непогодой?
«Непогода»
Первый игрок каждой команды на кроссовки надевает калоши, повязывает на шею шарф, берёт зонт и бежит до кубика и обратно, всё снимает и передаёт следующему игроку команды.
Принцесса Спорта. Ребята, я думаю, что вы устали, давайте отдохнём. Мы будем загадывать загадки, а вы их отгадывать.
Игра «Доскажите словечко»
Принцесса Спорта. Есть одна игра для вас,
Мы прочтём стихи сейчас,
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Принцесса Игра. Что за невод во дворе?
Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошёл
Мы играем в (волейбол).
Принцесса Спорта. Два берёзовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи
И зовут их (лыжи).
Принцесса Игра. Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным,
Заправляю сам кроватку
Быстро делаю (зарядку).
Принцесса Спорта. Мчусь, как пуля, я вперёд,
Лишь поскрипывает лёд,
Да мелькают огоньки.
Кто несёт меня? (коньки).
Принцесса Игра. Взял железных два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки.
Дайте снег, готовы (санки).
Молодцы! А теперь давайте продолжим наше путешествие.
И следующий конкурс «Волшебные мячи».
Леший. Это волшебные мячи вашего замка.
По сигналу первая пара, взявшись за руки и держа мяч лбами, передвигается приставными шагами до кубиков и обратно, отдают мяч другой паре.
Принцесса Спорта. Мы почти дошли до замка Спорта.
Осталось перейти поле.
«Преодолей поле»
Начинают капитаны. По свистку они выбегают, добегают до кубика и возвращаются обратно, берут за руку второго участника и бегут вместе, второй участник оставляет капитана на той стороне, а сам бежит за третьим, и т.д.
Принцесса Спорта. Вот мы и пришли в замок Спорта!
Леший. Ой, ребята, назад дорога очень длинная, можно мы останемся в вашем замке? Мы будем хорошо себя вести и заниматься спортом.
Принцесса Игра. Ну что? Оставим их в нашем замке?
Дети. Да.
Принцесса Спорта. Ну, а теперь подведение итогов и награждение грамотами.
Принцесса Игра. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Нам тоже очень понравилось как вы соревновались. Мы очень рады, что вы такие ловкие, быстрые и смелые.
Принцесса Спорта. Ребята, благодарим вас за участие. До свидание.
Вывод
Таким образом, наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности (соревнования, подвижные игры, утренняя зарядка). Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверждаться. На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умение и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.
Здоровый ребёнок является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития. Сотрудничество здорового ребёнка и учителя рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей человека. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Формирование здорового образа жизни – это, с одной стороны, формирование знаний о средствах и методах диагностики, сохранения и укрепления здоровья, с другой – организация здорового образа жизни (репродуктивной и воспитывающей среды) как отдельного индивидуума, так и общества в целом.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой.
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
( Сократ )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Выступление на МО по теме "Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС"...
«Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС»
В данной статье содержится материал, раскрывающий важность преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС....
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство успешного формирования общеучебных умений и навыков, реализующая интеграцию начальной и средней ступени образования в условиях внедрения новых ГОС»
В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо...
Преемственность основных направлений начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Доклад-сообщение о работе учителя в рамках реализации ФГОС...
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС
Адаптация учащихся пятых классов при переходе их из младших классов в среднее звено школы. Из опыта работы....
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый, он был актуален всегда. Актуален он и сегодня. Поскольку преемственность между начальным и основным общим образованием ...