Обучающие структуры сингапурского метода обучения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данный материал заимствован у коллег, используется в практической деятельности нашего образовательного учреждения, содержит подробное описание игр для интерактивного обучения школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_singapur.docx | 256.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ СИНГАПУРСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИЛИ СТАРОЕ ПО-НОВОМУ
С одной стороны прогресс – это уничтожение старого,
с другой стороны – это сохранение его на новой основе.
Испокон веков педагогическая наука мучилась вопросом, какие способы придумать, чтобы ученики лучше усваивали материал урока, т.е. как обучить и чему научить. Наш двадцать первый век информационных технологий тоже диктует преобразование нынешних методик обучения в более прогрессивные.Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.
Одной из основных задач обучения является развитие у обучающихся интереса к учению, творчеству, т. к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение обучающих структур сингапурского метода обучения в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.
Применение обучающих структур дает большие возможности для организации эффективной учебной деятельности, на основе которых лежит групповая форма работы, работа в парах.
В это время осуществляется включенный контроль, т. е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу «учителя».
Положительным моментом такой работы является то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.
Активность ученика на уроке заметно возрастает, когда он становится носителем функции учителя. Естественно, ученик не подменяет учителя на уроке, организующее и мобилизующее начало на уроке остается за учителем.
Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. Работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более интересным и успешным.
Таким образом, использование приемов проблемно-ориентированного обучения, проектных методик и групповых форм работы дает учителю возможность реализовать инновационные подходы в обучении младших школьников.
Практика показывает, что применение обучающих структур сингапурского метода обучения развивает в учениках жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Сингапурская методика обучение - это то же самое обучение в сотрудничестве, только с огромным разнообразием обучающих структур. В книге Кагана Спенсера «Кооперативное обучение (1997)» и на сайте Kagan Online Magazine www.KaganOnline.com подробно и поэтапно рассказывается о применении этих структур «сингапурской методики». Но прежде чем приступить непосредственно к групповым формам работы необходимо предварительно организовать обучение в группах, которое проходит в несколько этапов:
1.Ознакомительно-мотивационный.
Главная задача первого этапа состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся новой формой работы на уроке. С этой целью выбирается ненавязчивый рассказ о том, как интересно и эффективно обучаются дети в наших и зарубежных школах. Познакомить с главной идеей ("Учиться вместе!") и основными принципами:
- взаимозависимость всех членов группы;
- личная ответственность каждого;
- равная доля участия каждого;
- рефлексия (обсуждение качества работы группы с целью самосовершенствования).
2.Диагностический.
Проводится диагностическое исследование. На основании полученных результатов, одновременно учитывая пожелания учащихся, формируются разноуровневые группы, предполагающие переход из группы после проведения текущей диагностики эффективности групповой деятельности. Также диагностические исследования помогают ребятам определиться с ролями в группах (выбрать капитана, помощников капитана и т. д.)
3.Этап подготовки учебного пространства.
На этом этапе, для уроков с использованием групповых форм работы, расставляются парты для свободно взаимодействия учащихся лицом к лицу. Такая совместная деятельность стимулирует их заинтересованность и одновременно готовит к нетрадиционным формам обучения. Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть “shoulder partner” ("партнер по плечу") и “face partner” ("партнер, который сидит напротив"). Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Manage Mat).
4. Этап психологической подготовки.
Это этап приучения учеников к определенным условиям работы:
- взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами;
- вежливо и доброжелательно общаться с партнерами;
- испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса;
- полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьезный и ответственный труд;
- не нарушать правило «Трех ″нельзя″».
- следовать памятке.
Только после такой предварительной подготовки можно переходить к работе в группах. Для этого на уроках применяются обучающие структуры.
1. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик- ученик, необходимые для развития коммуникации и сотрудничества.
2. Обучающие структуры, показывающее взаимодействие ученик - учебный материал.
3. Обучающие структуры, позволяющие сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, практиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений.
Применение обучающих структур возможно на любом этапе урока. Само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру - увлекательную, содержательную, заставляющую мыслить. Например, ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда, на столе вспомогательные материалы: альбомная бумага, тетради, фломастеры, ручки. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает. Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. По сигналу они в танце перемещаются по классу, необходимое условие – надо перемешаться, по сигналу «стоп» надо образовать пары (или четверки) для взаимодействия. Дается задание или вопрос, работая над ним, пара за 30 секунд обменивается информацией. Учитель поднимает руку, ученики следуют его примеру – это сигнал тишины для работы с учителем, и команды по выбору отвечают. Затем из нескольких ответов выбирается лучший. Это описание одной из составляющих сингапурской методики – «Микс-пэа-шэа», всего же их более 200, у каждой свое название. В каждой из них между учениками присутствуют позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие, одновременное взаимодействие - это принципы сингапурской методики.
Рассмотрим самые распространенные обучающие структуры сингапурского метода обучения.
1.МЭНЭДЖ МЭТ – инструмент для управления классом. Табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнёр по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.
Дети рассаживаются в группу по 4 человека. Занимают свои места за партами как показано на табличке.
Фрагмент урока: организационный момент: ребята приветствуют друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой.
2.ХАЙ ФАЙВ – дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания.
Эта структура используется после звонка в начале урока. Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!» Учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя. Данная структура учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
3.КЛОК БАДДИС – «друзья по часам (времени)» - структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.
Фрагмент урока: проверка домашнего задания.
Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Дети должны отметить на часах, например, время 3 и 9 часов и записать на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить решение домашнего задания, например, № 30(а). Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить решение № 35(б) с друзьями, выбранных на 3 часа. В зависимости от количества заданий, время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.
4.ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН – « встать – сесть» - структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом.
Фрагмент урока: проверка домашнего задания.
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1. Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3. Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4. Я в хорошем настроении.
5. Я готов к уроку.
5.ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли» - структура, в которой участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся 16 листочков.
На столе у каждой команды лежат листы формата А4. Учитель предлагает участникам под номерами 1 взять чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдать партнеру по плечу. Затем эту половинку разделить пополам и половину отдать партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Фрагмент урока: актуализация знаний.
Учитель дает задание: «Записаны числа 6; 9,4; -234; 96,54; -7; 234; 9,56; 7; 87. Что вы можете сказать об этих числах?»
Могут быть, например, такие варианты:
-есть натуральные
-есть положительные
-есть противоположные
Все ответы кладут на середину стола. Должно получиться 16 ответов. Время на выполнение можно дать 3 минуты.
Когда время закончится можно использовать структуру ХАЙ ФАЙВ. Учитель предлагает участнику под номером 3 , стол номер 3 зачитать свои предложения.
6.ТИК – ТЭК – ТОУ – «крестики – нолики» - структура, используемая для развития критического и креативного мышления, в которой участники составляют предложения, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.
Сначала учитель предлагает структуру ДЖОТ ТОТС. Из одного листочка получить 16.
Фрагмент урока: закрепление изученного материала.
Каждый участник команды берет 4 листочка бумаги
На каждом листочке бумаги не соблюдая очередности выполняет шаги:
1) Придумайте десятичную дробь
2) Проговорите громко эту дробь для участников вашей команды и
запишите на одном листочке бумаги
3) Положите на центр стола лицевой стороной вверх
4) Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Например, на листочках записаны дроби: 1,4; 76,2; 0,123; 8,65; 63,2; 7,46; 85,431; 7,34; 9,01; 70,5; 348,01; 6,4567; 56,32; 9,7612; 6784,6; 5,1
Учитель дает 1 минуту, чтобы обсудить какие 9 дробей они оставят на столе.
Время вышло. Перемешивают листочки и перемещают 9 листочков в формате 3x3.
Каждый участник команды выполняет задание учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
- расположить дроби в порядке убывания
- сложить дроби
- перемножить дроби
На выполнение задания можно дать 2 – 3 минуты. Правильность выполнения задания можно проверить с партнерами по лицу.
7.СТЕ ЗЕ КЛАСС – «перемешай класс» - структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку.
Фрагмент урока: повторение.
В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос, поставленный учителем. Например, учитель спрашивает: « Что вы знаете о ромбе?»
Могут быть такие ответы:
- ромб – это параллелограмм, у которого все стороны равны;
- у ромба диагонали пересекаются;
- у ромба диагонали точкой пересечения делятся пополам;
- у ромба диагонали взаимно перпендикулярны и так далее.
После своих ответов ребята должны провести линию. После истечения этого времени за 30 секунд учащимся нужно будет собрать как можно больше ответов у своих друзей. Они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. Ответы записывают уже ниже проведенной линии. Все встают, задвигают стулья. Засекается время.
Когда время закончится. Они садятся на свои места. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: зачитает нам свои ответы, например, участник А под номером 1 стола №2. И ребята слушая ответы добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии.
8.КОНЭРС – «углы» - структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта.
Фрагмент урока: проверка прежних знаний
В четырех углах класса прикреплены слова:«Прямоугольник»,«Параллелограмм»,«Ромб»,«Трапеция». Ребятам нужно вспомнить все, что они узнали о данных фигурах в ходе изучения этих тем. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.
9.СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ – «одновременный раунд тейбл» - структура, в которой 4 участника в команде одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках или в тетради и по окончанию времени передают друг другу по кругу.
Фрагмент урока: закрепление.
Например: нужно решить №563, затем №573. Время можно дать от двух до пяти минут.
10.КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД («опроси-опроси-обменяйся карточками» - структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме).
Фрагмент урока: актуализация прежних знаний.
Ребята работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам – вопросы, нечетным номерам – ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами.
Вопросы:
1. Как складывают десятичные дроби?
2. Как вычитают десятичные дроби?
3. Сформулируйте правило умножения на десятичную дробь.
4. Сформулируйте правило деления десятичной дроби на десятичную дробь.
Ответы:
1.Чтобы сложить десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение, не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
2 .Чтобы вычесть десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
3. Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:
выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;
отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
4. Чтобы разделить десятичную дробь на десятичную дробь, надо:
в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе;
после этого выполнить деление на натуральное число.
11.ТАЙМД ПЭА ШЭА – структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.
Фрагмент урока: изучение нового материала
После предложенных вариантов обучающимися учитель сообщает, что сегодня на уроке будем учиться упрощать выражения.
Обращает внимание на выражение : 4а+35а=39а
предлагает подумать и записать на листочках ответы на следующие вопросы:
- Какие свойства арифметических действий здесь применили?
- Можно ли было упростить это выражение по-другому?
Поделитесь со своим партнером по плечу своими суждениями. Можно использовать структуру КЛОК БАДДИС. В течение 30 секунд по каждому вопросу, начинает тот, у кого в имени больше букв. Время пошло.
12. МИКС ПЭА ШЭА – структура, в которой участники смешиваются под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, обсуждают предложенную тему, используя структуру РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД ПЭА ШЭА (для развернутых ответов).
13. РЕЛЛИ РОБИН – структура, в которой два участника поочередно обмениваются короткими ответами.
Фрагмент урока: закрепление
Учитель дает задание по учебнику (решить задачу).
Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по классу. Как только музыка останавливается, они образуют пару с ближайшим к ним учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки). Ученики, которые не нашли партнера, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Учитель задает вопрос и дает 3 – 5 секунд на размышление.
Варианты вопросов:
- О чем говориться в этой задаче?
- Что сказано про площадь кухни?
- Известна ли площадь комнаты?
- Что еще известно в этой задаче?
- Что следует обозначить через х?
Ученики делятся мнениями со своими партнерами, используя: РЕЛЛИ РОБИН и ТАЙМД ПЭА ШЭА. Каждый раз начинает тот участник, кто старше.
12. МИКС ФРИЗ ГРУП – структура, в которой участники смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на какой либо вопрос.
Фрагмент урока: физкультминутка(1 – 2мин.)
Включается музыка, дети начинают передвигаться по классу. Когда музыка остановится, замирают и слушают вопрос. Ответом на вопрос будет, какое-то число. Ребята собираются в группу столько человек, каким будет ответ. Условие: никто из ребят не должен озвучивать ответ.
• Какая цифра записана в разряде десятков у числа 13230? (3.)
• Сколько будет 49 – 20 х 2? (9.)
• Сколько будет, если 540 делить 20? (27.)
13.Для физкультминутки можно использовать структуру ТИМ ЧИР – «кричалка, девиз». ТИМ ЧИР – это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории, поощрения или выражения благодарности.
1.Стряхнули с себя лень и усталость.
2. Потянулись к звездным далям.
3. Спрятались (присели) от бед и опасностей.
4. Улыбнулись друзьям и весеннему солнышку.
5. Без шума, тихо приземлились за своими рабочими столами.
Ожидаемые результаты от использования в начальных классах сингапурской технологии. Обучающиеся должны:
- уметь отличать хорошее от плохого;
- быть высоконравственными;
- быть мобильными и решительными;
- научиться делиться с другими и ставить интересы других на первое место;
- проявлять заботу и беспокойство о других;
- разумно подходить к общественной ответственности;
- уметь строить дружеские отношения;
- уметь работать в команде и ценить любую помощь;
- понимать, что значить воодушевлять и мотивировать других;
- проявлять живой интерес к окружающим вещам;
- быть предприимчивыми и инициативными;
- развивать здоровые привычки;
- ценить эстетику.
Итак, можно сделать вывод: использование обучающих структур сингапурского метода обучения дает возможность формировать навыки коммуникативного общения, приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и взаимодействия ученика с учеником.
С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель. Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают.
На таких уроках у детей формируется коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность, а самое главное - у учеников появляется интерес к предмету, что способствует успешному обучению.
Источники:
- УПРАЖНЕНИЕ «А Я ЕДУ …»
Цель: создание рабочего настроения в группе.
Вспомните ситуацию, когда вы торопитесь куда-то и, чтобы избежать пробок, забегаете в трамвай (автобус) и занимаете свободные места: «Я тут сижу!» К вам подсаживается друг и говорит: «А я с тобой»… А тут как раз следующая остановка, и на свободные места стараются сесть вновь зашедшие пассажиры.
Знакомая жизненная ситуация стала метафорой для данного упражнения, в инструкции которого вы легко это увидите:
Участники сидят в кругу. Один стул свободен.
Первый участник пересаживается на свободный стул и говорит: «А я еду», следующий за ним пересаживается на освободившийся стул и говорит: «А я – заяц», третий: «А я рядом», четвертый участник: «А я с…» и называет имя кого-либо из круга, например, «Васей». Вася бежит со своего места на освободившийся стул.
Участник, сидящий рядом со свободным стулом, садится на него и снова говорит: «А я еду», и игра продолжается.
Напомните участникам, что желательно, чтобы в процессе игры были названы все.
Для этого после произнесения инструкции дайте участникам 1–2 раза попробовать выполнить ее медленно, а затем увеличивайте темп, подсказывая участникам и подбадривая их.
Когда почувствуете, что все участники услышали хотя бы 1 раз свое имя и динамика игры уже теряется, закончите ее, незаметно убрав лишний стул или просто остановив игру, при этом можно вспомнить начало игры и сказать, что трамвай (автобус, троллейбус) благополучно добрался до места назначения, и вместе со всеми поаплодируйте данному обстоятельству и друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения
Начиная 2013-2014 учебного года я работаю над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Ed...
Урок русского языка в 3 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Я работаю над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy « Совершенствование качества преподавания в Республике Татарс...
Урок математики в 4 А классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения.
После содержательного, увлекательного тренинга постепенно начала применять сингапурскую методику. Прежде всего рассадила учеников по четверо, разделив на группы, чередуя усваивающих учебный материал н...
Урок математики в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения
Письменные приёмы деления....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения.
Техгологическая карта урока русского языка 3 класс с использованием структур Сингапуского метода обучения. Тема: Части речи...
Урок математики в 4 классе с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения «Нахождение площади произвольного треугольника»
Тип урока: ознакомления с новым материаломТема урока: «Нахождение площади произвольного треугольника»Вид урока: урок применения теоретических и практических знанийЦели: П...
Самые распространенные обучающие структуры сингапурского метода обучения на уроках окружающего мира
Самые распространенные обучающие структуры сингапурского метода обучения на уроках окружающего мира...