Формирование универсальных учебных действий средствами курса «Русский язык» на примере УМК «Школа России».
статья
Выступление на семинар "Формирование универсальных учебных действий средствами курса «Русский язык» на примере УМК «Школа России»
(анализ учебника Канакиной В.П. «Русский язык». 3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_seminar.docx | 33.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий средствами курса «Русский язык» на примере УМК «Школа России»
(анализ учебника Канакиной В.П. «Русский язык». 3 класс)
Курс «Русский язык» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Программа курса ориентирована на достижение общих целей начального образования средствами предмета «Русский язык» и разработана с учётом основных задач реализации содержания образовательной области «Филология». В учебниках реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Содержание курса направлено на формирование теоретических представлений о системе русского языка, о его фактах и закономерностях, на овладение культурой устной и письменной речи во всех её проявлениях, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному слову и русскому языку в целом. Учебники предусматривают освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Целями изучения курса «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленных целей изучения курса реализуется через решение ряда практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Систематический курс русского языка представлен следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС к следующим результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, содержание учебника направлено на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Осознание ими своей гражданской идентичности, развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре; развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка. Достижению указанных результатов способствуют тексты учебника о Родине, о защитниках Родины, о подвигах русских солдат, о памяти тем, кто защищал нашу Родину: (ч. 1: упр. 28, упр. 83; ч. 2; упр. 242–244). Ученики составляют рассказы о своей малой родине (селе, посёлке, городе, достопримечательностях родного края). Важную роль в достижении результатов выполняет работа с текстами о великом достоянии нашего народа — родном русском языке, государственном языке нашей страны, Российской Федерации, о богатстве русского языка: высказывание А. Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (ч. 1, с. 3; упр. 9, с. 9); высказывание А. Арсирия «Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные…» (ч. 1, упр. 64) и др.
Поэтические строки и пейзажные зарисовки А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Бунина, А. Плещеева, И. Сурикова, А. Майкова, А. Толстого, И. Никитина, С. Есенина, А. Фета, И. Соколова-Микитова, И. Тургенева, М. Пришвина, Р. Рождественского, К. Паустовского, Г. Скребицкого, Н. Сладкова и др., пословицы, поговорки, загадки русского народа, занимающие значительное место в материалах учебника, позволят третьеклассникам насладиться красотой, образностью, богатством слов русского языка и гордиться тем, что эти строки созданы поэтами и писателями, простым русским народом, жившими и живущими на русской земле, в России.
Интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности; формировать мотивацию к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.). Языковой материал учебника, все виды его информации — текстовая (научно-познавательная и художественная), графическая (таблицы, схемы), изобразительная (предметные и сюжетные рисунки, репродукции картин художников), словари, форзацы, справочные материалы учебника, а также методический аппарат учебника (система вопросов и заданий, имеющих характер разного рода учебных задач) направлены на формирование адаптации ученика к разным видам языковой деятельности, приобретение практических умений работы с языковыми единицами, развивают умение работать с информацией, осмысливать её содержание, определять её ценность, анализировать, приобретать с её помощью новое знание, формируют интерес к познанию русского языка. При работе над проектами (дома с учебником, в библиотеке, в Интернете) ученики приобщаются к созданию своей информации (устные сообщения, небольшие тексты по рисункам учебника, презентация проектной деятельности), что формирует мотивацию к творческой деятельности.
Формирование системы знаний о языке включает представление об его изменениях и развитии. Этому способствует рубрика «Страничка для любознательных», лингвистические тексты «Обратите внимание!». Школьники узнают о происхождении слов (ч. 1: «Страничка для любознательных», с. 43; ч. 2: «Страничка для любознательных», с. 17), о возникновении фразеологизмов (ч. 1, с. 51), о чередовании звуков в корнях слов русского языка (ч. 1, с. 76), о «следах» старославянского языка в русском языке (ч. 1, с. 109), об устаревших словах (ч. 2: упр. 16, 17, 99, рубрика «Обратите внимание!», с. 12), об этических нормах, нашедших отражение в русском языке (ч. 2, рубрика «Страничка для любознательных», с. 98), о названиях слов, обозначающих цвет (ч. 2, рубрика «Страничка для любознательных», с. 71) и др., что непременно вызовет у школьников интерес к языку и его развитию.
Целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Тексты знакомят детей со Вселенной, планетами, явлениями природы, многообразием животного и растительного мира, забавными случаями из жизни животных, знакомят с людьми разных профессий, отношениями людей в обществе, обычаями нашей страны и других стран, способствуют воспитанию бережного отношения к природе, материальным ценностям, созданным руками человека, правилами поведения на улице, в общественных местах и др. (ч. 1: упр. 15, 19, 22, 23, 125, 134, 166, 169 и др.; ч. 2: упр. 21, 26, 27, 69, 101, 162, 171, 213, 227, 263, 226, 252 и др.). Через тексты формируется чувство эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе, даются уроки экологической этики.
Языковым материалом многочисленных упражнений учебника являются отдельные слова (вежливость, хитрость, жадность, доброта и др.), пословицы и поговорки («Встречай людей не лестью, а честью», «Лодырь хочет прожить не трудом, а языком», «При солнце тепло, при матери добро», «Дружба дружбой, а служба службой», «Делу время, потехе час», «Сначала подумай, потом говори», «Ложь человека не красит» и др. ), которые заставляют учеников задуматься над осмыслением этических понятий, нравственных норм, которые вложил народ в эти понятия.
Чувства доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи, чувство личной ответственности за свои поступки и поступки своих товарищей. В учебнике имеется достаточное количество текстов и заданий к ним, которые воспитывают у детей данные чувства (ч. 1: упр. 12, 22, 174, 274 и др.; ч. 2: упр.6, 38, 49, 79, 170, 223, 227, 265, 210 и др.).
Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств. Этой цели служит художественное оформление, текстовый и иллюстративный материал. Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств происходит через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок, репродукций картин и др. Поэтические строки, пейзажные зарисовки, имеющие место в текстах упражнений, пробуждают эмоционально-оценочное отношение к языку, эмоционально-образное восприятие окружающей природы, пробуждают потребность внимательно всматриваться в окружающий мир и видеть необычное в самом обычном. (ч. 1: упр. 10, 72, 88, 129, 174, 211 и др.; ч. 2: упр. 30, 58, 96, 122, 155, 189, 220, 268 и др.).
В учебнике представлена «Картинная галерея» — репродукции картин К. Маковского «Дети, бегущие от грозы», В. Поленова «Золотая осень», И. Хруцкого «Цветы и плоды», В. Васнецова «Снегурочка», И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка», М. Врубеля «Царевна-Лебедь», К. Юона «Конец зимы. Полдень», В. Серова «Девочка с персиками». Работа с картинами не может не вызвать эстетического наслаждения и будет способствовать развитию прекрасного в душе ребёнка, вызовет желание узнать больше о картинах и творчестве художников.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, содержание учебника направлено на достижение следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Регулятивные
Планирование (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) своих действий при решении учебной лингвистической задачи. Формирование умения выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках), контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом. Планированию учебных действий с языковым материалом способствуют задания к упражнениям учебника, указывающие ученикам порядок выполнения действий, памятки, алгоритмы, справочные материалы учебника. Примеры заданий:
ч. 1, упр. 43: «Прочитайте памятку 2 «Как разобрать предложение по членам предложения» (с. 144). Обратите внимание на последовательность действий при разборе. Разберите данное предложение по членам, пользуясь памяткой»;
ч. 1, упр. 128: «Какими правилами можно объяснить правописание выделенных орфограмм?»;
ч. 2, упр. 47: «Какие имена существительные вызвали у вас затруднение при определении рода?»;
ч. 2, упр. 70: «Обсудите, пользуясь сведениями о языке, как определить падеж имени существительного дело в каждом предложении»;
ч. 2, упр. 91: «Скажите, легко или трудно определить падеж имени существительного конь в каждом предложении? Почему?»;
ч. 2, упр. 150, 151: «Прочитайте памятку 2 «Порядок разбора имени прилагательного» (с. 145). Обратите внимание, как выполняется устный и письменный разбор имени прилагательного как части речи. Разберите любое имя прилагательное как часть речи сначала устно по образцу, затем письменно по памятке»;
ч. 2, упр. 62: «Подготовьтесь к написанию изложения по данному тексту (см. памятку 6, с. 147)».
В конце каждого раздела помещен материал рубрики «Проверь себя» (он включает задания, проверяющие владение школьниками разными компетенциями), что позволит учащимся сделать вывод о своих достижениях. По результатам выполнения заданий «Проверь себя» учитель сможет определить, что нужно повторить на данном этапе обучения, какие умения у школьников ещё не сформированы.
Для самоконтроля и самооценки – тренировочные тесты Е.М. Тихомировой)
Коммуникативные
Активное использование внешней и внутренней речи для общения, для планирования своих действий (вслух и про себя), при подготовке ответа на вопрос учителя и при формулировании своих вопросов, адресованных учителю или сверстнику, при обдумывании решения орфографической задачи, при подготовке к обоснованию правильности выполненной работы. Адекватное использование речевых средств предполагает решение разного рода коммуникативных задач: создание речевых высказываний по заданию учителя, по собственной инициативе, в процессе общения, владение диалогической речью. Задания в учебнике разнообразны: обсудить ответ на предлагаемый вопрос, составить диалог, составить сообщение по схеме, таблице, принять участие в «научной» конференции и выступить с докладом на выбранную тему, поделиться своим впечатлением о картине художника, высказать своё мнение и др.
Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами, на основе которого формируются как языковые умения, так и речеведческие умения, позволяющие школьнику осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. В учебнике представлены предложения и тексты, относящиеся к разным жанрам: пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки, песенки, строки из рассказов, стихотворений, пейзажные зарисовки, научные тексты (правила, определения, странички для любознательных, тексты энциклопедического характера). Примеры некоторых заданий: «Определите тему и главную мысль текста» (ч. 1, упр. 11, 191); «Озаглавьте текст. Что отражено в заголовке: тема или главная мысль?» (ч. 1, рубрика «Проверь себя», задание 1); «Какая мысль выражена в предложении? Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?» (ч. 1, упр. 8); «Какое настроение вызывают эти стихи? Назовите слова, которые употреблены в переносном значении» (ч. 1, упр. 61); «Каким чувством наполнены строки? Прочитайте, передавая это чувство интонацией» (ч. 1, упр. 28); «Понравилось ли вам описание воробья? Чем? Какие сравнения использовал автор в описании?» (ч. 1, упр. 167)»; «Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему автор использовал в речи Лисицы именно такие слова?» (ч. 1, упр. 174); «Прочитайте текст. Определите тип текста: это описание или повествование? В каком предложении выражена главная мысль? (ч. 1, упр. 128); «Когда так говорят: пропал аппетит?» (ч. 1, упр. 97); «Что обозначает выражение друг с дружкой? (ч. 1, упр. 123); «Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение» (ч. 1, упр. 66) и др.
Смысловое погружение в текст максимально будет использоваться в последующих классах при подготовке письменного изложения, большинство которых проводится с языковым анализом текста.
Текстовый, иллюстративный и графический материал учебника позволяет обучать учащихся составлению собственного речевого высказывания разного типа (описательного, повествовательного, текста-рассуждения), стиля (научного и художественного), жанра (письмо, отзыв, приглашение и др.). Третьеклассники учатся составлять текст на тему, заключённую в слове (доброта, совесть и др.), во фразеологизме (ломать голову, сделать на скорую руку и др.), в предложении-пословице, составлять текст по серии рисунков, по репродукции картины художника, по данному началу, на основе наблюдений, на основе творческого воображения и др.; составлять письменное изложение на основе текста-образца. (ч. 1: упр. 4, 16, 26, 36, 63, 88, 92, 114, 129; ч. 2: упр. 7, 21, 27, 38, 62, 63,73, 81, 101).
Познавательные
Ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях. Пользоваться знаками, символами, словарями, справочными материалами. Осуществлять поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях.
В учебнике есть условные обозначения, которые позволяют детям определить вид деятельности. Ч.1 с. 71 упр 1. «Рассмотри форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составь сообщение на эту тему». Ч.1. у 177.. «Рассмотри в «Картинной галерее учебника» репродукции картин. Ч.1 у. 71 «Найди в тексте «Странички для любознательных» слова-антонимы»; у. 69, у. 76 «Выпиши из словаря синонимов, словаря антонимов, омонимов.
Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) Ч.1 у. 13, у.31, у.38, у.52, у. 136 «Рассмотрите схему. Составьте сообщение по ней». Ч.1 у.112, 1 117 «Рассмотрите таблицы «Гласные звуки», «Согласные звуки», расскажите, что вы знаете о них.» Ч.1 у.4, у.36, у. 163 «Рассмотрите рисунок. Определите тему рисунка. Составьте по нему небольшой текст.
Логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогии и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Задания к упражнениям учебника можно рассматривать как учебные задачи лексического, фонетико-графического, грамматико-орфографического, синтаксического, коммуникативного характера, решение которых делает младших школьников активными участниками наблюдений, микроисследований в области языка и речи и постепенно открывает для них определённые стороны языковых понятий, явлений, фактов. Примеры: «Объясните, какой частью речи является каждое слово» (ч. 2, упр. 11); «Объясните, почему имена существительные записаны в три группы» (ч. 2, упр. 47); «В чём сходство и различие слов в каждой паре?» (ч. 2, упр. 178); «Найдите в каждой группе слов лишнее слово. Объясните свой ответ» (ч. 1, упр. 140); «Подберите проверочные слова для объяснения написания выделенных букв. Что общего в способах подбора проверочных слов?» (ч. 1, упр. 232); «Рассмотрите схемы. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема? Объясните свой ответ» (ч. 2, рубрика «Проверь себя, задание 4, с. 89); «Объясните, по каким признакам вы будете определять время и число глаголов в предложениях» (ч. 2, упр. 202); «Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ» (ч. 1, упр. 152); «В чём сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок в каждом словосочетании?» (ч. 1, упр. 257); «Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове?» (ч. 1, упр. 210) и др.
Третьеклассники учатся рассуждать при проведении разного рода разборов (разбора слова как части речи, при звуко-буквенном разборе, разбора слова по составу, разбора предложения по членам предложения), при отнесении определённого слова к той или иной грамматической категории и др.
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, содержание учебника направлено на достижение следующих предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Систематический курс «Русский язык. 3 класс» начинается с раздела «Наша речь и наш язык». Уточняется представление о речи и её видах, о языке как явлении национальной культуры и основного средства человеческого общения, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Даётся представление о сферах употребления в России русского языка и национальных языков, проводится анализ высказывания о русском языке А. Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (ч. 1, упр. 9) и нахождение в содержании поэтических строк А. Пушкина (ч. 1, упр. 10) подтверждения мыслей А. Куприна о русском языке. Через язык учебника ученик усваивает обычаи, традиции, культуру, этические нормы, мысли и чувства, характерные для общества, в котором он живёт, что создаёт предпосылки для формирования национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. Через содержание текстов упражнений и методическую систему заданий к упражнениям учебника «Русский язык. 3 класс» и методического пособия к данному учебнику, через общение в процессе учебной деятельности даётся представление о том, что язык — это составная часть отечественной (национальной) культуры, средство общения людей.
В учебнике представлены отрывки из высокохудожественных произведений классиков русской литературы А. Пушкина, М. Лермонтова, И. Бунина, А. Плещеева, И. Сурикова, А. Майкова, А. Толстого, И. Никитина, С. Есенина, А. Фета, И. Соколова- Микитова, И. Тургенева, М. Пришвина, Р. Рождественского, К. Паустовского, Г. Скребицкого, Н. Сладкова и др. Чтение и анализ этих произведений знакомит детей с достоянием национальной культуры, благодаря чему осуществляется и духовное развитие личности.
Языковым материалом почти каждого раздела являются русские народные пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. В них мы находим своеобразие фольклорных элементов языка, исторический пласт лексики, слова, передающие реалии, присущие русскому народу и появившиеся на русской земле. В них прослеживается связь культуры и языка. Этот языковой материал в учебнике используется для овладения определёнными языковыми единицами в процессе изучения языка, для овладения языковыми формами, в которых отражаются особенности национальной культуры, и для постижения самих фактов и явлений национальной культуры русского народа.
Формирование системы знаний о языке включает представление о его изменениях и развитии. Этому способствует рубрика «Страничка для любознательных», лингвистические тексты «Обратите внимание!» В учебнике широко представлены исторические справки о происхождении слов (рубрика «Страничка для любознательных» — ч. 1, с. 43, ч. 2, с. 17; рубрика «Наши проекты» — «Тайна имени», ч. 2, с. 18), о возникновении фразеологизмов (ч. 1, с. 51), о чередовании звуков в корнях слов русского языка (ч. 1, с. 76), о «следах» старославянского языка в русском языке (ч. 1, с. 109), об устаревших словах (ч. 2, упр. 16, 17, 99); об этических нормах, нашедших отражение в русском языке (ч. 2, с. 98) и др., что позволяет представить лингвоисторический материал как результат исторического развития элементов и частей языковой структуры. Данный материал будет способствовать пониманию истоков культуры национального языка и динамики его развития.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Достижению этого результата способствует языковая среда учебника «Русский язык. 3 класс» (слова, предложения, тексты, формулировка заданий, задания, требующие от ученика объяснений и рассуждений, образцы рассуждений при решении грамматических задач и др.), а также речевое общение на уроке русского языка (диалоги учителя и ученика, ответы на вопросы, оценка правильности речи), индивидуальная работа над дикцией, обучение правильной речи детей, плохо владеющих русским языком. Существенное значение имеет работа со словарями в учебнике: «Орфографический словарь», «Орфоэпический словарь», «Толковый словарь», Словарь антонимов», «Словарь синонимов», «Словарь фразеологизмов», «Словарь омонимов» (ч. 1: упр. 67, 69, 76, 84; ч. 2, упр. 174 и др.), составление своих собственных словарей по определённой орфографической теме (рубрика «Наши проекты», ч. 1, с. 142), работа с памятками в справочных материалах («Как подготовиться к диктанту по учебнику», «Как подготовиться к письму по памяти», «Как подготовиться к изложению», и др.). Анализ высказываний о русском языке, пословиц о языке и речи «Хорошие речи приятно и слушать», «Сначала подумай, потом говори» (ч. 1, упр. 3), «Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь» (ч. 1, упр. 8), «Речь вести — не лапти плести» (ч. 2, с. 31), «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего сказать» (И. Лафатер) (ч. 2, упр. 182) и др. позволяет учителю формировать понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека, развивает чувство самооценки своей и чужой речи с точки зрения её правильности и выразительности. Одно из основных направлений обучения русскому языку в 3 классе связано с формированием навыков грамотного письма, с орфографической и пунктуационной подготовкой школьников. Установка на безошибочное письмо, предупредительный характер обучения орфографии и пунктуации, формирование орфографических умений становятся основой грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Данная задача решается при изучении всех разделов курса «Русский язык» в 3 классе (фонетика, графика, орфоэпия, лексика, морфемика, морфология, синтаксис, орфография и пунктуация, развитие речи). В учебнике представлены задания следующих видов:
формирующие навыки правильного произношения слов и форм слов (ч. 2, упр. 174, 225 и др.; рубрики «Правильно произносите слова!», ч. 2, с. 24, «Говорите правильно!», ч. 2, с. 56);
формирующие навык правильного образования и употребления словосочетаний типа согласования (ч. 2, упр. 43, 128, 134, 152, 219 и др.);
формирующие интонационные навыки (ч. 1, упр. 22, 23, 25, 28, 30, 35 и др.);
формирующие умение оценивать свои действия («проверь написанное», «оцени правильность выполненного задания»);
задания по редактированию предложений и текста (ч. 2, упр. 166, 185);
задания на приобретение опыта использования литературных норм в речевой практике (ч. 2, с. 29, 30, 41, 98), при написании изложений, при создании устных и письменных высказываний, при составлении различных по источнику материала сочинений, «научных» сообщений по схемам и таблицам изученного материала раздела «Система языка», при выступлении перед аудиторией класса, при представлении презентаций как результата проектной деятельности и др.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Получая научные представления о системе и структуре языка (фонетика, графика, орфоэпия, лексика, словообразование (морфемика), морфология и синтаксис), учащиеся подводятся к пониманию взаимосвязи его уровней и единиц; осваивают доступные пониманию третьеклассникам и характерные для данного этапа обучения базовые понятия лингвистики (язык, речь, диалог, монолог, текст, типы текстов и др.), основные единицы языка (значимые части слова, части речи, члены предложения и др.), их признаки, а также особенности их употребления; овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать эти знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Усвоение грамматических и словообразовательных понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников совершенствуются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать, активизируется и систематизируется лексический запас, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении.
Примеры заданий в учебнике «Русский язык. 3 класс», направленных на овладение учебными действиями и умениями использовать знания для решения учебных задач: «Докажите, что вы прочитали сложные предложения» (ч. 1, упр. 53), «Какие пары слов составляют предложения, а какие — словосочетания?» (ч. 1, упр. 62), «Объясните, все ли слова в каждой группе являются однокоренными» (ч. 1, упр. 111), «Рассмотрите таблицу “Гласные звуки”. Подготовьте сообщение о том, что вы знаете о гласных звуках и буквах, обозначающих гласные звуки» (ч. 1, упр. 112), «В чём сходство и различие каждой пары выделенных слов?» (ч. 1, упр. 147), «Прочитайте. В какие две группы можно объединить слова? Объясните свой ответ» (ч. 1, упр. 152), «Подберите проверочные слова для объяснения написания выделенных букв. Что общего в способах подбора проверочных слов?» (ч. 1, упр. 232), «Объясните, как вы определяли падеж неодушевлённых имён существительных, отвечающих на вопрос что?» (ч. 2, упр. 88), «Объясните, по каким признакам вы будете определять время и число глаголов в предложениях? (ч. 2, упр. 202); «Дайте совет, как найти в предложениях глаголы» (ч. 2, упр. 173), «Рассмотрите схемы слов. Словам какой части речи будет соответствовать каждая схема?» (ч. 2, с. 130) и др.
Таким образом, можно сделать вывод: содержание учебника обеспечивает достижение требований ФГОС к формированию у обучающихся универсальных учебных действий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка....
Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации"
Материал "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации" раскрывает значение субъективизации, приёмы и принципы работы по методи...
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Упражнений, заданий, приемов и методов работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в условиях ФГОС ...
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Упражнения, задания, приемы и методы работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в условиях ФГОС ...
Формирование универсальных учебных действий средствами предмета иностранный язык.
Индивидуальная программа педагогического поиска направлена на формирование коммуникативной компетенции, понимаемой как способность гибко пользоваться иностранным языком в целях ...