«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал
Упражнений, заданий, приемов и методов работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_ggtu_24.11.2017g.docx | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Челюканова Людмила Михайловна
МОУ СОШ № 11 г. о. Орехово-Зуево
Ведущее место в начальном обучении занимает учебный предмет «Русский язык», поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Неоспоримо и то, что успехи в изучении русского языка определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. Целью курса русского языка в начальной школе является гармоничное речевое и лингвистическое развитие ребенка.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация. Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Возникает проблемная ситуация. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности, активизирует и направляет мышление. Значит необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, чтобы захотел это узнать. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.
Опираясь на свой опыт работы, хочу рассказать о некоторых видах познавательных заданий творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Данные задания и приёмы позволят учителю: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.
“Составь слово”. Упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы.
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -… 2. Предпоследняя буква в слове “ветер”. 3. Стоит за буквой Р. 4. Суффикс в слове “речной”. 5. Первая буква алфавита.
Ответ: ВЕСНА.
Анаграммы. Как можно быстрее поменяйте буквы в слове местами и получите…
Пример: ЛГУО – угол, РЗОЕО – озеро, ОРУК – урок и др. (Слайд 1)
Ребусы (Слайд 2)
Шарады
Начало - голос птицы, конец - на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда ( картина)
Изографы (Слайд 3)
Отгадай какое слово здесь спряталось.
“Закодированное слово” (Слайд 4)
Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание.
Обозначим следующие буквы цифрами:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А Б В К М Н О Л Д Т
Какие слова кроются под номерами: 2780 37281 4756101
Этот вид работы можно использовать на уроках русского языка при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
“Какография” (Слайд 5)
Детям предлагается неправильно решённая проблема: текст с ошибками, неверно записанная информация, задача, перепутана последовательность действий и т. д.
Условие: найди все ошибки. Мотивируй свой ответ.
У гришы жыл Кот рыжык
Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть ! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то, что:
- в конце предложения ставится точка;
- сочетания ЖИ и ШИ пишутся с буквой И ;
- имена людей и клички животных пишутся с большой буквы;
- названия животных пишутся с маленькой буквы, так как это не имена собственные.
«Какография,- утверждал К. Д. Ушинский, - употребляемая вовремя и с уменьем …, занятие весьма полезное; но её должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии, «ибо неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения».
При проверке письменной работы по русскому языку ученик часто не видит ошибок. Он бегло и поверхностно смотрит на буквы, по начертаниям первых букв, догадывается какое слово написано. Какография учит более внимательно прочитывать написанное, учит проверять, а не бездумно, неосознанно списывать.
“Альтернативные задания” (Слайд 6)
Развиваем и обогащаем речь.
В крылатых выражениях вставьте пропущенные одинаковые слова, составьте предложения:
Из … вон плохо.
Сидеть сложа … .
Мастер на все … .
Золотые … .
«Цифровой диктант».
Упражнение используется на этапе проверки домашнего задания для тренировки внимания и быстроты реакции.
Учитель предлагает детям среагировать на утверждения, которые могут быть составлены верно или заведомо неправильно. Если учащиеся считают, что утверждение правильно, они ставят в тетради 1, если нет – 0.
“Буквенный диктант”.
Ученики не отвечают вслух на вопрос учителя, а молча записывают в тетрадь первую букву ответа. При правильном выполнении задания у детей получается какое-либо слово. (С этим словом можно потом поработать: дать ему определение, составить предложение…).
1. Как называется часть суток после ночи? (утро – У)
2. Часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол – Г).
Звуковые графические диктанты. Тема: Состав слова.
Звуковой графический диктант "Плюс - минус". Тема: Перенос слов с удвоенными согласными. Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "-" те, которые нельзя перенести. Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора. + - - + - - + + + - (Слайд 7)
“Развивающий канон”. (Слайд 8)
Творческое задание целесообразно использовать на этапе рефлексии. Необходимо определить вид логической связи и на этом основании вместо знака вопроса написать ответ.
1 Дикие животные.
Хитрая Л
Злой В
Косой ?
2 Род имени существительного.
Земля ?
Стол М
Окно С
Следует отметить, что многие каноны – это сложные и подлинно творческие задания. Развивающие каноны могут легко и органично вписаться во все методики обучения, направленные на активацию творческого потенциала школьников. Решение многих канонов требует привлечения целого комплекса знаний и умений, извлечение необходимой информации из различных отраслей знаний, умения сопоставлять, анализировать, и, таким образом, позволяет гораздо более полно создавать условия для развития творческих способностей учащихся.
“Кто быстрее” (Слайд 9)
Этот блок заданий, вызывающий дух здоровой соревновательности, очень хорошо помогает отработать автоматизм необходимых умений и навыков.
1. Выбери из слов лишь те, которые относятся к именам прилагательным: красота, красивый, краска, красный, красить…
2. Составьте как можно больше слов по конструкции: с- - о (село, сено, сало…)
3. Составьте ряд слов, в котором обозначена лишь первая и последняя буквы, а их число не имеет значения: с…г…а…з…т… ( снег, - гора – алмаз – зима).
Словарные диктанты и орфографические минутки тоже стараюсь всегда проводить разнообразно. Например, словарный диктант, когда учащимся предлагается текст с пропущенными словами. Нужно прочитать, записать, вставляя слова.
Не велик…. да краснеет нос. (Мороз)
….любит чистоту. (Посуда)
Чужбина – калина, родина -…. (Малина)
…. человек добро помнит. (Русский)
∙ Собери пословицу
Соловей , ворона, поёт, месяц, а, круглый, год, каркает.
Без , избы, не видеть, молотка, и, пилы
∙ Выпиши из пословицы (поговорки) словарные слова
Около хлеба и мыши водятся.
Всякая работа мастера хвалит.
Между воронами и сорока по-вороньи каркает
При повторении изученного материала мне помогает такой интересный приём, который называется «Заморочки из бочки». Это может быть картонная бочка, а у нас с ребятами обыкновенная стеклянная баночка, в которой лежат листочки с вопросами. Дети их достают и отвечают на вопросы. Получается и загадочно, и необычно, и полезно!
Задание «Определения для инопланетян».
- Представь, что на Землю прилетели инопланетяне. Они совсем ничего не знают о нашей планете, им известно лишь минимальное количество наших слов. Объясни им кратко и точно, что это такое.
Задания на анализ и синтез
Цель: способствовать овладению функциональными знаниями и умениями осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым словарным словом. Прослушав его признаки, отгадайте и запишите его в тетрадь, разделив на слоги.
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- стройная, кудрявая, белоствольная;
- белое, полезное, коровье, помогает сохранить здоровье.
Упражнения фонетического характера
Выпишите слова, в которых есть мягкие согласные.
В..робей, м..роз, п.нал, п..ртрет, гор..д, д..рога, ябл..ко, с..рень.
Выпишите слова в два столбика:
в первый столбик - с глухими согласными на конце слова
-во второй - со звонкими согласными на конце слова:
Завтра.., в..кзал, б..гаж, адр..с, г..рой, пл..ток, н..род, п..суда.
Запишите слова, начинающиеся на букву р, т, м, о, и т.д.
- морфологические упражнения
- синтаксические упражнения (составление предложения)
- упражнения лексического характера
Приём "Этимологическая викторина"
Пример викторины по сказке "Звери в яме"
О происхождении каких слов идет речь?
Его название значило в древности «скакун», «прыгун». (Заяц.)
Образовано от слова, означающего «желтоватый». (Лиса.)
Заимствовано из тюркских языков, означает «дикая свинья». (Боров, кабан.)
Образование из «мёд» и «ед» («еда»); со значением «медоед». (Медведь.)
Некогда это слово означало «распущенный, злой человек». (Собака.)
Творческий подход к детям помогает развить самостоятельное мышление, воображение, речь, установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволяет ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Систематическое использование данного материала на уроках поможет не только повысить орфографическую грамотность, но и обогатить и активизировать запас слов, постепенно формирует понятие о языке.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что применение вышеуказанных упражнений, заданий, приемов и методов работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в условиях ФГОС способствует повышению эффективности формирования познавательных универсальных учебных действия у младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...
статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...
статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...
Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка....
«УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности., когда появляются новые отношения со взрослыми и сверстниками, происходит включение в новый вид деятельности &ndash...
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является неотъемлемой частью языкового образования в начальной школе. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства ...
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Упражнения, задания, приемы и методы работы на уроках русского языка с учетом современных методик и в условиях ФГОС ...