Проект "Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы"
методическая разработка

 

Цель проекта

Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития

обучающихся специальной школы.

 

Задачи проекта

1. коррекционная — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития обучающихся через создание сенсомоторных зон;

2. развивающая — оптимизация, стимулирование и обогащение сенсомоторного опыта обучающихся;

3. профилактическая — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития у обучающихся.

 

Полученные результаты проекта

Создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе:

1. сенсорных уголков в классах-группах (приобретение  дидактических игр и пособий);

2. создание специального помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola.doc147.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

  1. Общая информация

Наименование проекта

Создание коррекционно-развивающей среды

для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы VIII вида.

Фамилия Имя Отчество

Место работы, должность

Контактный телефон Электронная почта

Руководитель проекта

Прохорова Елена Геннадьевна  

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Специальная  школа  № 53»,  учитель РПСП.    

trapezia2005@mail.ru

 8-906-938-26-10

Консультанты

(при наличии)

Куратор проекта

(при наличии)

Администрация

МКОУ «Специальная  школа  № 53»

Nashashkola53@yandex.ru

8-3843-31-01-22

  1. Описание проекта

Цель проекта

Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития

обучающихся специальной школы.

Задачи проекта

1. коррекционная — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития обучающихся через создание сенсомоторных зон;

2. развивающая — оптимизация, стимулирование и обогащение сенсомоторного опыта обучающихся;

3. профилактическая — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития у обучающихся.

Полученные результаты проекта

Создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе:

1. сенсорных уголков в классах-группах (приобретение  дидактических игр и пособий);

2. создание специального помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов.

  1. Реализация проекта

Использованные методы исследования / реализации проекта

Анализ ситуации сенсомоторного развития обучающихся в школе и дома.

Использованные ресурсы / инструменты / оборудование / программное обеспечение

Материалы, инструменты, оборудование необходимые для изготовления сенсомоторного оборудования.

Проблемы проекта

Наименование проблемы

Причина

Меры реагирования

Нехватка финансирования проекта.

Отсутствие целевых поступлений

Поиск благотворителей и спонсоров.

  1. Самооценка проекта

Возможности (О)

Угрозы (T)

Сильные стороны (S)

 1.  Возможность развития детей с разным уровнем развития привлечет их родителей к реализации проекта.

2.  Возможность развития для детей, обучающихся на дому, позволит расширить проект.

3.  Возможность выхода проекта на микросоциум (пришкольная территория) и взаимопосещение с другими ОУ.

1.  Данный проект дает возможность детям с различными особенностями развития получить фундамент для дальнейшего психического развития и обучения, таким образом предотвратить вторичные отклонения развития.

2.  Дети, обучающиеся на дому, получат расширение социального взаимодействия и  потенциал  для развития.

3.  Дети, не получившие достаточного развития в дошкольный период, имеют возможность расширить сенсомоторный опыт.

Слабые стороны (W)

 1. Слабый интерес некоторых родителей к развитию своего ребенка.

2. Нежелание некоторых родителей «выходить» за рамки надомного обучения.

3. Трудности в оформлении территории.

 1.  Слабая родительская позиция  может способствовать вторичным нарушениям развития ребенка.

2.  Социальное развитие ребенка напрямую зависит от активности родителей.

3.  Различные трудности реализации проекта будут тормозить полноценное сенсомоторное развитие детей.

  1. Дополнения и комментарии

Дополнения и комментарии

Данный проект реализуется совместно со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

 

        Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Специальная  школа  № 53»  

Проект « Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития

обучающихся специальной школы»

Разработчик и руководитель проекта: Прохорова Е.Г.-  учитель РПСП.    

Адресат: обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью 0-4 классов специальной школы.

Участники, технические исполнители и реализаторы проекта:

  1. учителя и воспитатели начальных классов,
  2.  родители обучающихся,
  3. учитель РПСП,
  4. учителя трудового обучения,
  5. кастелянша.

Кураторы проекта:  администрация школы № 53

Срок реализации проекта:  2013-2016 гг.

Актуальность проекта:

Развитие сенсомоторной сферы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется через организацию коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Развитие сенсорных и психомоторных процессов,  являясь фундаментом развития и коррекции интеллектуальной сферы обучающихся с  ОВЗ, подразумевает создание предметно-развивающей среды, стимулирующую познавательную активность и улучшающую протекание интеллектуальных процессов.

Сенсомоторная развивающая среда будет способствовать коррекции и развитию личности обучающихся и находиться в преемственности и взаимосвязи с коррекционными занятиями по РПСП.

Посредством создания сенсомоторных уголков в классах-группах  обучающиеся будет иметь возможность постоянно в свободное время, на специальных занятиях  обогащать и развивать свой сенсомоторный опыт.

Цель проекта:

Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития

обучающихся специальной школы.

Задачи проекта:

1. коррекционная — исправить  отклонения и нарушения развития, разрешение трудностей развития обучающихся через создание сенсомоторных зон.

2. развивающая — оптимизировать, стимулировать и обогатить сенсомоторный опыт обучающихся.

3.  профилактическая — предупредить вторичные отклонения и нарушения развития у обучающихся.

Содержание работы:

  1. создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе,
  2. сенсорных уголков в классах-группах (приобретение  дидактических игр и пособий),
  3. создание помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

      Анализ ситуации сенсомоторного развития обучающихся в школе:

Целенаправленно и систематично развитие сенсомоторной сферы обучающихся осуществляется на занятиях РПСП и парциально на уроках труда, математики, окружающего мира, изобразительной деятельности, физической культуры, а также на прогулках и при организации свободной деятельности. В планировании воспитательной работы сенсомоторное развитие не выделяется в самостоятельный раздел и не подразумевает за собой целенаправленное создание предметно-развивающей среды.

  Поэтому в рамках данного проекта целесообразно предложить создание предметно-развивающей среды в школе для развития и коррекции сенсомоторной сферы обучающихся.  Особо актуально это в связи с различным уровнем развития обучающихся (легкой, умеренная, глубокая умственная отсталость, обучающиеся со сложным дефектом – нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения) и спецификой организации учебного процесса, например дети, находящиеся по медицинским показаниям на индивидуальном надомном обучении.

Основное содержание проекта

       Современная наука и практика, а также новые требования в соответствии ФГОС по созданию специальных условий для воспитательно-образовательного процесса,  убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст ребенка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка.  

       Коррекционно-развивающая среда  - совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Важным условием полноценного сенсорного  развития, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, создание кабинета для организации коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов.  

       Опираясь на разработанные в психологической литературе (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) подходы к формированию любой психической функции в онтогенезе весь дидактический материал для сенсорного развития  можно условно разделить на группы:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;

- полифункциональные материалы игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики:

- природный материал;

- оборудование для занятий, музыкой, ритмикой;

- разнообразный арсенал техники арттерапии;

- иллюстративный и образно-символический материал;

- наглядно-графические модели;

- нормативно-знаковый материал;

- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.

 - полифункциональные материалы - это объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;

  • игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;
  • природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
  • оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: компьютер или МP3 проигрыватель,   электронные носители (диски или флэшкарты),  звучащие музыкальные инструменты и др.;
  • разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);
  • иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
  • наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к скрытым от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира, их составляющими;
  • нормативно-знаковый материал (наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др.), т. е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.

Разделы сенсомоторного уголка:

  •        Развитие моторики, графомоторных навыков;
  •        Тактильно-двигательное восприятие;
  •        Кинестетическое и кинетическое развитие;
  •        Восприятие формы, величины, цвета;
  •        Развитие зрительного восприятия;
  •        Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
  •        Развитие слухового восприятия;
  •        Восприятие пространственных отношений;
  •        Восприятие временных отношений.

Учитывая все вышесказанное, проект нацелен на создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе, сенсорных уголков в классах-группах, создание помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Выход:

  1. Рекомендовать родителям создание сенсомоторного уголка в семьях обучающихся с ОВЗ.
  2. Продолжение реализации проекта - оформление школьного участка.
  3. Проект может быть применен и реализован в других ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...

Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях

В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....

Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»

Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представле­ний о семье и ее членах;-уточнение...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч.  В.П. Канакина,  2016 г.)...

Нетрадиционный метод коррекционно – развивающего обучения - гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий.

О  нетрадиционном методе  - гимнастика Брейн Джим - познакомилась в книге.  Использую в своей работе не первый год. Простые движения и действия, которые используешь для стимуляции спосо...

Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.

Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы

Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности  обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...