Проект "Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы"
методическая разработка
Цель проекта |
Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы. |
Задачи проекта |
1. коррекционная — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития обучающихся через создание сенсомоторных зон; 2. развивающая — оптимизация, стимулирование и обогащение сенсомоторного опыта обучающихся; 3. профилактическая — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития у обучающихся. |
Полученные результаты проекта |
Создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе: 1. сенсорных уголков в классах-группах (приобретение дидактических игр и пособий); 2. создание специального помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola.doc | 147.39 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Общая информация
Наименование проекта | Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы VIII вида. |
Фамилия Имя Отчество | Место работы, должность | Контактный телефон Электронная почта | |
Руководитель проекта | Прохорова Елена Геннадьевна | Муниципальное казенное образовательное учреждение «Специальная школа № 53», учитель РПСП. | 8-906-938-26-10 |
Консультанты (при наличии) | |||
Куратор проекта (при наличии) | Администрация | МКОУ «Специальная школа № 53» | 8-3843-31-01-22 |
Описание проекта
Цель проекта |
Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития обучающихся специальной школы. |
Задачи проекта |
1. коррекционная — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития обучающихся через создание сенсомоторных зон; 2. развивающая — оптимизация, стимулирование и обогащение сенсомоторного опыта обучающихся; 3. профилактическая — предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития у обучающихся. |
Полученные результаты проекта |
Создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе: 1. сенсорных уголков в классах-группах (приобретение дидактических игр и пособий); 2. создание специального помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов. |
Реализация проекта
Использованные методы исследования / реализации проекта |
Анализ ситуации сенсомоторного развития обучающихся в школе и дома. |
Использованные ресурсы / инструменты / оборудование / программное обеспечение |
Материалы, инструменты, оборудование необходимые для изготовления сенсомоторного оборудования. |
Проблемы проекта | ||
Наименование проблемы | Причина | Меры реагирования |
Нехватка финансирования проекта. | Отсутствие целевых поступлений | Поиск благотворителей и спонсоров. |
Самооценка проекта
Возможности (О) | Угрозы (T) | |
Сильные стороны (S) | 1. Возможность развития детей с разным уровнем развития привлечет их родителей к реализации проекта. 2. Возможность развития для детей, обучающихся на дому, позволит расширить проект. 3. Возможность выхода проекта на микросоциум (пришкольная территория) и взаимопосещение с другими ОУ. | 1. Данный проект дает возможность детям с различными особенностями развития получить фундамент для дальнейшего психического развития и обучения, таким образом предотвратить вторичные отклонения развития. 2. Дети, обучающиеся на дому, получат расширение социального взаимодействия и потенциал для развития. 3. Дети, не получившие достаточного развития в дошкольный период, имеют возможность расширить сенсомоторный опыт. |
Слабые стороны (W) | 1. Слабый интерес некоторых родителей к развитию своего ребенка. 2. Нежелание некоторых родителей «выходить» за рамки надомного обучения. 3. Трудности в оформлении территории. | 1. Слабая родительская позиция может способствовать вторичным нарушениям развития ребенка. 2. Социальное развитие ребенка напрямую зависит от активности родителей. 3. Различные трудности реализации проекта будут тормозить полноценное сенсомоторное развитие детей. |
Дополнения и комментарии
Дополнения и комментарии |
Данный проект реализуется совместно со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса. |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Специальная школа № 53»
Проект « Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития
обучающихся специальной школы»
Разработчик и руководитель проекта: Прохорова Е.Г.- учитель РПСП.
Адресат: обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью 0-4 классов специальной школы.
Участники, технические исполнители и реализаторы проекта:
- учителя и воспитатели начальных классов,
- родители обучающихся,
- учитель РПСП,
- учителя трудового обучения,
- кастелянша.
Кураторы проекта: администрация школы № 53
Срок реализации проекта: 2013-2016 гг.
Актуальность проекта:
Развитие сенсомоторной сферы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью осуществляется через организацию коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Развитие сенсорных и психомоторных процессов, являясь фундаментом развития и коррекции интеллектуальной сферы обучающихся с ОВЗ, подразумевает создание предметно-развивающей среды, стимулирующую познавательную активность и улучшающую протекание интеллектуальных процессов.
Сенсомоторная развивающая среда будет способствовать коррекции и развитию личности обучающихся и находиться в преемственности и взаимосвязи с коррекционными занятиями по РПСП.
Посредством создания сенсомоторных уголков в классах-группах обучающиеся будет иметь возможность постоянно в свободное время, на специальных занятиях обогащать и развивать свой сенсомоторный опыт.
Цель проекта:
Создание коррекционно-развивающей среды для сенсомоторного развития
обучающихся специальной школы.
Задачи проекта:
1. коррекционная — исправить отклонения и нарушения развития, разрешение трудностей развития обучающихся через создание сенсомоторных зон.
2. развивающая — оптимизировать, стимулировать и обогатить сенсомоторный опыт обучающихся.
3. профилактическая — предупредить вторичные отклонения и нарушения развития у обучающихся.
Содержание работы:
- создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе,
- сенсорных уголков в классах-группах (приобретение дидактических игр и пособий),
- создание помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Анализ ситуации сенсомоторного развития обучающихся в школе:
Целенаправленно и систематично развитие сенсомоторной сферы обучающихся осуществляется на занятиях РПСП и парциально на уроках труда, математики, окружающего мира, изобразительной деятельности, физической культуры, а также на прогулках и при организации свободной деятельности. В планировании воспитательной работы сенсомоторное развитие не выделяется в самостоятельный раздел и не подразумевает за собой целенаправленное создание предметно-развивающей среды.
Поэтому в рамках данного проекта целесообразно предложить создание предметно-развивающей среды в школе для развития и коррекции сенсомоторной сферы обучающихся. Особо актуально это в связи с различным уровнем развития обучающихся (легкой, умеренная, глубокая умственная отсталость, обучающиеся со сложным дефектом – нарушения зрения, слуха, двигательные нарушения) и спецификой организации учебного процесса, например дети, находящиеся по медицинским показаниям на индивидуальном надомном обучении.
Основное содержание проекта
Современная наука и практика, а также новые требования в соответствии ФГОС по созданию специальных условий для воспитательно-образовательного процесса, убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст ребенка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка.
Коррекционно-развивающая среда - совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Важным условием полноценного сенсорного развития, особенно детей с интеллектуальной недостаточностью, является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, создание кабинета для организации коррекционных занятий по развитию сенсорных процессов.
Опираясь на разработанные в психологической литературе (Л. С. Выготский, Л. А. Венгер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн и др.) подходы к формированию любой психической функции в онтогенезе весь дидактический материал для сенсорного развития можно условно разделить на группы:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций;
- полифункциональные материалы игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики:
- природный материал;
- оборудование для занятий, музыкой, ритмикой;
- разнообразный арсенал техники арттерапии;
- иллюстративный и образно-символический материал;
- наглядно-графические модели;
- нормативно-знаковый материал;
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности.
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, «почтовые (проблемные) ящики», плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.
- полифункциональные материалы - это объемные набивные модули (сенсорные модули), крупные (напольные) кнопочные конструкторы, полусферы и др.;
- игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики: шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, кегли, флажки, гимнастические ленты, «сенсорная тропа» для ног, массажный коврик и др.;
- природный материал: коллекции плодов, семян, минералов, тополиный пух, мох, засушенные растения и др., которые не только способствуют овладению познавательными средствами (свойства, качества, конструкция, величина и др.), но и стимулируют развитие координации рук и глаз мелкой моторики ребенка;
- оборудование для занятий, музыкой, ритмикой: компьютер или МP3 проигрыватель, электронные носители (диски или флэшкарты), звучащие музыкальные инструменты и др.;
- разнообразный арсенал техники арттерапии: различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, костюмов; предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки-маркеры — своеобразные знаки пространства — игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит (например, кукольная комната);
- иллюстративный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, условные схематические изображения предметов, специально разработанные так называемые наглядные пособия, репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия, классификационных признаков, определению временных последовательностей, пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. п.);
- наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к скрытым от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира, их составляющими;
- нормативно-знаковый материал (наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др.), т. е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности: изобразительные материалы для рисования, аппликации, лепки, выполнения графических заданий.
Разделы сенсомоторного уголка:
- Развитие моторики, графомоторных навыков;
- Тактильно-двигательное восприятие;
- Кинестетическое и кинетическое развитие;
- Восприятие формы, величины, цвета;
- Развитие зрительного восприятия;
- Восприятие особых свойств предметов на основе развития осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений;
- Развитие слухового восприятия;
- Восприятие пространственных отношений;
- Восприятие временных отношений.
Учитывая все вышесказанное, проект нацелен на создание сенсорно-стимулирующего пространства в школе, сенсорных уголков в классах-группах, создание помещения для развития психомоторики и сенсорных процессов у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Выход:
- Рекомендовать родителям создание сенсомоторного уголка в семьях обучающихся с ОВЗ.
- Продолжение реализации проекта - оформление школьного участка.
- Проект может быть применен и реализован в других ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая воспитательная среда в условиях группы продлённого дня в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Так что же такое коррекционно-развивающая среда?Под этим понимается организация процесса общения воспитателя и воспитанника таким образом, чтобы исправлять, нейтрализовывать, устранять негативны...
Развитие коррекционно- развивающей сенсорной среда на логопедических занятиях
В материале подробно описаны приемы, виды игровой деятельности, используемый материал , способствующий развитии сенсорики и моторики....
Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»
Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихсяЗадачи: Коррекционно-образовательные: - закрепление представлений о семье и ее членах;-уточнение...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Нетрадиционный метод коррекционно – развивающего обучения - гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий.
О нетрадиционном методе - гимнастика Брейн Джим - познакомилась в книге. Использую в своей работе не первый год. Простые движения и действия, которые используешь для стимуляции спосо...
Коррекционно-развивающая пространственная среда для учащихся с особыми возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзивного образования.
Одним из важных условий тдля полноценной коррекции и адаптации учащихся с ОВЗ является созданик коррекционно- развивающей прстранственной среды с современным инатерактивным оборудованием...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом» для обучающихся с задержкой психического развития по АООП НОО (варианты 7.1, 7.2) 1- 2 классы
Рабочая программа коррекционных занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции познавательной деятельности обучающихся 1-2 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобр...