Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности в 1 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Тема: «Наша дружная семья»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Пискунова Ирина Анатольевна

 

Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихся

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление представле­ний о семье и ее членах;

-уточнение, расширение и активиза­ция словаря по теме «Семья»;

- работа над словообразованием по теме «Семья»;

- развитие фонематического слуха.

 

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного внимания, мышления, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

 

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

- воспитание уважения и любви к семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoe_zanyatie_semya.docx25.78 КБ
Файл nasha_repka.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по коррекционно - развивающей деятельности

в 1 «А» классе

Тема: «Наша дружная семья»

Цель: формирование коммуникативной компетентности и эмоционально-личностной сферы обучающихся

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- закрепление представлений о семье и ее членах;

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Семья»;

- работа над словообразованием по теме «Семья»;

- развитие фонематического слуха.

Коррекционно-развивающие:

- развитие зрительного внимания, мышления, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности,

- воспитание уважения и любви к семье.

Оборудование: Компьютер и медиа проектор, презентация, магнитофон, CD диск, костюмы для сказки.

Предварительная работа: Разучивание пальчиковой гимнастики «Семья», беседы о семье и ее значении в жизни людей, рисование рисунков по теме «Семья», инсценирование сказки «Репка»

Предметные умения:

- принимать и сохранять учебную задачу

- развитие умения участвовать в беседе на тему, близкую к личному опыту обучающегося.

Базовые учебные действия:

- развитие активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание;

- развитие умения выполнять инструкции педагога;

- развитие умения выполнять действия по образцу и по подражанию.

Личностные: 

- овладение навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Ход занятия.

  1. Организационный момент – эмоциональный настрой на занятие – психогимнастика

Учитель-логопед:

Вот звонок звенит заливается,

И ребята в зал приглашаются

                                                  Дети стоят в кругу 
Собрались все дети в круг. 
Я – твой друг, и ты – мой друг. 
Крепко за руки возьмёмся 
И друг другу улыбнёмся.

                                                Улыбаются друг другу

Учитель-логопед: А теперь давайте поприветствуем наших гостей, помашем им ручкой.

Ребята, у Вас у всех есть родные, мы с Вами живем в семье.

  1. Определение темы занятия:

Учитель-логопед: А что же такое семья? Давайте об этом расскажем – развитие мелкой моторики – «Пальчиковая гимнастика»

Обучающиеся поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибают пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой. 

Знаю я, что у меня 
Дома дружная семья: 
Это - мама, 
Это - я, 
Это - бабушка моя, 
Это - папа, 
Это - дед. 
И у нас разлада нет. 

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышла вся семья гулять,

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спряталась опять.

  1. Дыхательная гимнастика.

Учитель-логопед: В каждой семье по утрам делают зарядку. Давайте и мы с Вами ее сделаем.

Обучающиеся выполняют упражнения:

Упражнение «Шар».

Сделать медленный плавный вдох (шар в животе). Затем медленный плавный выдох (втянуть живот). 3 раза.

Упражнение «Ежик».

Плавный бесшумный вдох через нос. Выдох  через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу – фу – фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. 3 раза.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед: Сегодня на завтрак мама испекла нам блинчики.

  1. Улыбнемся маме, а потом подуем на блинчик, чтобы его остудить - упражнение для губ «Улыбка-трубочка»
  2. Положим мамин блинчик на тарелочку – упражнение «Испеки блин»

Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти—десяти»). 

  1. Мамин блинчик мы ели с вареньем и испачкали губы, оближем верхнюю губу – упражнение «Вкусное варенье». Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу.

            5. Музыкально-ритмическое упражнение «Ой, а кто это такой ….»

Учитель-логопед: Что–то мы с Вами, ребята, засиделись, давайте немного разомнемся и подвигаемся.

Обучающиеся выполняют движения под музыкальное сопровождение.

        6. Дидактическая игра «Доскажи словечко» - развитие фонематического слуха

Учитель-логопед: А сейчас мы с Вами отгадаем загадки про Ваших родных и близких, помогите мне. Я читаю стих, а Вы отгадываете про кого он.

  1. Кто милее всех на свете?
    Кого любят очень дети?
    На вопрос отвечу прямо:

Всех милее наша... (мама)

Учитель-логопед: Ребята, я знаю, что Вы уже умеете составлять из букв слова, давайте мы с Вами составим слово «МАМА»

Обучающиеся составляют слово МАМА из букв разрезной азбуки

  1. Кто научит гвоздь забить,
    Даст машину порулить
    И подскажет, как быть смелым,
    Сильным, ловким и умелым?
    Все вы знаете, ребята, —
    Это наш любимый... (папа)

Учитель-логопед: А кто может составит слово «ПАПА»

Обучающиеся составляют слово –ПАПА из букв разрезной азбуки

  1. Кто любить не устает,
    Пироги для нас печет,
    Вкусные оладушки?
    Это наша... (бабушка)

  1. Кто всю жизнь работал,
    Окружал заботой
    Внуков, бабушку, детей,
    Уважал простых людей?
    На пенсии уж много лет
    Нестареющий наш... (дед)

  1. Я у мамы не один, 
    У неё ещё есть сын, 
    Рядом с ним я маловат,
    Для меня он — старший …(брат)

  1. Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? —
    Очень модная девчонка —
    Моя старшая... (сестренка)

  1. Зрительная гимнастика

Учитель-логопед: А сейчас, ребята, мы с Вами внимательно посмотрим на членов нашей семьи и послушаем про них песенку.

  1. Игра «Неречевые звуки» - развитие  фонематического восприятия

Учитель-логопед: В семье каждый занимается делами. Сейчас вы послушаете звуки и скажете мне, кто, что делает:

Обучающиеся прослушивают неречевые звуки и отвечают на вопрос – что делает папа? (открывает дверь), мама?(звук пылесоса), бабушка?(звук посуды или льющейся воды) дедушка? (стук в дверь) брат? (смеется), сестра? (плач)

  1. Дидактическая игра «Назови ласково» - словообразование по теме

Учитель-логопед: Вечером обычно вся семья собирается вместе,  рассказывают друг другу о том, как прошёл день. И для каждого в семье нужно уметь найти ласковое слово. Давайте подумаем, как можно ласково назвать бабушку? (ответы ребят) 
Дедушку? (ответы детей) 
Маму? (ответы детей) 
Папу? (ответы детей) 
Сестру? (Ответы детей) 
Брата? (ответы детей) 
Обучающиеся называют ласковые слова 

  1. Физкультминутка «Поможем маме»

Учитель-логопед:

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу, если можем

Мы всегда во всем поможем.

Давайте покажем всем, как это мы умеем делать.

Обучающиеся под музыку выполняют движения, имитирующие подметание пола, мытье посуды и т.п. по тексту упражнения.

  1. Введение в инсценировку сказки «Репка» - дидактическая игра «Угадай сказку»

Учитель-логопед: Вечером, когда вы ложитесь спать мам или папа, бабушка или дедушка, а может быть и сестренка рассказывают Вам сказки.

Отвечайте без подсказки,

Все ли любите Вы сказки. Сейчас мы посмотрим, узнаете ли вы сказки

  1. Как-то мышка невеличка
    На пол сбросила яичко.
    Плачет баба, плачет дед.
    Что за сказка, дай ответ!
    (Курочка Ряба)

  1. В этом доме без забот
    Жили звери, только вот,
    Медведь к ним пришел потом,
    Поломал звериный дом.
    (Теремок)

  1. Хоть он был без рук и ног,
    Но сбежать из дома смог.
    Волк и заяц, и медведь
    Не смогли за ним поспеть.
    Но лисичка знает дело -
    Быстро "Ам" его и съела.
    (Колобок)

  1. Вот однажды корнеплод

Все тянули – градом пот.

Мышь мала, но всё ж она

Вырвать овощ помогла.

(Р. н. с. «Репка»)

  1. Мастер класс для гостей

Учитель-логопед: Молодцы, ребята, дружно отвечали, сказки верно называли.

А сейчас мы предлагаем посмотреть гостям нашего занятия сказку, которую приготовила наши ребята, а пока они готовятся, мы немного с Вами поиграем.

Проводится мастер-класс – Бутина Н.К.

  1. Инсценировка сказки «Репка» (отдельный сценарий)

  1. Итог занятия – рефлексия.

Учитель-логопед: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось, ребята. Спасибо всем за участие и внимание.



Предварительный просмотр:

РЕПКА

(музыкальная сказка- инсценировка )

Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций и творческих способностей обучающихся средствами  театрализованной деятельности

Музыкальное сопровождение: музыкальный центр с СD записями

Действующие лица: учитель-логопед, обучающиеся

Декорации: нарисованная изба, лавочка

Реквизиты: инструмент деда: лейка, лопата.


Звучит русская народная музыка

Учитель-логопед приветствует:

“Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказку «Репка» посмотрите

И нас строго не судите.

Сказка «Репка» вам скажу

Про очень дружную семью.

Звучит музыка на выход к сказке

Ведущая девочка:

 Солнце на небе взошло,

Стало весело, тепло.

Набежит на солнце тучка,

А потом уйдет опять.

Во саду ли, в огороде дед

Вздумал репку дед сажать.

Выходит дед с лопатой под музыку

Дед «копает» грядку.

Ведущий мальчик:

Ты копай, копай, лопата,

Черную землицу,

Пусть большая – пребольшая

Репка уродиться.

Выходит Репка. Садится

Ведущая девочка:

Вот растет на грядке Репка

Вырасти старается.

День за днем под ярким солнцем

Соком наливается.

Ведущий мальчик:

Вышел дед: «Чудеса!»

Ох, как репка подросла

И красива, и крупна,

И, наверное, вкусна?

Ведущая девочка:

Стал тащить он Репку

Да, сидит она крепко.

Ведущий мальчик:

Ой, ой, ой.

Не поддается,

Бабушку позвать придется.

Появляется бабка под музыку

Вместе: 

Бабка-за дедку,

Дедка- за репку,

Тянут – потянут,

Вытянуть не могу!

Ведущая девочка:

Стали думать,

Как же быть,

надо внучку пригласить.

Выбегает внучка под музыку

Ведущий мальчик:

Внучка мигом прибежала,

Вместе с ними тянуть стала.

Вместе: 

Внучка за бабку

Бабка-за дедку,

Дедка- за репку,

Тянут – потянут,

Вытянуть не могу!

Ведущая девочка:

Неудача вот опять,

нужно Жучку в помощь звать.

Появляется Жучка под музыку

Жучка: Гав-гав-гав!

Ведущий мальчик:

Жучка им помочь готова.

Тянут все ещё раз снова!

Вместе: 

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка-за дедку,

Дедка- за репку,

Тянут – потянут,

Вытянуть не могу!

Ведущая девочка:

Вчетвером не вышло тоже,

Может кошка им поможет?

Выбегает Кошка под музыку.

Кошка: Мяу! Мяу! Мяу!

Ведущий мальчик:

Мурлычет в лад,

И за Жучкой встала в ряд.

Вместе: 

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка-за дедку,

Дедка- за репку,

Тянут – потянут,

Вытянуть не могу!

Ведущая девочка:

Впятером не сладят тоже.

Кто же? Кто же ? Им поможет

Ведущий мальчик:

Кошка мигом ожила,

Мышку в помощь позвала.

Появляется Мышка под музыку

Мышка: Пи-пи-пи

Ведущая девочка:

Мышь разрезвилась

И за кошку ухватилась.

Вместе: 

Дружно взялись! Раз и два!

Репку вытянули

Учитель-логопед:

Вышла репушка, УРА!!!! (вместе),

Помогла нам вся семья

Если вместе мы возьмёмся,

То всегда всего добьемся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей логопедической работы, адаптированная для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная коррекционно-развивающая логопедическая программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями ФГОС для обу...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» 4 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на тему: «Домашние животные»

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» 4 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 на тему: «Домашние животные»...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....

Технологическая карта урока русского языка во 2 «В» классе Обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Тема «Е, Ё,Ю,Я в начале слога или слова»

Цель:  создание условий для закрепления  у  обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыка   различать  и определять буквы  е ё ю ...