Нетрадиционный метод коррекционно – развивающего обучения - гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий.
статья по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему
О нетрадиционном методе - гимнастика Брейн Джим - познакомилась в книге. Использую в своей работе не первый год. Простые движения и действия, которые используешь для стимуляции способности головного мозга к обучению, доставляют детям удовольствие. У детей улучшается память, развивается творческое воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnyy_metod_korrektsionno.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
О нетрадиционном методе - гимнастика Брейн Джим - познакомилась в книге. Использую в своей работе не первый год. Простые движения и действия, которые используешь для стимуляции способности головного мозга к обучению, доставляют детям удовольствие. У детей улучшается память, развивается творческое воображение.
Нетрадиционный метод коррекционно – развивающего обучения -
гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий.
Одним из нетрадиционных методов коррекционно – развивающего обучения является Брейн Джим, гимнастика для мозга, которую нужно включать в коррекционный процесс с целью повышения активной мозговой деятельности детей. Гимнастика для мозга состоит из простых, доставляющих удовольствие движений и действий, которые используются для того, чтобы стимулировать способность головного мозга к обучению.
Движения гимнастики Брейн Джим дают возможность детям задействовать те части головного мозга, которые раньше были совершенно недоступны. Систематическое выполнение специально подобранных упражнений поможет: - преодолеть трудности в обучении и усвоении материала;
- улучшить память, увеличить быстроту реакции;
- развивать творческое воображение, смекалку и находчивость.
Все упражнения гимнастики для мозга составляют четыре блока. Каждый блок имеет свою направленность.
Блок 1. Движения средней линии.
Упражнения средней линии – это упражнения, которые помогут гармоничнее, эффективнее использовать оба полушария головного мозга одновременно.
Блок 2. Упражнения на растяжение.
Упражнения на растяжение помогают телу принять такое положение, при котором оно стремится вперёд. Когда ребёнок где – то «застревает», не может выразить то, что знает, упражнения на растяжения «оживляют» его и вновь включают в работу.
Блок 3. Энергетические упражнения.
Энергетические упражнения заставляют нейроны работать более эффективно. Таким образом, соединяя разные части тела, «внутренняя коммуникативная система» ребёнка начинает функционировать лучше. Блок 4. Упражнения, трансформирующие отрицательные эмоции в положительные. Какие точки будем активизировать на уроке , то упражнения будут приносить успокаивающий или ободряющий эффект. Они полезны, когда ребёнок находится в состоянии волнения, нервного возбуждения или в негативном настроении. Сочетая упражнения различных блоков, можно формировать гимнастические комплексы, в зависимости от поставленных целей:
*улучшение мыслительной деятельности,
*улучшение навыков чтения,
*улучшение навыков письма,
*развитие учебных навыков,
*формирование внутреннего равновесия,
*поддержание личной экологии.
Включение гимнастики для мозга в повседневную жизнь детей требует поэтапной системы введения упражнений.
Этапы введения гимнастики Брейн Джим:
1 этап – вводный.
Этот этап протекает на протяжении двух недель, когда проходит адаптация вновь поступивших детей. На данном этапе включается одно упражнение – «Стакан воды». Это упражнение, которое проводится перед диагностическим заданием, не требует от ребёнка специальных навыков, ему просто предлагается выпить воды. Однако это упражнение кажется совсем простым, но оно очень эффективно. Вода позволяет не только быстро обогатить мозг ребёнка кислородом, но и получает установку: выпил воды – настроился на занятие со взрослым. К началу коррекционно – развивающей работы у ребёнка уже сформирован условный рефлекс настройки на учебную деятельность.
2 этап. Особенностью этого этапа является включение 2 – 3 упражнений в организационный момент специально организованного занятия.
Предлагается наиболее простой способ выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются ежедневно, пока техника выполнения не будет освоена каждым ребёнком.
Включая гимнастику Брейн Джим, нужно адаптировать её под лексический материал изучаемой темы, придать каждому движению смысловую наполняемость. 3 этап. Как только все дети усвоят элементарный вариант выполнения базовых упражнений, подводим их к третьему этапу. Это этап перехода от простых движений к сложным. Например: усложнение перекрёстного движения:
* скрещивание и разведение вытянутых вперёд рук;
* достать правой ладонью до согнутого левого колена и наоборот;
*достать правым локтем до согнутого левого колена и наоборот;
* за спиной достать правой ладонью до стопы согнутой левой ноги.
Кроме того , происходит и количественное изменение: число выполняемых упражнений доводим от 2-3 до 5-6.
Теперь уже гимнастику для мозга включаем в динамические паузы. По времени третий этап длится на протяжении всего коррекционного процесса. 4 этап. На этом этапе происходит интеграция упражнений гимнастики Брейн Джим в самостоятельную деятельность. Усвоив какой-либо элемент гимнастики, отработав его до автоматизации, ребёнок непроизвольно начинает использовать его в повседневной жизни.
Дети, которые выполняют гимнастику в течение года, переносят в самостоятельную деятельность такие несложные правила:
*чтобы что-то вспомнить, нужно потереть лоб или поднять глаза наверх; *чтобы глаза отдохнули от чтения, рисования , игры на компьюторе, нужно нарисовать в воздухе «ленивую» восьмёрку;
*если у тебя плохое настроение, нужно соединить кончики пальцев, закрыть глаза и глубоко подышать.
Время перехода на четвёртый этап индивидуально для каждого ребёнка и зависит от его особенностей. Роль педагога на этом этапе минимальна, это могут быть советы («Присядь и глубоко подыши» - если ребёнок, например, рассержен) или параллельная демонстрация- подсказка действий ( ребёнок пытается что-то вспомнить, педагог, ожидая его ответа, потирает свой лоб).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения
Представляю Вашему вниманию статью на тему: Использование развивающих заданий при изучении геометрического материала начального курса математики в классах коррекционно - развивающего обучения....
Курс занятий коррекционно-развивающего обучения с использованием элементов песочной терапии
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира в...
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
« Совершенствование и активизация методов и форм в построении учебно-воспитательного процесса в классах коррекционно-развивающего обучения - основа усвоения программного материала» (муниципальный семинар учителей КРО)
Данная разработка содержит: план муниципального семинара, выступление учителя начальных классов «Методы обучения и воспитания детей с ЗПР. Особенности их применения в коррекционно-педагогическом ...
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический и практический материал для учителей, работающих с младшими школьниками с заключением ЗПР по АООП НОО (Вариант 7.1)...
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Презентация
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития....
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.
При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей....