Формирование общеучебных компетенций первоклассников в процессе обучения письму
статья

Свищева Инна Алексеевна

Одной из основных задач в период обучения письму является формирование у ребенка четких зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы. В этот период необходимо заложить прочные основы графического навыка, чтобы ученик ясно представлял себе, какую букву ему следует написать и в какой последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных компетенций первоклассников

в процессе обучения письму

В 1989 году в журнале "Начальная школа" № 12 была опубликована статья  Н.Г.Агарковой "Конструирование буквы – ведущий прием в обучении шестилетних детей письму" .

По мнению автора этой статьи, конструирование и переконструирование письменных букв из элементов-шаблонов – весьма эффективный прием формирования образа изучаемой буквы. Одной из основных задач в период обучения письму является формирование у ребенка четких зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы. В этот период необходимо заложить прочные основы графического навыка, чтобы ученик ясно представлял себе, какую букву ему следует написать и в какой последовательности.

 При использовании таких упражнений уроки письма становятся интереснее детям. Начертание письменных букв легко запоминается. При обучении дети видят, из каких элементов состоит буква. Эти элементы они учатся правильно называть. Узнают их в структуре других букв. Дети вычленяют, дифференцируют разные, но относительно постоянные по форме элементы в букве и соотносят их по размеру, количеству и пространственному положению относительно системы координат и разлиновки тетради.

После анализа буквенного знака обязательно проводится практическая работа – конструирование и переконструирование буквы с помощью набора шаблонов элементов букв. Шаблоны букв вырезаются из прописей и разложены в конверты для каждого ребенка. К каждому уроку я готовила шаблоны, из которых состоит изучаемая буква и ещё 2-3 шаблона, которые отличались по форме или размеру, что создавало проблемную ситуацию выбора.

В результате такой работы форма каждой буквы усваивается  детьми достаточно прочно. А выполнение ручкой, после показа учителем образца начертания буквы мелом на доске, "пустых" движений в воздухе, а также упражнение в квазиписьме буквы под счет по таблице-самоучителю, дает возможность учащимся овладеть умением чередовать напряжение мышц руки с расслаблением. А это является необходимым условием для выработки навыка письма.

При усвоении технологии начертания буквы по алгоритму, буква реально не прописывается. Ученики используют противоположный конец своей ручки, чтобы при необходимости вернуться к образцу и повторить движение. (Образец последовательности написания буквы дан в увеличенном виде на основе двигательных элементов, выполненных пунктирными линиями, начало, и направление которых показано с помощью точки со штрихом.) Ребенок учится писать букву от одной соединительной точки к другой, не прерывая движения руки между ними. А остановка или отрыв ручки от бумаги происходит строго в указанных точках. Соблюдение этого правила формирует у ученика основу связного письма в дальнейшем.

В результате работы по методике Н.Г.Агарковой у учащихся прочно усваивается технология начертания изучаемых письменных букв и трех видов их соединений. Первоклассники упражняются в выполнении основных мыслительных операций в процессе анализа, практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий. Формируется графическое действие и элементарный графический навык письма букв и их соединений.

Предлагаю конспект урока письма, проведенный по этой методике.

Урок обучения грамоте (письмо).

Тема: "Письмо строчной буквы ж".

Цель: научить детей писать строчную букву ж.

Задачи:

  1. Исследовать букву по определенному плану.
  2. Сформировать в памяти ученика четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы "ж", научить ее писать по алгоритму и соединять с другими буквами.
  3. Закреплять знания в написании сочетания жи; наблюдение за написанием парных согласных на конце слова.
  4. Закреплять умения детей в написании предложений.
  5. Выполнять логические задания с буквами.
  6. Развивать речь учащихся, фонематический слух.
  7. Формировать умение звукового анализа слов и перекодирования их в графическую форму.
  8. Учить использовать в учебной деятельности основные мыслительные операции – анализ-синтез, сравнение, обобщение.
  9. Воспитывать аккуратность, чувство ответственности, дружбы, позитивное отношение к письму как виду речевой деятельности и устойчивый познавательный мотив.

Оборудование:

  • тетрадь по письму №3 Н.Г.Агаркова, Ю.А. Агарков;
  • таблицы с печатными буквами и письменными;
  • рисунки животных, элементы букв для каждого ребенка и демонстрационные на доске;
  • схемы предложений, таблицы для логических упражнений с буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы.

Ребята, тему нашего урока письма вы сегодня определите сами. Для этого вам нужно будет отгадать загадки.

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
    Иголок очень много, а нитки не одной. 
    (Ёжик.)
  2. Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу,
    Не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. 
    (Жук.)
  3. Зеленая, пучеглазая, не шагом ходит, не бегает, не прыгает.
    Не рот, а ловушка, попадут в ловушку и комар, и мушка. 
    (Жаба.)
  4. Вьются веревки, на конце головки, на головках – жёлтые пятнышки. (Ужи.)
  5. Что за зверь? Пятнистый, высокий, шея длинная. (Жираф.)

Отгадывая загадки, дети выставляют на доске рисунки – отгадки животных.

- Как одним словом можно назвать всех, кто изображен на этих рисунках. (Животные.)

- Произнесите все названия животных и скажите, какой звук мы слышим в каждом слове?

- Дайте характеристику звуку [ж]. (Согласный, звонкий, твердый.)

- Назовите слова, в которых мы можем услышать этот звук. Что особенного мы узнали об этом звуке? (Он всегда твердый.)

- Какой буквой мы обозначаем этот звук на письме?

Да, сегодня на уроке чтения мы познакомились со звуком [ж] и буквами "Ж", "ж". Научились писать печатную букву. А чем же мы будем заниматься на уроке письма?

Да, сегодня мы будем учиться писать и соединять в словах строчную букву "ж", которая нужна нам для обозначения звонкого согласного звука [ж].

III. Формирование зрительного образа буквы в памяти учащихся (исследование).

а) Учащиеся зрительно воспринимают четыре формы буквы "ж": малая и большая печатная, строчная и заглавная письменная. Дети сравнивают малую печатную и строчную письменную буквы "ж". Выясняют, чем похожи эти буквы и чем отличаются.

б) Дети, используя рисунки буквы "ж", на которых дополнительным цветом выделены зрительные элементы, узнают, из каких элементов она состоит и в каких пространственно- количественных отношениях они находятся в ней. Учащиеся показывают и называют выделенные элементы буквы.

в) Обращается внимание детей на образец буквы "ж", изображенный в правой верхней части страницы тетради. Дети называют элементы буквы, находят их среди данных и соединяют с буквой.

г) Конструирование буквы учащимися и учителем на доске. В индивидуальные конверты для учащихся положены шаблоны, из которых состоит буква "ж". Кроме них, есть еще два шаблона, которые отличаются по форме, нюансу формы, размеру. Создается проблемная ситуация выбора. Правильность выполнения данного задания учащиеся проверяют с помощью "ключа" к конструированию, данного в конце тетради.

IV. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

а) Объяснение учителем на доске последовательности начертания буквы.

Полное объяснение: Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо пишем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки. Опускаем её вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки. Делаем повтор по закруглению вправо, линию повтора продолжаем до верхней линейки, отклоняясь вправо. До нижней линейки пишем прямую. Делаем повтор по прямой вверх до ее середины. Продолжаем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, закругляем вправо, коснувшись верхней линейки. Делаем повтор по закруглению влево, полуовальную линию опускаем вниз, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки.

Затем повторяется краткое объяснение, при котором называют лишь пространственные ориентиры этих движений. Дети повторяют их, выполняя ручкой "пустые" движения в воздухе.

б) Иллюстрация и объяснение на доске технологии начертания буквы "ж" под счет. Ученики упражняются в квазиписьме буквы под счет по таблице-самоучителю.

в) Имитация учащимися начертания буквы по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве.

Образец последовательности написания буквы дан в увеличенном виде на основе двигательных элементов в тетради. Выполнен этот образец пунктирными линиями, начало и направление которых показано с помощью точки со штрихом. Элементы последовательно соединяются в комплексы, а затем в букву.

V. Принятие правильной позы для письма.

VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы "ж" по алгоритму.

VII. Упражнение в письме среднеплавного вида соединения буквы "ж".

Дети пишут слоги "аж", "уж", "ож".

VIII. Физкультурная минутка.

IX. Упражнения в письме слов.

1. Дети читают первую пару слов: "ужи-уж". Выполняют слого-звуковой анализ слов.

- Сколько слогов в слове? Назовите их.

- Сколько звуков в слове? Назовите звуки.

- Почему в слове "ужи" третий звук [ы], а буква "и"? Повторяется правило о написании сочетания "жи".

- Почему в слове "уж" второй звук [ш], а буква "ж"? Подбирается проверочное слово.

Дети записывают эту пару слов, выделяют слоги, ставят ударение.

- В каком случае говорят "ужи", а в каком "уж"?

2. Дети читают вторую пару слов: "ёжик – ежи". Выполняют слого-звуковой анализ этих слов. Соотносят количество звуков и букв в этих словах. Объясняют, почему звуков больше, чем букв. Повторяют написание сочетания "жи". Выясняют, когда говорят "ёжик", а когда "ежи". Записывают эту пару слов, выделяют слоги, ставят ударение.

X. Упражнение по речеязыковому развитию учащихся.

Учащиеся работают с предложением: "У Тамары лыжи." Соотносят это предложение с тремя схемами предложений. Находят схему к данному предложению. Повторяют правила написания предложений. Объясняют орфограммы в слове "Тамары" и в слове "лыжи".

Записывают предложение. Выделяют в словах предложения слоги, ставят ударение.

На доске выставляется схема предложения, в котором четыре слова. Дети распространяют данное предложение, соотносят его со схемой. ( У Тамары новые лыжи. У нашей Тамары лыжи.)

XI. Выполнение логического задания.

1. Сравниваются буквы в парах: ж – с, ж – х, ж – Э, ж – С.

- Найдите одинаковые по форме элементы в парах.

- Найдите разные по форме элементы в парах.

- Определите, каким переменным свойством, отличаются одинаковые по форме элементы.

2. Определить общий элемент в буквах: к, н, т, ф, п, ю, р, Т, ж.

XII. Итоги урока.

Литература:

  1. Перспективная начальная школа. Программы четырехлетней начальной школы. М., Академкнига/Учебник. 2009год.
  2. Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Азбука. 1 класс. Методическое пособие. М., Академкнига/Учебник. 2014год.
  3. Н.Г.Агаркова. Конструирование буквы – ведущий прием в обучении шестилетних детей письму. // Начальная школа. № 12, 1989 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения в школе I ступени

Александр Ильич Савенков пишет о том, что: «Проектирование и исследование– изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный п...

Трудности в процессе обучения письму.

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе....

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА «КЛУБ СОЛНЫШАТА»

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА«КЛУБ  СОЛНЫШАТА»...

Формирование межпредметных компетенций в процессе обучения и воспитания младших школьников.

Презентация с кратким освещением вопроса формирования межпредметных компетенций в процессе обучения и воспитания младших школьников. Материал содержит примеры интегрированных уроков в начальной школе....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам.

Статья о формировании иноязычной компетенции при обучению иностранным языкам....