Трудности в процессе обучения письму.
методическая разработка по русскому языку по теме
Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_processe_obucheniya_pismu.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудности в процессе обучения письму.
Самые сложные занятия, особенно для первоклассника, - это не решение задач и примеров, а письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти крючки и хвостики? Как написать их также красиво как на образце учителя. Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать раньше, поэтому одобрение учителя, родителей, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни. Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Какие трудности возникают в обучении письму?
Трудности. | Причины |
Плохая каллиграфия. | Нарушение гигиенических требований |
Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги. | Слабо развит фонематический слух, зрительная память. |
Пропуск, замена, перестановка букв при письме, смешение букв, сходных по начертанию. | Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, неправильная артикуляция звуков речи. |
Ошибки на уровне предложения - не видят начало (пишут предложение с маленькой буквы ) и конец предложения ( не ставят точку). | Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память. |
Не запоминают правила, стихи, предложения. | Слабое речевое развитие, неготовность к школе. |
Допускают ошибки на правила: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные… | Не развита орфографическая зоркость. |
Упражнения для развития моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, пластилина, оригами. Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Часто ребёнок не видит свои ошибки. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: называем предмет, например, арбуз и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:
- А - азбука
- Р - речка
- Б - барабан
- У - умница
- З - зима
Это упражнение можно выполнять по дороге домой из школы. При общении с ребёнком можно собирать слова на определённый звук, слог. Ребёнок называет слово, правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова: грибок- грибки, грибной, грибник.
Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если ребёнок путает буквы по зрительно - оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.
Звонкие - глухие согласные дифференцируются по артикуляции, по движению голосовых связок, далее предлагаются слова-паронимы коса - коза, бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме. Применять списывание с обязательным проговариванием вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
Необходимо учить скороговорки, чистоговорки, читать слоги с выделением гласных.
Медленное чтение преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти слов, предложений, небольших текстов.
Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Нельзя забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь, видеть у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».
Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...
План-конспект родительского собрания "Трудности обучения письму и чтению в первом классе начальной школы и пути их преодоления"
План-конспект родительского собрания...
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.
Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».
Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....
«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».
Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и материалы из личного опыта работы педагога....
Формирование общеучебных компетенций первоклассников в процессе обучения письму
Одной из основных задач в период обучения письму является формирование у ребенка четких зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы. В этот период необходимо заложить прочные основы графиче...