Трудности в процессе обучения письму.
методическая разработка по русскому языку по теме

Закревская Светлана Анатольевна

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_v_processe_obucheniya_pismu.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности в процессе обучения письму.    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Самые сложные занятия, особенно для первоклассника, - это не решение задач и примеров, а письмо. Причем непосредственно написание букв, слов и предложений, равно как и переписывание слов и предложений с доски. Ну как запомнишь все эти крючки и хвостики? Как написать их также красиво как на образце учителя. Ребенок учится делать то, чего ему пока еще не приходилось делать раньше, поэтому одобрение учителя, родителей, как и осознание его собственных успехов, очень важны на этом этапе жизни. Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей.  И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

Какие трудности возникают в обучении письму?

Трудности.

Причины

Плохая каллиграфия.

Нарушение гигиенических требований
(положение руки, ручки, тетради).
Плохо развиты мелкие мышцы пальцев.
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма.                                                  Леворукость.

Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги.

Слабо развит фонематический слух, зрительная память.
Нарушение  зрительно-моторных координаций.

Пропуск, замена, перестановка букв при  письме, смешение букв, сходных по начертанию.

Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ,  неправильная артикуляция звуков речи.

Ошибки на уровне предложения - не видят начало (пишут предложение с маленькой буквы ) и конец предложения ( не ставят точку).

Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память.

Не запоминают правила, стихи, предложения.

Слабое речевое развитие, неготовность к школе.

Допускают ошибки на правила: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные…

Не развита орфографическая зоркость.

Упражнения для развития  моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, пластилина,  оригами.                                                                                                                      Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще.                                                                                                                                     Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Часто ребёнок не видит свои ошибки. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: называем  предмет, например, арбуз  и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:

  1. А - азбука       
  2. Р - речка
  3. Б - барабан
  4. У - умница
  5. З - зима

Это упражнение можно выполнять по дороге домой из школы.                                                     При общении с ребёнком  можно собирать слова на определённый звук, слог. Ребёнок называет слово, правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова: грибок- грибки, грибной, грибник.                                                                                              

Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если ребёнок путает буквы по зрительно - оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.

Звонкие - глухие согласные дифференцируются  по артикуляции, по движению голосовых связок, далее предлагаются слова-паронимы коса - коза, бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.

При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка  запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме. Применять списывание с обязательным проговариванием  вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.

 Необходимо учить скороговорки, чистоговорки, читать слоги с выделением гласных.

Медленное чтение  преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти слов, предложений, небольших текстов.

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Нельзя забывать, что  ребёнок должен слышать только грамотную речь, видеть  у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям.

Преодоление трудностей в процессе обучения первоклассников: рекомендации родителям....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Диагностика дислексий».

Описываются некоторые приёмы диагностики возможных нарушений чтения на ранних этапах его формирования. Предлагаются известные упражнения и  материалы из  личного опыта работы педагога....

Формирование общеучебных компетенций первоклассников в процессе обучения письму

Одной из основных задач в период обучения письму является формирование у ребенка четких зрительно-двигательных образов каждой письменной буквы. В этот период необходимо заложить прочные основы графиче...