Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения в школе I ступени
статья (1 класс) по теме

 

Александр Ильич Савенков пишет о том, что: «Проектирование и исследование– изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи».

 Исследование - полностью незнакомая деятельность - неизвестный результат. Проект - есть задача, известен результат - подбор алгоритма деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskoy_deyatelnosti.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения

в школе I ступени

Подготовила: учитель начальных классов

                           Ерохина Елена Сергеевна

Главная цель современного образования – сформировать у ребенка способность к самостоятельной творческой деятельности, которая лежит в основе базового навыка человека, умения учиться. Именно это позволяет ему развиваться на протяжении всей его жизни, успешно решать самые разные и неожиданные задачи, которые преподносит жизнь. Исследовательская и проектная деятельность - одни из важнейших составляющих образовательных стандартов второго поколения. Реализуя образовательные стандарты, перед учителями стоят актуальные вопросы: · Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? · Как развить способность искать новое? · Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? · Как правильно излагать и защищать свои идеи? «Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». (А.И. Савенков) Исследование - полностью незнакомая деятельность - неизвестный результат. Проект - есть задача, известен результат - подбор алгоритма деятельности.

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Существует научная основа по разработке, это программа «Исследовательское обучение младших школьников» А.И.Савенкова, руководителя экспериментальной программы «Одарённый ребёнок в массовой школе», реализуемой в школах Москвы и других регионах нашей страны.

Во внеурочной деятельности развитие исследовательских умений проходит на внеклассных занятиях по программе  А.И.Савенкова «Я – исследователь».  Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.

ПРОГРАММА  «Я –ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» (САВЕНКОВ А.И)

Цель программы-  

 трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.

 Задачи программы:

  1. развивать  познавательные потребности младших школьников;
  2. развивать познавательные способности младших школьников;
  3. обучить учащихся специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельного исследования ;
  4. формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  5. формировать у младших школьников представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Формы работы:  фронтальная, групповая, индивидуальная.

Эта работа  состоит из трех направлений:

1 . Подпрограмма «Тренинг»-специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

  1. видеть проблему;
  2. ставить вопросы;
  3. выдвигать гипотезы;
  4. давать определения понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. проводить эксперименты;
  8. делать умозаключения и выводы;
  9. структурировать материал;
  10. готовить  тексты собственных докладов;
  11. объяснять, доказывать и защищать свои дела.

2. Подпрограмма «Исследовательская практика»  - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов, занятия выстраиваются так, что степень   самостоятельности учащихся в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

3. Подрограмма «Мониторинг»   - содержание и организация мероприятий для управления процессом решения задач исследовательского обучения ( защита  исследовательских работ и творческих проектов)( учащиеся должны знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан, ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения).

Основные особенности программы первого класса

         Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой до лей самостоятельности, но при участии педагога.

          Результаты собственной исследовательской работы первокласс ники представляют только на мини-конференциях и семинарах, про водимых после различных экспресс - исследований.

Содержание занятий.

дата

заня-

тия

Тема занятий

Содержание деятельности

1.

1. Подпрограмма «Тренинг»

Научные исследования и наша жизнь

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях, беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни

2.

Методы исследования

Совершенствование владения основными методами исседования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эесперимент. Практические задания-тренировка в использовании методов в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди)

3.

Наблюдение и наблюдательность

Сфера применения наблюдения в научных открытиях.  Практические задания на развитие наблюдательности

4.

Эксперимент-познание в действии

Что мы знаем об экпериментировании, как узнать новое при помощи эксперимента, планирование и проведение эксперимента с доступными объектами

5.

Гипотезы  и провокационные идеи

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея, чем они похожи и различаются, практические задания

6.

Гипотезы  и провокационные идеи

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея, чем они похожи и различаются, практические задания

7.

Анализ и синтез

Что значит проанализировать объект или явление, что такое синтез, практические задания на анализ и синтез и как делать обобщения

8.

Как давать определения понятиям

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий, загадки как определение понятий, составление кроссвордов

9.

Как давать определения понятиям

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий, загадки как определение понятий, составление кроссвордов

10.

Планирование и проведение наблюдений и экспериментов

Коллективная беседа-нужен ли исследователю план работы, практическая работа- планируем и проводим собственные наблюдения и эксперименты

11.

Наблюдение и экспериментирование

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать

12.

Основные логические операции

Практические задания по темам-как давать определения понятиям, проводить анализ, синтез, обобщать, классифицировать, делать умозаключения

13.

Основные логические операции

Практические задания по темам-как давать определения понятиям, проводить анализ, синтез, обобщать, классифицировать, делать умозаключения

14.

Гипотезы и способы их конструирования

Беседа на тему- как  рождаются гипотезы, какими бывают гипотезы, как подтвердить или опоровергнуть гипотез; практические задания по теме: «Конструирование гипотез»

 

15.

Искусство задавать вопросы

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы, как правильно задавать вопросы, как узнавать при помощи вопросов, бывают ли вопросы глупыми

16.

Искусство задавать вопросы

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы

17.

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею; знакомство с» матрицей по оценке идей»;практические занятия- по выявлению логической структуры текста, «что сначала, что потом»

18.

Ассоциации и аналогии

Знакомство с понятиями –ассоциация и аналогия; практическое занятие по выявлению уровня сформированности и развития ассоциативного мышления

19.

Суждения, умозаключения, выводы

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы, практические занятия

20.

Суждения, умозаключения, выводы

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы, практические занятия

21.

Искусство делать сообщения

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании, выделить главное и второстепенное; практические занятия

22.

Искусство делать сообщения

Практическое занятие

« Что сначала, что потом"

23.

2. Подпрограмма

 « Исследовательская практика»

Как подготовиться к защите  собственной исследовательской  работы и выбор темы

Коллективное обсуждение проблем – что такое защита, как правильно делать доклад, как отвечать на вопросы

24.

Как подготовиться к защите  собственной исследовательской  работы

Практические задания-вопросы и ответы, , как доказывать идеи

25.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Использование рабочей тетради «Я-исследователь»

26.

Коллективная  игра-путешествие

Тема : «Мои  исследования»

27.

Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

Работа в микрогруппах, индивидуально, разработка исследовательских тем

28.

Семинар

Представление собственного результата проделанной исследовательской работы

29.

Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Работа в микрогруппах, индивидуально, разработка исследовательских

30.

3. Подпрограмма

«Мониторинг»

Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов

Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектов, вопросы авторам, высказывание собственных суждений

31.

Участие в защите исследовательских работ и творческих проектов

Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектов, вопросы авторам, высказывание собственных суждений

32.

Подготовка собственных работ к защите

Планирование собственного выступления, подготовка текста, схем, графиков, чертежей, макетов, подготовка к ответам на вопросы

33.

Подготовка собственных работ к защите

Планирование собственного выступления, подготовка текста, схем, графиков, чертежей, макетов, подготовка к ответам на вопросы

34.

Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов

Заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектов, вопросы авторам.

Самым сложным является включение учащихся в самостоятельную исследовательскую работу, где требуются специальные знания, общие умения и навыки исследовательского поиска. Руководство детскими исследованиями требует от учителя не только отличного знания предмета исследования, но и обладания чертами учёного – исследователя.

Исследовательское обучение – это особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которой решаются следующие этапы:

  1. Изучение теоретического материала.
  2. Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования.
  3. Формулировка гипотезы.
  4. Освоение методики исследования.
  5. Сбор собственного экспериментального материала.
  6. Обобщение, анализ, выводы.
  7. Представление исследовательской работы.

А.И.Савенков рекомендует следующие методы исследовательского обучения:

  1. Коллективные игры – исследования.
  2. Мини – курсы.
  3. Экскурсии.
  4. Коллекционирование.
  5. Тренинговые исследования.
  6. Самостоятельные учебные исследования.

Наиболее доступными для младших школьников оказались следующие:

  1. Метод «мозгового штурма». Цель метода «мозгового штурма» заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи.
  2. Эвристическая беседа используется для активизации познавательной деятельности учащихся. Учащиеся с помощью умелой постановки вопросов учителя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний. Эвристическая беседа побуждает школьников включиться в процесс поиска.

И лишь затем можно предоставить учащимся исследовательскую самостоятельность, оказывая эмоциональную поддержку и осуществляя индивидуальный подход к ребёнку.

Одним из главных условий развития исследовательских умений является креативность ребёнка. Развитие дивергентного мышления оказывает положительное влияние на творчество ребёнка.

Дивергентное мышление – это процесс создания оригинальных и необычных идей с помощью многовариантного поиска решения проблемы.

  1. Беглость мышления – способность быстро генерировать поток идей, возможных решений и т.п.
  2. Гибкость мышления – способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем; готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
  3. Оригинальность мышления – способность придумывать нестандартные, необычные, уникальные идеи и решения.
  4. Точность мышления – стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Каждое занятие  состоит их следующих этапов:

  1. Организационный момент – настрой на работу.
  2. Актуализация опорных знаний – призван акцентировать внимание учащихся на своём прошлом опыте, ввести в тему урока, подвести учащихся к самостоятельной постановке темы урока, определению его целей.
  3. Формирование нового понятия. На этом этапе широко применяются вышеупомянутые приёмы, методы и формы работы:
  1. Эвристические беседы.
  2. Коллективные игры – исследования.
  3. Логические разминки.
  4. Тренинговые занятия на развитие исследовательских умений и навыков (умение видеть проблему, умение правильно задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, развитие внимания и наблюдательности, умения и навыки экспериментирования, умение делать выводы и обобщения).
  1. Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований. 

5. Практикум. Развитие дивергентного мышления.  Методика проведения практикума.

Практикум включает два этапа.

1 этап – разминка.

2 этап – основное задание.

 Учитель заранее готовит бланки ответов учащихся.

На других уроках развитие дивергентного мышления осуществляется на логических разминках:

– назвать всевозможные способы рисования.

– придумать рифмы к слову «крот»; используя эти рифмы, придумать простое стихотворение.

– превратить слово «волк» в слово «лиса», а слово «марка» в слово «почта».

– придумать фантастические гипотезы.

– постановка необычных проблем.

6. Физкультминутки – проводятся в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, активизации деятельности мозга.

7. Итог урока – отражает рефлексивную деятельность учащихся.

8. Домашнее задание – задаётся по желанию и обязательно творческое.

Оборудование уроков

  1. Энциклопедии учащихся.
  2. Учебник А.И.Савенкова «Я – исследователь».
  3. Карточки – пиктограммы «Методы исследования».
  4. Карточки для рефлексивной деятельности.
  5. Папки исследователей.
  6. Раздаточный материал, плакаты.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок является исследователем.

Исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

 Выбирая тему, нужно учитывать интересы ребёнка.

Для того, чтобы активизировать исследовательскую деятельность учащихся начальной школы, помочь им освоить  первичные навыки проведения самостоятельных исследований, полезно в работе использовать коллективные и индивидуальные игры. Каждая игра исследование состоит из двух этапов: 1 – тренировочное занятие; 2 – самостоятельное исследование.

Что представляет тренировочное занятие?

1.        Подготовка к  занятию.

 Для проведения тренировочного занятия понадобятся карточки с символическими изображениями методов исследования: «подумать», «спросить у взрослых», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести

 эксперимент» и другие. На таких же листочках символическими знаками нужно изобразить темы будущих исследований.

 2.   Выбор темы и методов исследования.

Весь класс располагается за «круглым столом», на котором разложены карточки с символическим изображением методов и тем исследования. Детям сообщается, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования, то есть им предстоит выполнить работу, которую делают взрослые учёные. Кто-то из участников выбирает тему. Карточка с избранной темой размещается на середине стола. К примеру, дети выбрали тему «ёж», нужно объяснить, что их задача заключается в подготовке небольшого сообщения, то есть собрать информацию о еже. Как это можно сделать? Учитель должен предлагать только те способы, которые доступны детям. Начать можно с обычных вопросов, например, «Что мы должны сделать перед тем, как начнём собирать информацию?» или «Как вы думаете, с чего начинали исследования учёные?». Необходимо подвести к мысли, что исследование начинается с обдумывания, какая информация необходима исследователю. После того как учащиеся поймут это, на столе появляются карточки с символическими изображениями методов исследования. Следующий вопрос «Где мы можем узнать что-то о еже?». Постепенно появляются карточки «подумать», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «узнать из книг», «спросить у взрослых» и другие.

 3.       Сбор информации.

Разложенные на  столе карточки с символическим изображением методов сбора информации будут планом исследования. Важно объяснить, что собранные данные лучше сразу зафиксировать, чтобы не забыть. Следует научить детей кратко выражать новые идеи на бумаге. Делать это можно не толь с помощью записей, но и рисунками. В классе разместить специальный уголок для накопления информации, который представлен несколькими конвертами.

 4.  Обобщение результатов поиска. Для обобщения всей собранной информации проводится занятие, на котором дети рассказывают, что они узнали. Результатом может стать совместно подготовленные газета, альбом, журнал, презентация и др.

Самостоятельное исследование.

 1.  Подготовка к проведению самостоятельного исследования.

Во-первых, нужно определение области исследования. В школьной практике это та или иная учебная дисциплина, например, литература, окружающий мир, математика и др. Во-вторых, выбрать объект и предмет исследования. Объект исследования – это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, своеобразный носитель  проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования, т. е. конкретной части объекта, внутри которого ведётся поиск. Именно предмет исследования определяет тему работы. Выбор темы для многих является трудным этапом. Первоначальная формулировка может носить не окончательный, а предварительный характер. При этом тема должна быть не расплывчатой, а конкретной. Следующим шагом будет обоснование актуальности исследования. Это является обязательным требованием к любой работе. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования, которую можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения.

2.        Составление плана.

3.        Определение гипотезы. Гипотеза

 должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам.

4.      Определение цели и задач.

Цель исследования – это конечный результат, которого хочет достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели можно представить различными способами. Например, выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать и т.д.

5.     Сбор и изучение информации. если на предыдущих этапах большая роль отводится учителю, то на этом этапе главная роль будет у ученика.

6.      Оформление  результатов исследования. Существует много форм представления результатов исследовательской работы. Для учеников начальной школы это может быть текст научного сочинения, статья, сообщение, доклад, отчёт и другое.

 Оформление начинается с распределения материала по главам. После того, как главы сформированы, их редактируют и приступают к написанию выводов по каждой главе. Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения или аннотации к работе и составлению библиографического списка. В исследовательской работе могут содержаться приложения – это материалы, имеющие дополнительное значение. Они размещаются после основного текста. Приложения могут содержать копии документов, статистический или справочный материал, иллюстрации и фотографии и др.

7.     Защита результатов исследования. Представляет очень важный этап и к нему нужно тщательно подготовиться. Следует помнить, что обычно на всё выступление отводится 5-7 минут. Ни о теме, ни о том, что прочитано, говорить не следует. Защита не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Особое внимание обратить на речь докладчика. После выступления члены комиссии, зрители и другие участники могут задать вопросы, поэтому докладчик должен быть готов на них ответить.

Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми стали самостоятельно изготовленные книжки-малышки по теме «Кто такие кошки», газета «Если хочешь быть здоров», «Дневник здоровья», памятки-аннотации к словарям при изучении темы «Школьные словари». Учащиеся  выполнили самостоятельные исследования по темам «Откуда берется и куда девается мусор», «От чего зависит правильная осанка», «Витамины», «Герои моего народа».

Список литературы:

  1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток(1-4 классы). – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
  2. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература, 2006. – 208 с.
  4. Савенков А.И.. Я – исследователь: Учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 32 с.
  5. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие логического мышления ребёнка 7-8 лет. – 2006. – 32 с.
  6. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления ребёнка 8-9 лет. – 2006. – 32 с.
  7. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997. -240 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение младших школьников исследовательской деятельности в процессе изучения прав и обязанностей ребенка

В современном обществе  важно приобщать школьников к изучению прав человека на всех этапах обучения в школе, начиная уже с начальных классов. К сожалению, слабое обеспечение необходимой уче...

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Определение рефлексии и актуальность применения в работе учителя.  Виды рефлексии, методика и варианты использования....

Рефлексивная деятельность в процессе обучения в начальной школе.

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, услов...

Формирование познавательной активности учащихся на уроках информатики как инструмент успешного комплексного обучения учащихся школы I ступени.

Проблема развития познавательной активности школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овлад...

Статья на тему: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Данная статья раскрывает опыт моей работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся....

Проект "Формирование социально-психологической готовности к обучению в школе у детей с нарушениями зрения посредством обучения линейной графике (в процессе коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога)"

В публикации представлен Проект, раскрывающий содержательные  и организационные аспекты  коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога, направленной на формирование социально-п...