Особенности адаптации основных общеобразовательных программ для обучающихся с РАС
методическая разработка
1. Необходимые условия для разработки и реализации АООП НОО обучающихся с РАС.
2. АООП НОО обучающихся с РАС.
3. Структура АООП НОО обучающихся с РАС.
4. Варианты программы АООП НОО обучающихся с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._razrabotka_dlya_mini-sayta.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа равных возможностей»
г. Химки
учитель-дефектолог Копчикова Е.И.
«Особенности адаптации основных общеобразовательных программ для обучающихся с РАС»
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение……………………………………………………………………… II. Разработка и реализация адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС. 1. Необходимые условия для разработки и реализации АООП НОО обучающихся с РАС………………………………………………………………….. 2. АООП НОО обучающихся с РАС…………………………………………………. 3. Структура АООП НОО обучающихся с РАС……………………………………. 4. Варианты программы АООП НОО обучающихся с РАС……………………….. III. Заключение…………………………………………………………………… Список литературы………………………………………………………….. | 2 2 3 4 5 9 10 |
I. Введение
Одним из основных условий ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) является создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся. Специальные требования, закрепленные в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (РАС) необходимо учитывать при разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС.
II. Необходимые условия для разработки и реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего образования обучающихся с РАС.
Разработка и реализация адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с РАС требует оценки особенностей развития ребенка с РАС с целью определения планируемых результатов АОП. Для того чтобы сформулировать индивидуальные планируемые результаты и оценить их, прежде всего, необходимо определить уровень развития учебных навыков и жизненных компетенций ребенка. Определить основные особенности конкретного ученика позволяет комплексная диагностика.
Проведение комплексной диагностики осуществляется командой специалистов в ходе наблюдения, опроса родителей и с использованием специальных оценочных диагностических методик.
Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра определяется особенностями ребенка с РАС, препятствующими освоению образовательной программы, его развитию и социализации:
а) особенности речи;
б) внимание, темп деятельности, утомляемость;
в) особенности обработки сенсорной информации;
г) особенности моторного развития и графических навыков;
д) особенности формирования универсальных/базовых учебных действий (УУД/БУД);
е) трудности формирования академических навыков в рамках учебного предмета;
ж) другие особенности обучающегося.
Важным условием эффективной работы с ребенком с РАС является организация пространства школы/класса, организация рабочего пространства ученика с РАС, использование технических средств обучения, использование специальных дидактических материалов. Создание условий и выбор формы для проведения промежуточной и итоговой оценки качества освоения АООП НОО.
АООП НОО обучающихся с РАС.
Вариант АООП НОО обучающихся с РАС является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС НОО данной категории детей. В адаптированной основной образовательной программе конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, составу учащихся, месту расположения, педагогическим возможностям. АООП НОО обучающихся с РАС самостоятельно разрабатывается образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, а также с учетом примерной АООП НОО, и утверждается образовательной организацией. Организация обязана разработать варианты АООП НОО, которые обозначены в заключениях ЦПМПК обучающихся в ней детей с РАС .
Условия и порядок разработки АООП НОО устанавливаются отдельным локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения, в котором указываются: – порядок разработки АООП НОО или внесения изменений в действующую АООП (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательной организации); состав участников, осуществляющих разработку АООП НОО, их полномочия и ответственность; порядок обсуждения проекта АООП НОО; порядок утверждения АООП НОО.
АООП НОО должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с РАС АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования обучающихся с РАС и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Необходимо учитывать, что в зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение только личностных и предметных результатов (варианты 8.3 и 8.4) в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Программы, входящие в структуру АООП и определяющие содержание НОО:
– программа формирования универсальных учебных действий / базовых учебных действий у обучающихся с РАС в зависимости от варианта АООП НОО;
– программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности;
– программа духовно-нравственного развития, воспитания / нравственного развития, воспитания обучающихся с РАС в зависимости от варианта АООП НОО;
– программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; – программа коррекционной работы;
– программа внеурочной деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизмы реализации АООП НОО обучающихся с РАС.
Организационный раздел включает:
– учебный план начального общего образования, который содержит обязательные предметные области, а также внеурочную деятельность, в состав которой входят коррекционно-развивающие занятия и ритмика, относящиеся к коррекционно-развивающей области, а также другие направления внеурочной деятельности;
– систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Стандарт предусматривает четыре варианта адаптированной основной образовательной программы: АООП вариант 8.1; АООП вариант 8.2; АООП вариант 8.3 и АООП вариант 8.4. Предусматривается возможность перехода с одного варианта программы на другой, т.е. возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения начального общего образования обучающимся с РАС на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО и заключения психолого-медико-педагогической комиссии. При этом учитывается мнение родителей (законных представителей).
Вариант 8.1 АООП НОО обучающихся с РАС Данный вариант программы является цензовым и предусматривает обучение по модели инклюзивного образования (при этом любая образовательная организация может открыть и отдельный класс для детей с РАС, обучая их по варианту 1 АООП РАС).
Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.1: – Результаты освоения АООП НОО соответствуют ФГОС НОО. – Сроки обучения – 4 года (1–4 классы). – Коррекционная работа обязательна и осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса (при изучении обязательных предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях). – Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по другому варианту АООП в соответствии с рекомендациями ПМПК или на обучение по индивидуальному учебному плану . В связи с тем, что итоговые достижения ученика с РАС, осваивающего АООП НОО по варианту 8.1, должны полностью соответствовать итоговым достижениям одноклассников, не имеющих ОВЗ, и сроки обучения в начальной школе составляют 4 года, ученик с РАС в идеале переходит из класса в класс с той группой учащихся, с которой он начал своё обучение в первом классе. Что касается деятельности учителя на уроке, то он предлагает ученику с РАС задание по теме урока, общей для всех учеников класса, с минимальной адаптацией, которая может касаться объёма этого задания (вместо 10-ти примеров решить 5), либо упрощения инструкции к нему (инструкция в виде пошагового алгоритма).
Вариант 8.2 АООП НОО обучающихся с РАС.
Данный вариант программы также является цензовым и предусматривает возможность получения образования как по модели инклюзивного образования, так и в отдельном классе.
Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.2: результаты освоения АООП НОО сопоставимы с итоговыми результатами сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, т.е. с требованиями ФГОС НОО; пролонгированные сроки обучения: 5 лет (1–5 классы) – для детей, получивших дошкольное образование; 6 лет (1–6 классы) – для детей, не получивших дошкольного образования. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, по рекомендациям ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) организация может перевести его на обучение по варианту 8.3 или на обучение по индивидуальному учебному плану.
Вариант 8.3 АООП НОО обучающихся с РАС.
Данный вариант программы относится к нецензовому образованию и предусматривает дальнейшее обучение по ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, получение свидетельства об обучении и возможность дальнейшего профессионального обучения.
Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.3: – По данному варианту осуществляется обучение детей с расстройствами аутистического спектра, осложненными легкой степенью умственной отсталости.
– Итоговые достижения не сопоставимы с итоговыми достижениями одноклассников, не имеющих ОВЗ.
– Значительный акцент в процессе обучения делается на развитии жизненных компетенций, адаптации к социальному окружению.
– Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).
В случае обучения по адаптированной образовательной программе (АОП) в соответствии с данным вариантом АООП (инклюзивное образование) ученик может переходить из класса в класс со своими одноклассниками до окончания 9 класса.
Вариант 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС.
Данный вариант программы относится к нецензовому образованию и предусматривает получение свидетельства об обучении.
Основные особенности реализации АООП НОО по варианту 8.4: по данному варианту осуществляется обучение детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, это категория детей, ранее находившихся вне образовательного процесса и считавшихся необучаемыми.
- Результаты освоения АООП НОО не соотносятся с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
– Обучение ребенка нацелено на развитие жизненных компетенций.
– Пролонгированные сроки обучения: 6 лет (1–6 классы).
– На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включающую индивидуальный учебный план для конкретного ребенка с РАС.
Данный вариант программы предполагает планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду, дозированное расширение учебной нагрузки и повседневных социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах. В связи с этим в образовательной организации в рамках СИПР должно быть предусмотрено большое количество часов индивидуальной работы по овладению образовательной программой. Введение ученика в более сложную социальную среду класса должно осуществляться постепенно, дозированно, начиная с 5-ти минут в день, затем переходя к 5-ти минутам за урок и т.д. Причём этот урок не должен пройти для ребёнка формально: то задание, которое он может выполнить на уроке, должно быть ему знакомо и предварительно хорошо отработано на индивидуальных занятиях.
На основе варианта 8.4 АООП НОО обучающихся с РАС разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР), также включающая ИУП. ИУП включает индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов, выбранных из учебного плана АООП НОО соответствующего варианта, с учетом индивидуальных образовательных потребностей, возможностей и особенностей развития конкретного обучающегося с РАС. Образовательная организация самостоятельно определяет порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану. Реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой АООП НОО либо АОП. Индивидуализация содержания учебного плана может также осуществляться в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений. Реализация ИУП может осуществляться при непосредственном посещении ребенком класса (очная форма), при индивидуальном обучении на дому (очно-заочная форма), при семейном обучении.
Заключение
В заключение хочется отметить, что работа над АОП:
– структурирует и интегрирует понятийный аппарат каждого специалиста, включенного в данную работу;
– позволяет оценить степень достижения поставленных в обучении и воспитании ребенка с РАС целей и задач;
– мотивирует специалистов к профессиональному росту;
– позволяет осуществлять контроль образовательного процесса детей с РАС не только администрации ОО, но и вышестоящим контролирующим органам; – обеспечивает включенность семьи в образовательный процесс;
– объединяет всех участников образовательного процесса, т.к. проводится согласованная работа родителей и специалистов (единые цели, задачи, центрирование на ребенке).
Литература:
1. Гончаренко М.С., Манелис Н.Г., Семенович М.Л., Стальмахович О.В. Адаптация образовательной программы обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общей ред. Хаустова А.В., Манелис Н.Г. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 177с.
2. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих обучение детей с расстройствами
аутистического спектра. Методическое пособие "
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.Система оценки достижения пла...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа "Математические представления" для детей, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Вариант 6.4
Рабочая программа предназначена для ребенка, обучающегося на дому. Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для...