Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
учебно-методическое пособие на тему
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Пояснительная записка
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов опираемся на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП.
Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений и ориентируются на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.
Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») оцениваются исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). В состав экспертной группы входят педагогические (при необходимости – ТПМПК) работники: учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа оформляются в виде качественной характеристики. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в Карту индивидуального развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
Итоговые результаты оформляются дважды, за период обучения с 1 дополнительного класса по 4 класс и с 5 класса по 9 выпускной класс, в Характеристике сформированности личностных результатов.
Система бальной оценки отсутствует. Оцениваются личностные результаты по форме «сформировано/ частично сформировано/ не сформировано».
Материалы для проведения процедуры оценки личностных результатов – различные диагностические задания, которые разрабатываются в соответствии с конкретной учебной или воспитательной задачей. Основной метод оценивания личностных результатов – это наблюдение за ребёнком в процессе его учебной и социальной деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Оценку предметных результатов начинаем со 2 полугодия 3-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:
Критерии оценки: | Оценка результата |
- соответствие/ не соответствие науке и практике |
|
- полнота и надёжность усвоения |
|
- самостоятельность применения усвоенных знаний |
|
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности (в основном при выполнении письменных работ) соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками и отметками:
% выполнения работы | оценка | отметка |
Меньше 40% | Неудовлетворительно | «2» |
от 40% до 51% | Удовлетворительно | «3» |
от 52% до 79% | Хорошо | «4» |
от 80% до 100% | Отлично | «5» |
При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:
- первое ― комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
- второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труд
Результаты итоговой аттестации обучающихся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) могут оцениваться и в форме «зачет» / «не зачет».
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Характеристика сформированности личностных результатов обучения
Учени ___ _____ класса МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)
Критерии | Сформированность | Уровень сформированности | |
Окончание 4(5) класса | Окончание 9 класса | ||
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину | патриотических чувств | ||
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | толерантности (терпимости к иному) | ||
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении | адекватной самооценки и потребности в практико-ориентированных действий | ||
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | навыков адаптации к окружающей среде | ||
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни | социально-бытовых умений | ||
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | навыков коммуникации со взрослыми, со сверстниками | ||
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | понятия социального окружения и норм поведения в нём | ||
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | учебной мотивации | ||
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | деятельности сотрудничества | ||
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | эстетических чувств | ||
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | нравственно-этических норм жизни | ||
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | установки безопасного здорового образа жизни | ||
13) формирование готовности к самостоятельной жизни | самостоятельности |
Классный руководитель ____________________________________
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
Характеристика сформированности предметных результатов обучения
Учени ___ МАОУ «Средняя школа №8»______________________________________________(Ф.И.)
Язык и речевая практика | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
Русский язык | |||||
1) формирование интереса к изучению русского языка | |||||
2)коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения | |||||
3) овладение основами грамотного письма | |||||
4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач | |||||
Чтение | |||||
1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи | |||||
2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил | |||||
3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем | |||||
4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы | |||||
Речевая практика | |||||
1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач | |||||
2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи | |||||
3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения | |||||
4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения | |||||
Математика | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Естествознание | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
Мир природы и человека | |||||
1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы | |||||
2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать | |||||
3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов | |||||
Природоведение | |||||
1) знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде | |||||
2) использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач | |||||
3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром природы | |||||
География | |||||
1) представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран | |||||
2) умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф | |||||
3) элементарная картографическая грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации в целях решения жизненных задач | |||||
Биология | |||||
1) начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека | |||||
2) практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы | |||||
3) знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков, способствующих укреплению здоровья человека | |||||
Человек и общество | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
Основы социальной жизни | |||||
1) навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни | |||||
2) знание названий, назначения и особенностей функционирования организаций, учреждений и предприятий социальной направленности | |||||
3) умения обращаться в различные организации и учреждения социальной направленности для решения практических жизненно важных задач | |||||
Мир истории | |||||
1) знание и понимание некоторых исторических терминов | |||||
2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей | |||||
3) элементарные представления об истории развития человеческого общества | |||||
История Отечества | |||||
1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России | |||||
2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач | |||||
Обществоведение | |||||
1) понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества | |||||
2) формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала | |||||
3) умение изучать и систематизировать информацию из различных источников | |||||
4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов | |||||
Этика | |||||
1) первоначальные этические представления | |||||
2) определение собственного отношения к некоторым поступкам людей; их элементарная оценка | |||||
Искусство | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
Музыка | |||||
| |||||
| |||||
Рисование | |||||
| |||||
| |||||
| |||||
Физическая культура | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
Физическая культура (Адаптивная физическая культура) | |||||
1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры) | |||||
2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности | |||||
3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта | |||||
| |||||
Технология | … класс | … класс | … класс | … класс | … класс |
Ручной труд | |||||
1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств | |||||
2) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов | |||||
3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.) | |||||
4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач | |||||
Профильный труд | |||||
1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач | |||||
2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания | |||||
3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий | |||||
4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1
Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...
Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва
Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...
Технологическая карта по предмету русский язык (обучение грамоте) 2 класс для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС ОУО 1 вариант 1-4
Авторский подход к данной работе позволил представить планируемые результаты и метапредметные , как для обучающихся в норме-универсальные учебные действия, так и для обучающихся с ОВЗ (с интеллектуаль...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1) для обучающихся 1 – 4 классов
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта об...