ПК 4.4. Педагогические разработки
методическая разработка

Ермолаева Екатерина Владиславовна

Исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya2.odt54.4 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра иностранных языков

Ермолаева Екатерина Владиславовна

СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 44.02.02.

с оценкой_______________________

Преподавание в начальных классах

«   » _______________ 201__ года

Курс: 3, группа: 36

Руководитель: Мирзоян Р.В.,

преподаватель МДК 02.01.

Основы организации

Внеурочной деятельности

Основы проектной деятельности

высшей квалификационной категории

Челябинск, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

7

1.1. Внеурочная деятельность в системе образования РФ

7

1.2. Принципы внеурочной деятельности

11

1.3. Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

13

Выводы по I главе

17

ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

19

2.1. Основы социальной активности младшего школьника

19

2.2. Проектная деятельность как средство формирования социальной активности младших классов

27

2.3. Сущность и виды социального проектирования

32

2.3.1. Структура социального проектирования

35

2.3.2. Основные требования к проекту

37

Выводы по II главе

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

43

2 

ВВЕДЕНИЕ 

        Социально-экономические изменения, происходящие в современном российском обществе в последние годы, предъявляют высокие требования к уровню социализации личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности. Вхождение России в европейское образовательное пространство, сложившаяся в стране социально -экономическая и политическая ситуация детерминируют необходимость изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только задачу повышения качества образования, но и требуя особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме.[12].

        Проблема формирования социальной активности личности всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Философская и психолого-педагогическая мысль развивает идеи формирования социально активной личности, нашедшие отражение в трудах Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, А. Гуддинса, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Наторпа, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др. Но проблема формирования социальной активности именно у младших школьников всё ещё недостаточно изучена. Именно это и позволило нам выбрать тему исследования: формирование социальной активности у младших школьников в учебной деятельности.

        Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно

3

самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. При разработке                            

образовательного стандарта второго поколения «образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
  • конкурентоспособности личности, общества и государства;ценностей личностной, общественной и государственной безопасности».

        Основным образовательным результатом должно являться достижение стратегической цели российского образования - воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Школа должна помочь ребятам стать активными гражданами

4

общества, способными самостоятельно совершать свои поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Поэтому развитие социальной активности у учеников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в обществе и быть максимально полезным ему.[31].

        Актуальность исследования: в условиях современного российского жизнеустройства, отличительной чертой которого является интенсификация политических, экономических, экологических и ряда других процессов, часто принимающих в силу ряда причин кризисный характер, принципиальную актуальность и значимость приобретает социальная активность личности, ее лидерские качества, способность к самореализации на благо развития общества. В данном контексте задача российской школы состоит в воспитании у учащихся, качеств социально активного гражданина, начиная с младшего школьного возраста, поскольку это наиболее благоприятный период для закладки своеобразного фундамента личности ребенка, его направленности, интересов и склонностей к определенным видам социально полезной деятельности.

        Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия формирования социальной активности у младших школьников.

        Объект исследования: процесс формирования социальной активности в младшем школьном возрасте.

        Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития социальной активности младших школьников в учебной деятельности.

        Гипотеза исследования: развитие социальной активности младших школьников будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

5

  • развитие положительных мотивов учения;
  • обеспечение групповых форм работы, учитывающей индивидуальные потребности и возможности детей;
  • организация совместной деятельности учащихся и родителей, основанной на сотрудничестве и передаче социального опыта;
  • гуманистический характер межличностных отношений учащихся и педагога в условиях совместной деятельности.

6

ГЛАВА I. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

1.1. Внеурочная деятельность в системе образования РФ

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной  деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром

7

и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной

деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.[35].

В качестве форм, в которых может быть реализована внеурочная деятельность, закреплены такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Вместе с тем необходимо понимать, что данные формы не тождественны по целям, содержанию и формам дополнительного образования детей.

Кроме того, занятия внеурочной деятельности помогают решить проблему использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.[35].

Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими

8

учителями (в системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания  и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в рамках защищенной, дружественной среды. Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде [3].

Выдающийся педагог Ю. Ю. Баранова пишет: «При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в первый класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность».

Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов. Во втором и в третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, заметно активизируется межличностное взаимодействие младших школьников, что создает благоприятную ситуацию

9

для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к четвертому классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут в процессе применения относительно простых форм внеурочной деятельности, второй уровень – более сложных, третий уровень – форм самых сложных. [3].

Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: разного рода форсирование в этом плане не обеспечивает повышение качества и эффективность деятельности. Педагог, в достаточной мере уверенно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и, тем более, третьего уровня. Он может лишь в известной мере имитировать желаемое.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам:

разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов;

подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

10

выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников. [3].

1.2. Принципы внеурочной деятельности

Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический (сотруднический), деятельностный, и в соответствии со следующими принципами.

Системность

Принцип системности, как и любой другой дидактический принцип воплощает в себе определенную ряд требований к построению содержания обучения, к организации процесса обучения, к участников учебно-воспитательного процесса - учеников и учителя. В основе этих требований лежит понятие системы, в частности, ее функционально-морфологического строения. Одна из них заключается в том, что содержание учебного материала должен быть организован в систему.

Выдающиеся педагоги  Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков подчеркивают:

Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:

всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами,

11

родителями, социальными партнерами;

- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, содержательно-деятельностным и оценочно-результативным;

- урочной и внеурочной деятельностью;

- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.

Относительно требований к участникам учебно-воспитательного процесса, то они ограничиваются тем, что и ученики, и учитель должны знать функционально-морфологическую системную структуру и быть психологически готовы к ее использованию. Наконец принцип системности требует того, чтобы всеми возможными средствами учитель развивал системность мышления ученика, а это означает, что различные виды учебных действий (доказательства теоремы, развязывание упражнений, задач, разбор предложений, изучения произведения, явления, факта и т.д.) осуществлялось под углом зрения системной "призмы". [1].

Вариативность

Принцип вариативности является одним из необходимых условий организации  модульного обучения и реализуется в учебном проекте через блок управления, встроенный в обучающий модуль. С принципом вариативности тесно связаны принципы обратной связи,  нормирования, модульности, структурирования.

Реализация принципа вариативности усиливает самомотивацию учащихся на достижение учебных целей, так как предоставляет им множество возможностей выбора уровня усвоения, образовательных маршрутов, видов учебных действий, вариантов контроля и пр. Функции управления учебным процессом при этом частично делегируются учащимся.

 В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и

12

добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. [1].

Успешность и социальная значимость

Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения. [1].

1.3. Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

        Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. [4].

 В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

        Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения,

13

соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

        Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

        Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

- специфические образовательные задачи;

- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

        Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

        Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).

        Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца,  

14

автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения. [3].

Внеурочная деятельность по новым стандартам предусматривает работу по нескольким направлениям, одним из которых является проектная деятельность.

Проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.

Используя проектную деятельность, мы вводим в свою работу метод проектов, который может быть эффективно использован, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.

Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

В основе метода лежит:

-развитие познавательных навыков учащихся,

- умений самостоятельно конструировать свои знания

- ориентироваться в информационном пространстве,

15

- развитие критического мышления.

Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учащиеся могут объединиться по группам, работать над собственным проектом индивидуально или разрабатывать проект в парах.

Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.[28].

Но в начальной школе ребятам более доступны и понятны творческие проекты.

Творческие проекты – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

По количеству участников проектов можно выделить личностные, парные (между парами участников) и групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения проекты бывают краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).

Метод проектов позволяет через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. Повышается уверенность через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектной задачи.[32].

Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших

16

школьников, темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д. Дети с начальных классов приучаются к публичным выступлениям.

Особое внимание уделяется презентации (защите) проекта.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно, и эта деятельность должна строиться не в русле учебного предмета.[32].

Наряду с положительными моментами, в этой технологии есть и недостатки: не укладывается в рамки одного урока; трудно справедливо оценить роль и работу каждого участника коллектива.

В начальной школе проектные задачи – есть шаг к проектной деятельности в основной школе.

Метод проектов действительно эффективная педагогическая технология. Заслуга его в том, что он даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы  и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

        Выводы по I главе

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил нам сделать следующие выводы:

17

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

18

 Глава II. Формирование социальной активности младших школьников

во внеурочной деятельности

2.1.  Основы социальной активности младшего школьника

Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности.

Внедрение в систему образования Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения существенно изменило его цели и результаты.

Теперь целью образование становится личность учащегося способная к «самоопределению и самореализации», к мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и творческих сил, готовая к культурной коммуникации для обмена духовными ценностями, обладающая  гражданской позицией, высоким уровнем социализации, системой ценностных отношений и ориентировок.

Впервые в системе современного образования появилось официально закреплённое понятие внеурочной деятельности в соответствии с требованиями  Федерального Государственного образовательного стандарта  начального общего образования. Под  внеурочной деятельностью школьников понимаются все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.[22].

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности  является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Организация внеурочной деятельности предполагает  развитие потенциал ребенка  на новом уровне как активного

19

субъекта, познающего мир, приобретающего опыт практической деятельности, предъявляются высокие требования к уровню социализации личности.

Таким образом, анализ научно-педагогической литературы и практического опыта организации внеурочной деятельности для воспитания и социализации младших школьников позволил выявить ряд существенных противоречий между необходимостью формирования социальной активности младших школьников и недостаточной практической и методической разработанностью использования потенциала внеурочной деятельности в этом процессе.

4. Разработать, апробировать и определить, опытно-экспериментальным путем, эффективность программы внеурочной деятельности, направленной на формирование социальной активности младших школьников  

Прежде всего, в соответствие с темой работы остановимся на базовых понятиях: активность личности, социальная активность.

 Понятие «активность» в русском языке трактуется как нечто деятельное, энергичное, развивающееся. В различных областях знания понятие имеет свою трактовку и приобретает отличительные особенности, поэтому в социологии рассматривается социальная активность, в политологии – политическая активность, в педагогике – активное обучение, в психологии – активность личности.[26].

Социальная активность как понятие сегодня широко употребляется в философских, психологических и педагогических работах.

Cоциализация - (от лат. Socialis – общественный) - процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей  и опыта (норм, установок, образцов поведения) культуры, присущих данному обществу, социальной общности группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация – рассматривается и как процесс и как результат .

В словаре справочнике по педагогике В.А.  Мижерикова «социализация –    

20

( Socialis – общественный) – процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему активно и компетентно участвовать в жизни общества»

Рассмотрим содержание стержневых социальных качеств личности. Важнейшее из них — жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире.

Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает “линию наименьшего сопротивления”, следование по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на изменение окружающей среды.[34].

Несомненно, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т. д. Это характеризует человека как объект социализации. Однако полноценная социализация возможна, когда человек является не только объектом, но и субъектом этого процесса. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности в единстве с саморазвитием, самореализацией, то есть не только адаптируется в обществе, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

21

Обратим внимание на то, что процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную деятельность. Социализация выступает как элемент механизма саморегуляции, обеспечивает сохранение и развитие социума. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей. В процессе усвоения опыта происходит формирование социальных чувств: симпатий и антипатий.[34].

От того, как индивид становится элементом социальной организации, как включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности влиять на личность, с другой — формирование способности личности поддаваться влиянию других людей.

Социальная активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе деятельности, общения и познания и может иметь различную степень проявления.

В деятельности личность имеет дело с освоением все новых и новых видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т.е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходит освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости. Социальная роль, выступает в виде определенной общественно одобряемой функции, соответствующей принятым нормам и способам поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, места в системе межличностных отношений.

Общение как сфера социализации человека неразрывно связано с

22

деятельностью. При этом расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Контакты специфичны на каждом возрастном рубеже.[29].

Третья сфера социализации — самопознание личности, которое предполагает становление в человеке «образца его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе). Процесс социализации предполагает единство изменений всех трех обозначенных сфер: деятельности, общения, самопознания.

Наиболее сложно процесс социализации проходит у младших школьников: им приходится адаптироваться после детского сада или жизни в семье к новым условиям, правилам и коллективу начальной школы.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что для многих детей предшкольного и младшего школьного возраста снижается порог социализации, что не может не отразиться на их развитии. Подобное заключение основывается на исследованиях отечественных и зарубежных ученых положения детей в кризисных социально-экономических условиях. В массовой практике общеобразовательных школ России в разнообразии учебных программ, к сожалению, не содержится методических подходов,  

По многочисленным наблюдениям, особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей как в школе, так и за ее пределами.  

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждениям используется возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут

23

использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления. Тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для того чтобы организовать данный процесс образовательному учреждению необходимо перестроить свою деятельность. Внеурочная деятельность в школе должна представлять собой достаточно конкретную и целенаправленную систему и включать в себя следующие компоненты: традиционные внеклассные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам.[30]. 

  • Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности, которое должно проявиться через его поведение, его образ жизни.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими

24

школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Работа с методическим конструктором и выделение трех уровней результатов позволит педагогу:

-разработать образовательные программы внеурочной деятельности с     четким представлением о результатах;

  • подбирать формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности;
  • оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.

Внеурочная деятельность позволяет организовать реальное сотрудничество и сотворчество педагогов, учащихся и их родителей, формы  её многообразны и широки. Родители младших школьников, как показывает опыт передовых школ, стремятся к  продуктивному сотрудничеству с детьми и учителями  в системе групповой массовой и индивидуальной внеурочной деятельности .

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При  организации внеурочной деятельности в рамках  

25

социального направления  необходимо обратить особое внимание на следующее:

  • воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим;
  • формирование норм взаимоотношений;
  • социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка;
  • сформированность ответственного отношения к общему делу;
  • патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.

Необходимым условием социализации личности является востребованность социумом. Особую роль здесь играет организация воспитательного процесса.

Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся.

Механизм формирования социальной активности заключается в следующем. Прежде всего, необходимы знания, представления о том или ином явлении. Например, воспитывая в учащихся социальную активную позицию по отношению к труду, педагог расширяет его знания о трудовой деятельности, ее роли в жизни общества, ее значимости. На основе полученных знаний у школьника складываются представления о необходимости участия в трудовой деятельности. Чтобы появилось осознанное стремление к участию в трудовой деятельности, необходимо возникновение отношения к труду, которое, в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и поэтому влияют на прочность формируемого качества. Знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках и поведении.

26

Необходимым условием формирования социальной активности младшего школьника является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В этой связи иногда говорят, что применительно к деятельности понятие активности не имеет смысла, поскольку сама деятельность представляет собой проявление активности личности. Действительно, если школьник участвует в общественной работе с желанием, деятельность и активность выступают в единстве. Если же работа выполняется не в силу внутреннего влечения, а только благодаря внешнему понуждению, она не может быть охарактеризована как активность личности.[12]

Таким образом, цель педагогической деятельности учитель начальных классов -  создание такой образовательной среды, которая способствовала бы успешной социализации младших школьников, это обстоятельство обосновывает необходимость разработки программы внеурочной деятельности, направленную на формирование социальной активности и апробации её в условиях опытно-экспериментальной работы.

2.2. Проектная деятельность как средство формирования социальной активности младших классов

Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во «взрослых» видах деятельности, стараются выполнить разнообразные общественные поручения.

27

Большое значение для становления социальной активности младших

школьников имеет способность рефлексировать и переживать чувство успеха. На успешность межличностного общения кроме индивидуальных особенностей (творческие способности, волевые качества, уровень развития саморегуляции, самооценка и т.д.) влияют социальные факторы (способность личности к общению, эмпатия, осознание других людей), которые могут стимулировать или тормозить процесс становления социальной активности.

Необходимым условием формирования у учащихся социальной активности является его включенность в совместную деятельность, в которой осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. Учителю нужно изучать особенности учащихся, организуя общественную работу в классе таким образом, чтобы в ней принимали в той или иной степени участие все школьники. Младшие школьники обычно проявляют интерес к общественной работе, но у них нет достаточного опыта, не хватает настойчивости, упорства. Первые неудачи могут привести к разочарованию, сформировать отрицательное отношение к данной работе, что способствует формированию таких качеств, как пассивность, равнодушие к жизни класса, школы, а затем и общества в целом.

Поэтому необходим переход от «классического» формирования знаний, умений, навыков к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования, в которой проектирование играет ведущую роль. В арсенале подобных педагогических средств и методов обучения проектная деятельность рассматривается как один из видов учебной деятельности.[23]

Введение проектной технологии в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные умения, но и культурные и духовные способности развивающего человека. Кроме того, участвуя в такой

28

деятельности, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают личностные качества, повышается самооценка, интерес к учебной деятельности, развиваются рефлексивные умения, самостоятельность, самоконтроль.

В начальной школе существуют различного рода проекты. Я остановлюсь на социальных проектах, которые тесно связаны с учебно-воспитательным процессом в школе, ибо они по своей сути являются надпредметными и могут выполняться как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности, т.к. для подобного рода проектов характерна связь с актуальными проблемами повседневной жизни. Очевидно, что результатом опыта проектирования должно стать формирование социальных компетенций. К социальным компетенциям относятся способность к работе в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других, контактность, социальная ответственность.[17]

Социальная компетентность учащихся начальной школы формируется через соответствующим образом организованную проектную деятельность, посвящённую значимым для обучающихся проблемам. Таким образом, проектная деятельность обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, даёт толчок к самостоятельной деятельности и наглядно утверждает их личностный рост, создаёт ситуацию успеха, радости, удовольствия, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки.

В современных российских школах наибольшее распространение получили две содержательные линии социальных проектов и акций. Первая содержательная линия – реальная помощь социально незащищённым группам граждан:

  • уход за ветеранами войн и труда и инвалидами (полный цикл – начиная от поиска их в районе школы);
  • помощь одиноким учителям-пенсионерам;
  • шефство над детскими домами (сбор игрушек, концерты, подготовленные учащимися, дружеские встречи, совместные конкурсы, спортивные

29

соревнования – вплоть до совместных исследовательских проектов);

  • организация помощи беженцам, бездомным;
  • подготовка плакатов, публикаций в районной прессе, Интернете и т.д., привлекающих внимание к проблемам социально незащищённых групп и конкретных их представителей в районе школы.

Вторая содержательная линия связана с конкретными экологическими проблемами:

  • обеспечение ухода за бездомными животными, поиск хозяев, взаимодействие с питомниками и т.д.;
  • организация и проведение мероприятий по очистке природных зон отдыха в районе школы: дворов, скверов, парков, пойм малых рек и т.д.;
  • исследование экологического состояния района школы и подготовка публикаций для местной прессы, посвящённых наиболее острым проблемам в этой области.

Реализация социальных проектов и акций позволяет вывести развитие ключевых компетенций учащихся на более высокий уровень результата образования: формируется умение не просто достичь решение той или иной социальной проблемы, а умение решить проблему таким образом, чтобы получить отклик внешней среды (социальной или природной) на это решение.

Начинать работу над социальными проектами нужно с первого класса. Наиболее значимые проекты в этот период – это «Мы – первоклассники», «Цветы для школы – клумба своими руками», «Кормушка для птиц», «Я и моя семья». Во втором классе – это «Не болеем и не смотрим хмуро», «Книжкин дом», «Поможем ёлочке», «Проблемы бездомных животных», «Твори добро своими руками». В третьем классе следует работать над такими проектами, как «Театр здоровья», «Город безопасности», «Улицы нашего города», «Экологические проблемы нашего города». В четвёртом классе актуальными

30

становятся следующие проекты: «Край родной», «Путешествие капельки воды», «Реклама нашего города» и самым ярким и запоминающимся является социальный проект «Ветеран живёт рядом».

Цель таких проектов: формирование активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры через участие в социально-значимой деятельности; интеграция детей в социокультурную среду общества через просветительскую деятельность; формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности; способствовать приобщению детей к культурному наследию своего народа, к его нравственным, эстетическим ценностям; духовно-нравственное и патриотическое воспитание, повышение социальной активности и гражданской ответственности через непосредственное общение с жителями города.

Таким образом, проектная деятельность позволяет младшим школьникам получить признание результативности своей самостоятельной творческой работы, когда в процессе презентации конечного продукта происходит самоутверждение, повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного самопредъявления, компетентности, приходит понимание, что результат работы носит практический характер и оценён не только учителем, родителями, но и общественностью, т.е. является социально-значимым продуктом.

31

2.3. Сущность и виды социального проектирования

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся в УДОД. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

социально значимая, имеющая социальный эффект;

результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для ребенка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

задуманная, продуманная и осуществленная ребенком;

в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;

через которую формируются социальные навыки ребенка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса УДОД. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность

32

по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.[26].

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждении дополнительного образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых в УДОД:

Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);

33

Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

- закрепление навыков командной работы;

34

2.3.1. Структура социального проектирования

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.

Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.[26].

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность.

Социальная проба, практика и проект соотносятся между собой как понятия разного объема и разной ширины, различаются по уровню и сложности организации. С одной стороны, наиболее простым типом деятельности является проба, более сложным — практика (по навыкам, длительности, ответственности и приобретаемому опыту) и наиболее сложным — проект. С другой — освоение социальной практики предполагает получение опыта социальной пробы в заданной теме (прежде чем отрабатывать социальные навыки на этапе

35

социальной практики, в ходе социальной пробы необходимо получить опыт социального взаимодействия; прежде чем узнавать «изнанку жизни», необходимо познакомиться и с ее видимой стороной); реализация социального проекта предполагает включение в качестве проектных шагов, отдельных элементов действия в рамках социальной пробы или практики. Для освоения подростком социальной практики или социального проекта как вида деятельности не обязательно содержательное единство осуществляемых этапов. Таким образом, проба, практика и проект могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.[26].

Социальное проектирование — цельное комплексное явление и ее элементы содержательно, логически и структурно связаны друг с другом. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектом деятельности в ходе социального проектирования могут выступать:

социальные явления («социальные негативы» — курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);

социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое взаимодействие, влияние, др.);

социальные институты (органы власти и управления, политическая партия, школа, больница, магазин, почта, парикмахерская и др.);

социальная среда: ландшафт в целом (городской, сельский), социальный

36

ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, выгула собак, игровые площадки, внешний вид и обустройство стадиона и т.п.)

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся дети и взрослые, вовлеченные в проектирование.

2.3.2. Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

- этапы и конкретные сроки их реализации;

- четкие и измеряемые задачи;

- конкретные и измеряемые результаты;

- планы и графики выполнения работ;

- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из

37

поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

5. Компетентность автора и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностях решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, чем он может быть продолжен.[22].

Требования к оформлению проекта

1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.

2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.

3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.

4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.

5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.

38

6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.

7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.

8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Ожидаемые результаты.

1. Повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

2. Готовность органов местного самоуправления выслушать доводы воспитанников и принять их предложения по улучшению социальной ситуации.

3. Реальный вклад учащихся в изменение социальной ситуации в местном сообществе.

4. Положительные изменения в сознании детей и подростков, повышение уровня общей культуры воспитанников.

5. Наличие у членов проектных групп сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела.

6. Изменение общественного мнения, увеличения числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе.

39

Выводы по II главе

Отдавая должное значимости проведенных исследований, отмечаем, что вопросы формирования социальной активности младших школьников изучены недостаточно, а именно: спорным остается вопрос о ее сущности и структуре; не дано полное описание взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии социальной активности, в результате чего в процессе развития слабо учитываются потребности младших школьников; не в полной мере, применительно к младшему школьному возрасту, обоснованы условия у эффективного формирования социальной активности в процессе обучения; недостаточно полно раскрыто значение инновационной развивающей среды, условий и отношений для развития социальной активности, что оказывает негативное влияние на процесс и результат ее развития у детей. Полученные нами экспериментальные данные подтверждают недостаточность сформированности социальной активности младших школьников: каждый седьмой ученик начальной школы имеет низкий и нулевой уровни сформированности социальной активности, 49,3% - средний уровень.

Нами выявлено, что причинами несостоятельности начального образования в формировании социальной активности младших школьников являются противоречия между: новыми требованиями, предъявляемыми к выпускнику начальной школы и отсутствием эффективных методов и средств, направленных на развитие социально активной личности учащихся; потребностями включения младших школьников в различные виды социально значимой деятельности и ограниченными возможностями общеобразовательных учреждений в удовлетворении этих потребностей; необходимостью организации работы по формированию социальной активности учащихся младшего школьного возраста в образовательно-воспитательных учреждениях инновационного типа и неразработанностью психолого-педагогических условий ее реализации.

40

Заключение

Внеурочная работа - это деятельность, организуемая в свободное от уроков время для реализации интересов и потребностей учащихся одного класса, для организации содержательного культурного досуга. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного и просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников. Выделяют следующие направления внеурочной деятельности: спортивно - оздоровительная, художественно-эстетическое направление, научно-познавательное направление, социальное направление, военно-патриотическое.

Одним из видов деятельности в социальном направлении является социальное проектирование. Под социальным проектированием можно понимать добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Ученые выделяют два подхода к пониманию социального творчества: обществоведческое и педагогическое, но мы будем исходить из второго определения, а именно, что социальное творчество - это активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. В общем смысле определение социальное творчество подразумевает наиболее зрелую форму социальной активности, высшую форму социальной деятельности, это созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.

Для построения программ по внеурочной деятельности младших школьников

41

по социальному творчеству необходимо основываться на следующих

принципах: неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

  1. Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности/УПсихология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Наука, 1989. - СМ 10-182.1.
  2. Андромонова И. М. / Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985) / Андромонова И.М. - Казань, 1999. - 187 с.
  3. Ануфриев Е.А. Социальная активность личности / Ануфриев Е.А. - М.: Знание, 1969. 345 с.
  4.  Андриевский В.С. / Притязание на признание среди сверстников / Андриевский В.С. // Начальная школа №2. - М., 2010.
  5. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова. – М. : Просвещение, 2013ю – 96 с.
  6. Балясной. Л. К. Воспитание школьников во внеурочное время/ Л. К. Балясной - М.; Просвещение, 2009. -78 с.
  7. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания/  Верзилин Н. М. — М.; Просвещение, 2005. -142 с.
  8. Горский В.А.  Примерные программы внеурочной деятельности;  под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – ( Стандарты второго поколения).
  9. Григорьев Ю. В. Методический конструктор  «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. –225 с.
  10. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Григорьев Д. В. Степанов П. В. — М.; Просвещение, 2010. -128 с.
  11. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор / Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

  1. Глушкова Н.Г. / Активность младшего школьника/ Глушкова Н.Г. // Материалы педагогической конференции. - Ошкар-Ола, 2009.
  2. Данилюк А. Я.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/  Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков. В. А. — М.; Просвещение, 2010.- 98 с.
  3. Дамаданова Х.Д. Социальная активность у младших школьников / Дамаднова Х.Д. // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики - №3 — 2011.
  4. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
  5. Евладова Е. Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е. Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.
  6. Ивочкина Т. Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: сборник/ Ивочкина Т. Н. — Новокузнецк: Изд-во МОУ ДПО ИПК, 2006. -124с.
  7. Игнатенко Ж.И. / Нравственное воспитание в начальной школе / Игнатенко Ж.И. // Начальная школа - №3 — 2010.
  8. Куприянов Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б. В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №6. – с. 3-7.
  9. Колосовский А.В. /Мотивация учения у детей младшего школьного возраста/ Колосовский А.В. // Психология.ру - №8 – 2010.
  10. Каширин В. П. Положительная мотивация учебной деятельности / Каширин В.П.- М.: Академия, 2007. - 213 с.
  11. Колотий С.В. Гражданственность как воспитательная ценность школьников в современных условиях / Колотий С.В. - Воронеж: «СГА», 2008. 124 с.
  12. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива / Коломинский Я.Л. - Минск : Народная асвета, 1984. 478 с.
  13. Калинина Л.В. / Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Калинина Л.В. // Начальная школа №2, 2012.
  14. Леонтьев Д.А. Ценности общества и ценности личности / Леонтьев Д.А. - М.: Издательство МГУ, 1997 87 с.
  15. Ларкин Е.А. Формирование социально-активной позиции школьников в условиях взаимодействия социальных и педагогических факторов / Ларкин Е.А. - М.: изд-во АПН СССР, 1984. 542 с.
  16. Лаптева М.Д. / Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности / Лаптева М.Д. // Воспитание школьников №4, 2011.
  17. Мудрик А.В. Социализация и воспитание / Мудрик А.В. - М., 1997
  18. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / Мухина В.С. - М.: Академия, 2009. 313 с.
  19. Опарина М.А. Подготовка учителя к организации внеклассной творческой деятельности младших школьников / Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Пенза, 1999. Вып. 2. 46-57с.
  20. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов / Подласый И.П. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 518 с.
  21. Савин Н.В. Педагогика / Савин Н.В. - М.: Просвещение, 1978. - 268 с.
  22. Cердечный Л. Я. / Активность личности / Сердечный Л. Я. // сб. науч. тр. - Новосибирский гос. пед. ун-т: Изд-во НГПУ. Новосибирск, 1998. - 146 с.
  23. Сироткина Е.Я. / Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Сироткина Е.Я. // Начальная школа №6, 2011.
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
  25. Франкл В. А. Гуманистическая психология /Франкл В.А. - М.: Просвещение, 1988. - 248 с.
  26. Фокин Д.К. / Формирование самостоятельности учащихся / Фокин Д.К. // Начальная школа №4, 2012
  27. Харламов И.Ф. Педагогика / Харламов И.Ф. - М.: Гардарики, 1999.
  28. Шпак Г.М. / Мотивация признания среди сверстников / Шпак Г.М. // Ваш психолог №5. - СПб., 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...