Рабочая программа кружка "Я познаю мир"
рабочая программа (2 класс)

Папкова Ирина Александровна

Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ  экологической грамотности обучающихся начальной школы,  воспитание  ответственного отношения к окружающей среде, активной  деятельности по изучению и охране природы своего края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_poznayu_mir.docx36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ  экологической грамотности обучающихся начальной школы,  воспитание  ответственного отношения к окружающей среде, активной  деятельности по изучению и охране природы своего края - Брянской области.  

Задачи:  

  • формировать интерес к изучению природы родного края;
  •   воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  • формировать представления о природных сообществах области;
  •   иметь  представления об охраняемых территориях России и своей области;
  • привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края - Брянской области;
  •  воспитывать  ответственное отношение  учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;
  • формировать  в детях нравственно - эстетические  качества и экологическую культуру;
  • повышать  экологическую  грамотность  учащихся.

Программа кружка «Я познаю мир» рассчитана на детей 1 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Тематическое планирование кружка составлено на основе программы  кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

   Кружок проводится 1 раз в неделю. Всего 37 часов.

Методы работы:

- словесный;

- исследовательский;

- поисковый;

- наглядный;

- практический;

- игровой;

- метод коллективного творчества

Формы работы:

-работа со справочной литературой;

-уход за комнатными растениями;

-создание тематических папок и стендов;

-подготовка и проведение мастер-классов;

-озеленение школы и класса;

-экскурсии;

-создание экологических проектов;

-уборка пришкольной территории;

-исследовательская деятельность;

-создание буклетов экологического содержания;

-экологические выставки;

-литературное творчество;

-демонстрации фильмов о природе.

Программа кружка «Я познаю мир» предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено  трудовой и созидательной деятельности детей.

Методы и формы экологического воспитания:

Цели и задачи экологического воспитания младших школьников  отражены в четырех  компонентах:

- научно-познавательном;

- ценностном;

- нормативном;

- практически-деятельностном.

Научно - познавательный  раскрывает  свойства предметов и явлений,   связи между ними.

Ценностный    показывает  значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный   – это правила  поведения человека  в природе. Содержание  данного компонента  должно   подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!

Практически - деятельностный  должен  привести к выводу, что

что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую  среду – значит заботиться о здоровье человека.

Основными организационными формами являются:

  • занятие – викторина,
  • занятие – путешествие,
  • занятие – исследование,
  • занятие – дискуссия,
  • занятие – сказка,
  • компьютерные презентации

Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д.

К концу изучения курса учащиеся должны знать: 

  • основы экологической культуры;
  • особенности природы своего края;
  • основные признаки времен года;
  • значение природы для человека;
  • группы растений и животных;
  •  охраняемые растения и животные своего края;
  • правила поведения в природе;
  • животный мир родного края;
  • современные экологические проблемы;

  Должны уметь: 

  • различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
  • различать изученные растения, животных;
  • вести наблюдения в природе ;
  • подкармливать птиц в простейших кормушках;
  • проводить поисково-исследовательскую деятельность;
  • применять полученные знания на практике;
  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
  • пользоваться коммуникативными умениями;
  • осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
  • различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
  • адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.

В результате реализации программы «Я познаю мир» планируются следующие результаты:

  • умение оценивать    себя и свои  возможности;
  • развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
  • ориентироваться в современном животном и растительном мире;
  • оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
  • экологически грамотно вести себя на природе;
  • принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
  • видеть красоту природы при разных условиях;
  • пользоваться стратегией здорового образа жизни;
  • высказывать свою точку зрения;
  • осознавать себя частью природы;
  • осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.

Содержание  программы

1  класс

Тема занятия

Дата план.

Дата факт.

Элементы содержания

Кол-во часов

Виды занятий

    Методическое обеспечение

1

Вводное занятие.

Природа вокруг нас

Что такое экология? Как охраняют природу

1

Игра « Живое и неживое»

2

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

Наблюдают за растениями и животными осенью. Слушают шелест листвы и пение птиц. Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского

 «Рассказ   про осень»

1

Экскурсия

Рисунки, картинки, карточки с заданиями.

3

Откуда берётся и куда девается мусор?

Наблюдение за чистотой двора, пришкольного участка. Конкурс фотографий «А вам не стыдно?»

1

Практич.

Фотографии, рисунки, презентация

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

Показать пример для жителей города и учеников школы по соблюдению чистоты вокруг. Конкурс рисунков «Знак чистоты»

1

Практич.

Презентация, рисунки

5

Лиственные и хвойные деревья моего края.

Экскурсия  «Узнай дерево». Игра «Узнай дерево по листику»

1

Экскурсия

Карточки с заданиями.

6

Птицы моего двора Воробей — самая распространённая птица на Земле?

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём.  Интересные факты из жизни птиц. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского

«Как воробышек солнце встречал»

1

Беседа, игра

Презентация,  рассказа В.А. Сухомлинского

«Как воробышек солнце встречал»

7

Ворона - «интеллектуальная» птица

 Презентация о вороне. Интересные факты.

Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона».

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Ворона».

8

 Ворон - красивая, умная птица

 Презентация о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон».

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Ворон».

9

 Сорока - белобока

-лесная сплетница» 

 Презентация о сороке. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока»

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Сорока»

10

«Лесной доктор» - дятел

  Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского

 «Любопытный Дятел»

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Дятел»

11

 Галка - городская птица 

Беседа о галке, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Галка»

12

«Пернатая кошка»

-сова

Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Игра «Кто и что ест?»

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Сова».

13

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Сбор корма для птиц. Развешивание кормушек. Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского

 « Птичья кладовая»

1

Практич.

Сказка В. А. Сухомлинского

 « Птичья кладовая»

14

Загадочная птица - кукушка  

Презентация о кукушке. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского

 « Кукушкино горе»

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Кукушка»

15

 Любимая птица – снегирь 

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского

 «Красногрудые снегири»  

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Снегирь», сказка В. А. Сухомлинского

 «Красногрудые снегири

16 - 17

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Проект «Сестрицы-синицы». Наблюдение за птицами. Выполнение проекта наблюдений. Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского

 «Почему плачет синичка?»

2

Подготовка проекта

Презентация, рассказ В. А. Сухомлинского

 «Почему плачет синичка?»

18

Наш добрый сосед - скворец.  

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Подготовка к конкурсу стихов о птицах.

1

Беседа, игра

Презентация

19

Обобщающее занятие о птицах.  

Практическое занятие «Узнай птицу по голосу» Игра «Мы вас знаем!»

1

Практич.

Презентация

20

Экскурсия-прогулка  в лес «Краски и звуки зимы»

Наблюдение за природой зимой. Роль снега в жизни растений. Конкурс рисунков «Красавица - зима»

1

Конкурс

Презентация

21

 «Лиса Патрикеевна»

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве  Обсуждение проблемы:  как лиса ловит мышей зимой?

1

Занятие -исследование

Презентация

22

Дикие животные.

 Заяц — «Длинное ухо»

  Презентация о зайце. Чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк» Проблемный вопрос: погибнут ли лисы, если исчезнут из леса зайцы? Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского

 « Зайчик и рябина»

1

Беседа, игра

Презентация, рассказ В. Зотова «Заяц – беляк»

23

Серый хищник – волк  

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке. Проблемный вопрос: нужно ли истреблять волков?

1

Занятие-дискуссия

Презентация

24

Хозяин леса – медведь  

Разгадывание загадок, рассказ учителя  о медведе. Составление портрета «Бурый медведь». Чтение рассказа В. Зотова «Медведь». Проблемный вопрос: чем питается медведь зимой?

1

Занятие -исследование

Презентация, рассказ В. Зотова «Медведь».

25

Любознательный зверёк – белка  

Познакомить с особенностями поведения белки.

1

Занятие -исследование

Презентация

26

Куница - охотник на белок  

Знакомство с куницей, отгадывание кроссворда. Рассказ В. Бианки «Куница за белкой». Творческая работа «Придумай загадку»

1

Творч. работа

Презентация,  рассказ В. Бианки «Куница за белкой»

27

Лесной красавец – лось

Загадки, рассказ учителя, презентация о лосе. Чтение рассказа В. Зотова «Лось» Проблемный вопрос: нужно ли охранять лосей и почему?

1

Занятие-дискуссия

Презентация,  рассказ

28

Сердитый недотрога - ёж

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии. Рассказ В. Зотова «Ёж» Проблемный вопрос: любимое лакомство ежа? Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского

 «Как Ёж готовится к зиме»

1

Занятие -исследование

Рассказ В. Зотова «Ёж»

29

Подземный житель - крот

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, Игра: «Поле чудес» рассказ В. Зотова «Земляные холмики». Проблемный вопрос: пользу или вред приносят кроты?

1

Занятие-дискуссия

Презентация,  рассказ В. Зотова «Земляные холмики»

30

Бобр-строитель

 Презентация о бобре. Питание. Хатки. Запруды. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр». Проблемный вопрос: какую пользу приносят бобры? Нужно ли их охранять

1

Занятие-дискуссия

Презентация,  рассказ В. Зотова «Бобр»

31

 Мышка-норушка

Знакомство с полевой мышью, сообщения учащихся. Урон полям и огородам от нападения мышей. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» Проблемный вопрос: если истребить всех мышей…?.

1

Занятие исследование

Презентация,  рассказ В. Зотова «Мышь»

32 - 33

Обобщающее занятие о диких животных

  Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Викторина «Эти забавные животные» Игра «Чьё это меню?»

2

Игра

Презентация

34

Экскурсия-прогулка  «Краски и звуки весны»

Правила поведения в лесу. Наблюдение за просыпающейся природой. Краски и звуки весны. Конкурс рисунков «Весна - красна» Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского

 « Лес весной»

1

Экскурсия

Рассказ В.А. Сухомлинского

 « Лес весной»

35-36

Обобщающее занятие. Что узнали нового? Чему научились?

Проблема: все ли животные нуждаются в охране? Игра «Знай и охраняй живое»

2

Занятие дискуссия

Презентация

37

Акция «Собери макулатуру - сохрани дерево»

Показать значение сбора макулатуры: очищение города от мусора, сбережение деревьев. Принять участие в акции по сбору макулатуры

1

Практич.

Презентация


Литература

  1. Плешаков А. А. Экология для младших школьников. Факультативный курс для начальных классов. – М.:   Просвещение, 1995 г.
  2. Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на медпредметной основе// Начальная школа. – 2000. - № 10.
  3. Программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
  4. В. Зотов Лесная мозаика – М.:   Просвещение, 1993 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов

Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....

Рабочая программа "Я познаю мир" для учащихся I-II вида

Рабочая программа для глухих детей 2 класса...

Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015

Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....

Программа кружка "Познай себя"

Кружок "Познай себя"...

Рабочая программа кружка «Я познаю мир»

Рабочая программа кружка «Я познаю мир»...

Рабочая программа «Я познаю мир»

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Изучение курса «Я познаю мир» направлено на достижение следующих целей:• формирование целостной картины мира и осознание мес...

Рабочая программа кружка "Я познаю себя" ФГОС 3 класс

Рабочая  программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , планируемые результаты, методическая литература ....