Рабочая программа кружка "Я познаю мир"
рабочая программа (2 класс)
Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_poznayu_mir.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей среде, активной деятельности по изучению и охране природы своего края - Брянской области.
Задачи:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- воспитывать умения видеть в обычном необычное и удивительное;
- углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- иметь представления об охраняемых территориях России и своей области;
- привлекать детей к практической деятельности по охране природных ресурсов своего края - Брянской области;
- воспитывать ответственное отношение учащихся к окружающей среде своего края и всей страны;
- формировать в детях нравственно - эстетические качества и экологическую культуру;
- повышать экологическую грамотность учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» рассчитана на детей 1 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Тематическое планирование кружка составлено на основе программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Кружок проводится 1 раз в неделю. Всего 37 часов.
Методы работы:
- словесный;
- исследовательский;
- поисковый;
- наглядный;
- практический;
- игровой;
- метод коллективного творчества
Формы работы:
-работа со справочной литературой;
-уход за комнатными растениями;
-создание тематических папок и стендов;
-подготовка и проведение мастер-классов;
-озеленение школы и класса;
-экскурсии;
-создание экологических проектов;
-уборка пришкольной территории;
-исследовательская деятельность;
-создание буклетов экологического содержания;
-экологические выставки;
-литературное творчество;
-демонстрации фильмов о природе.
Программа кружка «Я познаю мир» предусматривает исследовательскую и проектную работу учащихся. Достаточно много воспитательных мероприятий посвящено трудовой и созидательной деятельности детей.
Методы и формы экологического воспитания:
Цели и задачи экологического воспитания младших школьников отражены в четырех компонентах:
- научно-познавательном;
- ценностном;
- нормативном;
- практически-деятельностном.
Научно - познавательный раскрывает свойства предметов и явлений, связи между ними.
Ценностный показывает значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека.
Нормативный – это правила поведения человека в природе. Содержание данного компонента должно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!
Практически - деятельностный должен привести к выводу, что
что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека, а поэтому оберегать окружающую среду – значит заботиться о здоровье человека.
Основными организационными формами являются:
- занятие – викторина,
- занятие – путешествие,
- занятие – исследование,
- занятие – дискуссия,
- занятие – сказка,
- компьютерные презентации
Большое внимание уделяется совместной со взрослыми практической деятельности: проведению наблюдений, опытов, использование дискуссий, моделирования, ролевых игр, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; чтение энциклопедий, работа с картой, составление проекта и т.д.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- основы экологической культуры;
- особенности природы своего края;
- основные признаки времен года;
- значение природы для человека;
- группы растений и животных;
- охраняемые растения и животные своего края;
- правила поведения в природе;
- животный мир родного края;
- современные экологические проблемы;
Должны уметь:
- различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе ;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- проводить поисково-исследовательскую деятельность;
- применять полученные знания на практике;
- работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
- пользоваться коммуникативными умениями;
- осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
- различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
- адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
В результате реализации программы «Я познаю мир» планируются следующие результаты:
- умение оценивать себя и свои возможности;
- развитие познавательных интересов, творческих способностей; позитивных черт личности, соответствующих требованиям современной жизни.
- ориентироваться в современном животном и растительном мире;
- оказывать посильную помощь животным, птицам, ухаживать за растениями;
- экологически грамотно вести себя на природе;
- принимать участие совместно со взрослыми в практической природоохранной деятельности;
- видеть красоту природы при разных условиях;
- пользоваться стратегией здорового образа жизни;
- высказывать свою точку зрения;
- осознавать себя частью природы;
- осознавать ежедневную ответственность за будущее планеты, родной природы, а значит за свое будущее и будущее своих близких людей.
Содержание программы
1 класс
№ | Тема занятия | Дата план. | Дата факт. | Элементы содержания | Кол-во часов | Виды занятий | Методическое обеспечение |
1 | Вводное занятие. Природа вокруг нас | Что такое экология? Как охраняют природу | 1 | Игра « Живое и неживое» | |||
2 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени» | Наблюдают за растениями и животными осенью. Слушают шелест листвы и пение птиц. Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского «Рассказ про осень» | 1 | Экскурсия | Рисунки, картинки, карточки с заданиями. | ||
3 | Откуда берётся и куда девается мусор? | Наблюдение за чистотой двора, пришкольного участка. Конкурс фотографий «А вам не стыдно?» | 1 | Практич. | Фотографии, рисунки, презентация | ||
4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | Показать пример для жителей города и учеников школы по соблюдению чистоты вокруг. Конкурс рисунков «Знак чистоты» | 1 | Практич. | Презентация, рисунки | ||
5 | Лиственные и хвойные деревья моего края. | Экскурсия «Узнай дерево». Игра «Узнай дерево по листику» | 1 | Экскурсия | Карточки с заданиями. | ||
6 | Птицы моего двора Воробей — самая распространённая птица на Земле? | Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Интересные факты из жизни птиц. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Как воробышек солнце встречал» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказа В.А. Сухомлинского «Как воробышек солнце встречал» | ||
7 | Ворона - «интеллектуальная» птица | Презентация о вороне. Интересные факты. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона». | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Ворона». | ||
8 | Ворон - красивая, умная птица | Презентация о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон». | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Ворон». | ||
9 | Сорока - белобока -лесная сплетница» | Презентация о сороке. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Сорока» | ||
10 | «Лесной доктор» - дятел | Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел». Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Любопытный Дятел» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Дятел» | ||
11 | Галка - городская птица | Беседа о галке, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Галка» | ||
12 | «Пернатая кошка» -сова | Знакомство с «Пернатой кошкой» - совой. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Игра «Кто и что ест?» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Сова». | ||
13 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | Изготовление кормушек для птиц из бросового материала. Сбор корма для птиц. Развешивание кормушек. Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского « Птичья кладовая» | 1 | Практич. | Сказка В. А. Сухомлинского « Птичья кладовая» | ||
14 | Загадочная птица - кукушка | Презентация о кукушке. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского « Кукушкино горе» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Кукушка» | ||
15 | Любимая птица – снегирь | Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Красногрудые снегири» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Снегирь», сказка В. А. Сухомлинского «Красногрудые снегири | ||
16 - 17 | «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России | Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Проект «Сестрицы-синицы». Наблюдение за птицами. Выполнение проекта наблюдений. Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?» | 2 | Подготовка проекта | Презентация, рассказ В. А. Сухомлинского «Почему плачет синичка?» | ||
18 | Наш добрый сосед - скворец. | Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Подготовка к конкурсу стихов о птицах. | 1 | Беседа, игра | Презентация | ||
19 | Обобщающее занятие о птицах. | Практическое занятие «Узнай птицу по голосу» Игра «Мы вас знаем!» | 1 | Практич. | Презентация | ||
20 | Экскурсия-прогулка в лес «Краски и звуки зимы» | Наблюдение за природой зимой. Роль снега в жизни растений. Конкурс рисунков «Красавица - зима» | 1 | Конкурс | Презентация | ||
21 | «Лиса Патрикеевна» | Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве Обсуждение проблемы: как лиса ловит мышей зимой? | 1 | Занятие -исследование | Презентация | ||
22 | Дикие животные. Заяц — «Длинное ухо» | Презентация о зайце. Чтение рассказа В. Зотова «Заяц – беляк» Проблемный вопрос: погибнут ли лисы, если исчезнут из леса зайцы? Чтение и обсуждение сказки В. А. Сухомлинского « Зайчик и рябина» | 1 | Беседа, игра | Презентация, рассказ В. Зотова «Заяц – беляк» | ||
23 | Серый хищник – волк | Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке. Проблемный вопрос: нужно ли истреблять волков? | 1 | Занятие-дискуссия | Презентация | ||
24 | Хозяин леса – медведь | Разгадывание загадок, рассказ учителя о медведе. Составление портрета «Бурый медведь». Чтение рассказа В. Зотова «Медведь». Проблемный вопрос: чем питается медведь зимой? | 1 | Занятие -исследование | Презентация, рассказ В. Зотова «Медведь». | ||
25 | Любознательный зверёк – белка | Познакомить с особенностями поведения белки. | 1 | Занятие -исследование | Презентация | ||
26 | Куница - охотник на белок | Знакомство с куницей, отгадывание кроссворда. Рассказ В. Бианки «Куница за белкой». Творческая работа «Придумай загадку» | 1 | Творч. работа | Презентация, рассказ В. Бианки «Куница за белкой» | ||
27 | Лесной красавец – лось | Загадки, рассказ учителя, презентация о лосе. Чтение рассказа В. Зотова «Лось» Проблемный вопрос: нужно ли охранять лосей и почему? | 1 | Занятие-дискуссия | Презентация, рассказ | ||
28 | Сердитый недотрога - ёж | Разгадывание загадок, материал из энциклопедии. Рассказ В. Зотова «Ёж» Проблемный вопрос: любимое лакомство ежа? Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского «Как Ёж готовится к зиме» | 1 | Занятие -исследование | Рассказ В. Зотова «Ёж» | ||
29 | Подземный житель - крот | Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, Игра: «Поле чудес» рассказ В. Зотова «Земляные холмики». Проблемный вопрос: пользу или вред приносят кроты? | 1 | Занятие-дискуссия | Презентация, рассказ В. Зотова «Земляные холмики» | ||
30 | Бобр-строитель | Презентация о бобре. Питание. Хатки. Запруды. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр». Проблемный вопрос: какую пользу приносят бобры? Нужно ли их охранять | 1 | Занятие-дискуссия | Презентация, рассказ В. Зотова «Бобр» | ||
31 | Мышка-норушка | Знакомство с полевой мышью, сообщения учащихся. Урон полям и огородам от нападения мышей. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» Проблемный вопрос: если истребить всех мышей…?. | 1 | Занятие исследование | Презентация, рассказ В. Зотова «Мышь» | ||
32 - 33 | Обобщающее занятие о диких животных | Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Викторина «Эти забавные животные» Игра «Чьё это меню?» | 2 | Игра | Презентация | ||
34 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны» | Правила поведения в лесу. Наблюдение за просыпающейся природой. Краски и звуки весны. Конкурс рисунков «Весна - красна» Чтение и обсуждение сказки В.А. Сухомлинского « Лес весной» | 1 | Экскурсия | Рассказ В.А. Сухомлинского « Лес весной» | ||
35-36 | Обобщающее занятие. Что узнали нового? Чему научились? | Проблема: все ли животные нуждаются в охране? Игра «Знай и охраняй живое» | 2 | Занятие дискуссия | Презентация | ||
37 | Акция «Собери макулатуру - сохрани дерево» | Показать значение сбора макулатуры: очищение города от мусора, сбережение деревьев. Принять участие в акции по сбору макулатуры | 1 | Практич. | Презентация |
Литература
- Плешаков А. А. Экология для младших школьников. Факультативный курс для начальных классов. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Тарасова Т. И. Экологическое образование младших школьников на медпредметной основе// Начальная школа. – 2000. - № 10.
- Программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
- В. Зотов Лесная мозаика – М.: Просвещение, 1993 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов
Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....
Рабочая программа "Я познаю мир" для учащихся I-II вида
Рабочая программа для глухих детей 2 класса...
Рабочая программа кружка по программе English Theatre 2014-2015
Методическая разработка по внеурочной деятельности по английскому языку для учащихся первого и третьего годов обучения....
Программа кружка "Познай себя"
Кружок "Познай себя"...
Рабочая программа кружка «Я познаю мир»
Рабочая программа кружка «Я познаю мир»...
Рабочая программа «Я познаю мир»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Изучение курса «Я познаю мир» направлено на достижение следующих целей:• формирование целостной картины мира и осознание мес...
Рабочая программа кружка "Я познаю себя" ФГОС 3 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , планируемые результаты, методическая литература ....