Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
«Познаем сами»
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чураковой.
- Программ по учебным предметам (М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 245 с.).
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
- Концепции обучения в разновозрастной группе учащихся Л.В. Байбородовой.
Цель программы: формирование экологической и культурологической грамотности младших школьников.
Задачи:
- Формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
- Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края.
- Освоение универсальными учебными действиями через проектную деятельность по изучению природы родного края.
- Освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
- Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
- Экологическая направленность, связанная с формированием культуры поведения в живой природе, сохранения природных объектов,
2. Перспективный характер познания природы и культуры своего края (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе).
3. Вариативность форм внеурочной проектной деятельности:
- работа в группах (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки);
- индивидуальная работа (выполнение домашних заданий; оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений; экскурсии с родителями и т. д.).
Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.
Научно - познавательное направление представлено с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений учащихся в процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности: исследовательские работы, разработка проектов, экскурсии по родному краю, конкурсы, конференции.
Духовно - нравственное направление представлено этическими беседами, с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России: выставки рисунков, презентации, раскрывающие проблемы окружающей среды, отношение к природной среде.
Социальное направление - с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащение детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения: акции по уборке территории, работа на пришкольном участке, посадка саженцев деревьев.
Программа адаптирована для обучения в разновозрастной группе учащихся начальной школы:
1 год обучения по программе – 1 (33часа),2 классы (34 часа);
2 год обучения по программе - 2-3 классы (34 часа);
3 год обучения по программе - 3-4 классы (34 часа).
Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_poznem_sami_1-4_klpublikatsiya.doc | 383.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Давыдовская общеобразовательная основная школа
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________
«___» | «Утверждаю» Директор МОУ Давыдовская ООШ _______________________
«___» |
Рабочая программа
внеурочной проектной деятельности
«Познаем сами»
учителя начальных классов Сомовой С.А.,
составленной на основе авторской программы
«Изучаем природу родного края» Р.Г.Чураковой
С Давыдово
2014г.
Внеурочная проектная деятельность
«Познаем сами»
Пояснительная записка
Особенностью любой сельской школы является близость к природным объектам. Проблемы сохранения окружающей среды актуальны не одно десятилетие. Сельским жителям эти проблемы близки и понятны.
Наше село расположено в красивом живописном уголке. На его территории расположен комплексный (ландшафтный) заказник «Давыдовский». Наибольшую ценность заказника представляет наличие большого количества пойменных озер с богатой флорой и фауной. Поэтому наше главное преимущество - близость природы - объекта познания. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения жизнедеятельности школьников.
На территории школы находится учебно - опытный участок. Он является базой для реализации образовательных программ, исследовательской работы, проведения уроков сельскохозяйственного труда, фенологических наблюдений, экскурсий, летней трудовой практики. Здесь учащиеся получают дополнительные знания по биологии, экологии, сельскому хозяйству; приобретают умение и навыки выращивания различных сельскохозяйственных, декоративных культур. При работе на участке воспитывается любовь к природе, уважение к труду, патриотические чувства и основы экологической культуры.
Изучение родного края, знакомство с правилами поведения на природе происходит во время походов и экскурсий. Регулярными являются экскурсии в лес, на озера, речки, по экологической тропе. Ежегодно проходят походы на озеро Свято. Ежегодно проводятся десанты по уборке и благоустройству территории, посадке саженцев деревьев.
Учащиеся школы принимают активное участие в эколого- краеведческих конкурсах на уровне школы, района, области. Участвуют в акциях: «Сделай наш дом чище», «Сохраним леса России», «Мы за экотранспорт», «Посади свою аллею», «Каждой пичужке своя кормушка».
В условиях сельской школы для учащихся есть все возможности для более близкого знакомства с природой родного края, современным его состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Поэтому эколого-краеведческое воспитание является одной из приоритетных задач образования в МОУ Давыдовская ООШ .
Решить задачи по формированию эколого- краеведческой культуры в начальной школе можно посредством проектной деятельности, которая ориентирована на индивидуальную, парную или групповую деятельность учащихся и выполняется в течение определенного отрезка времени, в данном случае - в течение четырех лет.
Проектная деятельность «Познаем сами» в начальной школе - позволяет сформировать и закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли растений в жизни человека, об экологических особенностях села, об улучшении качества окружающей среды; помогает детям проявить свою творческую активность, самим строить межличностные отношения в малых рабочих группах и в коллективе в целом, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
МОУ Давыдовская ООШ является малокомплектной. Преподавание в начальной школе ведется в двух классах комплектах. Обучение в разновозрастной группе учащихся имеет свои особенности. Малочисленность классов школы создает благоприятные условия для индивидуализации, для построения индивидуального маршрута развития ребенка Дети разного возраста могут объединяться в поиске разрешения проблемы. Каждый ребенок получает возможность реализовать и утвердить себя, пережить чувство успеха. Создает ощущение своей необходимости и полезности, уверенности в собственных силах.
Данный курс позволит реализовать деятельностный подход к воспитанию детей, формирование трудолюбия и гражданственности.
Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.
Научно - познавательное направление представлено с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений учащихся в процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности: исследовательские работы, разработка проектов, экскурсии по родному краю, конкурсы, конференции.
Духовно - нравственное направление представлено этическими беседами, с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина Росии: выставки рисунков, презентации, раскрывающие проблемы окружающей среды, отношение к природной среде.
Социальное направление - с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащение детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения: акции по уборке территории, работа на пришкольном участке, посадка саженцев деревьев.
Цель программы: формирование экологической и культурологической грамотности младших школьников.
Задачи:
- Формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
- Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края.
- Освоение универсальными учебными действиями через проектную деятельность по изучению природы родного края.
- Освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.
Реализация программы проектной внеурочной деятельности предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:
- Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
- Экологическая направленность, связанная с формированием культуры поведения в живой природе, сохранения природных объектов,
2. Перспективный характер познания природы и культуры своего края (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе).
3. Вариативность форм внеурочной проектной деятельности:
- работа в группах (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки);
- индивидуальная работа (выполнение домашних заданий; оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений; экскурсии с родителями и т. д.).
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы внеурочной проектной деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чураковой.
- Программ по учебным предметам (М.: Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 245 с.).
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
- Концепции обучения в разновозрастной группе учащихся Л.В. Байбородовой.П
Программа адаптирована для обучения в разновозрастной группе учащихся начальной школы:
1 год обучения по программе – 1-2 классы (34 часа);
2 год обучения по программе - 2-3 классы (34 часа);
3 год обучения по программе - 3-4 классы (34 часа).
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
№ | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Методы и приемы |
Проявление интереса к познанию мира природы | Овладение определенными познавательными навыками учащихся | Сформированы познавательные интересы | Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний. | Поиск информации | |
Формирование своей точки зрения | Формируется собственная точка зрения | Адекватное определение задач саморазвития | Осознание способов поддержания своей самооценки | Дискуссия Индивидуальная деятельность Обмен информацией Рассуждение, доказательство, аргументация | |
Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков. | Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков. | Осознание ценности природы родного края и ответственности человека за её сохранение. | Принятие ценности природного мира родного края, необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения. | Ведение проблемного диалога; Проведение ролевых игр; Мозговой штурм; Исследовательская работа | |
Называть и оценивать правила безопасного поведения в природе. | Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в природе. | Понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в природе. | Соблюдать правила безопасного поведения в природе. | Работа в парах, группах; Обмен информацией; Использование памяток; | |
Проявление интереса к самостоятельному конструированию своих знаний. | Проявление навыков самостоятельности при конструировании свои х знаний. | Самостоятельно конструировать свои знания. | Самостоятельно конструировать свои знания. | Планирование, выдвижение гипотиз; Прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция; Прием моделирования; |
1 класс | 2 класс | Методы и приемы | |
Регулятивные УУД | Учиться высказывать своё предположение (версию); | Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; | Планирование, Прогнозирование, Контроль и самоконтроль |
учиться работать по предложенному учителем плану; | работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты); | ||
учиться отличать верно выполненное задание от неверного. | учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем. | ||
Познавательные УУД | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; | Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг; | |
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в доп. источниках информации; | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; | Поиск информации в Словаре; Поиск информации в Интернете; Рассуждение, доказательство, аргументация; Наблюдение | |
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; | -добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях; -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); | ||
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; | перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | ||
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; | |||
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. | |||
Коммуникативные УУД | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста); | Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; | Общение со своими товарищами; Общение с учителем; Работа в парах и группах; Обмен информацией |
слушать и понимать речь других; | слушать и понимать речь других; | ||
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; | вступать в беседу; | ||
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
3 класс | 4 класс | Методы и приемы | |
Регулятивные УУД | Осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий; контроль с проверкой работы соседа по парте; | Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий; | Планирование, Прогнозирование, Контроль и самоконтроль |
Использовать в работе литературу, инструменты, приборы | Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, икт, инструменты и приборы | ||
Осуществление внутреннего плана действий; | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату; | ||
Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов. | Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | ||
Познавательные УУД | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату; | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату; | Поиск информации в Словаре; Поиск информации в Интернете; Рассуждение, доказательство, аргументация; Наблюдение |
Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий; | Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий; | ||
Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски., сеть Интернет) | ||
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. |
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков. | ||
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | ||
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; | |||
Составлять план текста | Уметь передать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | ||
Коммуникативные УУД | - учиться умению обосновывать свою позицию; Инициативное сотрудничество:задания, требующие распределения работы с соседом по парте; | - умение обосновывать свою позицию; умение работать по правилам; | Общение со своими товарищами; Общение с учителем; Работа в парах и группах; Обмен информацией |
- умение учитывать разные мнения и интересы; | - умение учитывать разные мнения и интересы; | ||
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) | Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном самостоятельном решении проблемы (задачи | ||
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). | учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
Планируемый коллективный результат 1-го года занятий обучающихся – создание «Определителя растений родного края» - коллективного продукта, результата совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).
При создании « Определителя растений родного края» обучающиеся научатся:
1.Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы своего края;
называть их основные отличительные признаки, используя полученную
информацию в результате наблюдений.
2.Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений).
3.Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
4. Называть и оценивать правила безопасного поведения во время экскурсий ,
правила передвижения, правила гигиены.
5.Называть и оценивать правила поведения в природе (этические нормы, отношение
к природе).
Планируемый коллективный результат 2-го года занятий обучающихся –
альбом «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).
При создании альбома «Опыты, наблюдения, эксперименты» обучающиеся
научатся:
1.Ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.
2. Анализировать результаты наблюдений, делать выводы.
3. Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных
источников знаний (Интернет, детские энциклопедии)
Планируемый коллективный результат 3-го года занятий обучающихся –
альбом «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов
и наблюдений).
При создании альбома «Иллюстративные материалы по постановке опытов и
экспериментов» обучающиеся научатся:
- Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние.
- Фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края.
- Следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов
- Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды, воздуха, почвы.
- Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,
готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
Планируемый коллективный результат 4-го года занятий обучающихся –
альбом по теме «Родной край – часть великой России», коллективный продукт, результат совместной работы учеников, учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).
При создании альбома «Родной край - часть великой России» обучающиеся
научатся:
1.Собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических
событий, памятники истории культуры родного края).
2.Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете,
в краеведческом музее, из бесед со взрослыми).
Получаемый продукт - результат деятельности одного ученика. Далее из таких личных изделий получается коллективный продукт (объединение в альбом).
Тематическое планирование занятий
1- 2 класс
№ урока
| Тема занятия | Форма разновозрастного занятия | |
1 класс | 2 класс | ||
Тема №1 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) (3часа) | Тема №1 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период (8 часов) | ||
1. | Лиственные и хвойные деревья | Кружковое занятие. Коллективная деятельность | |
(дикорастущие растения) | (в осенний период) | ||
2. | Техника безопасности: правила поведения в лесу, на пришкольном участке; правила передвижения, правила гигиены. | Вводное занятие перед экскурсией | |
3. | Экскурсия в осенний лес Лиственные и хвойные деревья | Экскурсия. Совместная деятельность обучающихся и родителей | |
Дикорастущие растения. (Зарисовка листьев) | Лиственные и хвойные деревья в осенний период (Определение названий) | ||
Тема №2 Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) (3часа) | |||
4. | Экскурсия в осенний лес | ||
Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) | Экскурсия в осенний лес: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. | ||
5. | Экскурсия на пришкольный участок. | ||
Кустарники и травянистые растения. Посадка кустарников «Аллея первоклассников». | Зарисовка лиственных и хвойных деревьев. | ||
6. | Правила поведения в природе. Индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита. | Подготовка отчетов по материалам экскурсии | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
| Тема №3 Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона) (6часов) | ||
7. | Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона) | Отчеты по материалам наблюдений на экскурсии. Оформление страниц методического пособия «Опыты. Наблюдения. Эксперименты» | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
8. | Экскурсия в осенний лес: различие (узнавание) деревьев и кустарников. Сбор опавших листьев. Сушка листьев и семян совместно с родителями | Экскурсия. Совместная деятельность обучающихся и родителей | |
Тема №2 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период (8 часов) | |||
9. | Зарисовка листьев, деревьев и кустарников. | Лиственные и хвойные деревья в зимний период. Чтение статей из хрестоматии. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
10. | Выставка материалов с целью отбора лучших работ. | Лиственные и хвойные деревья в зимний период. Исследование веточки тополя с зимней почкой. Зарисовка. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
11. | Оформление страниц определителя растений родного края. | Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность |
12 | Экскурсия на пришкольный участок. Определение названий деревьев. | Экскурсия. Совместная деятельность обучающихся и родителей | |
Тема №4 Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) (6часов) | |||
13. | Плодовые растения нашей местности. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников. | Подготовка отчетов по материалам экскурсии. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
14. | Презентация своего садового участка совместно с родителями. | Отчеты по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы» | Совместная деятельность обучающихся и родителей |
15. | Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность. |
16. | Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растения региона. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность. |
Тема №3 Свойства воздуха (4 часа) | |||
17. | Отчет о выполненной работе. | Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
18. | Оформление страниц определителя растений родного края | Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
Тема №5.Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России (8 часов) | |||
19. | Травянистые растения края, занесенные в Красную книгу Владимирской области. | Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
20. | Травянистые растения края, занесенные в Красную книгу Владимирской области. Поиск информации в интернете, справочниках, книгах об охраняемых растениях. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность |
Тема №4. Свойства воды (4 часа) | |||
21. | Подготовка отчета о выполнении задания в форме рисунков. | Постановка опытов, выявляющих свойства воды. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
22. | Кустарники нашего края, занесенные в Красную книгу Владимирской области. | Постановка опытов, выявляющих свойства воды. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
23. | Кустарники нашего края, занесенные в Красную книгу Владимирской области . Поиск информации в интернете, справочниках, книгах об охраняемых кустарниках. | Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
24. | Подготовка отчета о выполнении задания в форме рисунков. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Кружковое занятие. Коллективная деятельность. |
Тема №5. Условия, необходимые для развития растений (10 часов) | |||
25. | Деревья нашего края, занесенные в Красную книгу Владимирской области.. | Условия, необходимые для развития растений. Чтение статей из хрестоматии. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
26. | Обобщение информации. Отчеты по результатам работы. | Постановка эксперимента с семенами фасоли. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
Тема №6. Деревья, кустарники, травянистые растения региона (3 часа) | |||
27. | Отбор материала в « Определитель растений родного края» | Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
28. | Подготовка материала к выставке | Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность. |
29. | Подготовка материала к выставке. | Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность. |
Тема №7.Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы) (4часа) | |||
30. | Подготовка к презентации «Определителя растений» | Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность. |
31. | Презентация «Определителя растений родного края» | Отчеты по материалам экспериментальных исследований. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность. |
32. | Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность |
33. | Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир» | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность |
34. | Итоговое занятие. Презентация пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». | Кружковое занятие. Коллективная деятельность. |
Тематическое планирование занятий
2 -3класс
№ урока
| Тема занятия | Форма разновозрастного занятия | |
2 класс | 3 класс | ||
Тема №1 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период (8 часов) | Тема №1 Дневник наблюдений за погодой(8 часов) | ||
1. | Лиственные и хвойные деревья в осенний период (Чтение статей из хрестоматии) | Составление словарика научных терминов (ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр) -Интернет. Отбор лучших словариков. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность |
2. | Опытное исследование опавших листьев, веточек с помощью лупы. Зарисовка | Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой .Разработка формы дневника наблюдений. | |
3. | Техника безопасности: правила поведения в лесу, на пришкольном участке; правила передвижения, правила гигиены. | Вводное занятие перед экскурсией | |
4. | Экскурсия в осенний лес. | Экскурсия. Совместная деятельность обучающихся и родителей | |
Лиственные и хвойные деревья (определение названий) | Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник. | ||
5. | Экскурсия в осенний лес | ||
Экскурсия в осенний лес: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. | Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник | ||
6. | Экскурсия на пришкольный участок. | ||
Зарисовка лиственных и хвойных деревьев. | Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник | ||
7. 8. | Подготовка отчетов по материалам экскурсии | Обсуждение индивидуальных результатов наблюдений за погодой. | Кружковое занятие. Коллективная деятельность |
Отчеты по материалам наблюдений на экскурсии. Оформление страниц методического пособия «Опыты. Наблюдения. Эксперименты» | Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов, и экспериментов» | ||
Тема №2 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период (8 часов) | Тема №2 Свойства воды в жидком состоянии(нагревание, охлаждение, замерзание) (6 часов) | ||
9. | Лиственные и хвойные деревья в зимний период. Чтение статей из хрестоматии. | Эксперимент по выявлению свойств воды при нагревании. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
10. | Лиственные и хвойные деревья в зимний период. Исследование веточки тополя с зимней почкой. Зарисовка. | Эксперимент по выявлению свойств воды при охлаждении. | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
11. | Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам. | Оформление результатов | Кружковое занятие. Коллективная деятельность |
12 | Экскурсия на пришкольный участок. | Экскурсия. Совместная деятельность обучающихся и родителей | |
Определение названий деревьев. | Свойства воды в зимний период (исследование водонапорной башни) | ||
13. | Подготовка отчетов по материалам экскурсии. | Подведение итогов, выставка презентаций | Выставка презентаций. Работа в малых группах |
14. | Отчеты по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы» | Оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» | Кружковое занятие. Коллективная деятельность |
Тема №3 Определение прозрачности воды (6 часов) | |||
15. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана | Кружковое занятие Коллективная деятельность |
16. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Оформление полученных результатов | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
Тема №3 Свойства воды (4 часа) | |||
17. | Постановка опытов, выявляющих свойства воды. | Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема ( пруда) | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
18. | Постановка опытов, выявляющих свойства воды. | Оформление полученных результатов | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
19. | Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов. | Выставка презентаций | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
20. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» | Презентация. Коллективная деятельность. |
Тема №4. Свойства воздуха (4 часа) | Тема №4. Свойства воздуха (6 часов) | ||
21. | Постановка опытов, выявляющих свойства воды. | Опытное исследование свойств воздуха | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
22. | Постановка опытов, выявляющих свойства воды. | Оформление полученных результатов | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
23. | Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов. | Опытное исследование свойств воздуха | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
24. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Оформление полученных результатов | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
Тема №5. Условия, необходимые для развития растений (10 часов) | |||
25. | Условия, необходимые для развития растений. Чтение статей из хрестоматии. | Выставка презентаций | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
26. | Постановка эксперимента с семенами фасоли. | Оформление пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» | Кружковое занятие. Коллективная деятельность |
Тема №5 Почва и её состав | |||
27. | Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. | Опытное исследование свойств почвы | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
28. | Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента. | Оформление полученных результатов | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
29. | Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента. | Опытное исследование свойств почвы | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
30. | Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов. | Оформление полученных результатов | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
31. | Отчеты по материалам экспериментальных исследований. | Оформление презентаций | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
32. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Выставка презентаций | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
33. | Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» | Подготовка и итоговому занятию | Кружковое занятие. Работа в малых группах |
34. | Итоговое занятие. Презентация пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты». | Итоговое занятие. Презентация пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов» | Выставка -презентация. Коллективная деятельность |
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение», 2010;
2. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» М.: «Просвещение», 2010;
3. «Основная образовательная программа образовательного учреждения» (УМК «Перспективная начальная школа») М.: «Просвещение», 2010;
4. Учебник, 1,2.3,4 класс, «Окружающий мир»;
5. Тетрадь для самостоятельных работ, 1,2,3,4 класс «Окружающий мир»;
6. Хрестоматия, 1,2,3,4 класс «Окружающий мир».
7.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...
Рабочая программа "Открываем мир сами". Проектная деятельность в начальной школе.
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под про...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Программа внеурочной деятельности "Самый умный"
Программа предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное представление о различных видах ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"
Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...
дополнительная рабочая программа "Мастерим игрушки сами"
дополнительная образовательная программа для начальной школы "Мастерим игрушки сами"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" для учащихся 1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...