Рабочая программа кружка «Я познаю мир»
рабочая программа (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МАОУ «Утатуйская СОШ»
Утверждаю
Директор МАОУ «Утатуйская СОШ»
________В.С. Гонжитова
«__»________ 2017 года
базовый уровень
Учитель: Будаева Ж.Ю.
2017-2018 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………..…………3
Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………5
Календарно-тематическое планирование………………………………….6
Содержание тем учебного курса……………………………………………9
Список литературы……………………………………………………..…..11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности , познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся, их доступность, уровень предшествующей подготовки.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями и животными, экскурсии в ближайшее природное и социальное окружение.
Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, диаграмм, графиков, макетов и представляются на конференциях. Учебные конференции рассматриваются как один из способов оценивания самими учащимися результатов выполненной работы.
Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
В освоении экологических знаний программа предусматривает использование туристской деятельности как вспомогательного средства.
Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учебно-тематический план
Тема | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | ||
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | |||||
1. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | ||||
2. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | ||||
3. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | ||||
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | |||||
4. | Живая оболочка планеты. | ||||
5. | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | ||||
6. | Солнце - как источник энергии. | ||||
7. | КВН «Планета загадок» | ||||
8. | Цепи питания | ||||
9. | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | ||||
10. | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | ||||
11. | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | ||||
12. | Растения и их роль на Земле Экскурсия. | ||||
13. | О братьях наших меньших. | ||||
14. | Рыбы и их многообразие. | ||||
15. | Час эрудитов «Птичьи имена». | ||||
16. | Проект «Сохраним красоту природы» | ||||
17. | Человек и его корни. Родословное древо семьи | ||||
18. | Моя Родина – Россия! | ||||
19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | ||||
20 | Откуда пошла земля Русская! | ||||
21 | Ледовое побоище. | ||||
22 | Слово о полку Игореве. | ||||
23 | Московское государство. | ||||
24 | Московский Кремль. | ||||
25 | Смутное время в России. | ||||
26 | Преобразования Петра I | ||||
27 | Екатерина Великая | ||||
28 | Михаил Васильевич Ломоносов | ||||
29 | Отечественная война 1812 года. | ||||
30 | Император Александр II | ||||
31 | Времена Советской власти и СССР. | ||||
32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | ||||
33. | Российская Федерация | ||||
34 | Проект «Сохраним иоторию родного края» |
Содержание тем учебного курса
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питани . |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле .Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края» |
Литература
1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! |
2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. |
3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. |
4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. |
5 | Л.Экономов. Мир наших чувств |
6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. |
7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
Программа кружка "Я познаю мир"
Программа кружка «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащих...
Программа кружка "Я познаю мир"
ФГОС предполагает создать учащимся условия для полноценного освоения школьниками универсальных учебных действий. Прежде чем организовать исследовательскую и проектную деятельность в учебном проц...
Рабочая программа кружка "Я познаю мир"
Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, воспитание ответственного отношения к окружающей ср...
Рабочая программа кружка "Я познаю себя" ФГОС 3 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование , планируемые результаты, методическая литература ....
Программа кружка "Я познаю мир" для 2 класса
Программа кружка "Я познаю мир" способствует формированию у учащихся интереса к естественно-научным дисциплинам, экологической культуры...