Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроке русского языка
методическая разработка

Юлия Александровна Минина

Методика преподавания русского языка в коррекционной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_detmi_s_intellektualnoy_nedostatochnostyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фоменко Ю. А., учитель начальных классов

ГБОУ школа №432 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью

на уроке русского языка

Русский язык является основополагающим предметом в специальной школе. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится примерно 20—50% учебного времени.

Современная система специального образования призвана обеспечить  повышение качества жизни детей с особенностями психофизического развития, формировать готовность к активному участию в жизни общества.

Методика преподавания русского языка в коррекционной школе широко опирается на данные о ребенке, которые предоставляет психология. Психологические исследования познавательных процессов и особенностей речевого развития учащихся помогают определять оптимальные пути обучения русскому языку, предусматривать возможные трудности, отбирать материал, дифференцированно планировать приемы работы и виды заданий.

Дети с интеллектуальной недостаточностью с большими затруднениями усваивают сложные системы понятийных связей и легче — простые. Поэтому программа с 1-го по 9-й класс построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным усложнением и внесением новых знаний. Концентрическое расположение материала дает возможность разъединять сложные грамматические понятия и умения на составляющие элементы и каждый отрабатывать отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для отработки умений и навыков.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Коррекционная направленность педагогического процесса – важнейший принцип специального образования. Основная идея заключается в некотором совершенствовании содержания обучения русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью, которое отличалось бы его структурной простотой и было предельно адаптировано с учетом возможностей детей. В связи с этим значительно снижена по сравнению с программой средней общеобразовательной школы глубина изучаемого материала, дается значительно менее широкая система знаний и умений. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. На специальных логопедических занятиях и непосредственно на уроках русского языка коррегируются дефекты произношения, формируются фонетико-фонематические представления.

Известно, что для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны слабая познавательная восприимчивость и низкая продуктивность восприятия предъявляемой информации, особенно словесной, быстрое забывание. Коррекционно-развивающая работа в этом случае осуществляется путем неоднократного предъявления одних и тех же знаний и большого количества упражнений, а также повторного обращения к ранее усвоенному материалу. При сообщении или объяснении нового материала учитель постоянно прибегает к воспроизведению уже изученного.

Не менее важное значение имеет практическая направленность программного материала, его нацеленность на формирование у детей речевых навыков.

На занятиях по развитию речи уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова. Ребенок, получая знания о предметах и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.

У детей с интеллектуальной недостаточностью имеется недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Словарный запас этих детей значительно беднее, чем у нормальных детей. Принимая во внимание неполноценность личного опыта школьников в любом виде деятельности, программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды, в течение которых у детей коррегируют недостатки прошлого опыта, готовят учащихся к усвоению последующих разделов программы.

Обучение языку учащихся с интеллектуальной недостаточности нацелено на формирование умения общаться в различных жизненных ситуациях в устной и письменной форме, основной целью обучения языку является формирование коммуникативной и социокультурной компетенций учащихся.

Главным в обучении является не столько сообщение о различных аспектах языка, сколько формирование навыков практического использования языковых категорий в речи.

Уже с первых шагов школьного обучения необходимо формировать у учащихся умения пользоваться речью: слушать и понимать инструкцию учителя, руководствоваться ею, адекватно строить высказывания разных типов (описания, повествования и рассуждения) сначала в устной, а в старших классах в письменной форме.

      Программа обучения состоит из двух разделов: добукварный и букварный периоды.

      Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка.

      В этот период начинается работа по формированию у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений.

      На уроках обучения грамоте значительное место отводится развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции, отвечать на вопросы, приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

В букварный период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом.

В первые годы обучения языковой и речевой материал, как уже говорилось ранее, в значительной мере усваивается в процессе выполнения упражнений; в старших классах вводятся элементарные теоретические обобщения, которые способствуют дальнейшему продвижению учащихся в овладении речью. Таким образом, курс грамматики в специальной школе не является лингвотеоретическим. Это так называемая практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.

Дети  получают образование только в специальной школе, в связи с чем программа по русскому языку ориентирована на то, чтобы дать им хотя и элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка

Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...

Роль театрализованных праздников в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается значение театрализованных праздников в коррекции и развитии учащихся с проблемами в развитии. Приводится опыт работы с детьми, основные этапы подготовки, организации и проведения...

Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка

    В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ I СТУПЕНИ

В связи с изменением требований общества и государства к качеству современного образования в настоящее время на первый план в обучении выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной ...

Доклад "Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"

Доклад «Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью»Галина Ивановна Кравченко Доклад:"Особенности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью"Про...

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»...