Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»
методическая разработка

Янова Марина Леонидовна

Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:


Методические рекомендации по теме: « Развитие и коррекция произвольного внимания у детей с интеллектуальной недостаточностью на уроках русского языка»

                                              

   Достаточно сформированное внимание является залогом успешного обучения  школьников с интеллектуальной недостаточностью.

   Речь является универсальным средством организации внимания. А  правильно организованная деятельность на уроке, регулярное использование специально подобранных упражнений будут способствовать коррекции и развитию произвольного внимания на уроках, в том числе и  русского языка.

При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать и использовать факторы привлечения внимания учащихся:

  1.  Организация урока. Наличие необходимых условий для работы. Учитель должен осознавать, что для привлечения внимания учащихся важно четкое начало и окончание урока. Это способствует созданию рабочего  настроя на уроке. Умственно отсталые дети, приступая к занятиям, не сразу начинают работать в полную силу. Первые несколько минут они втягиваются в работу, а затем наступает время наиболее продуктивного труда.
  2. Отчетливое понимание учеником конкретной учебной задачи выполняемой  на уроке. При постановке и решении познавательных задач учителем коррекционной школы следует обратить внимание, что познавательная задача должна быть посильной и понятной для ученика. Для этого следует, на мой взгляд, подбирать задания таким образом, чтобы ученики участвовали в выводе темы и формулировании целей урока.
  3.  Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может не вызывать у умственно отсталого ученика заинтересованности, но у него существует устойчивый интерес к результату деятельности (оценка, одобрение педагога, родителя, сверстника), поэтому каждое, даже незначительное достижение ребенка с нарушением интеллекта нужно поощрять.
  4.  Создание благоприятных условий на уроке, положительный психологический климат, эмоциональность. Создание благоприятных условий для деятельности, т. е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т. д.) и ограничение одновременно выполняемых действий также положительно действуют на поддержание устойчивого произвольного внимания учащихся с нарушением интеллекта.
  5.  Положительная мотивация, связь с жизнью. Наряду с эмоциональным фактором и интересом, одной из предпосылок произвольного внимания является положительная мотивация деятельности. У учащихся с умственной отсталостью положительная мотивация учебной деятельности в первую очередь связана личным жизненным опытом. Опора на пережитые детьми впечатления помогает активизировать внимание. Привлечь внимание учащихся можно,  используя примеры из жизни, причем важно выбирать знакомые ученику ситуации, например из школьной жизни.
  6. Смена видов деятельности является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна. Развитие таких качеств внимания как: устойчивость, концентрация, переключение, распределение, объем внимания достигается также с помощью приема переключения - смены одного вида занятий другим. Использование зрительных, слуховых и двигательных упражнений, занимательных и доступных детям вопросов, организация соревнований также способствует активизации познавательной деятельности.
  7.  Развитие навыков контроля и самоконтроля, рефлексия. Развитие навыка самоконтроля способствует формированию внимательности как свойства личности. На развитие произвольного внимания огромное влияние оказывает формирование волевой сферы умственно отсталого школьника, развитие волевых качеств его личности
  8. Использование дидактических игр.   Игровые формы, методы и приемы на уроках помогают создать положительную мотивацию в обучении, активизировать мыслительную деятельность и внимание. На уроках русского языка это могут быть игры: «Четвертый лишний», «Найди слово», «Отгадай предмет по вопросам», «Логическая цепочка слов» и т.д. Дидактический материал, связанный с сюжетом игры способствует возникновению прочных ассоциативных связей. С помощью дидактических игр развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, умозаключения.
  9. Тренировка произвольного внимания путем выполнения  коррекционно-развивающих упражнений и заданий. Чтобы  развивать у учеников с интеллектуальной недостаточностью определенные качества внимания и способность управлять ими, необходимы специально организованные упражнения. На уроках русского языка целесообразно использовать упражнения, с опорой на изучаемый программный материал. Проводить их можно на разных этапах урока 
  10. Привлекательная, доступная и понятная наглядность. Изложение материала ученикам с умственной отсталостью должно быть предельно наглядным и занимательным. Занимательная форма работы увлекает ребят.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе изучения слов с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка"

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, именуемыми в школьной практике «словарными». Многолетний оп...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ I СТУПЕНИ

В связи с изменением требований общества и государства к качеству современного образования в настоящее время на первый план в обучении выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной ...

Методическая рекомендация на тему:« Развитие творческого потенциала у детей на занятиях по макраме».

Макраме- это один из интереснейших видов прикладного искусства. Макраме- это узелковая техника плетения. Способом макраме можно сделать очень много красивых вещей: салфетку, сумку, кашпо, картины, пан...

Выступление на методическом объединение по теме: «Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка» 25.12.2014г.

"Активизация познавательной деятельности младших школьников при работе со словарными словами на уроках русского языка"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей -дефектологов "Особенности формирования чтения и письма у детей с интеллектуальной недостаточностью"

В работе раскрыты  специфические  методические приемы, облегчающие усвоение программного материала учащимися с интеллектуальной недостаточностью...

Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью на уроке русского языка

Методика преподавания русского языка в коррекционной школе...