РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ I СТУПЕНИ
статья по русскому языку на тему

Малюкина Вера Викторовна

 

В связи с изменением требований общества и государства к качеству современного образования в настоящее время на первый план в обучении выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Школа сегодня призвана не только обеспечивать качественное усвоение программного материала, но и созда­вать условия для развития творческих интеллектуальных способностей обу­чающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССАХ I СТУПЕНИ

В связи с изменением требований общества и государства к качеству современного образования в настоящее время на первый план в обучении выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Школа сегодня призвана не только обеспечивать качественное усвоение программного материала, но и создавать условия для развития творческих интеллектуальных способностей обучающихся.

Развитие интеллекта предполагает формирование, эволюцию и совершенствование его важнейших качеств, обеспечивающих способность индивида к мыслительной деятельности.

В младшем школьном возрасте первостепенное значение в развитии тех или иных сторон интеллекта имеет возрастная чувствительность. Это особая отзывчивость на окружающее, проявляющаяся в избирательном внимании ребёнка, в своеобразии его воображения, чувств, в специфике умственной деятельности. С течением времени уровень и направленность возрастной чувствительности меняется. Ребёнок становится более чутким к одним воздействиям и сторонам действительности и менее чутким к другим.

Так, детям дошкольного и младшего школьного возраста присуща предрасположенность к языку. В эти годы они легко и охотно усваивают новые слова и речевые обороты, успешно пополняют свой лексический багаж, овладевают различными лингвистическими конструкциями. Без особого труда у них формируется речевой слух, артикуляция.

К числу важных предпосылок успешного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста следует отнести их наивно-игровое отношение к окружающему миру. Оно позволяет им безболезненно, не боясь трудностей, на определённом эмоциональном подъёме постигать жизнь и быть её непосредственным участником. Умело используемое родителями и педагогами, это естественное детское качество необозримо расширяет горизонт для тренировки формальной стороны мышления. Наконец, детские годы характеризуются лёгкостью привыкания к необычному, подвижностью воображения.

Новизна воспринимаемого, игры, занятия, упражнения, отражающиеся на воображении, стимулируют развитие у ребёнка интуиции, наблюдательности, сообразительности, изобретательности и соответственно развивает эти качества.

Система комплексного интеллектуального развития предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном этапе урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Достигается это посредством внесения определённых изменений, по сравнению с традиционной системой, в содержание и организацию процесса обучения. Субъективация процесса обучения русскому языку в начальной школе предполагает использование нового типа лексико-орфографических упражнений.

Чтобы урок был направлен на развитие интеллектуальных способностей обучаемых, непременным условием его организации должно быть умение учителя пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями: технологией индивидуального обучения, коллективным способом обучения, интегральной технологией, и, конечно, личностно-ориентированным обучением. При использовании данных технологий особое значение приобретают взаимоотношения учителя и ученика, в которых ребёнок - активный субъект процесса обучения, а педагог - творческая личность, обеспечивающая процесс познания и самореализации учащегося. Фигура учителя как бы сдвигается на периферию учебной ситуации, уходит в тень. Формально «первое» и «последнее» слово переходит к обучающимся. Практически на каждом этапе урока они исполняют роль педагога, одновременно пребывая в позиции и учителя, и обучаемого. В результате обучающиеся осваивают не только операционный состав действий, но также их цели, смысл и некоторые аспекты, связанные с учебным процессом и межличностными отношениями. Правильно, грамотно построенные отношения между учителем и обучающимся при рациональном распределении учебной деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития интеллектуальной активности индивида.

К числу организационных изменений, обеспечивающих интеллектуальную активность школьников, относится реализация ряда новых принципов проведения уроков. В работе используется введение нового этапа урока русского языка в 1 классе, работа над совершенствованием методики проведения каждого структурного этапа урока русского языка во всех классах начальной школы.

В 1 классе вводится новый этап - мобилизующий. При проведении минутки чистописания появилось 2 фазы: подготовительная и исполнительная. В подготовительной фазе, в свою очередь, выделяются две части:

  1. определение и формулирование учеником темы минутки чистописания;
  2. формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.

Обучающиеся с помощью специально разработанных приёмов самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма. Все приёмы так или иначе связаны с изучаемым учебным материалом. От урока к уроку они постепенно усложняются, увеличивается их развивающее воздействие.

Например:

1.Внимательно посмотрите на данный ряд букв: т,п,к, е, и.

 Скажите, какую букву мы будем сегодня писать во время минутки чистописания? В этом ряду она лишняя.

2.Прочитайте написанные на доске слова: бумага, гиря, ряд

Определите, какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания. Она обозначает звонкий мягкий парный согласный звук. Какая эта буква и в каком слове она находится?

3.Прочитайте написанные слова: выкопал, налетают, стемнеет

Определите, какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания. Она находится в приставке глагола настоящего времени и обозначает непарный твердый звонкий звук. Какая эта буква? В каком слове она находится?

Школьники, мобилизуя внимание, наблюдательность, сообразительность, анализируя ситуацию, выявляют искомую букву и дают полный обоснованный ответ, одновременно формулируя тему минутки чистописания. Так, к первому заданию может быть дан следующий ответ: «Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву е. В данном ряду она лишняя, т.к. т, п, к, н-согласные, а буква е-гласная.

Цель мобилизующего этапа- включить ребёнка в работу.

Использование интеллектуально-лингвистических упражнений активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. При этом повышается интерес к русскому языку, формируются положительные эмоции при их выполнении, обеспечивается высокая активность школьников на уроке. Происходит формирование правильной, логичной, доказательной речи обучающихся, рост их орфографической грамотности, а также других важнейших интеллектуальных качеств детей, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьного возраста.

Литература

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под редакцией В.В. Давыдова.-М., 2000.
  2. Бакулина   Г.А.   Комплексное   интеллектуальное   развитие   младших школьников на уроках русского языка. -Киров, 1998.
  3. Лингвистические задачи.-М., 1983.
  4. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М, 1993.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие творческих способностей на уроках русского языка"

В статье расказано о развитии творческих способностей детей...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения.

Как пробудить в ребёнке желание учить русский язык? Решение данной проблемы осуществимо через развитие творческого мышления. «Сухое» изучение орфографии и грамматики вызывает только скуку ...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения

В презентации представлен опыт работы с проектом "Как хорошо уметь читать"...

Развитие творческих способностей на уроке русского языка в 1 классе

Чтобы пробудить у ребенка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика «на путь поиска и находок» (Т.В.Напольнова), пом...