Обобщение опыта работы. Тема: «Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
опыты и эксперименты

Жанна Юрийевна Пагаева

Обобщение опыта работы.

 

Тема: «Место современных педагогических технологий

в начальной школе в рамках ФГОС».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №1 им.А.Коцоева с.Гизель»

Обобщение опыта работы.

Тема: «Место современных педагогических технологий

в начальной школе в рамках ФГОС».

ПАГАЕВА ЖАННА ЮРИЙЕВНА

учитель начальных классов

стаж 17 лет

2021 - 2022 г.

Содержание:

стр.

1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………….. 3

История темы педагогического опыта в педагогике

и данном образовательном учреждении………………………………... .3-4

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании……………………………. 4

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……………………………………………………………………….. 4-5

2. Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………….... 5

3. Педагогический опыт.

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте………………………………….. 5-6

Актуальность педагогического опыта……………………………. 6-7

Научность в представляемом педагогическом опыте…………… 7

Результативность педагогического опыта……………………….. 7

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………………. 7-8

Технологичность представляемого педагогического опыта…… 8

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………….. 9-16

4. Выводы…………………………………………………………………… 17

5. Список литературы…………………………………………………….. ..18

#1055;риложение: Презентация «Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

1. Литературный обзор состояния вопроса.

В 2008 году президент РФ В.В.Путин сказал важные слова для нашего общества: «Будущее России, наши успехи зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов… Поэтому образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии».

8 февраля 2008г.

И вот перед образовательными учреждениями поставлены новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому, без разработки и внедрения каких-либо конкретных новшеств.

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов учащихся. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.

И, конечно, без применения на уроках современных педагогических технологий, мы не обеспечим такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

«Технология обучения» - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

  • цели обучения;
  • содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия;
  • организация учебного процесса;
  • ученик, учитель;
  • результат деятельности.

В нашем образовательном учреждении я впервые обобщаю опыт работы по теме «Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Цель моего обобщения опыта работы в том, чтобы не убить интерес ученика к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Главное в этом - уважение к личности ученика. Этому способствуют данные педагогические технологии в начальной школе, которые я представляю в опыте работы, а именно, информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие, проектную деятельность, групповую и парную работу.

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Современные технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Так думаю и я, что развиваясь и подбирая новые формы работы, я развиваюсь сама и эффективно даю знания своим ученикам.

История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Перед учителем образовательного учреждения стоят задачи:

  • опираться на достижения предыдущего возраста;
  • стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
  • подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

  • Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
  • Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
  • Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  • Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).
  • Педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве образования и науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

2. Психолого-педагогический портрет класса обучающихся, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Мой 3 класс в МБОУ СОШ № 1 с.Гизель является обычным классом, в котором обучаются 30 человек. Шесть из них были читающими. Группу предшкольной подготовки посещали 14 человек и это послужило хорошим стартом к успешному обучению. С переходом на ФГОС второго поколения опираюсь на системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие» организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. На уроке применяю новые формы обучения, которые обеспечивают рост творческого потенциала, познавательных мотивов в образовательном процессе. В классе успеваемость -100 %, качество-60%.

3. Педагогический опыт.

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Требования ФГОС, цели и задачи:

В течение последних лет в образовательный процесс начальной школы активно шагнули ФГОСы и этот шаг является важным для вхождения в образовательное пространство, как для учителя, так и для школьника.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

А так как сейчас каждый учитель применяет информационно –коммуникационные технологии, то существует масса способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников в образовательном процессе, и разнообразие организационных форм, которые обеспечивают рост творческого потенциала ученика.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным , метапредметным,предметным.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия – УУД (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

ФГОС формируют способность ученика и учителя к овладению УУД.

Что такое УУД?

Универсальные учебные действия - основа умения учиться и развитие познавательных и творческих способностей ученика.

УУД даёт возможность учащемуся самостоятельно действовать при получении образования.

Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.

Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

Актуальность педагогического опыта.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.

Научность в представляемом педагогическом опыте.

Современные педагогические технологии обладают существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дети приобретают знания на научной основе.

Действительно, использование в учебном процессе новых технологий активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие.

Результативность педагогического опыта.

Я считаю, что одним из условий, при котором педагогические технологии эффективны, является желание детей работать в парах, группах, на интерактивной доске, использовать дидактические игры, исследовать и добывать новые знания.

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов с использованием информационно-коммуникационных технологий способствует совершенствованию процесса обучения, позволяет разрядить эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат для усвоения материала.

Большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность существенно снижается. Использование знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть – к мотивации их приобретения.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции, а компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.

Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает функциональным особенностям и психофизическому развитию младших школьников, а организация обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением. В этом новизна и инновационность педагогического опыта.

Технологичность представляемого педагогического опыта.

В младших классах много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторений. Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательной активности младших школьников являются дидактические игры-тренажеры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у учащегося в соответствии с гуманистическим подходом. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. В этом технологичность представляемого педагогического опыта.

Технология игровых форм обучения - тренажёров такова:

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы.

Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения, а именно тренажёров.

Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения.

Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование презентаций, игровых дисков, умение учащихся работать в интерактивном режиме СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Учащиеся с удовольствием работают на интерактивной доске на уроках русского языка, математики, ИЗО, окружающего мира.

Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций.

2. Принцип доверительности.

3. Принцип обратной связи.

4. Принцип занятия исследовательской позиции.

Здоровьесберегающие технологии.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Мы продолжаем поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это:

- учет возрастных особенностей;

- дифференцированное обучение;

- игровые технологии;

- динамические минутки и паузы у первоклассников, введение третьего часа физкультуры.

Учащиеся с удовольствием выполняют и проводят пальчиковую, подвижную, музыкальную гимнастику; релаксацию и гимнастику для глаз.

Технология проектной деятельности.

Ведущее место в обучении принадлежит сегодня методу проектов. Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. То есть ученик учится: ставить цель, в соответствии со своими потребностями; намечать план своей деятельности; подбирать необходимые средства для реализации своей цели; осуществлять определенную деятельность по плану. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. И это речь ведь идет о детях, которым 7-9 лет.

Мы с ребятами занимаемся проектной деятельностью с 1 класса. Сначала было проведено родительское собрание по этой теме, где учитель объяснил цели, задачи и этапы проекта. Первые проекты были индивидуальные, затем групповые, творческие, исследовательские, совместные 2-3 классы.

Результатом проекта по окружающему миру «Чайная аптека» стал совместный классный час с учениками 2 класса в рамках предметной недели по окружающему миру (2 четверть).

Проектная деятельность, которой уделяется большое внимание на уроках, важна и во внеурочных занятиях для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Слайды

Третий год я веду кружок «Я – исследователь».

Такие проекты, как «Выращивание растения из семени» 1 класс, «Вторая жизнь упаковки» 2 класс, «Выращивание кристаллов из соли» 3 класс, нашли свое продолжение во внеурочной деятельности и явились основой научно – исследовательской деятельности.

Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой.

Групповая и парная работа.

Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Деятельность учителя на уроке предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: учитель направляет обучающихся на совместное выполнение задания.

Цели организации работы в группе:

- создание учебной мотивации;

- пробуждение в учениках познавательного интереса;

- развитие стремления к успеху и одобрению;

- снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это порицание;

- развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;

- формирование умения общаться и взаимодействовать с другими обучающимися.

Во время работы обучающихся в группах я могу занимать следующие позиции – руководителя, «режиссера» группы; выполнять функции одного из участников группы; быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.

Частным случаем групповой совместной деятельности обучающихся является работа парами. Эта форма учебной деятельности может быть использована как на этапе предварительной ориентировки, когда школьники выделяют (с помощью учителя или самостоятельно) содержание новых для них знаний, так и на этапе отработки материала и контроля за процессом усвоения.

Технология проблемного обучения.

Использование метода кейс – технологии. Реализация системно -деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на мой взгляд, возможна с помощью кейс-метода. Метод кейс - стади выступает:

- как технология коллективного обучения, важнейшими составляющими которой выступают работа в группе и взаимный обмен информацией;

- интегрирует в себе технологии развивающего обучения;

- выступает как специфическая разновидность проектной технологии, идет формирование проблемы и путей ее решения на основании кейса, который выступает одновременно в виде технического задания и источника информации для осознания эффективных действий.

Метод кейс - стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода в следующем: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Кейс - метод готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него.

Предлагаем вам пример кейса для начальной школы. (Окружающий мир, 3 класс. Тема: «Грибы».)

Мухомор.

В этом году Лена пошла в лес, чтобы набрать грибов и порадовать маму. Дождь только прошел, и все грибы как будто ждали встречи с людьми. Они блестели, показывая свои чистые шляпки. Скоро девочка нашла красивые грибы. У них были шляпки красного цвета, усыпанные белыми точками. Потом мне встретились грибочки с коричневыми шляпками. Придя домой, Лена почистила, вымыла грибочки, как это делала мама, сварили суп. Лена так хотела порадовать маму. Вечером девочка угощала родителей грибным супом. Через некоторое время всем членам семьи стало плохо. У всех закружилась голова, заболел живот. Мама успела вызвать скорую помощь. Они все оказались в больнице. Врачам чудом удалось нас спасти. После выздоровления Лена начала изучать грибы. Прочитала много книг о них и узнала много интересного и полезного.

  • Русское, а также характерное для большинства славянских языков название «мухомор» возникло из-за массового использования мухомора красного в качестве средства против мух. Первоначально оно относилось только к мухомору красному, а позже было распространено на весь род.
  • Шляпка у гриба мясистая, иногда более тонкая, может быть с бугорком, легко отделяется от ножки. Кожица различных оттенков белого, красного и зелёного цветов, обычно покрыта различными лоскутами или хлопьями. Край шляпки гладкий или рубчатый. Ножка цилиндрическая, обычно прямая, часто расширенная в основании. Мякоть белая, у некоторых видов окрашивается на срезе, с запахом или без.
  • Большинство мухоморов несъедобны или сильно ядовиты, есть опасные смертельно ядовитые виды, которые иногда путают со съедобными грибами (бледная поганка, мухомор вонючий). Общеизвестный мухомор красный, кроме средней токсичности, обладает также галлюциногенным действием.
  • Небольшое число видов мухомора съедобны. Например, обычный в лесах средней полосы мухомор серо-розовый.
  • Мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку - блюдечко. В это «блюдечко» набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.
  • Мухомор обладает токсичными возбуждающими свойствами. Древние викинги - великие завоеватели - перед боем выпивали отвар красных мухоморов. Это приводило их в сильное нервное возбуждение. Сражаясь одновременно двумя мечами, они не чувствовали усталости и боли и бились особенно яростно.
  • Опытный грибник знает, что мухомор ядовитый гриб, поэтому он никогда его в корзинку не положит. Но мухомор служит для нас указателем. Рядом с ним чаще всего растут хорошие грибы - подосиновики и белые грибы. Я всегда рядом с ним нахожу белые грибы.
  • о Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, например сорока. Лоси, коровы, олени лечатся от глистов.
  • Грибница мухомора, посаженная в землю, оплетает корешки деревьев и снабжает их водой и другими веществами, необходимыми для жизни.
  • В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормозит развитие опухолей. Из мухомора получают лекарственные препараты, например, для людей страдающих головными болями, хронической ангиной.

Так как вы считаете, ребята, нужно ли уничтожать мухоморы? Вредны мухоморы или полезны? (многовариантность решения проблемы).

Алгоритм работы с кейсом.

Обучение при помощи кейс - технологии является сложным процессом, который не поддается полной алгоритмизации. В связи с этим предложенная ниже схема описывает только лишь те операции, которые «формально представимы». Творческие же действия алгоритмизировать достаточно сложно.

  • Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса может происходить на предыдущем уроке или же дома).
  • Организация обсуждения кейса (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания учащихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
  • Управление дискуссией (управление дискуссией предполагает активизацию тех учащихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен; также необходимо поддержание эмоционального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов).
  • Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных учащихся).
  • Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников).

Технология использования игровых методов.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Они обладают существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

При использовании дидактических игр-тренажеров я руководствуюсь необходимостью повысить качество усвоения программного материала и стремлением сделать процесс обучения ярким и интересным, что, в свою очередь, способствует развитию учебной мотивации и познавательной активности младших школьников. Учитель может включать в урок работу с тренажером на различных этапах: будь то актуализация знаний учащихся или закрепление и повторение изученного материала (устный счет, словарно-орфографическая работа и т.д.)

Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определенные качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, взаимопомощь, аккуратность. Все это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).

В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возрастает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:

«Анаграммы».

Решите анаграммы

НИАВД - ДИВАН

СЕОТТ - ТЕСТО

СЛОТ -СТОЛ

РАКЫШ - КРЫША

ГИАР -ИГРА

КООН - ОКНО

«Вставьте пропущенную букву и число».

1 Ъ ём?

А 3 Д ?

«Ребусы».

1очка (одиночка) 1бор (разбор)

ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад)

100Л(стол) 7Я (семья) и т.д.

«Умозаключения».

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);

Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);

Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

«Пятый лишний»

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, болото.

« Назови одним словом».

Метла, лопата… Июнь, июль …

Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д.

Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

На карточках записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.

Позвала на день рожденья.

Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (1 и 2 вариант). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Технология «Портфолио»

Портфолио (в широком смысле этого слова) — это способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся – возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, сравнивает себя с одноклассниками). В нашем классе и школе объявлен конкурс «Портфолио».

#1042;ыводы.

Какую бы педагогическую технологию мы ни применяли в учебном процессе, все же реализуется она через систему учебных занятий, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.

Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.

Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

#1057;писок литературы.

Используемая литература и интернет-ресурсы:

1.

2. class="c2">3. Яндекс. Презентация. Универсальные учебные действия (УУД).

#1071;ндекс. Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

#1071;ндекс. Презентация «Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии».

#1055;ути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе.

Интернет-ресурсы.

http://www. http://www.

http://www.

#1060;едеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.

#1050;укушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

Обобщение опыта работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

В данной презентации демонстрируется опыт работы на тему "Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе"...

Публичное обобщение опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе в рамках ФГОС»

Публичное обобщение педагогического опыта «Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе»...

Современные педагогические технологии в начальной школе. ( УМК « Начальная школа 21века»)

МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-СИСТЕМА РАБОТЫ СО ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ: ФИШКАМИ, «МАШИНАМИ», ГРАФАМИ, ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ МОДЕЛЯМИ, ПОСТРОЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ МОДЕЛЕЙ...