Курсовая работа по программе "Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС". Дидактические характеристики и план урока технологии по теме "Человек и вода". Программа "Перспектива".
учебно-методический материал по технологии (3 класс) по теме
В курсовой работе показано, как в современной школе мы, учителя, которые привыкли ставить цели урока, реализуя ЗУН, учимся это делать, реализуя УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota._zayceva_i.v.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования
Центр повышения квалификации специалистов
«Информационно-методический Центр»
Кировского района Санкт-Петербурга
Курсовая работа по программе
«Инновационные педагогические технологии в реализации ФГОС»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПЛАН УРОКА
Программа «Перспектива»
Тема урока: Человек и вода
Класс: 3 класс
Предмет: Технология
Выполнено
учителем начальных классов
ГБОУ лицея № 389 «ЦЭО»
Кировского района Санкт-Петербурга
Зайцевой Ингой Владимировной
Научный руководитель
канд. пед. наук Арьяева Л.В.
Санкт-Петербург 2013
Целевой компонент урока
Педагогические цели:
- Сформировать представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком.
- Изучить этапы строительства моста.
- Научить выполнять макет подвесного моста.
- Изучить виды водного транспорта.
- Научить выполнять макет яхты.
- Ввести алгоритм создания мягкой игрушки.
- Научить выполнять изделие «Осьминог» из перчатки.
- Изучить устройство и назначение фонтана.
- Научить выполнять изделие «Фонтан» из пластилина.
- Научить выполнять учебное задание, используя план, алгоритм.
- Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
- Организовать работу детей в группе.
Ожидаемый результат:
- Ученики имеют представление об укрощении и использовании воды и управлении водой человеком.
- Ученики знают этапы и алгоритм выполнения своих изделий.
- Ученики умеют выполнять макет моста, модель яхты, мягкую игрушку «Осьминог», изделие «Фонтан».
- Ученики работают в группе, принимают совместные решения по выполнению изделий и оцениванию своего результата, а также действий своих товарищей и озвучивают их.
Используемая технология: технология диалогического взаимодействия с элементами проектной деятельности.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый (эвристический)*; исследовательский (рефлексия).
Организационные формы урока: групповая; фронтальная.
УМК:
1. Роговцева Н.И. Технология. Учебник, рабочая тетрадь(комплект). 3 класс. ФГОС. Просвещение, 2011 г. – 144 стр., ил.
2. Роговцева Н.И. Технология. Методические рекомендации. Просвещение, 2011 г. – 78 стр.
Оборудование:
- мультимедиа комплекс;
- презентация «Человек и вода»;
- карточки с заданиями для каждой группы;
- карточки с заданиями по выполнению рефлексии;
- образцы (модель моста, модель яхты);
- плакат «Морские и речные животные».
Таблица 1
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вводно - мотивационный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Настрой обучающихся на работу. Демонстрация презентации «Человек и вода». Создание мотивации. Организация групп. | Приветствие. Подготовка к уроку. Самоорганизация. Просмотр презентации «Человек и вода». |
Самоопределение в деятельности «Стадия вызова» | Ситуативные задания. Сообщения для каждого блока работы. Диагностические задания. Блоки А, Б, В, Г |
определение плана выполнения макета яхты; определение названия и вида игрушки по описанию; рассматривание иллюстраций известных и уникальных фонтанов, определение названий каждого из них. |
Учебно – познавательная деятельность «Стадия осмысления» | Организация работы по выполнению изделий, коррекция работы в группах. Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новыми изделиями. |
|
Интеллектуально преобразовательная деятельность* - информативный; - импровизационный; - эвристический. | Стимулирование интереса к составлению правил сохранения и защиты воды, предлагая разные варианты интеллектуально – преобразовательной деятельности. Демонстрация плакатов и иллюстраций о жизни в воде. | Составление правил сохранения и защиты воды. |
Рефлексия «Стадия рефлексии» | Самоанализ и самооценка учителя (заполняется учителем после освоения темы учащимися). | Составление и написание фраз – конструктов. Выполнение заданий для самоанализа. Самооценка деятельности групп. Самооценка собственной деятельности. |
Таблица 2
№ | Учебное задание | Формируемые УУД |
1. | Ситуативные задания Блок А Мост Блок Б Яхта Блок В Океанариум (осьминог) Блок Г Фонтан | Личностные: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять интерес к жизни морских обитателей; - проявлять желание бережно использовать водные богатства Земли. |
2. | Диагностические задания Блок А Мост
Мост – это… Пилон – это… 2. Перечисление известных видов мостов. 3. Восстановление порядка выполнения макета моста Блок Б Яхта
Яхта – это… Баржа – это… 2. Перечисление названий пассажирского транспорта. 3. Определение плана выполнения макета яхты. Блок В Океанариум (осьминог)
Аквариум – это… Океанариум – это… 2. Перечисление инструментов и материалов, необходимых для изготовления мягкой игрушки «Осьминог». 3. Определение названия и вида игрушки по описанию. Блок Г Фонтан
Фонтан – это… 2.Составление рассказа о назначении фонтанов. 3.Рассматривание иллюстраций известных и уникальных фонтанов, определение названий каждого из них. | Личностные: - проявлять интерес к истории мостостроения. Познавательные: - раскрывать значение понятий «мост», «виадук». «акведук», «путепровод», «балка», «пролёт», «пилон», «трос», «конструкция», «корабль», «баржа», «лодка», «судно», «фонтан», «чаша», «яхта»; - определять тип моста по назначению и обосновывать своё мнение; -определять назначение водного транспорта и обосновывать своё мнение; - определять назначение аквариума, океанариума и обосновывать своё мнение; - определять вид и назначение фонтана и обосновывать своё мнение; - определять материалы и инструменты для изготовления своих изделий. Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя план. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; - приходить к общему мнению при оценивании выполнения учебного задания. Предметные: Блок А Мост Рассказывать: - об истории появления и развития мостостроения; - о видах моста по назначению; - об этапах выполнения макета моста. Выполнять макет моста. Блок Б Яхта Рассказывать: - о видах водного транспорта; - о способах соединения деталей изделия. Конструировать макет яхты. Блок В Океанариум (осьминог) Рассказывать: - об обитателях аквариума, океанариума; - о правилах содержания аквариума; - о правилах поведения в океанариуме; - об алгоритме изготовления мягкой игрушки. Выполнять изделие «Осьминог» из перчатки. Блок Г Фонтан Рассказывать: - об истории появления фонтанов; - о видах фонтанов по назначению; - о правилах работы с пластичными материалами. Рассматривать иллюстрации фонтанов и составлять рассказ об их создании. Придумывать и записывать сказку о фонтане. Составлять и оформлять правила по сохранению питьевой воды. Выполнять изделие «Фонтан» из пластилина. |
3.* | Варианты заданий интеллектуально – преобразовательной деятельности* Информативный Составление правил сохранения и защиты воды, используя слова для справок, оформление их иллюстрациями. Импровизационный Составление правил сохранения и защиты воды, используя план, и оформление их рисунками. Эвристический Написание мини – сочинения на тему «Берегите воду – она источник жизни» и оформление его соответствующими иллюстрациями. | Личностные: - проявлять интерес к составлению правил защиты воды. Познавательные: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания. Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные: - составлять правила сохранения и защиты воды. |
4. | Рефлексия Составление и написание фраз – конструктов
(Для того чтобы сохранить живое на Земле, человеку надо бережно относиться к водным богатствам, потому что вода – источник жизни. Главная обязанность человека на Земле – охранять окружающую среду: воду, воздух, землю, потому что без них жизнь на Земле невозможна) Задания для самоанализа. Закончите предложения:
Самооценка деятельности групп Отметьте в карточках, как вы справились с заданием: V «Мы справились с заданием на «отлично» + «Мы справились с заданием хорошо, но нам помогали…» ! «В нашей группе не все могли справиться с заданием так, как хотелось. Нам надо ещё поучиться…» Самооценка собственной деятельности Довольны ли вы своей работой на уроке? Если очень довольны, поднимите две руки. Если вы довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие. Если не очень довольны, то поднимите одну руку. | Личностные: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. |
Список источников:
- Арьяева Л.В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография. СПб.: ИПК СПО, 2012г.- 244 стр.
- Асмолов А.Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова, 3 – е изд. М.: Просвещение, 2011 г.- 152 стр.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной среды ребёнка // Изучение мотивации детей и подростков. М.: Педагогика. 1972 г.- 351 стр.
- Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ- СПб.: Норинт, 1998 г.- 1456 стр.
- Кондаков А.М. Современные педагогические технологии для реализации ФГОС. Электронный ресурс. Режим доступа: http//fgos.isiorao.ru. Дата обращения: 13.04.2013 г.
- Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПбГУПМ, 2002 г.- 48 стр.
- Роговцева Н.И. Технология.УМК «Перспектива». Учебник и рабочая тетрадь (комплект). Изд. Просвещение. ФГОС. 2011 г.- 144 стр., ил.
- Роговцева Н.И. Технология. Методическое пособие. Изд. Просвещение. 2011 г.-78 стр.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / под ред. И.А. Сафроновой - М.: Просвещение, 2011 г.- 48 стр.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003 г.- №5- стр. 55 – 61
- Чиндилова О.В. Роль диалога в решении задач современного образования // начальная школа плюс До и После, 2012 г., №2, стр. 27 - 30
- Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г. 96 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Рецензия на обобщение опыта Ибрагимовой Эльвиры Абдрешитовныпо теме: «Использование современных образовательных технологий в развитие речи учащихся на уроках русского языка в условиях реали...
Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....
Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
Представление научно-исследовательской работы....
Игровые педагогические технологии в реализации различных видов внеурочной деятельности
Сценарий внеурочного мероприятия для начальной школы (4 класс) - "Рыцарский турнир" (праздник, посвященный 23 февраля)...
Выступление " Использование педагогических технологий при реализации ФГОС НОО"
материал для выступления...
Современные педагогические технологии в условиях ФГОС. Здоровьесберегающие технологии
Современные педагогические технологии и подходы в учебно-воспитательном процессе в условиях ФГОС...
Показатели результативности педагогической технологии и показатели реализации дидактической цели урока.
Сообщение.Показатели результативности педагогической технологии и показатели реализации дидактической цели урока...