« Социо-игровая технология как одна из модификаций интерактивного обучения в начальной школе »
учебно-методический материал на тему

Хлебак Любовь Анатольевна

Материал содержит игровые формы организации групповой работы на уроке в начальной школе: способы деления в группы, игровые разминки, дидактические игры. Использованы материалы сайта  http://www.openlesson.ru, а также книг авторов социо-игровой технологии  В.М.Букатова,А.П.Ершовой,Е.Е.Шулешко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sotsioigrovaya_tehnologiya.ppt1.09 МБ
Файл prilozhenie_1.docx28.22 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.08 КБ
Файл prilozhenie_3.docx19.1 КБ
Файл sotsio.docx360.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                                                                         Приложение 1

Деление на команды, или Объединение в малые группы

I. Жеребьёвки

Метка

Мериться на палке

Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров: домов, квартир и т.д.)

____Метка. На каждого играющего готовят по одинаковой метке: палочке, спичке, травинке. Одну из них делают короче других. Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. И по очереди тянут жребий. Кто вытянет коротышку, тот и водит.

Спички и палочки можно заменить бумажками (карточками). Тогда на одной ставят крестик и, свернув, перемешивают в шапке (или кармане). Водит тот, кто вытянет отметинку.

____Мериться на палке. Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. Например, среди посыльных от каждой команды (или ряда) или среди капитанов.

____Берется палка (от метра и более). Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. Когда все участники жеребьевки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. За ним перехватывают руки все остальные. И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. Ему и выпадает жребий.

____Иногда последнему участнику остается столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий — ему или предыдущему. На этот случай существует игровое правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. Если это ему удается, то жребий остается за ним. Если нет, то за предыдущим.

____Полукруг по алфавиту (имён, фамилий или номеров: домов, квартир и т.д.). За отведённое время (например, под громкий размеренный счёт ведущего до ПЯТНАДЦАТИ [с загибанием пальцев – для «наглядности»] ) ученики, выйдя к доске, строятся в полукруг по определённому «игровому правилу», который может меняться каждый кон. Если сначала по алфавиту имён, то потом по алфавиту третьей буквы в фамилии. Или по алфавиту названия улицы проживания. Если по номерам: то или домов, или этажей, или мобильников. И так далее.

____Если счёт закончился, а полукруг ещё не выстроен, то ведущий объявляет ПРОИГРЫШ учеников. И мобилизовано (без проволочек, быстро и подтянуто) назначает новый игровой принцип построения, тут же приступая к СЧЁТУ громким, упругим голосом.

____Если ученики успевают построиться вовремя, то по усмотрению ведущего можно организовать проверку построения (её проводят сами ученики: стоящий последним выбирает себе из полукруга «помощника» и они вдвоём проводят проверку построения).

____Когда построение полукруга пошло детям на пользу (то есть они все мобилизовались, подтянулись и готовы работать), ведущий даёт сигнал рассчитаться на первый—четвёртый. Потом сообщается, что все первые номера – одна команда, вторые – другая и т.д. Или после расчёта на первый-четвёртый, каждая четвёрка объявляется рабочей группой (командой, бригадой).

____В зависимости от заключительного расчёта в полукруге, построенного по тому или иному игровому правилу, ученики будут объединяться в команды с численностью, нужной для последующей работы. Но состав этих команд будет открыто случайным (и для учеников, и для учителя), что весьма важно для формирования атмосферы игро/деловой инициативности у всех участников событийного ряда «режиссуры урока».

 По считалочке

Выполнение многих игровых приемов обучения рассчитано на выбор то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). Учителю проще и быстрее назначать их по своему усмотрению. Но это частенько ведет к появлению на уроке каких-то оспариваний, недовольств, отказов работать. Помочь ученикам освободиться от подобных реакций — задача учителя. И эту задачу он может с успехом выполнить, используя мудрость народной педагогики, содержащуюся в детских жеребьевках, гадалках, считалках.

___Итак, все становятся в тесный кружок. Кто-то один (вызвавшийся добровольно) неторопливо произносит считалку, указывая пальцем по кругу, начиная с себя, и далее «по солнцу» (старинное правило многих народных игр и обрядов: если в любой час дня обернуться к солнцу, то начало его пути — восток — будет где-то слева, а конец — запад — справа. Отсюда и счет, и многие обрядовые движения, такие, как хороводы, ведутся слева направо).

___Те, на кого приходится последнее ударение в считалке, считаются вышедшими (освобожденными от жребия) или зачисленными в ту или иную команду (по договоренности). Они покидают круг и ждут в сторонке.

___Оставшийся последним обычно — водит (вариант: водит тот, кто первым вышел из круга).

___На кулачках. Все вместе со считающим выставляют вперед сжатые кулаки. Считающий на первом ударном слоге считалочки легонько ударяет сверху левым своим кулаком по правому. На втором ударении — наоборот. На третьем — своим правым кулаком по правому кулаку соседа, потом по его левому кулачку. По кругу он дотрагивается до каждого выставленного кулака.

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Все кричали «куку — мак!»
Отжимай один кулак.

___На чьем кулачке считалочка кончится, тот его разжимает и опускает руку. Расчет повторяется. Так постепенно кулачки опускаются. Кто опустит оба — выходит (или водит).

Примеры детских фольклорных считалок:

Стакан, лимон — Выйди вон!

Ниточка, иголочка, ти-ти —
Улети!

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:

Буду резать, буду бить —
Все равно тебе водить!

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит котик,
У него болит животик!

Ехал барин в тарантасе.
Таракана раздавил —
И за это приключенье 

Три с полтиной заплатил!

___Специалисты по детскому фольклору среди считалочек особо выделяют считалочки «с выбором». Наиболее известна из них следующая:

На золотом
Крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты
Будешь такой?

___Тот, на кого пришлось последнее слово, не выходит сразу из круга, а называет одного из перечисленных. Предположим, он произнес слово королевич. Тогда считалочку начинают снова, но уже с того, кто выбирал. Теперь концом расчета будет слово королевич. На кого оно придется, тот выходит.

___Таким образом, в считалочках «с выбором» для того, чтобы вышел один игрок, приходится рассчитываться дважды. Первый раз полностью, второй — до того слова, которое было выбрано. Подобные считалочки хорошо тренируют способность осмысленно воспринимать тексты со слуха.

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько ему
Надо гвоздей,
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей!

Дора, дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать?
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шел, шел, шел
И корзиночку нашел.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души.

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду.
Я поеду в Ленинград
Покупать себе наряд.
Красный, синий, голубой,
Выбирай себе любой.
.

 Разрезанная открытка.

_Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть(четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

____Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

____Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно — оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» — книги, тетради, ручки, таблицы, учебные пособия, ватман и т. п.).

____Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный выводит его на доске. После того как все компании напишут мелом свои командные названия (вариант: изобразят эмблемы), учитель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

____Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к учительскому столу.

___ В заплатки

___Все ученики парами расходятся по классу. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор: солнце-дождик, поезд-самолет, капуста-лук и т. п. Причем эти слова нужно не только сказать, но и сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, забирает одного из пары в команду № 1, другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена, причем партнеры имеют возможность хорошо запомнить друг друга. На уроках в начальной школе можно договориться о том, чтобы загадывать только одушевленное или неодушевленное существительное или если один загадывает одушевленное существительное, то другой — обязательно неодушевленное. Вариантов может быть очень много: и прилагательные, и цветы, и события, и писатели и т. п.

___Подобный способ деления дает возможность каждому что-то сыграть без боязни, так как это игровое перевоплощение нужно не само по себе(что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.

. Колечки

____Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий(который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!

____После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.

____После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.

____Например,  объединив во время пятого кона игрового задания весь класс в колечки-шестерки, учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа.  Приготовьте себе общее рабочее место(можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».

____Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками.

Разведчики (связаться глазами с партнером)

___Каждый ребенок связывается глазами с кем-то в классе. При этом  нельзя пользоваться ни жестами, ни словами — только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза».

___Тогда возникают пары партнеров, которым затем можно дать любое дополнительное задание — поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д.

___В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание к себе. В начале выполнения этого задания тренируется умение быстро связаться взглядами (смотреть друг на друга). Стоящие в круге перед классом и сидящие за партами связываются глазами и меняются местами (по установленному сигналу или без него).

___Потом задания могут усложняться: меняясь местами, нужно задать вопрос; или поменяться местами со стульями (без грохота и стука); или«взять» глазами первого партнера, «бросить», «взять» взглядом второго, «бросить», «взять» третьего. Или поменяться местами со вторым, по пути спросив у третьего, на каком этаже он живет и т.д.

___По ходу таких весёлых разминок школьники понимают, как важно и самому удерживать внимание на партнёре, и замечать его внимание к себе.

___Учитель обращается к классу: «Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики — это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».

___После сигнала «связаться с разведчиком» ученики приступают к выполнению. Самое легкое — связаться с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть«разведчик выдает себя»). Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку».

___Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему пытается связываться с соседом. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнерами.

___Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнером, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.

___Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и ошибки. Два ученика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ученика, пусть даже«занятого» другим, для того, чтобы считать его своим партнером. У учеников вызывает смех такой возглас: «А что? Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Ученики сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать «свободные» глаза и связываться с ними.

___На первых порах полезно вводить и такое облегчение: после того, как большая часть детей после сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала, ведущий подает еще одну команду-сигнал, вспомогательную: «Встали, кто без разведчика; кто нашел себе разведчика среди стоящих, садитесь одновременно с ним (то есть парами), каждый на свое место». Если упражнение задается в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, учитель(воспитатель) может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.

___При проведении «Разведчиков» очень важно держать достаточно быстрый (упругий) темп. Тогда эту разминку школьники выполняют с радостью и ждёт все новых и новых усложнений, попутно укрепляя навык внимательного, точного, делового общения.

___Для занятий и уроков игровое задание «Разведчики» является универсальным, модификации которого можно использовать и в начале, и в середине, и в конце урока. «Разведчиков» удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.

___Например, часто мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек. Существует много способов преодоления подобного барьера, один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками» и связаться глазами с«разведчиком» новым. После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в классе, группе.



Предварительный просмотр:

                                                                       Приложение 2

«Шапка» вопросов»

    Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом. Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:

1. Вопрос, проверяющий знание текста.

2. Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).

3. Вопрос по выяснению другого мнения о тексте и сравнению его со своим.

Участники могут ограничиваться и одним-двумя вопросами-записочками.

Смысл задания заключается в постановке ученика, формулирующего и записывающего эти вопросы, в три разные позиции: а) проверяющего, б) не знающего, в) советующегося.

Отвечают на вопросы все ученики. Для этого они подходят к«шапке» и вынимают одну из бумажек. И возвращаются на место для подготовки.

Во время выполнения задания хорошо и доступно для детей раскрывается понятие «интересного» и «неинтересного» как самого вопроса, так и ответа на него. Поэтому данное задание имеет своеобразную связь с художественным воспитанием. Один из примеров использования «шапки» вопросов на уроке литературы у старшеклассников приведен в разделе Странички ученичества«Хрестоматии игровых приёмов обучения» (М.,2002 / Букатов В., Ершова А.).

В разных вариантах задания дети могут задавать свои вопросы и устно, и с помощью аббревиатур.

При устном варианте вопросов (например, в начальной школе) эффект случайного подбора спрашивающих и отвечающих сохраняется: отвечающий вытаскивает билет, на котором написано имя (или инициалы) ученика, на устный вопрос которого должен ответить тот, кто вышел к «шапке».

Видимо-невидимо

Задание является социо-игровым вариантом, например, словарной работы (или терминологической) на уроке.

Пока ученики по жеребьевке объединяются в несколько команд по 5-6 человек, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат, на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова.

Затем компании учеников обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.

Проверенные листочки возвращаются прежней компании для«проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом, вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.



Предварительный просмотр:

                                                                                  Приложение 3

Игровые РАЗМИНКИ

Встать «по пальцам»

___Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки-зарядки.

___Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.

___Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться. Если количество стоящих меньше заданного, то встать самому [ученику], а если больше, и он сам стоит, то непременно сесть.

___Особенно сильный накал наблюдается тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два-три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10».

___Встать «по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии.

___Это упражнение хорошо, то есть «на отлично», выполняется только при условии нацеленности каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания участники не знают, кто именно будет«вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же сесть (если вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий.

___Нередко в группе оказываются два-три ученика, которые встают каждый раз, и пять-шесть неработающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: после 2-3 конов самых активных отсадить в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!», когда ведущий поворачивается к классу. Из оставшихся неактивных тут же обнаруживаются вполне активные.

___А еще можно поступить и так. Объединив нескольких наиболее активных учеников в особую группу, можно устроить соревнование на скорость реакции (точнее счета): 1 группа — число, которое показывает учитель, особая группа — число, которое всегда на «х» меньше(например на «3» или «4»).

___Для социо-игрового подхода в этом упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться, — все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

___Один из секретиков проведения данного задания-упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникшая у детей увлеченность обеспечивает уверенность в том, что все, предлагаемое педагогом, оказывается интересным. И если даже какое-то его задание покажется ребенку сначала не совсем понятным или не увлекательным, тем не менее он не будет спешить отказываться от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникнут и понимание, и азартность.

 Руки-ноги

Класс старается безошибочно выполнить простые движения по команде учителя: один хлопок — поднять руки, два хлопка — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то по двум хлопкам они должны сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность.

Упражнение очень эффективно собирает внимание. В результате работы над ним ощутимо меняется мобилизованность каждого из участников. Выполнить его можно только в том случае, если ученик начинает четко подчиняться «нехитрым» командам задания. В упражнении, выполняемом сообща, исполнитель удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными. Упражнение можно включать в любой вид работы класса и на всех этапах и периодах занятий.

___Совет:  условие игры «Руки-ноги» объяснять очень кратко: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», после чего преподаватель тут же подает сигналы. Моментальное включение учеников в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. _

В старших классах упражнение может проходить наиболее азартно.«Руки-ноги» входят в число любимых игровых заданий у подростков. Темпо/ритм выполнения ими этого задания может быть очень высоким. А вот с шестилетками игра выполняется в более медленном темпе. Условия подготовительного класса позволяют включать в нее следующее усовершенствование: кто ошибся, тот садится на пол (выбывает). Из многих преимуществ этого усовершенствования здесь назовем одно — крупная смена позы. Детям всех возрастов время от времени сидеть на полу физиологически очень полезно, да и приятно.

Игра на внимание: «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…»

___В классе стоит шум. Рабочий или нерабочий – в данном случае не столь важно, а важно то, что учителю сейчас нужно включиться со своей инициативой. Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку“. Некоторые ученики наверняка насторожатся.
___Учитель продолжает: “Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки“. В воздух поднимается несколько пар рук.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза“. Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте“. Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
___“Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос(но не напрягая его), учитель продолжает урок.

Выход ряда

По сигналу ведущего (или учителя) в классе не должно остаться учеников, сидящих в одном из рядов. Выходят на скорость, а для этого нужно, чтобы не возникало «пробки», чтобы первые не тормозили последних. Со временем задание усложняется и требованием тишины, вплоть до абсолютной.

Сюжетные коллективные игры-этюды на уроке по той или иной учебной теме (например: рабовладение в Риме — по истории или круговорот воды в природе — по природоведению) — задача будущего. Работать всем вместе можно, мешая и не мешая друг другу. Дисциплина в коллективной работе иногда должна быть вынужденно жестокой, четкой. «Выход ряда» — игровое задание как бы спортивного или даже военного обихода: «Взвод такой-то, на выход», — а через несколько мгновений в классе опять идет работа, и дверь закрыта.

Последовательность требований:

I этап — не ломать дверь!

II этап — скорость!

III этап — тишина!

Предупреждение! Это задание выполняется на первых порах очень шумно. Поэтому надо выбрать время, чтобы не мешать занятиям в соседних классах. Заранее следует проверить и прочность дверных петель. Конечно, легче, не создавая себе хлопот, обойтись без этого задания, но жизнь детей на вашем уроке станет менее подвижной и менее интересной.



Предварительный просмотр:

     

Социо -  игровая «режиссура

    урока»

Авторы:

Букатов В.М.

Ершова А.П.

Шулешко Е.Е.

Три  ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА социо-игрового стиля обучения: 

http://kzschool.ru/uploads/posts/2012-03/1331141092_27022012331.jpg

Три социо-игровых постулата педагогического мастерства:

  Не учить!  

Учительский профессионализм наиболее ярко проявляется не тогда, когда взрослый «учит» (что, как правило, равнозначно действию говорить), сколько тогда, когда он создаёт на уроке такие ситуации, когда ученики почему-то начинают не покладая рук учить-СЯ.

http://uchportfolio.ru/users_content/9908279ebbf1f9b250ba689db6a0222b/images/67284108_png.jpg

  Гнаться за 133 зайцами! http://1.bp.blogspot.com/_if9WYx9V3fo/S2Jf4fWDpnI/AAAAAAAAB7Q/009u6BiusPU/s200/P1010016.JPG

В народе как говорят: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь». Трудно не согласиться! Однако, если «ситуацию» рассмотреть детальнее  и вспомнить про социо-игровую вариативность, то дело может представиться несколько иначе. Если уж гнаться,– так не за двумя (или тем более – одним), а сразу за 133-мя зайцами! Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь (из которых, вполне возможно, пяток окажется даже еще и «науке неизвестными»!). Другими словами – наступит нечаянная радость!

Не бояться быть идиотомhttp://doktor77.ru/mod/wiki/images/bands/1332516257_546_.jpg

Дело в том, что когда учитель на уроке, не кривя душой признается ученикам, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает – это так окрыляет детей!

Но чтобы учитель по ходу урока почаще решался на подобную отвагу, ему надо накапливать особый опыт: как и самому, и вместе с классом заходить в область неведомого. И путеводителем-подсказкой ему вполне может стать таблица-БАБОЧКА.

http://www.nachalka.com/sites/default/userpic/galina/DSC_0716.JPG

 

          www.openlessоn.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...

Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе

Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...

Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого учас...

Доклад "Технологии интерактивного обучения в начальной школе"

Каждый учитель может самостоятельно придумать и разрабатывать новые формы работы с классом. Я регулярно использую на своих уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и отв...

Мастер-класс "Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе"

В документе представлены интереактивные формы работы, их эффективность и успешность применения....

Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.

Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....