Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии». Конспект и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_dlya_pedagogov.docx | 33.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Чередникова Алена Алексеевна МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Мастер-класс на тему:
«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
воспитателя МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края,
Телефон: 3-19-84
marina shoeva @ yandex. net
Чередникова А. А.
с Левокумское
2019 г.
Тема: «Социально-коммуникативное развитие детей методами социо-игровой технологии»
Цель: Познакомить воспитателей с социо-игровой технологией.
Задачи:
- Вызвать у участников интерес к социо-игровой технологии.
- Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
- Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
Форма проведения мастер-класса:
- сообщение с элементами презентации + практическая работа.
Структура мастер-класса:
- Вступительная часть.
- Обоснование выбора социо-игровой технологии.
- Теоретически-демонстрационная часть.
- Положительные стороны социо-игрового стиля;
- Золотые правила социо-игрового стиля обучения;
- Что формирует социо-игровой подход у детей;
- Классификация социо-игровых заданий-упражнений.
- Практическая часть.
- Рефлексия учеников мастер-класса. Подведение итогов.
- Выражение мнения участниками по результатам мастер-класса.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что, став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.
Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию.
Социо-игровая технология – это технология, когда «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Системное использование социо-игровой технологии, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей, дает возможность:
- научиться эффективно общаться;
- сделать образовательный процесс более увлекательным;
- способствовать развитию у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
- воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Золотые правила социо-игровой технологии:
- Не учить! Это правило ставит перед педагогом цель: создавать ситуации, в которых дети небольшими группами учатся добывать знания, а не получать готовые.
Педагог рассматривает ребенка, как партнера по совместной деятельности, снимает с себя судейскую роль и передает ее детям, предлагает свободу и самостоятельность в выборе способов получения знаний, ориентируясь на индивидуальные открытия ребенка.
- 133 зайца! В народе говорят: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь». А вот, если по социо-игровому, то дело обстоит иначе: «Если гнаться, так уж сразу за 133-мя зайцами. Тогда, глядишь, с десяток и поймаешь». Другими словами каждый ребенок на занятии, в игре ловит своего зайчика.
- Когда педагог, не кривя душой, признается детям, что про то или иное он не очень-то хорошо и сам знает — это окрыляет детей, разрушает страх допустить ошибку.
Все плюсы социо-игровой технологии вы ощутите, только тогда, когда сами поэкспериментируете и используете некоторые методы и приемы в своей работе с детьми.
Мы, педагоги-дошкольники, люди творческие, неугомонные, в своей работе с детьми чаще следуем пословице: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать». А еще лучше - сто раз сделать.
Эти мудрые слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и собственную практическую деятельность ребенок развивается.
Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в своей работе с детьми по развитию у них коммуникативных и познавательных навыков.
Обратимся к практике социо-игрового подхода.
Для этого я приглашаю 6 участников.
В социо-игровой технологии выделяется несколько видов игр и упражнений:
Начнем с
Игр – заданий для «рабочего настроя».
Первая игра называется «Встать по пальцам».
Предлагаю рассчитаться на первый – второй. Таким образом, мы разделились на две команды.
Приглашаю команды присесть на стульчики.
Первая команда играет, а вторая команда «судьи» наблюдают за точностью выполнения команды: «Замри!».
Исходное положение: все сидят; ведущий, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Затем поворачивается к играющим. В комнате должно стоять ровно столько человек, сколько было показано пальцев. Причем, между собой общаться никаким образом нельзя. Судьи оценивают соблюдение правил игры соперниками.
Комментарии:
В этом упражнении каждый человек внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Готовность каждого встать или сразу сесть. Мобилизует всех играющих.
Следующий вид игр:
Игры для социо-игрового приобщения к делу.
Пожалуйста, подойдите к столам, и, выбрав геометрическую фигуру, найдите свою команду. Присаживайтесь на стулья. Одна команда играет, другая выступает в роли судей, затем меняются.
Игра называется «Стулья».
Вся группа по команде: «Приготовились! Пожалуйста!» - одновременно встает, подняв стулья, ставит их в виде какой-нибудь фигуры (например, в полукруг лицом к двери) и одновременно поставив стулья садится. Нельзя разговаривать во время выполнения задания, нельзя командовать, все работают одновременно. За этим следят «судьи».
- Круг по центру. Приготовились! Пожалуйста!
Судьи, оцените, пожалуйста, результат.
- Буква «П» лицом к зеркалам. Приготовились! Пожалуйста!
Комментарии:
Педагог может сигналом «Замри!» остановить детей. Все замирают. Благодаря «Замри!» дети легко сами определяют «выскочек» и «сонь». Этот прием помогает детям ориентироваться на других.
Задание дает возможность отрабатывать высокий уровень внимания друг к другу и слаженности действий.
Далее мы рассмотрим:
Игровые разминки
Игра «Разведчики».
Сейчас мы поиграем в разведчиков. Встали в один круг. Разведчики – это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, жестов, и кивков головы. Договаривайтесь только глазами.
Начинаем играть.
- «связаться с разведчиком!»;
- поменяться со своим разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку;
- найти нового разведчика;
- поменяться местами и передать зашифрованное сообщение.
Комментарии:
В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное на тебя. Чему и учит эта игра.
Задания для творческого самоутверждения.
Игра «Бытовые приборы» или «Оживление»
Подойдите к столу и выберите разрезную карточку, на которой изображена только половина рисунка. Найдите вторую половинку у другого участника мастер-класса и возьмитесь за руки. Таким образом, мы разбились на пары. И следующее задание вы будете выполнять в паре. Подойдите ко мне первая желающая пара, остальные парочки пока присядьте на стулья.
Выберете картинку (с изображением, какого-то бытового прибора: пылесос, стиральная машина, фен).
- Посовещайтесь, как вам показать действие доставшегося прибора. Затем покажите его «работу», чтобы другие команды смогли отгадать ваш прибор.
- Оцените, пожалуйста, оригинальность и точность исполнения аплодисментами.
Комментарии:
Весь смысл этого задания состоит в дружном исполнении определенного игрового движения, жеста или действия. Тренируется взаимное внимание друг к другу. И что они все вместе, и каждый из них может помочь каждому.
Ну и последний вид игр - игры «Вольные».
Предлагаю игру: «Гусеница».
На этот раз мы разделимся на две команды следующим образом: ответьте на вопрос? Кто сегодня приехал в наш детский сад на машине, поднимите руки, пройдите, пожалуйста, на стулья слева. А те, кто пришел пешком, пройдите на стулья справа. Каждая команда становится друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар, который вы не должны трогать руками, держать его нужно телом. У нас получились две гусеницы, которые не должны разорваться. Гусеница должна показывать, те движения, которые я назову. Гусеница спит, проснулась, сделала зарядку: руки в стороны, руки вверх, наклон вперед, вправо – влево и поползла на свое рабочее место.
Уважаемые зрители, прошу вас прокомментировать, как команды выполнили правила игры. Спасибо.
Комментарии:
Здесь тренируется исходная мобилизация. Помимо этого тренируется выдержка, внимание, ответственность перед партнерами.
Рефлексия: И последний прием шапка «Вопросов и ответов». Его я использую в работе с родителями воспитанников. Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные. Например: Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе? Таким образом, получают ответы, а вы будете выступать в роли коллектора.
Заключение:
Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с девиза нашего мастер – класса: «Лучше сто раз увидеть, чем сто раз услышать, а еще лучше сто раз сделать», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.
- Мне очень нравятся слова Елены Владимировны Ермоловой: «Как общаться с ребёнком? Да очень просто: увлекать, пока не увлечётся. Чем насыщеннее и многослойнее занятия поначалу, тем больше свободы в процессе и больший талант в результате». Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми!
А для дальнейшей моей педагогической работы, уважаемые коллеги, прошу вас оценить мастер-класс с помощью снежинок разных цветов, которые вы разместите на магнитной доске при выходе. Синяя - если вам понравился мой мастер - класс и вам пригодятся полученные знания, голубая – если у вас деятельность вызывала затруднения, а белая, будет обозначать "кашу в голове". Заранее благодарю!
Спасибо за участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и занятия с конструкторами ЛЕГО и их роль в познавательном развитии детей.
Игры ЛЕГО на разных этопах работы логопеда....
Проект на тему: «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»
Проект на тему:«Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»...
Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»
Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ
Одна из важных задач воспитания детей младшего школьного возраста с ОВЗ– создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для ког...
Программа II городской конференции педагогов - тема выступления: «Формирование познавательной активности детей с РАС в процессе ИЗО».
Программа II городской конференции педагогов - тема выступления: «Формирование познавательной активности детей с РАС в процессе ИЗО»....
Мастер-класс для аудитории педагогов «Технология развития критического мышления у младших школьников»
В данном мастер - классе вы познакомитесь с методами и приёмами Технологии критического мышления....
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию детей младшего школьного возраста
Успешная работа логопеда становится возможной лишь при условии создания специального пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода. В школу приходят разные дети, каждый имеет свои особ...