«Проектная деятельность в школе с учетом требований ФГОС».
статья на тему

Анненкова Татьяна Владимировна

 Проектная деятельность – форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. Направлена проектная деятельность на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ опережает представление о будущем проекте, планирование процесса проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        «Проектная деятельность в школе с учетом требований ФГОС».

Дети  младшего школьного возраста по  природе своей исследователи  и с большим интересом  участвуют в различных  исследовательских делах.  Успех исследования во многом зависит от его организации. В начальной школе действенным  средством  сохранения интереса  к исследованиям  становится творческое проектирование.  

Педагогами ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2» разработано Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся с ОВЗ на основании:

• Федеральный    закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ                               «Об образовании в Российской Федерации»;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

•Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся  в ГКОУ «Вышневолоцкая школа – интернат №2»;

• Постановление государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

В данном положении разработаны требования к оформлению проектов.                                                            Что же такое  проект  и  исследование?  В чем их сходство и различие?

 Проектная деятельность – форма организации совместной деятельности педагога и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного продукта. Направлена проектная деятельность на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования. Реализацию проектных работ опережает представление о будущем проекте, планирование процесса проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Учебно-исследовательская деятельность – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности обучающихся одним из ее компонентов выступает исследование. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируется отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

Цели и задачи деятельности.

    Целью проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределение самореализации, формирование универсальных учебных действий (УУД).

   Задачи деятельности:

• воспитание у обучающихся интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности;                                                                                                                  • формирование склонности обучающихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов;                                                                                    • развитие умения самостоятельно, творчески мыслить;                                                                         • вырабатывание навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методики обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы;                                                                                                    • мотивирование выбора профессии, профессиональная и социальная адаптация;                                                                                                                                    • пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства.

Общие требования к построению проектной и учебно-исследовательской деятельности.

 Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающихся. Тема исследования должна быть интересна для обучающихся и совпадать с тематикой дополнительной общеобразовательной программы.

Для выполнения проекта и исследования должны быть обеспечены все условия – информационные ресурсы, оборудование, специализированная литература. Должно быть обеспечено педагогическое сопровождение проекта в выборе темы, содержания, выполнения работы и использования методов.

Обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и исследований, как в части ориентации темы, так и в части конкретных приемов и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.

  Необходимо наличие ясной и простой системы оценки результата работы по проекту и индивидуального плана каждого участника. Результаты и продукты проектной и исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме конкурсного участия.

Виды проектов и исследований

Практический проект – направлен на решение конкретных задач, отражает интерес детей, имеет четкую цель и направленность.

Например: «Парусная регата».                                                                                                          Цель: изготовление деревянных корабликов.                                                                               Ценность проекта: практическое применение.

Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. Включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных результатов.

Например: "Зачем растениям нужна вода".                                                                                            Цель: провести исследование и  попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, оценить результат.

Информационные (поисковый)  -  направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение факторов, предназначенных для широкой аудитории.

Например: «Самые большие аквариумы мира».                                                                                    Цель: узнать о самых больших аквариумах мира.                                                                          Ценность проекта: развитие познавательной активности обучающихся.

Творческие (игровые) проекты - предполагают изготовление различных поделок, плакатов, рисунков, создание видео фильмов и диафильмов.

Например: "Семейные праздники и традиции".                                                                                Цель: провести мини-исследование семейных праздников и традиций.                                     Ценность проекта: изготовление фото-коллажей, плакатов и открыток для семейных праздников.  Приключенческо-игровые проекты  требуют большой подготовительной работы.  Принятие решения осуществляется в игровой ситуации.

 Практико-ориентированные (социальные, прикладные) –-  отличаются  четко обозначенной деятельностью  его участников.  Этот результат  обязательно должен  быть ориентирован на социальные интересы  всех участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.  Целесообразно  проводить поэтапные  обсуждения, позволяющие  координировать  совместную деятельность детей.

Моно проекты – реализуются в рамках одного учебного предмета, выполняется на материале конкретного предмета. При работе над моно проектом не исключается применение знаний из других областей для решения возникшей проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области или области деятельности человека.                                                                                                  Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста продукта проектной деятельности. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

 Межпредметные (интегрированные) – это проект, интегрирующий смежную тематику нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные. Разделы (темы) программ по разным учебным предметам группируются вокруг проекта. Интегрированный проект предоставляет возможность использования знаний в различных сочетаниях, стирает границы между школьными дисциплинами; сближает применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Проект -  более  широкое  понятие  -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта. В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Работать над проектом  или  исследованием способны  дети  разного уровня  подготовленности или развития  интеллекта.  Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте.  Главное  -  помочь  ребенку поверить в свои силы.  И эта задача падает на плечи педагогов.

Проекты различаются и по количеству участников:

индивидуальные – самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода. В ходе такой работы обучающийся самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которыми должен овладеть обучающийся;

групповые – от 5 до 10 человек;                                                                                                       • коллективные – всей группой или всем учреждением.

Проекты так же различаются и по длительности проведения работы:

краткосрочные – одно – два занятия;                                                                                                     • длительные – может быть продолжительностью от месяца до нескольких лет.

Критерии оценивания проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Каждая проведенная проектная или учебно-исследовательская работа должна соответствовать требованиям:

• актуальность и новизна выбранного исследования;                                                                       • сформулированность и аргументированность собственного мнения;                                                       • целесообразность методов исследования, адекватность выводов, обобщающих исследований;                                                                                                                                         • умение использовать известные результаты и факты; знания сверх школьной программы;                                                                                                                                               • качественный анализ проблемы, отражающий степень знакомства автора с ее современным состоянием;                                                                                                                              • владение автором специальным и научным аппаратом;                                                                          • соответствие результата работы поставленным целям, задачам, сформулированной теме;                                                                                                                                                             • уровень анализа достигнутого и перспектив работы;                                                                                • оптимальность проектирования;                                                                                                                     • умение вести дискуссию по теме;                                                                                                         • технологичность и техничность исполнения;                                                                                            • художественный вкус.

Этапы работы над проектом

I этап: выбор темы проекта                                                                                                                       II этап: сбор  информации                                                                                                                   III этап: обдумывание плана работы над проектом                                                                                  IV этап: реализация проекта                                                                                                                 V этап: подготовка к защите проекта (оформление портфолио, подготовка презентации, поделки, репортажа о проделанной работе, листовки, газеты),                 разрабатывают электронную презентацию и т.д.                                                                                                                        VI этап: презентация и защита  проекта в классе                                                                                   VII этап: рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления от работы над проектом).

Как выбрать тему проекта?

Правило 1. Тема должна быть интересна детям.                                                                            Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.                                                                                                                                      Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.                                                                                                                         Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.

Структура проекта

1. Тема проекта.                                                                                                                                              2. Вид проекта.                                                                                                                                          3. Цели и задачи проекта.                                                                                                                                  4. Этапы работы над проектом.                                                                                                                5.Основные идеи.                                                                                                                                       6. Вывод.

- Я хочу представить Вашему вниманию информационный проект, который я проводила с обучающими 1 класса.

Проектная деятельность в 1 классе: проект «Насекомые»

Вид проекта - информационный.                                                                                                        Цель проекта:                                                                                                                                                   а) создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Насекомые»;                                                   б) выявление представлений детей о насекомых.                                                                  Задачи проекта:                                                                                                                                         Образовательные:                                                                                                                             - формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.                                                                              Развивающие:                                                                                                                                                 - формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.                                                  Воспитательные:                                                                                                                                          -воспитывать интерес к изучению объектов живой природы, воспитывать осознанно бережное отношение к природе;                                                                                                    - формировать навыки исследовательской деятельности.

Этапы работы над проектом.                                                                                                                           1 этап - "Выбор темы проекта".

Мы выбрали эту тему, так как при проведении «Недели начальных классов» по теме «Красная книга России и Тверской области» ребят заинтересовала тема «Насекомые».  В ходе беседы с детьми я выяснила, что знания учеников о насекомых очень малы. Так перед детьми возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Совет: можно приложить маленькие фотографии к каждому этапу (как выбирали тему, как искали в книгах, как читали журналы, как работали над проектом).

  2 этап - "Сбор информации".                                                                                                                Для работы над проектом мы посетили библиотеку, рассматривали иллюстраций в  «Великой энциклопедии животных», «Я открываю мир – животные», использовали личные наблюдения детей.

3 этап -  "Обдумывание плана работы над проектом".                                                          Этот этап работы предполагает активную мыслительную деятельность. Его можно при защите проекта пропустить.

 4 этап -  "Реализация проекта".                                                                                                                 На этом этапе составляется текст работы, макет, создается плакат.                                                     Мы лепили насекомых из пластилина, рисовали их, делали аппликации и пособие для устного счета, читали и слушали аудио сказки про насекомых, учили наизусть стихи.

5 этап - "Подготовка к защите проекта".                                                                                      Этот этап предполагает «домашнюю» подготовку к защите проекта. Мы провели индивидуальную защиту проекта. Каждый ребенок выступил перед классом и рассказал о насекомом, которое он изучал. Т.к наш проект коллективный, мы распределили насекомых для изучения каждому ученику. Это помогло детям сосредоточиться на изучении конкретного насекомого.                                                                                                               Этот этап при защите проекта так же можно пропустить.

Основные идеи.                                                                                                                                         В ходе работы над проектом мы узнали, что в мире есть насекомые, которые умеют защищаться при помощи окраски, издаваемых звуков и запахов, что есть насекомые, которые являются пищей для других насекомых и птиц,  что есть насекомые, которые приносят пользу для человека.

Вывод.                                                                                                                                                (На этом этапе уместно приложить к проекту «продукт» - поделки, рисунки, макеты, фильмы, презентацию).                                                                                                                    Мы узнали, что насекомых нельзя уничтожать, что некоторые из них занесены в Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Предлагаю Вашему вниманию выступление на РМО учителей начальной школы и компьютерную презентацию к нему....

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения

Основные подходы к организации познавательной деятельности учащихся в образовательном процессе с учетом требований ФГОС нового поколения...

«Методики и инструменты формирующего оценивания на основе проектной деятельности и в рамках реализации требований ФГОС»

Методики и инструменты формирующего оценивания на сонове проектной деятельности учащихся на уроке, во внеурочной деятельности....

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы с учетом требований ФГОС НОО"

Выступление на окружном семинаре учителей начальных классов...

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Что такое взаимодействие.Существующий широкий спектр взаимодействий в педагогической практике: учитель-ученик, ученик-коллектив,ученик-учитель, учащиеся-объект усвоения.Виды сотрудничества....

Разработка портфолио ученика начальной школы с учетом требований ФГОС

Разработка портфолио ученика начальной школы  с учетом требований ФГОС  Воспитание, а, следовательно, и присвоение детьми ценностей, не может быть локализовано или сведено к какому-то о...