Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС
статья (1 класс)

Сафонова Елена Валерьевна

Что такое взаимодействие.Существующий широкий спектр взаимодействий в педагогической практике: учитель-ученик, ученик-коллектив,ученик-учитель, учащиеся-объект усвоения.Виды сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия учителя и учащихся на уроке.

Взаимодействие- это воздействие субъектов учебно - воспитательного процесса (педагога и ученика ) друг на друга, порождающее их взаимную связь и направление на развитие личности ребенка.

В основе такого взаимодействия лежит совместная  деятельность педагога и учащегося, опосредованная объектом усвоения, т. е  содержанием образования. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие: поддержка, доверие и др.

В педагогической практике существует широкий спектр взаимодействий: «ученик-ученик», «ученик-коллектив», «ученик-учитель», учащиеся- объект усвоения» и т. п.

В развиающем обучении взаимодействие учителя и учащегося строится в форме сотрудничества, т. е совместной деятельности. Учебное сотрудничество рассматривается как активное доброжелательное и продуктивное взаимодействие учителя и учеников в поиске необходимых знаний и способов действий. Это объединение интересов и  усилий педагога и учащихся в решении познавательных задач, т. е. работа и взрослого по взаимопониманию, по выяснению позиций, точек зрения всех участников взаимодействия и их координации.

В процессе взаимного сотрудничества максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, возникает позитивная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия. Такое взаимодействие учитывает личностные характеристики взаимодействующих и обеспечивает освоение социальных навыков на принципах доверия и творчества  паритетностии сотрудничества. В процессе сотрудничества школьник, чувствует себя не объектом педагогических воздействий, а самостоятельно и свободно действующей личностью.

Цукерман Г. А. выделяет следующие виды сотрудничества в обучении.

  1. Учебное сотрудничество со взрослыми.

Сотрудничество учителя и учащихся предполагает осуществление совместного поиска, который операетсяне на разделение их функций, а на распределение между учителем и учениками последовательных этапов решения учебной задачи .Деятельность приобретает характер  совместно распределенной. По мере расширения возможности учеников учитель постепенно передает все новые и новые звенья общей деятельности.

2.Учебное сотрудничество со сверстниками.

Сотрудничество ребенка со сверстниками является необходимым  для освоения учебных действий моделирования, контроля, оценки и др. Учащихся специально обучают  способам взаимодействия.

Например соблюдаются следующие правила сотрудничества:

- Если кто то из детей высказываетсянауроке, он говорит это каждому ученику лично.

- Когда один ученик хочет возразить другому, он должен использовать диалогическую форму общения.

- Чтобы разговор двух-трех учеников не выпал из внимания всего класса. Нужно добиваться непосредственной реакции каждого ученика на каждую реплику товарищей: свое согласие или несогласие дети выражают жестами или сигнальными средствами.

- Для культурногодеалога обязателен интерес к  собеседнику.

Поэтому ученик сам может выбрать себе помощника или рецензента.

- Умение слушать другого – основное требование культурного диалога. Для обучения этому умению используются специальные дидактические игры: например «Снежный ком», «Цепочка слов»

3. Встреча (а вернее множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющимся  в ходе обучения.

Отношение ребенка с самим собой как с  «другим» означает развитие  « Я-самости» ( «Я сам могу», «Я сам хочу», «Я сам попробую»)

Основным итогом формирования отношения ребенка с собой должно стать следующее: «я сам хочу и умею учиться».  «Ученик хочет учиться» озночает, что у него есть необходимая учебная мотивация, в первую очередь познавательная. «Ученик умеет учиться» подразумевает, что учащийся:

- Сам  определяет учебную или практическую задачу.

- Сам планирует решение

- Сам выбирает и выполняет учебные действия по решению задачи.

- Сам себя контролирует.

- Сам себя оценивает.

Становление ученика как субъекта учебной деятельности как раз и означает возникновение у младшего школьника желания и умения учиться, превращение его из ученика в учащегося, т. е. учащего себя.

Занков Л. В. Подчеркивал, что важнейшей характеристикой развивающего обучения является особая доверительная атмосфера на уроке. Учителю нужно « встать на позицию ученика», он должен относиться с уважением к личности учащихся, предоставлять возможности для их индивидуального развития. Учителю необходимо наблюдать за всеми учениками, чтобы увидеть проявление даже самых маленьких ростков самостоятельной мысли у детей, даже самый незначительный успех в работе. Важен духовный контакт между участниками учебного процесса: доброе. Уважительное отношение детей друг к другу. По мнению З. И. Романовской, общение в учебном процессе является важным фактором, влияющим на усвоение знаний, развитие и воспитание школьников.

Амонашвили Ш. А. предложил опираться на принципы гуманно-личностного подхода к учащимся при организации учебного сотрудничества. Для этого можно использовать различные приемы:

- установление в процессе обучения атмосферы взаимного доверия и уважения;

- создание ситуации свободного выбора заданий и самостоятельного принятия решений;

- поощрение творческой и созидательной самостоятельности учащихся;

- предоставление ученикам возможностей высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, находить свои способы решения поставленных задач;

- обращение ученика к учителю или к одноклассникам за помощью в случае возникновения трудностей , которые он не может преодолеть самостоятельно;

- создание ситуаций успеха ( возможности испытать чувство радости, вызванного учебными достижениями);

- помощь и сопереживание ученику в его  неудачах, которые следуют расценивать как приближение к намеченной цели. Как индивидуальные неизбежные задержки, вызванные необходимостью совершенствования знаний, способов деятельности и т. п.

- проявление живого интереса к увлечениям, интересам и делам каждого школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя  на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС

Предлагаю Вашему вниманию выступление на РМО учителей начальной школы и компьютерную презентацию к нему....

Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС

Современные технологии проведения в начальной шклое с учетом требования ФГОС...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Статья "Развитие речи учащихся начальной школы с учетом требований ФГОС НОО"

Выступление на окружном семинаре учителей начальных классов...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...