Программа по литературе . 5 класс
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 г. Приморска
СОГЛАСОВАНО На заседании педагогического совета ____31.08.2016._______ (Дата) | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ № 8 от ____31.08.2016._______№ _97_ _________________З.О. Маматова |
Протокол №__1___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
ДЛЯ 5 КЛАССА
(базовый уровень)
на 2016-2017 учебный год
Программу составила: Денисова Елена Владимировна,
учитель литературы
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение" составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ № 8, г. Приморска, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ориентирована на преподавание по учебнику «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012» .
Предмет «Русский язык» входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение» обязательной части учебного плана. В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Литература – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
5 - 6 классы
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
Авторская программа под ред. В.Я. Коровиной в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
В рабочую программу из вышеперечисленных включены для изучения произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители».
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи и на уроки внеклассного чтения.
В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения отводит в год - 105 часов для изучения учебного предмета «Литература» в 5 классе. Программа рассчитана на 3 часа в неделю. Из них уроков развития речи -15.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта второго поколения в содержании календарно- тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный , личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- устного пересказа подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
- способами свободного владения письменной речью;
- -освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные результаты по литературе выражаются в следующем:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно — художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно — нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно — нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно — выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по программе | В том числе | ||
внеклассное чтение | развитие речи | контрольные работы | |||
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | 1 | - | - | - |
2 | Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 11 | - | 2 | 1 |
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) | 2 | - | - | - | |
Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. | 9 | - | 2 | - | |
«Царевна-лягушка» Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | 4 | - | - | - | |
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | 4 | - | 2 | - | |
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | 1 | - | - | - | |
3 | Из древнерусской литературы Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. | 2 | - | - | - |
«Повесть временных лет» | 1 | - | - | - | |
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | - | - | - | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 1 | - | - | - |
Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | 1 | - | - | - | |
5 | Из литературы XIX века | 44 | 5 | 7 | 1 |
Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке. | 1 | - | - | - | |
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце. | 4 | 1 | 1 | - | |
«Ворона и Лисица» «Свинья под дубом» Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | 1 | - | - | - | |
«Волк на псарне» Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). | 1 | - | - | - | |
Василий Андреевич Жуковский Краткий рассказ о поэте. | 3 | - | - | - | |
«Спящая царевна» Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 2 | - | - | - | |
«Кубок» Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). | 1 | - | - | - | |
Александр Сергеевич Пушкин Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). | 7 | 1 | 2 | - | |
«Няне» Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | 1 | - | - | - | |
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | 2 | 1 | - | - | |
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки. | 4 | - | 2 | - | |
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | 2 | - | - | - | |
Всеволод Михайлович Гаршин «Attalea Princeps» Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 2 | - | - | - | |
Михаил Юрьевич Лермонтов «Бородино» Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | 2 | - | - | - | |
Николай Васильевич Гоголь Краткий рассказ о писателе. | 3 | 1 | - | - | |
«Заколдованное место» Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. | 2 | - | - | - | |
«Вечера на хуторе близ Диканьки» | - | 1 | - | - | |
Николай Алексеевич Некрасов Краткий рассказ о поэте. | 2 | - | - | - | |
«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы) Поэтический образ русской женщины. | 1 | - | - | - | |
«Крестьянские дети» Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. | 1 | - | - | - | |
Иван Сергеевич Тургенев «Муму» Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | 6 | - | 2 | - | |
Афанасий Афанасьевич Фет «Чудная картина» Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | 1 | - | - | - | |
Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. | 5 | - | 2 | - | |
Антон Павлович Чехов «Хирургия» Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. | 2 | 1 | - | - | |
Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | 3 | 1 | - | 2 | |
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды» А.Н. Плещеев «Весна» | 1 | - | - | - | |
И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок) | 1 | - | - | - | |
А.Н. Майков «Ласточки» И.З. Суриков «Зима»(отрывок) | |||||
6 | Из литературы XX века | 33 | 2 | 6 | 2 |
Иван Алексеевич Бунин «Косцы» Краткий рассказ о писателе. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | - | - | - | |
Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. | 5 | - | 1 | - | |
Сергей Александрович Есенин «Я покинул родимый дом…» «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!» Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. | 2 | - | 1 | - | |
Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | 3 | 1 | - | - | |
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | 4 | - | 1 | ||
«Теплый хлеб» | 3 | - | 1 | - | |
«Заячьи лапы» | 1 | - | - | - | |
Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев» Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка | 4 | 1 | - | - | |
Андрей Платонович Платонов «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | 2 | - | - | - | |
Виктор Петрович Астафьев «Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. | 3 | - | 1 | - | |
Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. | 3 | - | 1 | - | |
К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете» | 1 | - | - | - | |
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста» | 1 | - | - | - | |
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе Конкретные пейзажные зарисовки - обобщенный образ России. | 3 | - | 1 | - | |
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…» | 1 | - | - | - | |
А. Прокофьев «Аленушка» Д.Кедрин «Аленушка» | - | - | 1 | - | |
Н. Рубцов «Родная деревня» Дон-Аминадо «Города и годы» | 1 | - | - | - | |
Писатели улыбаются | 3 | - | - | - | |
Саша Черный Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор. «Кавказский пленник» | 1 | - | - | - | |
«Игорь-Робинзон» | 1 | - | - | - | |
Юлий Черсанович Ким «Рыба – кит» Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии. | 1 | - | - | - | |
7 | Из зарубежной литературы | 8 | - | - | 1 |
Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | 1 | - | - | - | |
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 2 | - | - | - | |
Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева» Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. | 2 | - | - | - | |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | 2 | - | - | - | |
Джек Лондон «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | 1 | - | - | - | |
8 | Повторение изученного в 5 классе | 5 | - | - | 1 |
Итого | 105 | 7 | 15 | 8 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов
| Примечание | ||||||||
ВВЕДЕНИЕ – 1 ч.1 | |||||||||||
1. | Введение. Книга и её роль в духовной жизни человека и общества. 1 | ||||||||||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 13 ч. | |||||||||||
2. | Русский фольклор. Малые жанры фольклора. | 1 | |||||||||
3. | Виды сказок. Детский фольклор. Русский фольклор. | 1 | |||||||||
4. | Сказка как особый жанр фольклора. Виды сказок. | 1 | |||||||||
5. | «Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой. | 1 | |||||||||
6. | « Царевна-лягушка». Сказка о мудрости и красоте. | 1 | |||||||||
7. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | |||||||||
8. | Иван-крестьянский сын и Чудо- юдо. Волшебные сказки. | 1 | |||||||||
9. | Волшебная богатырская сказка героического содержания. Сказки о животных. Бытовые сказки. | ||||||||||
10. | Входной контроль. | 1 | |||||||||
11. | Урок внеклассного чтения. Мои любимые сказки. | 1 | |||||||||
12. | Сочинение « Мои любимый герой сказки». Обучение сочинению. | 1 | |||||||||
13. | Урок развития речи. Создание волшебной сказки. | 1 | |||||||||
14. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 | |||||||||
15. | М. В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два Астронома в пиру…». | 1 | |||||||||
16. | Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр. | 1 | |||||||||
17. | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | 1 | |||||||||
18. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 | |||||||||
19. | Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | 1 | |||||||||
20. | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Урок внеклассного чтения. | 1 | |||||||||
21. | Урок развития речи. Сочинение басни. | 1 | |||||||||
22. | Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Герои баллады. | 1 | |||||||||
23. | В. А. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна». | 1 | |||||||||
24. | В. А. Жуковский. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | 1 | |||||||||
25. | А.С.Пушкин» Сказка о мёртвой царевне». | 1 | |||||||||
26. | А.С.Пушкин» Сказка о мёртвой царевне». Борьба добрых и злых сил. | 1 | |||||||||
27. | А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Помощники царевны. Народная мораль, нравственность | 1 | |||||||||
28. | Королевич Елисей. Победа добра над злом. | 1 | |||||||||
29. | Пушкинская сказка-прямое наследие народной. | 1 | |||||||||
30. | Проверочная работа по теме «творчество русских писателей» | 1 | |||||||||
31. | Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». | 1 | |||||||||
32. | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. | 1 | |||||||||
33. | Выразительные средства языка в стихотворении «Бородино». | 1 | |||||||||
34. | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Вечера на хуторе близ Диканьки. | 1 | |||||||||
35. | Реальное и фантастическое в сюжете повести «заколдованное место» | 1 | |||||||||
36. | Промежуточный контроль. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. | 1 | |||||||||
37. | Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях». | 1 | |||||||||
38. | И. С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Му му» | 1 | |||||||||
39. | Основной сюжет и герои рассказа И. С. Тургенева. | 1 | |||||||||
40. | Нравственный облик Герасима. | 1 | |||||||||
41. | История отношений Герасима и Татьяны. Нравственный облик Герасима. | 1 | |||||||||
42. | А. А. Фет Слово о поэте. Стихотворение « Весенний дождь». | 1 | |||||||||
43. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения. | 1 | |||||||||
44. | Л. Н. Толстой. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Краткость и выразительность языка рассказа. | 1 | |||||||||
45. | Контрольная работа по теме «Творчество русских писателей.1-я половина 19 века. » | 1 | |||||||||
46. | Жилин и Костылин. Два характера в произведении Л. Н. Толстого. | 1 | |||||||||
47. | А. П. Чехов. Слово о писателе. | 1 | |||||||||
48. | Великие писатели и поэты 19 века. | 1 | |||||||||
49. | Духовные и нравственные качества героев в произведениях русских писателей: сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Подготовка к сочинению. Сочинение «Духовные и нравственные качества героев в произведениях русских писателей». | 1 | |||||||||
50. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | |||||||||
51. | А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | 1 | |||||||||
52. | Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. | 1 | |||||||||
53. | А. Погорельский « Чёрная курица». Слово о писателе. | 1 | |||||||||
54. | А. Погорельский « Чёрная курица». Сюжет, идея рассказа. | 1 | |||||||||
55. | А. Погорельский « Чёрная курица». Главные герои рассказа-конфликт и столкновение. Сказочное и реальное в произведении | 1 | |||||||||
56. | В. М. Гаршин. Слово о писателе. Attalea princeps. Сюжет, композиция, идея. | 1 | |||||||||
57. | В. М. Гаршин. Attalea princeps. | 1 | |||||||||
58. | Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев | 1 | |||||||||
59. | Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков. | 1 | |||||||||
60. | Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения. | 1 | |||||||||
61. | И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | 1 | |||||||||
62. | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | 1 | |||||||||
63. | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | 1 | |||||||||
64. | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру. | 1 | |||||||||
65. | Глава «Кукла» - кульминация повести. Простота и выразительность языка повести. | 1 | |||||||||
66. | Обучение навыкам характеристики литературного персонажа. | 1 | |||||||||
67. | С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихотворениях Есенина. | 1 | |||||||||
68. | Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятель-ная работа «Картинки из моего детства» | 1 | |||||||||
69. | П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки. | 1 | |||||||||
70. | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовест-ность, трудолюбие и талант главного героя. | 1 | |||||||||
71. | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | 1 | |||||||||
72. | К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки. | 1 | |||||||||
73. | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки. | 1 | |||||||||
74. | Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовс-кого «Теплый хлеб». | 1 | |||||||||
75. | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | 1 | |||||||||
76. | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | |||||||||
77. | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев». Художествен-ные особенности пьесы-сказки. | 1 | |||||||||
78. | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом. | 1 | |||||||||
79. | Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева». | 1 | |||||||||
80. | Два мира сказки «Снежная королева». | 1 | |||||||||
81. | Писатели-сказочники и их герои. | 1 | |||||||||
82. | А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита». | 1 | |||||||||
83. | Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». | 1 | |||||||||
84. | В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои. | 1 | |||||||||
85. | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | 1 | |||||||||
86. | Сочинение «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 1 | |||||||||
87. | Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише». | 1 | |||||||||
88. | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». | 1 | |||||||||
89. | Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста». | 1 | |||||||||
90. | Великая Отечественная война в жизни моей семьи. | 1 | |||||||||
91. | Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…». | 1 | |||||||||
92. | Картина В.М.Васнецова «Алёнушка». А.А.Прокофьева «Аленушка». Д.Б.Кедрина. | 1 | |||||||||
93. | Н.М.Рубцов «Родная деревня». Дон -Аминадо «Города и годы». | 1 | |||||||||
94, 95. | Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор | 2 | |||||||||
96. | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | 1 | |||||||||
97, 98. | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | 2 | |||||||||
99. | Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера. | 1 | |||||||||
100. | Том Сойер и его друзья. | 1 | |||||||||
101. | Контрольная работа № 2 по курсу литературы 20 века. | 1 | |||||||||
102, 103. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». | 2 | |||||||||
104, 105 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...
рабочая программа для 3 класса по татарской литературе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....
Программа спецкурса "Литература Ставрополья" 2 класс
Спецкурс «Литература Ставрополья» является составной частью учебной программы общеобразовательных учреждений. Спецкурс предполагает изучение произведений ставропольских писателей и поэтов. Курс рассчи...
Рабочая программа по литературе 2 класс.
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....
Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива
Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...