Рабочая программа по литературе 2 класс.
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена к УМК "Школа России" Климанова, Горецкий (4 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass.docx | 79.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение», утверждённой Министерством образования и науки РФ (Москва, 2007г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта второго поколения начального общего образования начальной школы.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения призван продолжить обуче ние детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскры вается во всей своей полноте и многогранности.
Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно восприни мать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоци ативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстети ческий опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жиз ни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержа ния произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различ ных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обо гащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стра тегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно худо жественные тексты.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литера турного произведения, выдвигает на первый план художе ственный образ.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических прие мов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение).
В программу литературного чтения включаются такие разделы, как «Круг чтения», «Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом», «Обогащение и развитие опыта творческой деятельности учащихся». Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возмож ности детей и их знания об окружающем мире, о своих свер стниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отно шения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятель ности детей, которые помогут им воспринимать художе ственное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Содержательные линии программы
Основные линии программы | Читательские умения |
Развитие навыка чтения, восприятия произведения, литературоведческих представлений и понятий, речевых умений, творческой деятельности |
|
В круг чтения детей входят произведения, представляю щие все области литературного творчества: фольклор, рус ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.
Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про изведениям современных писателей.
Виды учебной деятельности:
- восприятие на слух художественных произведений;
- характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
- чтение текстов вслух;
- чтение про себя;
- сравнение произведений разных жанров;
- пересказ текста художественного произведения;
- работа с иллюстрациями;
- выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку); составление краткого отзыва о прочитанной книге;
- участие в диалоге;
- инсценировка художественного произведения (его части): чтение по ролям, участие в драматизации;
- конструирование устных сочинений.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса (Результаты обучения)
К концу обучения учащиеся научатся:
- читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения – 50 слов в минуту;
- подробно и выбо рочно пересказывать про читанное с исполь зованием приемов устного рисования и иллюстраций;
- устанавливать по следовательность дей ствий в произведе нии и осмысливать взаимосвязи описы ваемых в нем собы тий, подкреплять ответы на вопросы выбо рочным чтением;
- делить тек ст на части, озаглавливать их, выявлять основную мыс ль прочитан ного (с помо щью учителя);
- ориентироваться в учебной кни ге: знакомиться с содержанием, находить в ней название нужного про изведения, уме ть пользо ваться задания ми и вопроса ми, помещен ными в учеб ной книге;
- различать художествен ные и научно-популярные тексты, наблюдать над стилисти ческими осо бенностями текстов;
- узнавать и различать такие жанры лите ратурных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать художественную и научную литературу, прозу и поэзию, разнообразие жанров литературы и фольклора;
- находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях;
- систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.);
- хранить информацию на бумажных носителях;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации;
- делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации.
- на основе прочитанного принимать несложные практические решения;
• создавать небольшие собственные устные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
• работать с доступными книгами — справочниками и словарями.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- работа в парах
Формы контроля ЗУН (ов);
- наблюдение;
- беседа;
- фронтальный опрос;
- опрос в парах;
Рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).
В авторскую программу изменения не внесены.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Родная речь» 2 класс, М.: Просвещение, 2010
Критерии оценок:
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
- Способ чтения: чтение целыми словами.
- Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
- Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
- Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
- Выразительное чтение текста;
- Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
- Выразительное чтение наизусть;
- Составление простого плана;
- Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
- Работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.
Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.
Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.
Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. | дата | |
план | факт | ||||||
1 четверть – 36 часов | |||||||
1 | Самое великое чудо на свете. Р. С. Сеф «Читателю» | 1 | Комбинированный | Знать правила обращения с книгами; Уметь составления рассказа по картинке. | Текущий | ||
2 | Библиотеки. | 1 | Урок-экскурсия | Учащиеся должны представлять, что такое библиотека, для чего она существует, уметь рассказывать о своей домашней библиотеке, а также о той, которую они посещают. | Текущий | ||
Устное народное творчество | |||||||
3 | Русские народные песни. | 1 | Комбинированный | Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; – делить текст на смысловые части; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Текущий. Фронтальный опрос | ||
4 | Потешки и прибаутки. | 1 | Комбинированный | Знать: – правила заучивания стихотворений; – малые фольклорные жанры: считалки и небылицы. Уметь: – выполнять словесное рисование картин природы; – читать осознанно текст художественного произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы); – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
5 | Считалки и небылицы. | 1 | Комбинированный | Текущий. Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
6 | Загадки. | 1 | Урок-игра | Знать народные загадки. Уметь: – отгадывать загадки; – различать загадки народные и авторские; – участвовать в диалоге при обсуждении темы урока | Текущий. Фронтальный опрос | ||
7 | Пословицы и поговорки. | 1 | Комбинированный | Уметь: различать малые жанры устного народного творчества; распределять пословицы по тематическим группам. | Текущий | ||
8 | Ю.Мориц. Сказка идет по лесу. | 1 | Комбинированный | Уметь: – различать жанры художественной литературы (малые фольклорные жанры); – подбирать пословицы к стихам; – читать осознанно текст художественного произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
9 | «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Комбинированный | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные | Проверка техники чтения | ||
10 | «У страха глаза велики» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
11 | Сказка о животных «Лиса и тетерев» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «сказка о животных». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры сказок о животных; – различать сказки народные и литературные | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
12 | «Лиса и журавль» | 1 | Комбинированный | ||||
13 | «Каша из топора» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «бытовая» сказка. Уметь: – пересказывать с опорой на картинный план; – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ басня); – различать сказки народные и литературные; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
14-15 | «Гуси-лебеди» | 2 | Комбинированный | Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка». Уметь: – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Фронтальный опрос | ||
16 | А. А. Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | Урок - игра | Уметь характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану. | Текущий | ||
17 | Урок-обобщение по теме «Устное народное творчество» | 1 | Урок-обобщение | Знать понятие «устное народное творчество». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать текст; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному | Фронтальный опрос. Тест (8 мин) | ||
Люблю природу | |||||||
18-19 | Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника…» | 2 | Комбинированный |
Знать произведения русских поэтов о природе, понятие «рифма». Уметь: – описывать поэтический образ осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Фронтальный опрос | ||
20 | Стихи А. Плещеева «Осень наступила». | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | |||
21 | А. Фет «Ласточки пропали» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение | |||
22 | Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
23 | Б. Берестов «Хитрые грибы» | 1 | Комбинированный | Уметь: – находить рифму в произведении; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; | Фронтальный опрос | ||
24 | Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро» | 1 | Комбинированный | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: – анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выб.) | Фронтальный опрос | ||
25 | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую» | 1 | Урок-обобщение | Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: – анализировать средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения | Тестирование | ||
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (13 ч) | |||||||
26 | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила») | 1 | Комбинированный | Знать произведения А. С. Пушкина о природе. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст стихотворений; – осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы – определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы; – читать стихотворение наизусть | Фронтальный | ||
27 | Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «олицетворение». Уметь: – анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них; – читать выразительно стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Чтение наизусть | ||
28-30 | А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 3 | Комбинированный | Знать содержание сказки. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст сказки; – определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; – читать по ролям; – участвовать в обсуждении прочитанного; – высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам | Индивидуальное выразительное чтение | ||
31 | И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука» | 1 | Комбинированный | Знать: – понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; | Фронтальный опрос | ||
32 | И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей» | 1 | Комбинированный | Чтение наизусть | |||
33 | Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | Комбинированный | Знать: – понятие «быль»; – творчество Л. Толстого. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – давать характеристику главным героям; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
34-35 | Л. Н. Толстой «Филипок» | 2 | Комбинированный | Уметь: – выделять особенности сюжета произведения; – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; | Фронтальный опрос | ||
36 | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже» | 1 | Комбинированный | Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); – определять тему и главную мысль произведения; | Фронтальный опрос | ||
2 четверть – 28 час | |||||||
1 | Л. Н. Толстой«Котенок» | 1 | Комбинированный | Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); – определять тему и главную мысль произведения; | Фронтальный опрос | ||
2 | Обобщение по теме «Русские писатели» | 1 | Урок-обобщение | Уметь: – давать характеристику главным героям произведения; – участвовать в обсуждении прочитанного; – отвечать на обобщающие вопросы по теме | Тестирование | ||
О братьях наших меньших | |||||||
3 | Н. И. Сладков «Они и мы». А. А. Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | Комбинированный | Уметь: прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | Текущий | ||
4 | Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | Комбинированный | Уметь: – прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – участвовать в анализе содержания; – оценивать события, поступки героев; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный опрос | ||
5 | В. Берестов «Кошкин щенок» | 1 | Комбинированный | Уметь: – выполнять творческую работу (сочинение сказок); – читать осознанно и выразительно текст художественного произведения; – определять его тему и главную мысль | Фронтальный опрос | ||
6-7 | М. Пришвин «Ребята и утята» | 2 | Комбинированный | Уметь: – определять, от какого лица идет повествование; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) | Пересказ | ||
8-9 | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 2 | Комбинированный | Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – определять построение, характер текста; – использовать силу голоса для постановки логического ударения; – участвовать в диалоге; – формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану; – пересказывать текст | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
10 | Б. Житков «Храбрый утёнок» | 1 | Комбинированный | Уметь: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Фронтальный опрос | ||
11 | В. Бианки «Музыкант» | 1 | Комбинированный | Уметь: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный опрос | ||
12-13 | В. Бианки «Сова» | 2 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |||
14 | Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших» | 1 | Урок-обобщение | Знать произведения о животных. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать, анализировать произведения | Тестирование | ||
Из детских журналов (9 ч) | |||||||
15 | Знакомство с детскими журналами. | 1 | Комбинированный | Знать детски журналы, Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию. | Текущий | ||
16 | Д. Хармс «Игра». | 1 | Комбинированный | Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения | Фронтальный опрос | ||
17 | Д. Хармс, «Вы знаете?». | 1 | Комбинированный | Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; | Фронтальный опрос | ||
18 | Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи» | 1 | Комбинированный | Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения | Фронтальный опрос | ||
19 | Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | Комбинированный | Знать: – названия детских журналов; – понятие «юмор» произведения. Уметь: – анализировать произведение; – определять средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения наизусть | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
20 | Ю. Владимиров «Чудаки» | 1 | Комбинированный | Уметь: – прогнозировать содержание текста по заголовку; – участвовать в диалоге; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
21 | А. Введенский «Учёный Петя» | 1 | Комбинированный | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – характеризовать поступки героев, их моральные черты | Фронтальный опрос | ||
22 | А.Введенский «Лошадка» | 1 | Комбинированный | Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – характеризовать поступки героев, их моральные черты
| Фронтальный опрос | ||
23 | Урок-обобщение по теме «Из детских журналов» | 1 | Урок- обобщение | Знать названия детских журналов. Уметь: – представлять свой любимый журнал; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) | Фронтальный опрос. Тестирование | ||
Люблю природу русскую. Зима (8 ч) | |||||||
24 | Зимние загадки. | 1 | Комбинированный | Уметь: прогнозировать содержание раздела; рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию; соотносить загадки и отгадки | Текущий | ||
25 | Образ зимы в поэзии. И. Бунин, К. Бальмонт, Я. Аким «Первый снег» | 1 | Комбинированный | Знать произведения о зиме. Уметь: – определять средства художественной выразительности; – составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх | Фронтальный опрос | ||
26 | Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «звукопись». – творчество С. Есенина; Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать выразительно стихотворения наизусть | Фронтальный опрос, чтение наизусть | ||
27 | С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | 1 | Знать – творчество С. Есенина; Уметь: – читать выразительно стихотворения наизусть - находить в тексте средства художественной выразительности | Фронтальный опрос, чтение наизусть | |||
28 | Русская народная сказка «Два Мороза». | 1 | Комбинированный | Уметь: – рифмовать слова, текст; – читать осознанно текст произведения; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему | Индивидуальный, выразительное чтение | ||
3 четверть - 40 часов | |||||||
1 | С новым годом! С. Михалков «Новогодняя быль» | 1 | Комбинированный | Уметь: – рифмовать слова, текст; – читать осознанно текст произведения; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
2 | А. Барто «Дело было в январе» | 1 | Комбинированный | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и находить главную мысль произведения | Фронтальный опрос | ||
3 | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима» | 1 | Урок-обобще-ние | Знать произведения о зимней природе. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях; – читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору) | Фронтальный опрос. Тестирование | ||
Писатели – детям (17 ч) | |||||||
4 | К. И. Чуковский «Путаница» | 1 | Урок- игра | Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: – анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; – определять тему и главную мысль произведения, давать хар-ку героя | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
5 | Загадки. К. И. Чуковский «Радость» | 1 | Комбинированный | Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: – анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику героям | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
6-8 | К. И. Чуковский «Федорино горе» | 3 | Комбинированный | Уметь различать народные и литературные сказки,прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; читать по ролям; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря; определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя антонимы. | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
9 | С. Я. Маршак «Кот и ло-дыри» | 1 | Комбинированный | Знать творчество С. Я. Маршака. Уметь: – анализировать юмористические стихотворения; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Фронтальный опрос | ||
10 | С. В. Михалкова «Мой секрет», | 1 | Комбинированный | Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь: – прогнозировать содержание произведения по названию; – анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
11 | С. В. Михалков «Сила воли» | 1 | Комбинированный | Индивидуальный. Выразительное чтение | |||
12 | С. В. Михалков «Мой щенок» | 1 | Комбинированный | Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь: – прогнозировать содержание произведения по названию; – анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
13 | А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука» | 1 | Комбинированный | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
14 | . А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа» | 1 | Комбинированный | Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть | Фронтальный опрос | ||
15 | Н. Н. Носов «Затейники» | 1 | Урок-игра | – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Пересказ | ||
16-17 | Н. Н. Носов «Живая | 2 | Комбинированный | Уметь: – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
18 | Н. Н. Носов «На горке» | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос. | |||
19 | Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке» | 1 | Комбинированный | Составление картинного плана к рассказу | |||
20 | Урок – обобщение по теме «Писатели – детям» | 1 | Урок-обобще-ние | Знать произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | Тестирование | ||
Я и мои друзья (12 ч) | |||||||
21 | Я и мои друзья. Развитие речи. | 1 | Комбинированный | Уметь: связно и последовательно передавать свои мысли. | Фронтальный опрос | ||
22 | В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты»; | 1 | Комбинированный | Уметь: – анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
23 | В. Лунин «Я и Вовка» | 1 | Комбинированный | Уметь: – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Фронтальный опрос | ||
24-25 | Н. Булгакова «Анна, не грусти!» | 2 | Комбинированный | Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; – объяснять авторское отношение к персонажам текста; | Фронтальный опрос | ||
26 | Ю. Ермолаев «Два пирожных» | 1 | Комбинированный | Уметь: – определять характер текста по заглавию; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня) | Фронтальный опрос | ||
27-28 | В. Осеева «Волшебное слово» | 2 | Комбинированный | Уметь: – выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
29 | В. Осеева «Хорошее» | 1 | Комбинированный | Уметь: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части | Фронтальный опрос | ||
30 | Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?» | 1 | Комбинированный | Уметь: – прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему | |||
31 | В. Осеева «Почему?» | 1 | Комбинированный | Уметь: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части | Пересказ | ||
32 | Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья» | 1 | Урок-обобще-ние | Знать произведения о детях. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; | Тестирование | ||
ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА (11 ч) | |||||||
33 | Весенние загадки. | 1 | Комбинированный | Уметь: прогнозировать содержание раздела; читать стихотворения и загадки выразительно; соотносить загадки и отгадки, сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. | Фронтальный опрос | ||
34-35 | Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды» | 2 | Урок-игра | Знать произведения о весне. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства | Фронтальный опрос | ||
36-37 | Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка» | 2 | Комбинированный | Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства | Фронтальный опрос | ||
38 | Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот», А. Блока «На лугу» | 1 | Комбинированный | Знать приметы весны в произведениях. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
39 | И. Бунин «Матери». | 1 | Комбинированный | Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
40 | А. Плещеев «В бурю» | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |||
4 четверть – 32 часа | |||||||
1 | Е. Благинина «Посидим в тишине». | 1 | Комбинированный | Знать способы изображения характера героя в произведениях. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности | Фронтальный опрос | ||
2 | Э. Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | |||
3 | Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | Урок-обобщение | Знать произведения о весенней природе. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | Тестирование | ||
И в шутку и всерьез (14 ч) | |||||||
4 | «И в шутку и всерьёз». | 1 | Комбинированный | Уметь прогнозировать содержание раздела, планировать виды работы с текстом; читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. | Фронтальный опрос | ||
5 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего!» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «орфоэпическое чтение». Уметь: – читать орфоэпически; – читать по ролям; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения | Фронтальный опрос | ||
6-7 | Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 2 | Урок-игра | Знать творчество Б. Заходера. Уметь: – отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев; – выразительно читать стихотворения наизусть | Фронтальный опрос | ||
8-9 | Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка» | 2 | Комбинированный | Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
10 | Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»,«Над нашей квартирой», «Память» | 1 | Комбинированный | Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть | Фронтальный опрос. Ответы на вопросы | ||
11 | В. Берестов «Знакомый»,«Путешественники» | 1 | Комбинированный | Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; – давать характеристику героям произведения; – отвечать на вопросы; – участвовать в обсуждении темы урока | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
12 | В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим» | 1 | Комбинированный | Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; – давать характеристику героям произведения; – отвечать на вопросы; – участвовать в обсуждении темы урока | Фронтальный опрос | ||
13 | . И. Токмакова «В чудной стране» | 1 | Урок-игра | Уметь: – объяснять авторское отношение к героям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – оценивать события, героев произведения; – различать элементы книги | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
14 | Г. Остер «Будем знакомы» | 1 | Комбинированный | Уметь: – выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; | Фронтальный опрос | ||
15-16 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | 2 | Комбинированный | Уметь: – определять характер произведения по рисункам; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный опрос. | ||
17 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз» | 1 | Урок-обобщение | Знать юмористические произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | Тестирование | ||
Литература зарубежных стран | |||||||
18 | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности | Фронтальный опрос | ||
19 | Английская народная песенка «Перчатки» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности | |||
20 | Английская народная песенка «Храбрецы» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
21 | Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк» | 1 | Комбинированный | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с французской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности | Фронтальный опрос. Чтение наизусть | ||
22 | Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» | 1 | Урок-игра | Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой; – анализировать средства художественной выразительности | Фронтальный опрос | ||
23-25 | Шарль Перро «Кот в сапогах» | 3 | Комбинированный | Знать творчество Ш. Перро. Уметь: – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
26-27 |
шапочка» | 2 | Комбинированный | Знать понятие «фантастика». Уметь: – анализировать мотивы поведения героев; – составлять план пересказа; – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать сказки народные и литературные | Фронтальный опрос | ||
28 | Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | Комбинированный | Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | Индивидуальный. Выразительное чтение | ||
29-31 | Эни Хогарт «Мафин и паук» | 3 | Комбинированный | Уметь: – анализировать образность художественной речи; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронтальный опрос | ||
32 | К. Чуковский «Котауси и Мауси» | 1 | Урок-игра | Уметь: – определять эмоциональность характера текста; – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе .Р.Н.Бунеев.2 класс.
Программа содержит разделы:пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры, результаты освоения учебной программы,...
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова)
рабочая программа по литературе 4 класс (Система Занкова) с ОУД...
рабочая программа для 3 класса по татарской литературе
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного федерального стандарта....
Рабочая программа по литературе Республики Коми в 3 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, КТП....
Рабочая программа по литературе 1 класс "Школа России" 2012 год.
Материал включает пояснительную записку и тематическое планирование. Составлен в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Рабочая программа по литературе 1-4 классы по программе ПЕрспектива
Рабочая программа разработана на курс начальной школы по программе Перспектива...
Рабочая программа по литературе 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век "...