Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе МКОУ Мастюгинская ООШ
учебно-методический материал на тему
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции, способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 29.3 КБ |
mastyuginok_dokladu.ppt | 827 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Мастюгинская основная общеобразовательная школа
Доклад на тему:
«Реализация программы духовно-нравственного воспитания на базе
МКОУ Мастюгинская ООШ»
Директор МКОУ Мастюгинская ООШ
Л.И. Деревщикова
29.08.2018г
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и среднего общего образования является частью основной образовательной программы.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной и социальной культуры.
Задачи:
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
-Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
-Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
-Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
-Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предполагает формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции, способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Школе как социальному субъекту – носителю педагогической культуры, несомненно, принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и воспитания ребёнка. Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
Для решения воспитательных задач педагоги вместе с родителями обращаются к содержанию:
-общеобразовательных дисциплин;
-произведений искусства;
-периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
-духовной культуры и фольклора народов России;
-истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
-жизненного опыта своих родителей и прародителей;
-общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных культурных практик;
-другие источников информации и научного знания.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания.
-Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, доверие к людям.
-Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
-Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине, целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
-Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни.
-Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
-Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который является собой высшей целью стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другим значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной деятельности. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей превращается в воспитательную задачу. (Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?) Понимание – этот ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
В рамках реализации программы мы применяем формы работы:
-экскурсии в музеи,
-исследовательские работы, проекты,
- уроки краеведения,
-творческие проекты, конкурсы рисунков, коллажей
- акции
-фотовыставки
- прогулки, туристические походы
-школьный праздник
-выставки семейного творчества,
-участие в эстетическом оформлении кабинета к мероприятиям, к праздникам
-совместные праздники и проекты, образовательные события
Для реализации теоретических знаний по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в начальном звене
проводятся занятия по « Основам религиозных культур и светской этики» в 4 классе 0,5 часа и внеурочной деятельности «Мир, который мы познаем» по 1 часу в классе-комплекте с 1 по 4 классы.
В среднем звене на реализацию данной программы выделено на занятие по «Основам духовно-нравственной культуры народов России»– по 0,5 часа в 5,6 классах, 1 час в неделю кружковой работы «Воронежское краеведение», 7 классных часов в год и общественно-полезная практика.
По данному направлению работают 3 педагога. Все они прошли обучение по программе духовно-нравственного воспитания. Имеется необходимое количество учебной и дополнительной литературы, компакт диски. Классы оборудованы необходимой техникой: ноутбук, проектор, интерактивная доска и т.д.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются образовательным учреждением, семьёй, внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающихся. Важным условием успешной реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.
Очень важным является участие представителей общественных организаций и объединений, традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направлений программы.
Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся заключается в проведении совместных мероприятий по направлениям духовно-нравственного развития и воспитания в школе.
Проблемы реализации данной программы:
На протяжении последних десятилетий, к сожалению, мы растеряли многие духовные ценности. В вечной суете, спешке, заботах о благополучии и обеспеченности человечеству трудно прийти в себя, и в нравственной слепоте оно перестает отличать прекрасное от безобразного, вечно ценное от преходящего, сиюминутного. Современный человек сбит с толку и не может образумиться. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания и развития школьников - одна из актуальных на сегодняшний день проблем. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью. В довольно раннем возрасте человек начинает понимать, что мир устроен не так уж разумно и справедливо, видит ложь и лицемерие, жадность и трусость, узнает о войнах, убийствах.
Тем не менее духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром.
В нашей школе мы выделили следующие проблемы:
- малое количество выделенных часов на реализацию программы;
- слабая активность родителей в совместной деятельности;
- частое перемещение священнослужителей при местном храме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, через формирование личностной, семейной и социальной культуры .
Задачи: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; -Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; -Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России; -Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; -Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; -Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; -Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Виды и формы деятельности ребёнка
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях .
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал ; принцип следования нравственному примеру ; принцип диалогического общения; принцип системно-деятельностной организации воспитания .
Формы работы
Учебный план Начальное звено Среднее звено 4 класс Основы религиозных культур и светской этики – 0,5 часа Внеурочная деятельность - «Мир, который мы познаем» - 1 час в 1,3 кл. 1 час в 2,4 кл. 5,6 класс Основы духовно-нравственной культуры народов России– по 0,5 часа Внеурочная деятельность - ««Воронежское краеведение»» - 1 час в 5,6 кл.
Проблемы реализации программы: малое количество выделенных часов на реализацию программы; слабая активность родителей в совместной деятельности; частое перемещение священнослужителей при местном храме.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...
« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»
Актуальность применения авторских программ воспитания с целью формирования личностных качеств учащихся. Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обесп...
Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».
ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.Такое пространство интегрировано в урочн...
Реализация задач экологического воспитания в младших классах школы II вида через внеурочную деятельность
Статья по экологическому воспитанию в младших классах коррекциооной школы...
Современные формы и методы воспитательной работы для реализации стратегии развития воспитания
Доклад...
«Внедрение информационно-коммуникативных технологий для успешной реализации ФГОС и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».
laquo;Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» А.П.Семенов.Тема самообразования «Внедрение информационно-коммуникати...