« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»
материал на тему
Актуальность применения авторских программ воспитания с целью формирования личностных качеств учащихся.
Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konkurs.docx | 67.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсный проект
в номинации лучший классный руководитель
« Реализация авторской программы воспитания «Семь Я»
учителя начальных классов, классного руководителя 4 класса
МБОУ СОШ№7 Шевченко Натальи Владимировны
Актуальность применения авторских программ воспитания с целью формирования личностных качеств учащихся
Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передать накопленный им жизненный опыт своим детям. Тревогу первобытного человека вызывала опасность остаться один на один с враждебной природой. Поэтому, как и у других животных, передача опыта выживания происходила под руководством инстинкта сохранения рода. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Он образовывал их, придавая им те черты и качества своего образа, которые были необходимы для воспитания.
Таким образом, с древнейших времен утвердилось понимание воспитания как передачи жизненного опыта старших поколений младшим. Благодаря приобретению навыков поведения человек становился
культурным, образованным, т.е. понимающим смысл своего существования и умеющим осмысленно реализовать его в своей жизни. Но процесс приобретения опыта такого воспитания направлен не на его осознание, а на приучение к определенным действиям. Воспитание посредством научения - необходимый этап в младенческом возрасте как человечества, так и отдельного человека.
Воспитание - это обучение принципам жизни. В связи с этим появляется возможность обращаться к тому в личности, что представляет наибольшую ценность для человека.
Таким образом, возникает основная проблема воспитания - проблема ценностного подхода к личности. Новое воспитание, произрастая на традиционной почве, но обращаясь к человеку и человеческому, предполагает неразрывность и взаимосвязь личностного и социального творчества. Важно помочь человеку, овладеть приемами творения, создавая для этого благоприятные условия - ситуации, требующие внутренней борьбы и преодоления. В первую очередь борьбы с собственными недостатками, преодоления сомнений в себе и своих возможностях.
Воспитательных задач немало. Они столь же важны как учебные и развивающие задачи уроков.
Нравственное воспитание осуществляется с помощью заданий на анализ деятельности, оценки результатов деятельности и отношений людей в процессе деятельности. Регулярное выполнение этих заданий позволяет научить детей тому, как применять на практике свои знания и умения, не причиняя вреда природе и людям, а по сути - научить их нравственному поведению.
Воспитание познавательной самостоятельности осуществляется в процессе развития у школьников умений самостоятельно планировать, выполнять, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
Воспитание личностных качеств посредством развития индивидуальных интересов и способностей учащихся осуществляется путем дифференциации и
индивидуализации обучения. В любом классе нет, и никогда не будет двух одинаковых учеников, имеющих одинаковые интересы и способности по предмету.
Воспитание коммуникативных умений у детей осуществляется в процессе обучения их умениям руководить учебной работой на отдельных этапах и уроках, работать в группе, общаться. Эти умения воспитываются путем постоянного обучения детей правилам общения перед началом выполнения различных заданий.
Новая российская школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного, морально-нравственного состояния общества и государства.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом в познавательной, эмоциональной, в поведенческо – волевой сферах, где возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Особенно важным является воспитание личностных качеств учащихся путем применения индивидуальных программ обучения и воспитания.
Авторская интегрированная воспитательная программа по жизнедеятельности человека « Семь Я»
Интегрированная воспитательная программа по жизнедеятельности человека « Семь Я» включает в себя основные вопросы по всем направлениям деятельности человека в жизни. Таким, как культура поведения в обычных и экстремальных ситуациях, укрепление здоровья, самообразование и самовоспитание нравственных и творческих качеств, общий культурный кругозор, семейные отношения, выбор профессии и планирование жизненной карьеры, увлечения, религия.
Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:
- Я и государство
- Я и школа
- Я и моя семья
- Я и нравственность
- Я и здоровый образ жизни
- Я и правила поведения
- Я и культура
Цель программы - воспитание нравственных и творческих качеств личности, в процессе обучения учащихся основным правилам жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.
Реализация цели достигается в процессе выполнения следующих задач на воспитательных занятиях:
воспитание нравственных качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий нравственного содержания;
воспитание творческих качеств путем ознакомления учащихся с методами творческой деятельности и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел;
ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях;
формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения;
обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственности, экологической и общей культуры;
формирование среды воспитания в классе и обучение учащихся организации и проведению коллективных и индивидуальных творческих дел;
осуществление положительной коррекции среды воспитания в семьях и по месту жительства учащихся.
Концептуальные основы программы
Нравственность - одна из наиболее важных ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства являющаяся важнейшим духовным достоянием личности.
Программа по культуре жизнедеятельности человека « Семь Я» содержит работу по следующим разделам:
- «Нравственные корни»
- «Традиции»
- «Правила жизни»
Каждый из данных разделов включает в себя ряд мероприятий различной формы направленности, но подчиненного единой цели - воспитание нравственных и творческих качеств личности в процессе обучения учащихся основным правилам культуры жизнедеятельности и самостоятельному принятию решений в различных жизненных ситуациях.
Реализация программы предполагает использование соответствующих средств, способствующих достижению её задач. Это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально- технических и учебно-воспитательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие задачи по формированию и развитию нравственных и творческих качеств личности.
Основные направления реализации программы:
«Нравственные корни».
Цель:
Воспитание нравственных и творческих качеств путем ознакомления учащихся с правилами нравственного поведения и осуществления коллективных и индивидуальных творческих дел. Трудно найти такую область деятельности, от которой бы так много зависело, как от нравственного воспитания подрастающего поколения. Ведь нравственное воспитание - это процесс передачи опыта старших поколений младшим, в ходе которого происходит формирование их готовности к труду, жизни, к выполнению общественных функций гражданина, труженика, семьянина, защитника Родины;
процесс раскрытия в каждой формирующейся личности всех её подлинно человеческих качеств и творческих способностей, и последующее обращение их на пользу обществу, коллективу, окружающим людям.
«Традиции»
Цель:
Передача молодому поколению богатого культурно-исторического, литературного, этического наследия России. Развитие в ребенке чувства любви к своей «малой Родине», возрождение обычаев, традиций, культуры Дона. Утверждение нравственных ценностей в сознании школьников через возрождение духовных традиций русской семьи.
За тысячелетия существования Руси накоплено богатейшее культурное наследие, обладателями которого является сегодняшняя молодежь. Понимание величия России, воспитание чувства восхищения, гордости к нашим предкам, к таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации. Мы живем на донской земле, прославленной деяниями вольных казаков. Жизнь никогда не текла здесь вяло и однообразно, бег её был стремительным и быстротечным. Здесь всегда было место подвигу - боевому и творческому. Возрождение истории культуры, традиций, духа и быта «донщины» является одним из компонентов нравственного воспитания.
«Правила жизни»
Цель:
Ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в различных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, нравственность экологической и общей культуры. Формирование и развитие умений анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения.
Реализация воспитательной программы
Реализация воспитательной программы направлена на достижение поставленной цели: раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность,
которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный
характер. Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, которая строится на основе следующих педагогических идей:
- равенство всех участников;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- ориентация не только и не столько на результаты творчества, сколько на сам процесс творчества;
- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов и.т.д. (без выбора нет свободы);
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
Основная цель данной программы заключается не в том, чтобы дать уч-ся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса.
Воспитательная система класса - максимально открытая система. Родители, педагоги школы - это сотоварищи и на наших уроках, и во внеклассной
деятельности класса.
Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики - учитель - родители - другие учителя - другие классы) базируются на следующих
принципах:
- Много знать - престижно;
- Помогать друг другу - нормально;
- Готовить дело по чужому сценарию - невозможно;
- Жить в неуютной обстановке - нельзя.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение 4-х лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному образу выпускника начальной школы.
Критерии оценивания результатов реализации программы
- динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;
-личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умения, навыках; участие в конкурсах и соревнованиях;
-динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие законов, традиций класса;
-наличие фото, видеоматериала;
-продукты творческой деятельности (газеты, журналы, плакаты, сценарии);
-удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя;
Оценка эффективности реализации программы
- через анкетирование;
-диагностику уровня воспитанности;
-собеседование;
-тестирование;
Предполагаемые результаты реализации программы
- высокий уровень сплоченности коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ;
-повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
-активизация интереса к творческим занятиям;
-увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях);
Реализация воспитательной программы
Содержание программы « Семь Я» соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи. Воспитательная работа проходит по
направлениям:
Я и здоровый образ жизни
Цель:
Изучение состояния физического здоровья уч-ся и определение
возможных путей преодоления физического нездоровья;
Демонстрация достижений уч-ся занятиями физкультурой и спортом;
Привлечение родителей и детей для пропаганды здорового образа жизни;
№п/п | Мероприятия | Ответственный |
1. | Акция « Внимание, дети!» | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
2. | День здоровья | Кл.руководит. Мин.здоровья и спорта |
3. | Акция « Я выбираю спорт, как альтернативу пагубным привычкам» (по плану) | Кл.руковод. Редколлегия Мин.здоровья и спорта |
4. | Осенний декадник « Дорога и дети» | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
5. | Урок памяти « Нет жертвам ДТП» | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
6. | Зимний декадник безопасности дорожного движения | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
7. | Рыцарские состязания | Кл.руководит. Мин.здоровья и спорта |
8. | Экологическая акция «Экология. Жизнь. Безопасность» | Кл.руковод. Мин.образования Мин.здоровья и спорта |
9. | Весенний декадник «Дорога и дети» | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
10. | Спартакиада «Президентские соревнования» | Кл.руководитель Мин.здоровья и спорта |
11. | Широкомасштабная акция « Внимание, дети!» | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
12. | Акция « У Светофора нет каникул» | Кл.руковод. Мин.здоровья и спорта |
- Я и моя семья
Цель:
Создание банка данных о семьях уч-ся и потребностно - ценностной сфере детей и родителей;
Изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях уч-ся;
Организация проведения совместного досуга родителей и детей, привлечение родителей к жизни класса, поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы и класса;
Профилактическая работа с социально-опасными семьями;
№ п/п | Мероприятия | Ответственный |
1. | Создание социального паспорта класса, паспортов асоциальных семей. | Кл. руковод. |
2. | Проведение классных родительских собраний( по плану) | Кл.руковод. |
3. | Заседания родительского комитета класса (по плану) | Кл.руководит. |
4. | Совместные мероприятия родителей и уч-ся( по плану) | Кл. руковод. Род. комитет Актив класса |
5. | Спонсорская помощь родителей для обеспечения жизнедеятельности класса и школы | Родительский комитет класса |
6. | Посещение семей уч-ся на дому с целью решения вопросов обучения и воспитания | Кл. руковод. Род. комитет |
- Я и правила поведения
- Я и культура
Цель:
Изучение интересов и запросов уч-ся, их способностей и желания участвовать в
общественной жизни в учебной жизни в учебном заведении;
Изучение запросов родителей в развитии талантов и интересов уч-ся;
Поддержка инициативы и творческих начинаний уч-ся, их стремления к
общению и совместному досугу;
№пп | Мероприятия | Ответственный |
1. | Анализ занятости уч-ся во внеурочное время в учреждениях дополнительного образования | Кл. руковод. |
2. | Праздник « Спасибо Вам, учителя» | Мин. печати Мин.культуры |
3. | Конкурс творческих проектов « Прощай, осень» | Мин. печати Мин.культуры |
4. | Мастерская Деда Мороза | Мин.культуры |
5. | Новогодний калейдоскоп | Мин.культуры |
6. | Рыцарский турнир « За наших дам» | Мин.культуры |
7. | Масленица | Мин.культуры |
8. | Мисс класса | Мин.культуры |
9. | День смеха | Мин.культуры |
10. | День рождения класса | Мин.культуры |
11. | Тренинги « Умение управлять собой» « Справедливые отношения с друзьями» « Храм искусства – театр. Театр и доброта» | Мин.культуры |
12. | Экскурсии в театр, музей, кинотеатр (по плану) | Мин.культуры |
Я и государство
Цель:
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование
умений и навыков правового поведения;
Развитие патриотических чувств уч-ся через организацию и проведение
мероприятий, формирующих патриотизм на практике;
Посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры
проявления патриотизма и гражданской позиции;
№пп | Мероприятия | Ответственный |
1. | Урок правовых знаний « Права детей -забота государства» | Кл. руковод. |
2. | Отчетно-выборное собрание « Выборы актива класса» | Кл. руковод. Актив класса |
3. | Акция « Ратные страницы истории» | Кл. руковод. Мин.культуры |
4. | Акция « Дорогой толерантности, мира и добра» | Кл. руковод. Мин. культуры |
5. | Акция « Мы граждане России» | Мин.культуры Кл. руковод. |
6. | Уроки правовой культуры | Кл. руковод. |
7. | Акция «Долг. Честь. Родина» | Мин. культуры Кл. руковод. |
8. | Акция « Отроки во вселенной» | Мин.культуры Кл. руковод. Мин.образован. |
9. | Акция « Георгиевская ленточка – наша память» | Мин. культуры Кл. руковод. |
10. | Вахта памяти | Мин.культуры Кл. руковод. Мин.образован. |
11. | Праздник детских организаций « Возьмемся за руки, друзья» | Мин. культуры Кл. руковод. |
12. | Тематические классные часы. « Исторические места нашего родного края» « Для чего народам традиции?» « Справедливость на улице и в общественных местах» | Мин. культуры Кл. руковод. |
Я и нравственность
Цель:
Изучение нравственной воспитанности уч-ся школы и определение возможных
путей коррекции нравственной воспитанности уч-ся методами и формами
воспитательного воздействия;
Создание условий для проявления уч-ся собственных достижений в проявлении
своих нравственных качеств;
Поощрение уч-ся, совершающих нравственные поступки;
№пп | Мероприятия | Ответственный |
1. | Акция милосердия «Дорогие мои, старики», посвященная Дню пожилого человека. | Мин. культуры Кл. руковод. |
2. | Акция « Спасибо Вам, учителя» | Мин. культуры Кл. руковод. |
3. | Урок материнской славы « Восславим женщину-мать!» | Мин. культуры Кл. руковод. |
4. | Декада помощи детям – инвалидам « Вместе мы сила» | Мин. культуры Кл. руковод. |
5. | Смотр воспитанности учащихся | Мин. культуры Кл. руковод. |
6. | Благотворительная акция « Новогоднее чудо» | Мин. культуры Кл. руковод. |
7. | Уроки нравственности « Азбука нравственности»: «Милосердие. Добрые и злые дела », « Что такое порядочность и честность»,«Нравственные нормы людей» | Мин.культуры Кл. руковод. |
8. | Посещение музеев, театров, экскурсий, библиотек. | Мин.культуры Кл. руковод. |
9. | Операция « Подарок солдату» | Мин.культуры Кл. руковод. |
10. | Организация встреч с интересными людьми нашего города. | Мин. культуры Кл. руковод. |
Я и школа
Цель:
Изучение интеллектуальных возможностей уч-ся и динамики изменения
интеллектуальных достижений;
Развитие творческой инициативы и активности уч-ся в
интеллектуальной деятельности;
Поддержка проявления таланта и незаурядности мышления;
№пп | Мероприятия | Ответственный |
1. | Организация познавательных экскурсий | Мин. культуры Кл. руковод. |
2. | Конкурс сочинений об учителе | Кл. руковод. Мин.образован. |
3. | Конкурс творческих проектов « Прощай осень» | Мин. культуры Кл. руковод. Мин.образован. |
4. | Конкурс « Русский медвежонок» | Кл. руковод. Мин.образован. |
5. | Читательские конференции о прочитанных книгах. | Кл. руковод. Мин.образован. |
6. | Тематические классные часы и внеклассные мероприятия: « Чему нужно научиться в школьные годы», « Зачем нужно все время учиться?», «Что такое самосовершенствование?» | Мин. культуры Кл. руковод. Мин.образован. |
7. | Конкурс творческих проектов « Зимушка-зима» | Мин. культуры Кл. руковод. Мин.образован. |
8. | Участие в областной программе « А завтра была война» | Мин.культуры Кл. руковод. Мин.образован. |
9. | Фестиваль традиции и обычаи донских казаков. | Мин.культуры Кл. руковод. |
10. | Акция « Отроки во вселенной» | Кл. руковод. Мин.образован. |
11. | Экологическая акция «Экология. Жизнь. Безопасность» | Кл. руковод. Мин.образован. |
Работа по реализации воспитательной программы строится через организацию внеклассных мероприятий, бесед, диспутов, классных часов, конкурсов, игр, КВН, коллективных творческих дел, творческих проектов. Творческие дела планируются, готовятся и проводятся мною совместно с родителями, учениками. Через совместные дела родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.
Одним из главных моментов является воспитание толерантности. Выслушать точку зрения другого (пусть и ошибочную), суметь дать оценку своей и чужой деятельности, терпимо относиться к людям, не похожим на тебя, - вот чему мы учимся на диспутах и тренингах. Однако самым значимым показателем является участие всех без исключения учащихся класса в различных акциях: по оказанию помощи детям из реабилитационного центра «Добродея» (Рождественский перезвон), детям – инвалидам (Вместе мы сила!), помощи престарелым людям в ходе акций «Ветеран живет рядом» и «Дорогие мои старики», акции «Подарок солдату».
Внеклассная работа позволяет классу обрести свое лицо. Инициативность, активность, живой отклик на новые идеи и дела, творческие начинания – вот основные черты классного коллектива и его воспитанников. Не менее значимо и то, что дети чувствуют себя в классе комфортно, стараются познать, помочь, поучаствовать, пообщаться, не перестают удивлять и удивляться.
Диагностика воспитательного процесса в классе
В процессе воспитания всегда задается один из наиболее важных вопросов – каким должен быть современный человек, чтобы соответствовать условиям изменяющегося общества, какими качествами он должен обладать? Как можно достичь этого в процессе воспитания в условиях школы? Для успешной реализации задач воспитательной программы надо изучать состояния воспитания, его реальных результатов, изменений, происходящих в сфере духовно-нравственного развития детей, условий, вызывающих эти изменения При решении этих задач нужно знать исходный уровень духовной и нравственной культуры отдельного ребенка или группы детей, находящихся в различных структурных подразделениях системы образования; периодически отслеживать и анализировать изменения с целью проектирования или корректирования дальнейших воспитательных действий.
Считаю, что именно для этого и необходимы средства диагностики. С их помощью стараюсь более объективно оценить степень эффективности воспитательного аспекта работы коллектива, выявить ценностные ориентации детей, уровень их духовно-нравственного развития, определить направленность духовных потребностей, запросов и интересов, выявить характер межличностных взаимоотношений в коллективе и степень его сформированности. На основе всего этого становится возможным проектирование воспитательной работы в классе.
Мониторинг воспитательной работы классного руководителя
позволяет мне отслеживать все сферы деятельности учащихся и позволяет иметь более достоверную информацию о состоянии воспитательного процесса в классе, межличностных отношений, увлечений и пр.
Так выглядит мониторинг воспитательной работы в 4 классе на конец учебного года:
Месяц | Диагностика | Итоговый документ |
Сентябрь | Социометрия « Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью» « Круг моих интересов» | Итоговая таблица по классу |
Октябрь | Социометрия « Структура межличностных отношений ( по симпатиям)» | Итоговая таблица по классу |
Ноябрь | Тестирование «Я и мои одноклассники», « Я и мой класс» | Итоговая таблица по классу |
Декабрь | Тестирование «Изучение уровня развития воспитанности учащихся» | Итоговая таблица по классу |
Январь | Опросник «Классный руководитель глазами ученика» | Итоговая таблица по классу |
Февраль | Самоанализ « Умею ли я учиться?» Анкетирование «Мой выбор» | Итоговая таблица по классу |
Март | Тестирование учащихся «А вежлив ли я?», « Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте» | Итоговая таблица по классу |
Апрель | Самоанализ « Мой характер», « Кто я в классе?» | Итоговая таблица по классу |
Май | Заполнение личностного портфолио по вопросам: « Мои добрые дела», « Моя мечта» | Итоговая таблица по классу |
В течение всего периода обучения в классе ведется мониторинг воспитательного процесса, который представлен следующими данными:
Уровень сформированности коллектива
Изучение коллектива проходило по следующим показателям ( максимальный балл – 3):
Ответственность
Коллективизм
Сплоченность
Контактность
Открытость
Организованность
Информативность
Уровень воспитанности учащихся (максимальный балл-3):
Уровень воспитанности определялся по следующим критериям:
-Любознательность
-Прилежание
-Отношение к природе
-Я и школа
-Прекрасное в моей жизни
В определении уровня воспитанности учащихся участвуют сами ученики, родители, товарищи и педагоги, работающие в классе. Отрадно отметить, что практически по всем показателям уровень воспитанности учащихся растет.
Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся и учителей, в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны, особенно отличается дух товарищества. Проведенное социометрическое исследование показало, что в классе нет «отверженных» и у всех ребят существует круг общения. Особенно важно, что в классе есть ребята с высокой степенью нравственности, которые существенно влияют на общественное мнение в коллективе.
Ученическое самоуправление
Всякий раз вновь набирая 1 класс, пытаюсь вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. И сразу же возникают вопросы: Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся? Каким образом необходимо взаимодействовать с лидерами класса в сложившейся ситуации?
Развитие ученического самоуправления по-прежнему остается приоритетным направлением воспитательной работы. Главной целью этого направления считаю привлечение к деятельности по самоуправлению большего количества учащихся, их родителей и социальных партнеров в лице общественных организаций.
Работая с классом по сплочению коллектива, ставлю перед учащимися следующие задачи:
- сплочение детского коллектива.
- активизация деятельности по основным направлениям воспитательной
работы.
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми разных возрастов
- приобщение учащихся к различным видам организаторской и управленческой деятельности.
- развитие инициативы, творчества классного коллектива.
- выявление талантов.
Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделённых постепенно расширяющимися правами, обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию. Уверена, что смысл ученического самоуправления заключается не в управлении детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Работая с коллективом, по этой системе я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем. Детей объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии. Дети стали более ответственными, организованными, самостоятельными. Итак, самоуправление в классе возможно, более того оно необходимо, ведь по большому счёту мы сможем воспитать детей своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.
Самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это неотъемлемая часть в воспитании детей творческих, самостоятельных, инициативных, имеющих гражданскую позицию и свой взгляд на вещи.
Работа с родителями
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимся является сотрудничество с родителями, ведь семья всегда оказывала и оказывает значительное влияние на процесс развития личности -ребёнка. Поэтому одной из важных задач в воспитательном процессе считаю сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Школа и семья должны работать совместно, так как у них единая цель - воспитание личности. От взаимоотношений учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и родителями.
При планировании работы с родителями руководствуюсь, в основном, следующими направлениями:
- школьный и классный план работы с родителями.
- пожелания и предложения родителей (данные получаю способом анкетирования)
- проблемные ситуации, которые складываются в конкретном классе в то или иное время в процессе обучения или воспитания учащихся или при общении и сотрудничестве с родителями.
Среди таких проблем можно выделить: проблемы поведения, успеваемости, физические и психологические особенности развития детей данного возраста, а также общие организационные вопросы класса, решаемые вместе с родителями.
Как классный руководитель родителям оказываю посильную помощь в воспитании детей: провожу беседы (индивидуальные и совместные), даю советы и рекомендации, информацию о детях, их поведении, успеваемости, рекомендуют педагогическую литературу для родителей, организую встречи родителей с психологической службой.
Выбор форм работы с родителями в начальных классах очень разнообразен. Основной опорой планирования работы с родителями являются пожелания и рекомендации самих родителей и ситуация складывающаяся во время учебного и воспитательного процесса.
Думаю, в первые годы обучения классный руководитель должен уделять особое внимание работе с родителями. В класс приходят новые дети, новые семьи. Учитель должен многое узнать, познакомиться со всеми. Родители должны увидеть, что учитель с первых дней руководствуется принципом «школа - ребенок - дом», искренне интересуется, приглашает к встрече и сотрудничеству, что приносит пользу и интересно обеим сторонам. Тогда в будущем у учителя не будет проблем при организации работы с родителями.
Вместе с родителями на родительских собраниях, формы проведения
которых стараюсь разнообразить, совместно решаем возникающие проблемы обучения, воспитания:
- адаптация детей в школе;
- способы улучшения успеваемости;
- трудности в обучении и их причины, помощь ребенку при учении;
- поведение и общение;
- воспитание вежливости, дружелюбия, дисциплинированности, проблема воспитания аккуратности и прилежания, здорового образа жизни и личной гигиены, проблема отношения к учителю, проблема прав ребенка, наказания и поощрения, воспитания сопереживания и сочувствия;
- улучшение психологического климата;
- общение со взрослыми и сверстниками, конфликты детей;
- организация свободного времени;
Родители помогают при организации мероприятий для детей: составляют сценарии, изготовляют костюмы и маски, украшают класс, помогают материально, родители сами участвуют в мероприятиях, организуют экскурсии на предприятия или в другие учреждения. Излюбленной "формой мероприятий» для родителей являются совместные праздники, участие в которых планируем заранее:
№ пп | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный |
1. | Праздник первого звонка | Сентябрь | Классный рук-ль Род.комитет |
2. | День здоровья | Октябрь | Классный рук-ль Род.комитет |
3. | Акция милосердия «Дорогие мои, старики», посвященная Дню пожилого человека. | Октябрь | Классный рук-ль Род.комитет |
4. | Праздник « Спасибо Вам, учителя!» | Октябрь | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
5. | Организация и проведение осенних каникул | Октябрь | Классный рук-ль Род.комитет |
6. | Конкурс творческих проектов « Прощай, осень» | Ноябрь | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
7. | День матери | Ноябрь | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
8. | Конкурс « Русский медвежонок» | Ноябрь | Классный рук-ль Род.комитет |
9. | Декада помощи детям – инвалидам « Вместе мы сила» | Декабрь | Род.комитет Актив класса |
10. | Новогодний калейдоскоп. Организация и проведение зимних каникул | Декабрь | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
11. | День защитника Отечества | Февраль | Кл.рассный рук-ль Род.комитет Актив класса |
12. | Операция « Подарок солдату» | Февраль | Род.комитет Актив класса |
13. | Масленица | Февраль | Кл.рассный рук-ль Род.комитет Актив класса |
14. | Праздник 8 марта | Март | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
15. | Организация и проведение весенних каникул | Март | Классный рук-ль Род.комитет |
16. | Фестиваль традиции и обычаи донских казаков. | апрель | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
17. | День победы | Май | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
18. | День семьи | Май | Классный рук-ль Род.комитет Актив класса |
19. | Праздник последнего звонка | Май | Классный рук-ль Род.комитет |
20. | День рождения класса | Май | Классный рук-ль Род.комитет |
И дети хотят, чтобы родители были с ними, принимали активное участие и в их школьной жизни. Так на вопрос предпочитают ли ваши дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников в школе все, за исключением одного, ответили да. Это еще раз подтверждает существование тесного контакта между детьми и родителями, желания общаться и взаимодействовать с обеих сторон, а также интерес и внимание со стороны родителей к детям.
В заключении хочу сказать, что успешность работы учителя с родителями зависит от взаимоотношений между ними в первые годы, большую роль здесь играет и тесное сотрудничество, и частые встречи, и установление первых контактов, и завоевание авторитета и еще многое другое.
Работа с учащимися
Общечеловеческие ценности являются основой целостного учебно-воспитательного процесса. Для успешного протекания процесса формирования личности ребёнка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности, такие, как познавательная, ценностно-ориентировочная, трудовая, художественная, физкультурно-оздоровительная, коммуникативная, игровая.
В соответствие с результатами, полученными в процессе аналитической деятельности, исходя из сформулированных целей и задач, классный руководитель определяет ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.
Индивидуальную работу с учащимися всегда связываю с заботой создания в классе благотворительной среды для формирования личности каждого ребёнка, с педагогическим проектированием и обеспечением индивидуальной траектории развития уч-ся, с поиском наиболее эффективных приёмов и методов воспитательного воздействия на каждого ученика.
Начинаю всегда с главного: с изучения индивидуальных особенностей каждого учащегося, с установления контакта. В классе стараюсь создать условия для
проявления и развития реальных и потенциальных возможностей учащихся; При необходимости ( или по просьбе самого ребенка, или его родителей) оказываю помощь уч-ся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, школьного сообщества. В дальнейшем содействую воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию,
самоопределению.
Считаю, что данная работа дает свои результаты. В нашем классе создан теплый и дружеский микроклимат, позволяющий каждому найти себя и реализовать в любимом деле, раскрыв свои маленькие, но уже таланты, которыми гордится не только сам ученик, но и классный коллектив.
Так, например, поддерживая в детях их стремление к занятиям в кружках и секциях дополнительного образования, рекламируя достигнутые ими успехи не только внутри класса, но и на уровне школы, добилась почти стопроцентной занятости уч-ся во внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет мне максимально развивать способности детей. Младший школьный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Маленький человек к этому периоду уже многого достиг в понимании своего места среди людей. Он ориентируется в семейно-родственных отношениях, познает мир через взаимодействие со сверстниками, изучение природной среды, проявляет себя в этом мире, способен сделать нечто доброе, полезное. Я разделяю точки зрения ученых, психологов, педагогов, которые считают основой творческого потенциала личности именно младший школьный возраст.
Мы часто слышим фразу: « Дети - наше будущее» Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Человек 21 века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать такого человека, нужно измениться и самому воспитателю. Ведь « …. воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..» Ю.Рюриков.
Сложность труда классного руководителя в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития его способностей. Труд учителя сродни труда хлебороба и строителя – из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, из кирпичиков знаний складывает их разум. В моем представлении классный руководитель 21 века – это прежде всего друг, по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Учитель учит и воспитывает детей, пока сам учится. Я полагаю, что работа классного руководителя с современными детьми должна основываться на принципах гуманизма, уважения к личности ребенка, чтобы воспитать личность, надо помнить о нравственных традициях, сложившихся на Руси.
Моя задача, как классного руководителя, ориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью. В процессе развития человек постигает культурное наследие прошлого, духовное богатство народа, знакомясь с литературой, живописью, историей и архитектурой, а также традициями и обычаями своего народа .Чтобы реализовать свою воспитательную систему, каждый классный руководитель должен соблюдать заповеди воспитания:
1.Хорошее настроение и спокойствие приведет к намеченной цели.
2.Учитывать уровень развития ученика.
3. Не навреди.
4.Не упусти момент первого успеха.
5.Создай условия для осознанной деятельности учащихся.
6.Предоставлять самостоятельность ребенку.
7.Не отходить от поставленных целей и задач.
8.Терпения, терпения, терпения…
А закончить мне бы хотелось высказыванием Ш.А.Амонашвили:
« Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе».
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Воспитание толерантности учащихся в начальной школе»....
Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедлив...
Авторская программа воспитания "СемьЯ"
Паспорт программыНазвание программы«СемьЯ»Сроки реализации 2 годаРазработчик программыВечкина С.В. Участники программыУчащиеся класса, классный руководитель, воспитатель класса, родите...
программа реализации авторского экологического проекта "Клуб СОЛНЫШАТА"
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТКЛУБ «СОЛНЫШАТА» Автор: Виноградова Татьяна Павловна,учитель начальных классов,...
Обобщение опыта работы в рамках реализации авторской программы «Тропинка к здоровью» по здороьесбережению школьников.
Одна из важнейших задач в соответствии с целями современной реформы образования в нашей стране – сохранение и укрепление здоровья учащихся. В нормативных документах, медицинской и педагогической литер...
Презентация авторской программы "Воспитание нравственности у детей на библейских сюжетах"(здесь же творческие работы детей)
Презентация...
Самоанализ реализации программы воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья" 28.03.2019г.
Представлен анализ работы за три года работы по программе воспитания "Я, ты, он, она - вместе классная семья"...