Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».
статья на тему

Ананьева Ирина Алексеевна

​​ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Такое пространство интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете «Реализация основных направлений воспитания личности во внеурочное время через работу кружков».

ООП НОО содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника.

Такое пространство интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашем классе была организована по  следующим направлениям развития личности:

        - художественно-эстетического: «Художественное творчество».

Цель программы: гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Художественная деятельность,  декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мое село», «Портрет осени», поделки из природного материала воспитывают любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда. Выполнение коллективных работ: «Осенняя фантазия»,  «Новогодняя ёлка», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений.

        - научно-познавательной деятельности «Умники и умницы».

Цели и задачи:

- развитие познавательных способностей ребёнка

- формирование и развитие умений самостоятельной работы с заданием повышенного уровня сложности

- формирование и развитие мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация.

- развитие пространственного мышления, комбинаторных способностей, гибкости и системности мышления

-воспитание толерантности при построении рассуждений, обоснованности и доказательности

Структура занятий: чтение задания,  объяснение смысла его выполнения, самостоятельный поиск решения.

-духовно-нравственного направления  «Я-гражданин России».

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Виды деятельности: игровая, проектная, художественно-творческая, познавательная, трудовая.

Формы: экскурсии в музей, встречи с интересными людьми, беседы, групповая работа, игры, выставки плакатов.

Исходя из задач программы, мною разработаны следующие направления деятельности кружка:

1.“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

 2.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

 3.“Я и культура” – формирование отношения к искусству.

4.“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

5.“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
6.“Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
       Эти занятия дают возможность детям поделиться своими мыслями, чувствами. Ведь не всегда у родителей есть время и желание выслушать своего ребёнка. По статистике, мать говорит дома со своим ребёнком не более 15 минут в день, поскольку не хватает  тем, слов, сложно найти язык. Например, в ходе диалога на тему «Семья», мы с детьми обсуждали  такие вопросы: что такое семья? для чего человеку нужна семья?   какую семью можно назвать  счастливой? Дети знакомятся с ролью членов  семьи. Какова роль отца в семье и какое значение играет мать в семье. В результате дети высказывали свои суждения. На уроках  использовались игры, упражнения, направленные на развитие  эмоционально - ценностной сферы личности.

Эта работа позволяет ученикам совершать тематические прогулки, знакомиться с историей своего края, изучать свою страну, конечно, начиная с малой родины, узнать трудовые, духовно–нравственные традиции народа.

В  работе я использую игровые технологии, коммуникативные, проектной деятельности. Мы создаем  проекты «Моя семья», «Традиции моей семьи».  В рамках этих  проектов формируются духовно-нравственные качества семейной культуры:

- положительное отношение к семье, как основе российского общества;

- уважительное отношение к  родителям, осознанное и заботливое отношение к старшим и младшим;

- представления о семейных ценностях, семейных ролях и уважения к ним;

- культурно-исторические и этнические традиции российской семьи.

Во  2 классе в теме «Дом»  дети знакомятся с такими понятиями как  родной очаг, родительский дом, семейные реликвии, по  теме «Милосердие» дети учились  понимать и объяснять  значение слова  «милосердие».  А так же знакомились с   понятием  таких слов, как  сострадание, равнодушие, милостыня, благотворительность. Изучая тему  «Имя», детьми были созданы проекты «Я и моё имя», изучая тему «Род»,  дети с родителями  создавали своё генеалогическое древо.

Известно, что одним из ведущих видов деятельности в младшем дошкольном и школьном возрасте является игра. Именно в игре дети постигают нравственно - ценностные отношения, моральные нормы, принятые обществом. В игровой ситуации возникает пространство для выражения переживаний ребенка. Первые мотивы взаимопомощи, заботы о другом человеке, возникающие в процессе игровой деятельности детей становятся впоследствии основой их нравственно - ценностных ориентации. В своей работе во внеурочной деятельности я часто опираюсь на целую серию игр ( «Подарок судьбы», «Вырази своё отношение…», «Прояви заботу», «Незавершенный рассказ», «Незавершенное предложение»).

             -спортивно-оздоровительное «Здоровейка» 1-4класс

Цель: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки: умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;   обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.

В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. По данному направлению разработана программа кружка «Здоровейка». Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей младшего школьного возраста в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, осанки, дыхательные упражнения, спортивные игры и др.). Кроме того, дети знакомятся с забытыми народными играми, учатся правилам игр, способам сотрудничества и общения.

                                 - общекультурное: Школа этикета, 1 класс

      Большое значение имеет разъяснение общепринятых норм поведения, культуры общения. При разъяснении необходимо обращать внимание детей на речь, поступки и их последствия для других людей; на содержание правил общения, как разумных, и красивых способах действий, о необходимости их следованию. Очень ценный источник знаний о нормах общения и поведения -художественное произведение. Чтение педагогом стихотворений, басен, сказок, рассказов с их последующим обсуждением действует на детей впечатляюще. С большим интересом дети воспринимают юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Важной формой занятий по выработке навыков и привычек правил являются тренировки.  Для занятий необходимо выбирать специальные упражнения с целью планомерной отработки отдельных коммуникативных навыков. Упражнение — выбор вежливого ответа или этикетного действия. Учащимся предлагается несколько вариантов выборов ответов или способов поведения. В таких ситуациях дети окатываются перед необходимостью сделать самостоятельный выбор в соответствии или вопреки установившимся нормам поведения в обществе. Данные задачи активизируют мысль учеников. Варианты упражнений - ситуаций:

1) упражнения - проговаривания речевых формул. Проводятся с целью обогащения словарного запаса учащихся речевыми формулами этикета.

2) Упражнения - проигрывания речевых ситуаций (ролевые игры) включаются в занятия для выработки умений использовать речевые формулы в конкретных жизненных ситуациях. Детям предлагается проигрывать реальные ближние роли, жизненные ситуации самих детей, деловые речевые ситуации.

   Неотъемлемый атрибут занятий - беседа, диалог. По форме она может быть разнообразной: это может быть и беседа - разъяснение понятий, правил; беседа - дискуссия, по предлагаемым или неожиданно возникшим проблемам, беседа – анализ художественных произведений.

Беседа - это диалог педагога с детьми. Педагогом составляются вопросы. Отвечая на них, учащиеся высказывают свои понимания, суждения, дополняют друг друга. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что хорошо известно детям, что мало известно, с чем дети совсем незнакомы. В ходе беседы педагог:

   1) дополняет имеющиеся понятия:

2) корректирует высказывания детей;

3) приводит знания в определённую систему, подводит к выработке определённых правил;

4) раскрывает секреты общения.

Текстологическая цепочка формирования коммуникативных умений состоит из трех действий:

 -проигрывание ситуаций детьми на уровне их собственных представлений или сложившегося опыта общения;

-анализ проигранной ситуации, коллективный поиск допущенных речевых и поведенческих ошибок и выбор нужных (уместных) выражений и действий;

-вторичное проигрывание ситуаций с учетом норм и правил общения и поведения.

   Невербальные - несловесные средства общения, используются с целью научить умелому и уместному использованию жестов и мимики в процессе общения.

Эмоциональный подъем у детей всегда создает игра. Упражнения проводятся часто в виде игр.

 Закреплению социально-поведенческих норм способствуют  «секреты общения», предлагаемые для запоминания:

- называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также;

- будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;

-будь вежлив и у тебя будет много друзей;

- умей внимательно слушать других, и ты можешь много узнать нового;

-умей поставить себя на место другого и ты сможешь понять его.

Каждое занятие носит занимательный игровой характер. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятиях дети должны чувствовать себя достаточно расковано: свободно говорить, смеяться, двигаться.

Нужно постараться, чтобы чтение и беседы вызывали интерес к обсуждаемой теме, использовать также примеры из жизни. Наблюдая за повседневным речевым поведением детей, нужно подсказывать им необходимые слова, напоминать примеры.

    Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важных направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.

Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...

Развитие духовной личности во внеурочное время (из опыта работы)

Доклад к педагогическому совету о духовно-нравственном воспитании школьников...

Выступление на дефектологическом семинаре.Основные направления логопедической работы с детьми «Особый ребенок»

Цель работы учителя-логопеда: развитие полноценной речевой деятельности. Содержание логопедических занятий включает в себя направления: коррекция звуковой стороны речи, развитие общих речевых навыков,...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Статья «Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС»

Духовно- нравственное воспитание обучающихся как средство реализации основных направлений ФГОС...