Реализация задач экологического воспитания в младших классах школы II вида через внеурочную деятельность
материал на тему

Олюнина Татьяна Константиновна

Статья по экологическому воспитанию в младших классах коррекциооной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_olyunina_tk.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация задач экологического воспитания        

в младших классах  школы II вида  через  внеурочную деятельность

Олюнина Таьяна Константиновна, воспитатель муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида                                                                                                

                                                                                                       г.Советска Кировской области 

         В последние два десятилетия экологическому воспитанию и образованию уделяется особое место. В «Федеральном   законе об охране окружающей среды» обозначена необходимость экологического  просвещения, всеобщего  комплексного экологического образования, в том числе и через систему образования. Федеральный государственный образовательный  стандарт начального и основного общего  образования, проект Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся слабослышащих и позднооглохших школьников также ставят задачи воспитания у учащихся ответственного и бережного отношения к окружающей среде,  освоения основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

     В условиях школы-интерната задачи экологического воспитания реализуются в рамках программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников с ОВЗ»  через  разнообразную внеурочную деятельность,  звеном которой является система работы воспитателя.

    дети с недостатками слуха, переступившие порог школы,  помимо нарушений слуха и речи, имеют ограниченное, а порой и искаженное представление об окружающем мире, в том числе и о природе, сниженный  интерес к  познанию нового, проявляют эмоциональную бедность, потребительское отношение к окружающему.   Необходимо  научить детей  общаться с природой,  познавать  ее объекты и явления,  открыть  многообразие природы,  учить видеть новое в привычном,  осознавать роль природы в жизни человека, воспитывать нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающих  в детях стремление  заботится о сохранении природы.  

Решая перечисленные задачи, нужно  опираться  на взаимосвязь с программным материалом,  осваиваемый слабослышащими  детьми на уроках по ознакомлению с окружающими миром, развития речи, чтения, труда, рисования;   учитывать  возможности школьного уклада, социального окружения,  индивидуальные психофизические особенности ребенка. Строить работу так, чтобы  экологическое воспитание  было непрерывным последовательным, доступным для ребенка, носило коррекционно-развивающий характер.  Включать детей в самые разнообразные виды деятельности по экологическому направлению.

       Самыми востребованными являются целевые прогулки и экскурсии. Прогулки, экскурсии на пришкольный участок,  в городской парк, к  реке Пижме, Кукарке, к  памятнику природы  «Смоленцевский  ключ», в места массового отдыха,   помогают  сформировать у детей  представления о сезонных изменениях природы, научиться узнавать растущие в нашей полосе деревья, кустарники, цветы.  Дети   учатся наблюдать  за птицами и  насекомыми,  видеть    особенности природы в разные времена года,  замечать для себя что-то интересное и любопытное. Воспитателю нужно поддержать детей в их пытливости, разделить с ними  радость от найденного гриба, увиденной бабочки, от поднятого осеннего листочка, отметить красоту и особенность того, что нас окружает. Очень важно обратить  внимание детей на то, что горожане  делают для сохранения мест отдыха, для озеленения города,   побуждать к  проявлению неравнодушия при  виде  нерадивого отношения людей к природе.   Во время прогулок уместно проводить дидактические и подвижные игры с экологической направленностью («Угадай  дерево  по описанию», «Найди растение по названию», «Найди такой же», «Что сначала, что потом», «Летает – не летает», Магазин «Семена», «Найди дерево по семенам» и т.д.),  организовать сбор разноцветных листьев, шишек, семян  деревьев для создания поделок.  Тематические экскурсии   в краеведческий музей  («Птицы нашего края»,  «Животные нашего края», «Заповедные места Советского района»)  также оставляют невероятные впечатления у детей, помогают глубже узнать родную природу, вызывают чувство гордости за свою малую родину.   Выставки работ народных умельцев из дерева, капа-корня, лозы знакомят детей с красотой, созданной  в союзе природы и человека

     Чтение книг о природе, просмотр и разыгрывание экологических сказок, использование фонетических зарядок на основе  стихов о временах года, о погоде, явлениях природы, загадок о животных, птицах, растениях  помогают расширить знания детей о природе, увидеть детей красоту родного языка в описании природы, воспитывать положительные нравственные качества.

      Большую помощь в этом оказывают экологические сказки («Жила-была река», «Родник», «Жил был червяк», «Как скворец себе дом выбирал»), авторские сказки о природе Виталия  Бианки («Чей нос  лучше?», «Лесная газета», «Синичкин календарь»),  Эдуарда  Шима («Очень вредная крапива», «Чем пахнет весна», «Березовый сок»),  Софьи Прокофьевой («Дубок на поляне»),  Марии Скребцовой и  Александры Лопатиной («Сказка о березе и ольхе «Внутренняя красота», «Сказка о лиственнице «Солнечное дерево», «Волшебная рябинка»). Главное, чтобы сказки и рассказы они были доступны для понимания детей, вызывали у них интерес, сопереживание,  желание помочь природе.

       В систему работы по экологическому воспитанию  включаются   тематические занятия  (путешествия, этические беседы, игры, конкурсы, викторины, опыты, эксперименты), элементарная  природоохранная  деятельность детей в рамках класса, школы  и за ее пределами.  

      Тематические занятия в игровой форме способствуют не только накоплению фактического материала о природе,  но и помогают увидеть   взаимосвязь живой и неживой природы,  отучают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные,  способствуют осознанному отношению ко всему живому.  Например, «Как зимуют насекомые?», «Красота и польза комнатных растений», «О чем расскажет  Красная книга Кировской области?»,   «В гостях у  сосны», «День рождения подснежника», « Уважайте жизнь дождевого червя»,   «На снегу и под снегом»,  «Почему бывает листопад?», «Подарки осени -  ягоды», «Март – утро года», «Апрель – водогон, а май – травник» и т.д.

       Ряд занятий отводится  знакомству с каким-либо животным, птицей,  растением нашего края.  У детей  складывается более широкое представление об изученном животном, птице, растении, они узнают их в природе, на картинке, могут сами  рассказать о них, имеют представление о пользе каждого для природы, могут высказать свое отношение к этому животному,  объяснить, что человек должен сделать, чтобы они не исчезли. Например,  «Про дикого ежа и домашние неприятности»,  «Король грызунов - бобёр», «Лиса – всему лесу краса»,  «О тех, кто остается с нами зимой – клесты», «День прилета грачей», «Черный стриж – птица года», «О том, кто спит зимой», «Что там, внутри муравейника?», «Береза – любимое дерево русского народа», «Удивительные пчелы».

    Путешествия «Откуда к нам приходит вода и куда она уходит?», «Откуда берется мусор?», «Как соль пришла к нам на стол?», «Невидимое сокровище – воздух», раскрывают для детей происхождение самых обычных окружающих предметов и веществ.  Дают слабослышащим детям понять,  что природа дает человеку  для жизни, и как человек должен  благодарить ее за это.  

     Современные технологии помогают разнообразить занятия наглядным материалом в виде презентаций, видеофильмов о природе, что позволяет учащимся увидеть то, что в обычной жизни они пронаблюдать не смогут, вызывать искреннюю заинтересованность и эмоциональный отклик.

    Большой интерес у детей вызывают опыты и эксперименты: «Красящий пигмент растений», «Пробуждение картофельных ростков»,  «Как растения пьют?», «Как созревают овощи и фрукты?»,  «Какая бывает вода?», «Что растворяет вода?»,  «Почему дует ветер?», «Выращивание кристаллов из соли», «Что нужно растению для жизни?».  Во время таких  опытов и экспериментов развиваются пытливость, формируется умение наблюдать за процессом, происходящим с природным объектом, развивается и обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы.

    Очень важно, чтобы знания детей были подкреплены практической деятельностью: это может быть  этап занятия, или это следующее занятие по теме (лепка, рисование, аппликация), обслуживающий, общественно-полезный труд. После экскурсии «Деревья осенью» дети создали  дидактическое пособие «Осенние листья», после занятия «Что творится внутри муравейника»  сделали аппликацию, где можно было увидеть в разрезе организацию жизни муравьев в муравейнике. После занятия о комнатных растениях научились пересаживать комнатные растения в классе, согласно атласу-определителю  сделали наклейки с названием на  цветочные горшки. Начиная с март,  на окне устраивается мини-огород. Дети выращивают  лук, рассаду кабачков и огурцов, наблюдают  за их ростом (Есть ли листья у лука? Какие они?  Чем отличается огурец от  кабачка?). Наблюдают за поставленными в вазу  веточках  разных деревьев. (Как набухают почки? Почему у березы сережки появляются раньше листьев, а сирень не может зацвести в банке с водой? Похожи ли листочки липы и березы?). Зимой учащиеся мастерят кормушки, подкармливают птиц. Привлекаются к сезонному  посильному труду на детской площадке.

     Уже сейчас работа по экологическому воспитанию даёт результаты.

    Дети понимают, что о природе надо заботиться. Понимают, что значит польза и вред для природы. Имеют элементарные навыки природоохранной деятельности  и умеют их проявлять. Добросовестно трудятся на закрепленной территории  детской площадки, ухаживают за растениями класса, умеют подкармливать птиц.  Активно участвуют  в традиционных школьных мероприятиях, конкурсах, праздниках, выставках рисунков и поделок на экологическую тему  школьного, районного и областного уровня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы формирования экологического воспитания детей младшего школьного возраста

•Расширять и углублять знания детей об отдельных явлениях и объектах окружающей  среды, формировать умение воспринимать окружающий мир как гармоничное  целое•Учить классифицировать объ...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Разнообразие форм работы во внеурочной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Экологическое воспитание младших школьников является  одной  из важнейших задач учителя начальных классов и предполагает использование различных форм и методов экологического воспитания...

Доклад «Поиск эффективных методов осуществления экологического воспитания детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС»

 Наш дом, планета Земля, должен стать заботой каждого из нас. Самая большая ценность на Земле - жизнь в её разных проявлениях. Ценно каждое живое существо, независимо от его значения для ч...

Формирование экологического воспитания у младших школьников через творческую деятельность

Творческая деятельность являются эффективным средством решения задач экологического воспитания младших школьников....

Проектная деятельность в экологическом воспитании детей с ОВЗ во внеурочной деятельности

laquo;Проектная деятельность учит школьников, а не презентует какие-то их достижения. Это деятельность обучающая, нацеленная на личностные результаты. Образно проектную деятельность можно определить ...