Роль семьи в реализации духовно – нравственного воспитания м развития личности.
статья по теме

Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать?

   Души современных подростков разорены, опустошены. Кто же должен воспитывать и развивать наших детей? Наверное школа, церковь, государство, а также и семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx70.16 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЬИ В РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

М.В. Таскина

учитель начальных классов

МБОУ СОШ пос.Литовко

                                                                             

   Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют. Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать?

   Души современных подростков разорены, опустошены. Кто же должен воспитывать и развивать наших детей? Наверное школа, церковь, государство, а также и семья. 

   Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры  подрастающего поколения. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с тремя положениями:

         Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

        Во-вторых, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности.

        В-третьих, организация полноценного взаимодействия педагогов школы с родителями является сегодня одной из важнейших задач. 

  В основе ФГОС лежит Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая представляет собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в семье и школе.

   Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них

базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм,

социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука,

традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное

формирование которых происходит именно в семье.

   Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

   В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, получают в семье уроки добра и зла. В семье формируется отношение ребенка к внешнему миру, в семье он получает опыт моральных норм поведения. Опыт взаимоотношений, который ребёнок получает в семье, является его первым опытом взаимоотношений с окружающим миром. Этот опыт влияет, а иногда оказывает решающее воздействие, на формирование модели поведения с другими людьми. Успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты патриотического, физического, нравственного, трудового воспитания личности.

   Полноценное воспитание школьника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Но, зачастую, воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Хотя, влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в образовательном учреждении и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. Так как общеизвестно, что закрепление какого-либо умения происходит при многократном повторении. Образовательные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

   Образовательное учреждение создаёт условия для реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

   Педагогическая организация  процесса духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

   В основе концепции лежат принципы:

  1. Ориентация на идеал. Семья, а так же общественность,  закладывает ребенку

нравственные отношения и представления о должном. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

  1. Принцип следования нравственному идеалу. Родители (законные представители),

так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

  1. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-

нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Кто же как не родители закладывают эти ценности.

  1. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое

отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей, неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

  1. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношении

большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

  1. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс

развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

…Ступени реализации Концепций отражают базовую роль и значимость родителей в данном процессе. Различают следующие ступени:

  1. Усвоение ребенком ценностей семьи с первых лет жизни  имеет непреходящее

значение для человека. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

  1. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-

исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

  1. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

  1. Сформированность Российской гражданственности высшей ступени процесса

духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

   Работу с родителями необходимо построить по направлениям:

  1. Информационно-аналитическое. На данном уровне ведется информирование

родителей о жизнедеятельности образовательного учреждения, а так же диагностическая работа, которая включает в себя изучение семьи (состав семьи, сфера занятости, образовательный уровень, социальный статус родителей) и диагностику интересов, способностей и возможностей родителей.

            2.  Организационное. Данный уровень предполагает привлечение родителей к управлению образовательным учреждением и образовательного процесса (создание управленческого совета, организация деятельности родительского комитета), участие родителей  обучающихся в организации и проведении различных мероприятий в рамках образовательного процесса (включая урочную и внеурочную деятельность), а также, участие образовательного учреждения, его отдельных педагогических работников (педагога-психолога, социального педагога, учителей, выполняющих функции классного руководителя и др.) в решении проблем семейного воспитания.

          3.  Управленческое. Данный уровень предполагает участие родителей обучающихся в

    процессе выработки и принятия стратегических для образовательного учреждения решений,  в формировании уклада школьной жизни (как совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками   образовательного процесса, состав функций и традиции школы).

   Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.

   И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  учеников  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

Список литературы

1. Гликман И.З. Теория и методика воспитания/ И.З.Гликман. – М.:ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 176 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070).

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России. Уч.издание /сост. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А.. М - 2010. С.23.

4. Мудрость воспитания. Книга для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров., Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).

      5. Настольная книга классный руководитель/ Авт.-сост. Е.И.Лунина, Н.С.Шепурева и др. – Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.Ростов н/Д, 2001: Изд-во: Феникс. – 383 с.

6. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. М-2009. С.50.

7. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе/ М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2000. – 255 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль подвижной игры в развитии личности ребёнка

Статья адресована педагогам, работающим с младшими школьниками. Информационный материал статьи можно использовать для родительских собраний и оформления родительских уголков....

Роль лирических произведений в развитии личности современного юноши

Роль лирических произведений в развитии личности современного юноши...

Статья: "РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ"

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ...

ДОКЛАД «Роль образовательной организации в развитии личности ребенка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

В современном мире даже здоровому человеку непросто найти свое место под солнцем, а если человек серьезно болен, то часто адаптация в обществе становится для него большой проблемой. Люди с ограниченны...

Доклад «Роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе».

доклад "роль образовательной организации в развитии личности ребёнка с ОВЗ для успешной социализации и адаптации в современном обществе"...

«Роль музыкального воспитания в развитии личности ребёнка»

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. ...