ПРОЕКТ «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
проект на тему
Реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_smyslovoe_chtenie.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Обоснование замысла проекта.
То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг быстро из самой читающей страны скатились на довольно низкий уровень знания и чтения книг. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическими войнами. На уроках чтения в 1 классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: «Я не знаю сказку про репку». А ведь именно сказки учат детей отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха. Проблемы с качеством чтения наблюдаются и у выпускников начальной школы.
Анализ
результатов диагностики сформированности навыка чтения
у учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 7
Цель: изучение уровня сформированности навыка чтения у учащихся 4-х классов с целью отслеживания его динамики по сравнению с началом учебного года.
Методика: методика изучения сформированности навыка чтения
Зона 2(слабый уровень сформированности навыка чтения) | Зона 3 (навык чтения сформирован не полностью) | Зона 4 (навык чтения развит хорошо) | |
4А ( октябрь) | 58% | 34% | 8% |
4Б ( октябрь) | 33% | 50% | 17% |
4в ( октябрь) | 33% | 49% | 18% |
Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
И именно в начальных классах теряется 60-70 процентов учащихся - они не могут учиться успешно, так как при переходе в пятый класс, увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.
Возникает вопрос: реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным – 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима данная скорость чтения. Но большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%), а флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.
Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?
Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, обладающего определенной начитанностью.
Чтобы воспитать такого читателя, школа должна решать следующие задачи:
1. Учебные задачи:
- сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать обучение в среднем и старшем звене;
- научить работать с учебной и детской книгой.
2. Образовательные задачи:
- развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
- воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому.
Цели и задачи проекта «Формирование навыка чтения и работы с информацией»
Цель проекта: повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2015-2018 гг. через внедрение технологии «Формирование навыка чтения и работы с информацией»
Задачи проекта:
- анализ образовательной практики по развитию и формированию осознанного чтения;
- вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
- апробация образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения.
Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:
- Совершенствование техники чтения.
- Формирование умений работы с текстом.
Краткое описание имеющихся ресурсов
Материально-техническая база школы для осуществления проекта представляет следующие средства:
- компьютеры в каждом кабинете, принтер, ксерокс
- телевизор с DVD
- магнитофон
- мультимедийные проекторы в каждом кабинете.
Библиотека обеспечена читальным залом, компьютером. Библиотечный фонд составляет экземпляров, справочная литература – экземпляров, детская литература – экземпляров.
Осуществляется психологическое сопровождение внедряемого проекта.
Краткая аннотация проекта
В рамках предлагаемого проекта решается проблема преодоления низкого уровня качества чтения у обучающихся
Цель проекта повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2015-2018 гг. через внедрение технологии «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией»
Для достижения цели поставлены следующие проектные задачи:
- анализ образовательной практики по развитию и формированию осознанного чтения;
- вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
- апробация образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения.
Стратегия и методы реализации проектных задач предусматривает, что проектные работы выполняются в два этапа, с определением промежуточных результатов, на основе интеграции действий проектной группы, педагогического коллектива и обучающихся.
Ожидаемым результатом реализации проекта является:
- рост качества чтения на 20 %;
- уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
- положительная динамика мотивация чтения.
Ожидаемые продукты проектной работы являются:
- методические рекомендации «Технология развития и формирования сознательного читателя»;
- научно-методические статьи педагогов;
- видео- и медиа- ресурсы
Описание проекта и его обоснование
Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Россия находится на 28 месте среди других стран по осознанности прочитанного. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?
Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.
В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось множество других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы предполагается использование технологии «Формирование навыка чтения и работы с информацией» Читательская деятельность рассматривает чтение как «коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого.
В процессе чтения имеет место как технические действия (восприятие звуковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).
Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой (осознание своего отношения к прочитанному), общение со слушателями при чтении вслух.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками.
Механизм реализации проекта
Предполагается создание творческой группы из педагогов начального и среднего звена. Членами ПТГ определяются направления деятельности:
- Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом.
- Совершенствование техники чтения.
Для работы необходимо адаптировать имеющиеся методики Зайцева В. Н., Омороковой М. И., Светловской Н. Н., Степанищева А. Т., Федоренко И. Т. и др.
Описать эффективность апробированных методик.
Использовать в работе по совершенствованию качества чтения упражнения:
- упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
- упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;
- упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
Второе направление, формирование навыков смыслового чтения, включает в себя:
- Умение подбирать к каждому заголовку соответствующую часть текста;
- Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей через схемы, рисунки;
- Умение понимать текст на разных уровнях:
- понимание предметного содержания текста (факты, события);
- понимание общего содержания;
- понимание скрытой мысли (подтекста), т.е. основной мысли текста;
- определение личностного отношения к прочитанному.
Главное – чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого
учитель показывает признаки текста: целостность, связность, наличие определенной
темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.
Технология «Формирование навыка чтения и работы с информацией» представляет собой дидактический, активизирующий и развивающий комплекс, в котором существуют следующие подходы к организации процессе:
Состав участников проекта:
- зам. директора по МР , учителя начального и среднего звена – члены ПТГ, педагог – библиотекарь, учащиеся и их родители, психолог.
Распределение функциональных обязанностей:
Зам. директора по МР – научное руководство, консультирование, экспертная оценка разработанных материалов, проведение семинаров и других обучающих мероприятий для педагогов.
Члены творческой группы – консультирование, разработка и ведение необходимой документации; организация совместной деятельности с психологом, с родителями, организационно-методическое обеспечение.
Психолог Лой С.В. – психологическое сопровождение проекта: создание банка необходимых методик, диагностирование, обработка и анализ исследуемых параметров, психологическая консультация педагогов, родителей, мониторинг развиваемых параметров.
Ожидаемые результаты
- Совершенствование техники чтения. Выход на оптимальный уровень чтения – 120-150 слов в минуту для успешного освоения учебного материала.
- Рост качества чтения на 20 %;
- Уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
- Положительная динамика мотивация чтения.
- Расширится банка средств, методов развития и формирования сознательного читателя.
- Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
- Будут разработаны методические рекомендации для педагогов к технологии «Формирование навыка чтения и работы с информацией»
- Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
- Разработка пакета диагностический исследований по развиваемым параметрам.
Проектные мероприятия
Первый этап ( 2015 -2016 уч. г). На первом этапе разработки проекта
необходимо создать условия для его введения .
- проблематизация педагогического коллектива (психолого-педагогический лекторий, памятки, панорамы уроков и т.д.);
- создание информационной базы «Как повысить качество чтения?»;
- подготовка методических рекомендаций «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
- подготовка и проведение научно-методического семинара.
Результаты первого этапа:
- позитивное отношение педагогического коллектива к теме работы проектной группы;
- информационная база «Как повысить качество чтения»;
- методические материалы «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
- программа семинара «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией », материалы к нему (внешняя экспертиза)
Второй этап ( 2016-2017 уч год). На втором этапе осуществляется запуск и апробация новшества.
- повышение уровня профессионального мастерства членов проектной группы и всего педагогического коллектива начальных классов в части развития и формирования сознательного читателя;
- расширение и углубление информационной базы «Как повысить качество чтения» на основе индивидуальных разработок;
- апробация и оформление технологии «Формирование навыка чтения и работы с информацией»
- проведение семинара по теме «Результаты формирования осознанного чтения»;
- учебно-методические материалы к технологии «Формирование навыка смыслового чтения и работы с информацией »
-5-
Оценка результатов проекта:
- Показатели оценки реализации проекта:
- качество методических рекомендаций (внешняя экспертиза);
- рост качества чтения обучающихся на 20 %;
- уровень качественной успеваемости составит 60 % и более
- овладение педагогами эффективными приемами и способами развития и формирования осознанного чтения.
- Методы оценки и диагностики:
- внутренняя и внешняя экспертиза;
- экспертиза методических рекомендаций;
- мониторинг скорости чтения, осознанности чтения, сформированности навыка чтения и др.
Дальнейшее развитие проекта
Развитие проекта может идти по следующим направлениям:
- расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию сознательного читателя;
- стабильное существование инновационного проекта в школе;
- вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива;
Контроль за ходом реализации проекта и отчетность:
- Разрабатывает план реализации проекта и координирует деятельность зам. директора по МР.
- Зам. директора по МР 1 раз в четверть отчитывается о проделанной работе перед администрацией школы
- Члены ПТГ 1 раз в месяц отчитываются в группе.
- Руководитель ПТГ 1 раз в четверть отчитывается на МС.
- Один раз в год члены ПТГ проводят совет.
- К окончанию проекта исполнитель составляет:
- полный отчет о выполнении проектных задач;
- представляет проектные продукты: методические рекомендации «Технология развития и формирования сознательного читателя», программу семинара, анкеты, результаты контрольных срезов и др.
Литература
- Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. - №8 – с.52
- Оморкова М. И, Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990
- Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в школе. – Томск: Дельтаплан, 2004
- Политова Н. И. Развитие речи учащихся.- М.: Просвещение,1984
- Светловская Н. Н. Основы науки о читателе - М.: Просвещение, 1997
- Федотов М. Руководство по воспитанию детей. Методика Глена Домана, методика Зайцева. // Школьное образование – 2007. - №3 – с.21
-7-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...
Смысловое чтение. Приёмы работы
В статье представлены приёмы работы с текстом в начальной школе...
Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4 классов...
Мастер - класс "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Разные упражнения для мастер - класса....
Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...