Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
учебно-методический материал (4 класс) на тему
На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предметам. Начали создание книг, в которых использовали рисунки детей по прочитанным произведениям. Сюда вставляли видео, аудио чтение произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_smyslovogo_chteniya_i_rabota_s_tekstom.docx | 14.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Данная работа ориентирована на развитие навыков работы с текстом.
Задача учителя начальных классов создать условия для перехода учащихся с уровня «обучение чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.
Уже в период обучения грамоте уделяю внимание и совершенствую техническую сторону чтения и параллельно начинаю работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На первом этапе озвучиваю ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период использую на уроках коммуникативное чтение вслух.
Чтение вслух, жужжащее чтение использую и в последующие годы обучения, но к ним добавляю и чтение про себя.
Изучение и использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
В 2014 году прошла курсы «3 D книга – книга для учителя». Это создание электронной книги. Которая, позволяет компактно хранить материалы.
На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предметам. Начали создание книг, в которых использовали рисунки детей по прочитанным произведениям. Сюда вставляли видео, аудио чтение произведений. (Пример)
В то же время не ограничиваюсь уроками. С 1 класса, вот уже четвёртый год тесно сотрудничаем с библиотекой сельского поселения, центром дополнительного образования, школой искусств. Дети участвуют в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх. 2014 – 2015 учебный год посвятили работе над проектом «Слагаемые великой победы» (Презентация). Итогом нашей работы стал электронный альбом «Мы помним и гордимся Вами». (Показ книги) В него мы поместили сочинения детей о своих родных, прадедах, прабабушек участниках тех событий. Это ли не осмысление детьми.
В последнее время появилось огромное количество разнообразных конкурсов и олимпиад. В какой олимпиаде участвовать? Что получит ребенок от участия в конкурсе? Стоит ли тратить на это время? (А самое главное они все платные). Такие вопросы часто волнуют меня. Главное, на мой взгляд, в многообразии разных предложений найти то, что будет способствовать развитию учащихся, незаметно «подталкивать» их к самостоятельному поиску знаний, способствовать развитию познавательной и творческой активности, даст возможность приобщить детей к деятельности. Благодаря участию в конкурсных испытаниях, дети приобретают большой социальный опыт, у них появляется возможность проявить себя, определить уровень своих способностей.
Ценной находкой считаю конкурс «ЭМУ». Он проходит в три этапа:
«ЭМУ-Эрудит» позволяет отследить уровень сформированности метапредметных результатов, над развитием которых работаем в свете реализации ФГОС.
«ЭМУ-Специалист» позволяет понять уровень грамотности по учебным предметам.
Международный конкурс творческих команд в рамках проекта «ЭМУ» дает возможность реализовать себя в коллективном творческом деле, приобрести опыт работы в команде.
Кроме этого анализ результатов позволяет своевременно внести коррективы в и работать над устранением пробелов, а также проследить динамику развития, как по каждому отдельному учащемуся, так и по классу в целом.
Читая, ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это помогает ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.
Результатом работы считаю 100 % качество обучения на уроках литературного чтения и окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...
Мастер - класс "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Разные упражнения для мастер - класса....
Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...
Презентация «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
Организация деятельности муниципальной стажировочной площадки....
Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество чело...
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах,...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...