Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Татаринова Наталья Васильевна

     На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предметам. Начали  создание книг, в которых использовали рисунки детей по прочитанным произведениям. Сюда вставляли видео, аудио чтение произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategii_smyslovogo_chteniya_i_rabota_s_tekstom.docx14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

        В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом. Данная  работа ориентирована на развитие навыков работы с текстом.

     Задача учителя начальных классов создать условия для перехода учащихся с уровня «обучение чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.

     Уже в период обучения грамоте уделяю внимание и совершенствую техническую сторону чтения и параллельно начинаю работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На первом этапе озвучиваю ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как правило, в этот период использую на уроках коммуникативное чтение вслух.

Чтение вслух, жужжащее чтение использую и в последующие годы обучения, но к ним добавляю и чтение про себя.

    Изучение и использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.

     В 2014 году прошла курсы «3 D книга – книга для учителя». Это создание электронной книги. Которая, позволяет компактно хранить материалы.

     На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предметам. Начали  создание книг, в которых использовали рисунки детей по прочитанным произведениям. Сюда вставляли видео, аудио чтение произведений. (Пример)

      В то же время не ограничиваюсь уроками. С 1 класса, вот уже четвёртый год тесно сотрудничаем с библиотекой сельского поселения, центром дополнительного образования, школой искусств.  Дети участвуют в викторинах, конкурсах, интеллектуальных играх. 2014 – 2015 учебный год посвятили работе над проектом «Слагаемые великой победы» (Презентация). Итогом нашей работы стал электронный альбом «Мы помним и гордимся Вами». (Показ книги) В него мы поместили сочинения детей о своих родных, прадедах, прабабушек участниках тех событий. Это ли не осмысление детьми.

     В последнее время появилось огромное количество разнообразных конкурсов и олимпиад. В какой олимпиаде участвовать? Что получит ребенок от участия в конкурсе? Стоит ли тратить на это время? (А самое главное они все платные). Такие вопросы часто волнуют меня. Главное, на мой взгляд, в многообразии разных предложений найти то, что будет способствовать развитию учащихся, незаметно «подталкивать» их к самостоятельному поиску знаний, способствовать развитию познавательной и творческой активности, даст возможность приобщить детей к деятельности. Благодаря участию в конкурсных испытаниях, дети приобретают большой социальный опыт, у них появляется возможность проявить себя, определить уровень своих способностей.

     Ценной находкой считаю конкурс «ЭМУ». Он проходит в три этапа:

 «ЭМУ-Эрудит» позволяет отследить уровень сформированности метапредметных результатов, над развитием которых работаем в свете реализации ФГОС.

 «ЭМУ-Специалист» позволяет понять уровень грамотности по учебным предметам.

 Международный конкурс творческих команд в рамках проекта «ЭМУ» дает возможность реализовать себя в коллективном творческом деле, приобрести опыт работы в команде.

     Кроме этого анализ результатов позволяет своевременно внести коррективы в и работать над устранением пробелов, а также проследить динамику развития, как по каждому отдельному учащемуся, так и по классу в целом.

     Читая, ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это помогает ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.

       Результатом работы считаю 100 % качество обучения на уроках литературного чтения и окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Презентация «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Организация деятельности муниципальной стажировочной площадки....

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

В   современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество чело...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного    Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах,...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...