Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС
статья по чтению (2 класс) по теме

Миронова Ирина Александровна

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний,  развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация междисциплинарной программы
«Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» 
в условиях введения ФГОС

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.

Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. 

В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний,  развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.

Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому. 
Мы должны создать условия для:
 
• формирования у детей информационной компетентности;
• формирования у ребят коммуникативной компетентности.
Надо учить:
• не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
• формировать вопросы для общения и поиска информации.

Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.

Эта деятельность не новая, но если раньше подразумевалось общее развитие детей, то сейчас на первый план выходит формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться. В нашей школе в классах, обучающихся по УМК «Школа России» в базисном плане выделен 1 час на предмет «Проектная деятельность» для учащихся 1-4 классов. В течении года дети изучают систему работы над созданием своего проекта по рабочим тетрадям Р.И. Сизовой. Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект», через которые узнают этапы работы:

  1. Выбор темы и гипотезы. Главная задача любого ребенка – найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим всё кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ увидеть проблему – учиться смотреть на одни предметы с разных точек зрения. Название работы может и не включать в себя слово «проблема», но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться.
  2. Определив целей и задач проекта.  На данном этапе главное ответить на вопрос «Каким образом?» (Познавательные: создание способов решения проблемы творческого и поискового характера.) 
  3. Теоретическая часть.
  4. Практическая часть.
  5. Защита своего проекта. Оценка и самооценка проекта.
    После выполнения проекта очень важно обсудить с учениками итоги работы, определить, в какой степени были достигнуты основные цели проектной деятельности, отметить положительные результаты, проанализировать недостатки, обсудить вклад
    помощников. (Личностные: становление самооценки как результат самоопределения.)

В рамках данного урока прослеживается метапредметность, так как дети выбирают темы своих проектов, связанные с окружающим миром, технологией, литературного чтения, ИЗО и т.д.

В работе над проектом ребенок также учиться работать с текстом и информацией:

- найти нужную информацию;

- проанализировать и выбрать нужную из различных источников;

- сконпонавать в логической последовательности;

На уроке литературного чтения изучали издания детской литературы. Моторов Денис не мог понять зачем нужны печатные издания, если современные дети – школьники (в том числе и дошкольники) очень увлечены компьютерными играми, планшетами, видеоприставками, общаются в Интернете по скайпу, через социальные сети «Одноклассники», «в Контакте» и т.д.

Я ему предложила самому ответить на этот вопрос в рамках урока «Проектной деятельности». Мальчик начал с того, что зашел в книжный магазин и увидел разнообразие детских журналов.  Вместе с мамой проанализировали и решили, что все журналы делять на три группы: развивающие, обучающие и юмористические. Так родился проект под названием  «Зачем нужны детские журналы?». Следующий этап стал выяснением интересов учащихся нашего класса, для этого мы составили анкету, из которой хотели выяснить: интересны ли журналы детям 8-10  лет, какие именно, чем они интересны, как часто их прочитывают. На основе данного исследования Денис с мамой решили создать свой собственный продукт – журнал, с учетом предложений детей.

  1. Изучил литературу по вопросу как создать свой журнал
  2. Определил рубрики, самые интересные на мой взгляд – это «Проба пера» (в ней печатаются детские работы нашего класса с собственными иллюстрациями), «Поваренок» (представлены детские рецепты с поэтапной инструкцией приготовления), «Юный художник» (с поэтапной инструкцией), «Взгляд на любимый город» (фотографии, интересные места города и их история возникновения),  «Жизнь класса и Очумелые ручки» (творческие работы наших деток)
  3. Выпуск первого номера журнала под названием «Незнайка и компания» (декабрь)
  4. Представление данного номера на обсуждение в классе. В создании  последующих выпусков участников прибавлялось. Например, ко второму выпуску присоединились 5 ребят: Николаев Михаил придумал экологическую сказку «Новогодняя елочка», Панченко Дарья искала информацию для рубрики «Детские рецепты», Родин Родион взялся за рубрику «Мифические животные», Чижов Данил помогал с рубрикой «Взгляд на любимый город», Коржак Павел фотографировал детские работы на уроках технологии.
  5. Попробовали защитить свой проект на школьном этапе, пока не удалось, в следующем году необходимо больше уделить этапу защиты и тренингам самообладания, умению высказывать и доказывать свою позицию.
  6. На данный момент вышло 4 номера журнала: №2 «Новый год и Рождество» (январь), №3 «3 февраля» (февраль), №4 «8 Марта и Масленица» (март). Готовится к выпуску №5 «12 апреля» и №6 «9 Мая». И перерыв на летние каникулы. Журнал возобновит свою деятельность с сентября месяца.
  7. За летний период мы решили с Денисом и его мамой попробовать освоить программу создания электронной книги.

Хотелось бы сказать, что в рамках данного предмета были созданы  еще несколько интересных проектов:

Николаев Михаил «Выращивание фиалки из листа»

Топорков Александр «Изготовление пазлов в домашних условиях»

Пасарарь Иван «Изготовление цветной бумаги»

Мельниченко Данил «Выращивание кристаллов в домашних условиях»

Нуруллин Руслан «Вред и польза компьютера»

Чижов Данил «Что такое плесень?»

Панченко Дарья «Создание рисованного мультфильма» (в помощники выбрала преподавателя по ИЗО)

Терентьев Кирилл «Металл»

Как преподаватель, я в восторге от данного предмета, и считаю, что его необходимо включать во все УМК, так как дети заинтересовавшись какой –либо проблемой очень увлекаются работой, наперебой рассказывают о чем узнали, что у них получилось. А самое главное развиваются все УУД.

После того как я изучила литературы, заметила изменения личного подхода к  обучению учащихся по различным предметам: 

- необходимо подходить ко всему творчески, бороться со стереотипными банальными решениями;

- ориентироваться на процесс исследовательского поиска, а не только на результат;

- стремиться открыть и развить в каждом ребёнке его индивидуальные наклонности и способности; считаться с его мнением, даже ошибочным;

- в процессе работы не забывать о воспитании школьника;

- стараться меньше заниматься наставлениями, помогать детям действовать независимо, уклоняться от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

- при оценивании нужно помнить – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать;

- помнить о главном педагогическом результате – не делать за ученика то, что он может сделать самостоятельно;

- учить детей прослеживать связи и выстраивать цепочки; способности добывать информацию; действовать независимо, приучать их к самостоятельным поискам и анализу ситуаций; стараться обучать школьников умению анализировать и классифицировать получаемую ими информацию;

- помогать детям учиться управлять процессом собственного исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

На уроках литературного чтения, окружающего мира широко использую создание совместно с детьми электронной «3D книги». Детям очень нравится работать, повысился интерес к предме...

Программа «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»

Программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) ...

Презентация «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».

Организация деятельности муниципальной стажировочной площадки....

Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»

В   современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество чело...

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного    Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах,...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...