Основы смыслового чтения и работа с текстом 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smyslovoe_chtenie_i_rabota_s_tekstom_-_kopiya.docx | 112.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Основы смыслового чтения и работа с текстом для 1 – 4 классов на 2011-2012 учебный год | РП СМК 2011 (1) | |
Стр. из |
Принято
Педагогическим советом
Протокол № ___________
от «___»__________2012 г.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Основы смыслового чтения и работа с текстом
для 1 – 4 классов
на 2011-2012 учебный год
РП СМК 2011 (1)
Составитель
Маркова С. Н.,
учитель первой квалификационной категории
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________________________
от «___»__________2012 г.
Новокузнецк
2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка____________________________________________________ 3
- Содержание обучения _____________________________________________________ 9
- Методическое обеспечение программы______________________________________ 14
- Список литературы_______________________________________________________ 20
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров; несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения. Невостребованным оказывается богатство мировой художественной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в эпоху борьбы с неграмотностью, лозунгом современной школы, к сожалению, становится требование «научить ребенка читать» - читать целенаправленно, осмысленно, творчески.
Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Объективные требования к уровню чтения весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Грамотность чтения – это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
В ходе обучения учащиеся должны овладеть различными видами и типами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста. Наиболее развитый вид чтения – рефлексивный (размышление о содержании или структуре текста и перенос его в сферу личного сознания).
Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.
Понятие «текст» следует трактовать широко: он может включать не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков. Тексты принято делить на сплошные (без визуальных изображений) и несплошные (с такими изображениями).
Выделяют пять уровней грамотности чтения. Каждый из уровней замеряется по параметрам «поиск и восстановление информации», «интерпретация текста и обоснование выводов», «рефлексия и оценивание», т. е. включает психические процессы восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. На ступени начального общего образования выпускники смогут овладеть первыми тремя уровнями грамотности чтения.
Таблица 1
Схема уровней грамотности чтения
Работа с информацией | Интерпретация текста | Рефлексия и оценка |
1 уровень | ||
Найти один и более независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию | Распознать главную идею или авторские намерения в тексте, когда требуемая информация в нем общеизвестна | Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями |
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, либо найти явно выраженную информацию в короткой части текста. Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз. | ||
2 уровень | ||
Найти один или несколько отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией | Определять главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы | Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями либо объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях |
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста либо текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста. Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например таблицы или диаграммы (граф – дерева), либо объединить две небольшие части информации из графика или таблицы | ||
3 уровень | ||
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией | Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснить связи и истолковать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией | Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях |
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например таким, как причинно – следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно – визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы | ||
4 уровень | ||
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. | Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте. Истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте. | Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки тексте. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов. |
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию либо сделать выводы философского или метафизического характера. Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовок или специального формата. | ||
5 уровень | ||
Найти и установить последовательность или комбинацию фрагментов текста глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работать с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией. | Истолковать значения нюансов языка либо продемонстрировать полное понимание текста и всех его деталей. | Критически оценивать или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов |
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей теста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых неочевидна или явно не обозначена. Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, которая представлена в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., и может быть длинной и детализированной, иногда использую информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например сноски. |
Предлагаемая программа направлена на решение следующих задач.
- Формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
- Формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
- Овладение элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
- Развитие у выпускников таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.
- Формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
- Создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: формирование у обучающихся информационной грамотности. Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями).
Особенность изучаемого курса состоит в том, что умения работы с информацией формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:
- оценивать потребность в дополнительной информации;
- определять возможные источники информации и способы ее поиска;
- осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;
- анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
- организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям;
- наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
- создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
- использовать информацию для построения умозаключений;
- использовать информацию для принятия решений;
- при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.
Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно:
- с неполными исходными данными, требующими принятия решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий;
- требующих поиска дополнительных сведений в учебниках
по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; - в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений;
- в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
- в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации, задающими порядок относительного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т. д.), причем как минимум одним из этих способов он должен расположить информацию самостоятельно;
- в которых требуется представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков функций), рисунок, схема в виде графа (т. е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками или без), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений;
- в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками);
- предполагающих выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.
Планируемые результаты освоения программы
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак групп элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной, информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста; устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности. Представленная ниже информация составлена на основе примерных программ начального общего образования [4, с. 249], а также на основе примерных программ кружков и факультативов [4].
Оценивать потребность в дополнительной информации
Русский язык. Работа с текстом с избыточным/недостающим содержанием.
Определять возможные источники информации и способы ее поиска. Осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. Получать информацию из наблюдений, при общении
Русский язык. Соблюдение правил речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения, комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя, способность задавать разные вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного.
Сравнение различных способов передачи информации (рисунки, пиктограммы, иероглифы, буквы и т.д.).
Понимание и сравнение текстов, написанных разным стилем.
Накопление опыта поиска информации, соответствующей замыслу текста, в книгах, Интернете, у взрослых.
Литературное чтение. Выбор книги в библиотеке (по рекомендованному списку), объяснение назначения каталожной карточки, пользование каталогом.
Окружающий мир. Проведение наблюдений явлений природы (на примере своей местности). Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Наблюдение погоды и описание ее состояния. Измерение температуры воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств полезных ископаемых. Измерение температуры тела человека. Измерение веса и роста человека.
Экскурсия в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края). Экскурсия по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т. п.). Экскурсия по своему району или городу (путь домой). Экскурсия по своему району или городу (безопасное поведение на улице). Экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры родного региона. Экскурсии на одно из предприятий родного края с целью ознакомления с трудом людей.
Беседы с родителями, со старшими родственниками, местными жителями о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе). Сбор материала на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Беседы учеников с родными о поколениях в семье, родословной семьи. Беседы со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, об известных людях, обычаях, праздниках народов, населяющих край. Беседа - актуализация сведений, полученных учеником из источников массовой информации о родной стране.
Значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Извлечение (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждение полученных сведений. Работа с иллюстративным материалом.
Окружающий мир. Внеурочная проектная деятельность. Поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в том числе из школьной библиотеки, на видеокассетах, в электронных энциклопедиях, из рассказов взрослых, на экскурсиях (в природу, музеи, на предприятия), в Интернете.
Технология. Внеурочная деятельность. Применение разных способов компьютерного поиска информации: просмотр подобранной по теме информации, поиск файлов с помощью файловых менеджеров, использование средств поиска в электронных изданиях, специальных поисковых систем. Уточнение запросов на поиск информации. Сохранение результатов поиска. Поиск изображений. Сохранение найденных изображений.
Анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление ее в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы)
Литературное чтение. Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).
Математика. Описание явлений и событий с использованием величин.
Сбор, обобщение и представление данных в табличном виде и с помощью диаграмм. Самостоятельный выбор подходящего вида диаграмм для отображения имеющейся информации.
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Атрибутирование. Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов и выявление разных значений признаков. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Определение общих признаков предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значений признаков у разных предметов из этого класса. Заполнение таблицы признаков для предметов из одного класса (в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков для одного из нескольких предметов). Определение признаков, значения которых изменяются при выполнении указываемых действий.
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Выявление состава и структуры. Определение составных частей предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т. д. Построение одно- и двухуровневой схемы состава. Описание местонахождения предмета с помощью перечисления объектов, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом). Определение действий, относящихся как к предмету в целом, так и к его составным частям.
Окружающий мир. Различение предметов и выделение их признаков. Сравнение и различение разных групп живых организмов по признакам. Группировка по названиям известных дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).
Организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям
Русский язык. Групповая работа с толковым словарем, поиск в словаре нужного слова. Составление собственных толковых словариков, куда вносятся слова, значения которых ранее были неизвестны.
Коллективное составление словаря устаревших слов по материалам работы со сказками.
Группировка слов по тематическому признаку (слова, называющие транспорт, одежду, посуду, мебель, домашних и диких животных и т. д.).
Составление в алфавитном порядке списков (учеников, слов, названий книг, их авторов). Применение знания алфавита при пользовании каталогами, справочниками, словарями.
Математика. Составление числовых последовательностей, группировка чисел по заданному или самостоятельно установленному правилу. Сравнение и упорядочение величин по разным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости.
Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Классификация. Выделение групп однородных предметов среди приведенных и формулирование названий этих групп. Соотнесение общих названий и отдельных предметов. Формулирование разных общих названий отдельного предмета. Построение одно- и двухуровневых схем родовидовых отношений. Поиск общего в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).
Окружающий мир. Сравнение и различение природных объектов и изделий (искусственных предметов). Сравнение и различение объектов живой и неживой природы. Сравнение погоды и климата. Сравнение хвойных и цветковых растений. Сравнение насекомых, рыб, птиц, зверей. Сравнение способов питания, размножения, обмена информацией животных. Сравнение и различение диких и домашних животных.
Установление связи между сменой дня и ночи, времен года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы)
Литературное чтение. Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учетом особенностей слушателей.
Определять тему своего будущего письменного высказывания, предъявлять проект замысла, определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Создавать письменный текст (рассказ, отзыв, аннотацию, сообщение).
Русский язык. Тренироваться в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накапливать опыт уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога.
Оценивать себя и товарищей в отношении правильности выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.
Соотносить текст и заголовок.
Писать письма, поздравительные открытки.
Составлять рассказ по теме или по сюжетным картинкам индивидуально, в паре или в группе.
Писать отзыв на увиденное, услышанное или прочитанное с интерпретацией и обобщением полученной информации или полученного впечатления.
Писать сочинения на заданную или самостоятельно выбранную тему с опорой и без опоры на данный план.
Создавать и оформлять «Сборник творческих работ» (собственных, группы, класса). Возможно ведение «Дневника впечатлений», издание классной газеты и пр.
Русский язык. Внеурочная деятельность. Факультатив. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для говорящих (для собеседников). Основной тон, смысловое ударение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной речи. Способы подготовки к устному высказыванию (в разных ситуациях общения).
Окружающий мир. Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов - одежда, макеты памятников архитектуры и др.
Подготовка небольших рассказов по иллюстрациям учебника, описание (реконструкция) важнейших изученных событий из истории Отечества.
Изобразительное искусство. Создание графических изображений на компьютере. Выполнение основных операций при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур, заливка цветом.
Технология. Создание текстов и печатных публикаций на компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, простых схем, таблиц в публикации.
Технология. Внеурочная деятельность. Создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Выполнение основных операций при создании анимации. Прохождение этапов создания мультфильма.
Создание текстов и печатных публикаций на компьютере. Освоение правил компьютерного письма. Выполнение основных операций при создании текстов. Оформление текста. Выбор шрифта, размера, цвета и начертания символов. Организация текста. Оформление заголовков, подзаголовков, основного текста. Выравнивание абзацев. Включение иллюстраций, схем, таблиц в публикации.
Создание электронных публикаций. Применение гиперссылок в публикациях. Использование звука, видео и анимации в электронных публикациях. Подготовка презентаций.
Использовать информацию для построения умозаключений
Литературное чтение. Внеурочная деятельность. Факультатив. Рассуждение, его смысловые части. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Примеры в рассуждении. Ссылка на правило, закон. Несколько доказательств (аргументов в рассуждении). Цитата - в рассуждении. Факты (научные, житейские, конкретные, обобщенные) в рассуждении. Вступление и заключение в рассуждении.
Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Высказывания. Логическая операция. Логический вывод. Построение сложных высказываний путем применения логических операций к более простым. Запись выводов в виде правил «если — то». Составление коротких цепочек правил «если — то» по заданной ситуации.
При работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий
Русский язык. Приобретение опыта клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения).
Технология. Выполнение правил поведения в компьютерном классе. Знакомство с основными устройствами компьютера, компьютерными программами, рабочим столом. Работа с компьютерной мышью и клавиатурой. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Выполнение операций с файлами и папками (каталогами).
Создание рисунков на компьютере.
Создание текстов и печатных публикаций на компьютере.
Технология. Внеурочная деятельность. Создание рисунков на компьютере. Создание мультфильмов и живых картинок на компьютере. Создание текстов и печатных публикаций на компьютере.
Создание электронных публикаций. Применение гиперссылок в публикациях. Использование звука, видео и анимации в электронных публикациях. Подготовка презентаций.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Система контролирующих материалов
Метапредметные результаты обучения раскрываются через умения и универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС НОО они отражают базовый уровень планируемых результатов и могут быть выстроены по следующим позициям.
1. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий:
- составление текста-рассуждения;
- выбор доказательств для аргументации своей точки зрения;
- использование обобщающих слов и понятий.
2. Смысловое чтение:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- составление текстов в устной и письменной формах.
3. Различные способы поиска и использования информации:
- поиск значения слова по справочнику;
- определение правильного написания слова;
- «чтение» информации, представленной разными способами.
Для оценки достижения метапредметных результатов обучения проводится итоговая контрольная работа. Проверка уровня достижений учащегося в соответствии с ФГОС НОО осуществляется в конце четвертого года обучения. Контрольная работа проходит в четвертом классе, в мае месяце, в течение одного урока. Перед проведением работы учитель выбирает не менее двух заданий из предложенных по каждой позиции (с 1 по 7) и разным предметным областям, например: русский язык + математика; математика + окружающий мир; русский язык + окружающий мир и т. д.. Стоимость одного задания — один балл. 70% выполнения заданий означает, что «стандарт выполнен», то есть делается вывод о достижении учащимся базового уровня метапредметных результатов обучения. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчете школы по реализации ФГОС.
1. Речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий
Задание № 1. Переделай диалог в рассказ от лица автора.
Мышка
— Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
— Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится.
Ответ: ______________________________________________
Комментарий. Проверяются коммуникативные умения учащихся, действие конструирования повествовательного текста на основе данного диалогического.
Верное выполнение. Учащийся составляет рассказ, например, такой: «Мышка не спит, шуршит соломой. Боится, что ей приснится усатый кот».
Задание № 2. Выбери реплики (поставь цифры), которые ты будешь использовать при разговоре с другом и учителем.
1. Привет!
2. Добрый день!
3. Здравствуйте!
4. Салют!
5. Рад тебя видеть.
6. Ну, как Вы поживаете?
— с другом _____________________________
— с учителем ___________________________
Комментарий. Проверяется адекватность выбора речевых средств с учетом предполагаемого собеседника.
Верное выполнение. Реплики 1, 2, 4, 5 подходят для общения с другом; 2, 3 – с учителем.
Задание № 3. Продолжи описание алгоритма деления: 824: 4.
_ 8 2 4 ∟4
8 2 0
_ 2
0
1) Делим 8 на 4, получаю 2.
2) Проверяем: 2 умножаю на 4 , получаю 8.
3) Вычитаем: из 8 число 8, получаю 0.
4) Сносим 2. Число 2 делю на 4, получаю частное 0.
5) Проверяем: ноль умножаю на 4, получится 0.
6) Вычитаем …_________________________________
7)_____________________________________________
8)_____________________________________________
9)_____________________________________________
Комментарий. Проверяется понимание математического текста, использование речевых средств (математической терминологии) для продолжения записи операций, входящих в состав учебного действия (алгоритма письменного деления на однозначное число).
Верное выполнение:
6) Вычитаю (из числа 2 число 0, получаю 2).
7) Сношу 4. Число 24 делю на 4, получаю 6.
8) Проверяю: 6 умножаю на 4, получится 24.
9) Вычитаю: из числа 24 вычитаю 24, получаю 0.
Задание № 4. Напиши обобщающее слово к каждой группе.
1.__________________: ягода, игрушка, платье.
2. _________________: приморский, каменный, грустный.
3. _________________: выйти, построить, приехать.
________________________________
Комментарий. Проверяется действие обобщения, умение к группе слов подобрать обобщающее слово.
Верное выполнение. Два варианта выполнения.
1 вариант: 1) предметы; 2)признаки; 3) действия.
2 вариант: 1) существительные; 2) прилагательные; 3) глаголы.
Задание № 5. Прочитай рассказ девочки, запиши, какую информацию о кенгуру ты поместил бы в справочник о животных.
В зоопарке мы увидели кенгуру. Они прыгали за загородкой. Кенгуру не могут стоять на всех лапках, а только сидят на корточках и на хвост опираются.
У кенгуру очень длинные задние ноги, как у зайцев. Только кенгуру большой зверь. Хвост у кенгуру необычный: сначала толстый, а к концу тоненький.
На животе у кенгуру кармашек симпатичный. А в кармашке сидит маленький кенгурёнок. Мама-кенгуру кормит его молоком.
Ответ: _____________________________________________________
Комментарий. Проверяется умение выбирать из текста необходимую информацию, переделывать один вид текста в другой.
Верное выполнение. Текст может быть, например, таким: «Кенгуру — крупный зверь, задние ноги — длинные, передник — короткие. Кенгуру — млекопитающее, на животе имеет сумку, в которой растёт кенгурёнок».
Задание № 6. Закончи высказывания.
Звери, которые кормят молоком своих детенышей, это ______________.
Животных, которые питаются другими животными, называют ________
Растения, которые живут в дикой природе, называются _____________, а растения, которые выращивает человек, называются ___________________.
Планеты Земля, Марс, Венера входят в ________________________.
Комментарий. Проверяется умение использовать обобщенные слова (понятия) для характеристики объектов окружающего мира.
Верное выполнение.
Животных, которые питаются другими животными, называют хищниками.
Растения, которые живут в дикой природе, называются дикорастущими, а растения, которые выращивает человек, называются культурными.
Планеты Земля, Марс, Венера входят в Солнечную систему.
Задание № 7. Прочитай текст. Какие научные понятия можно было использовать в нем?
Писатели пишут разные произведения. Одни — складные, рифмованные, в них много красивых слов. Прочитав другие произведения, хочется смеяться, прыгать и веселиться. А есть и такие произведения, в которых высмеиваются людские недостатки.
Комментарий. Проверяется действие обобщения, умение использовать соответствующие понятия для представления текста в обобщенном виде.
Верное выполнение. Учащийся должен предложить использовать в тексте обобщающие слова — стихотворения (лирика); юмористические произведения (юмор); басни.
2. Смысловое чтение
Задание № 1. Поставь знаки препинания.
Быстро зайчишка бегает не каждая собака его догонит в зарослях спит прячется от хищника из лесу в поле скачет кормиться.
Комментарий. Проверяется способность осознанного построения текста.
Верное выполнение. Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищника. Из лесу в поле скачет кормиться.
Задание № 2. Соедини начало и конец пословицы стрелочкой.
Дружба как стекло а человек друзьями
Дерево живет корнями вылетит — не поймаешь
Слово не воробей разобьешь — не сложишь
Ответ: __________________________________________________
Комментарий. Проверяется умение устанавливать логические смысловые связи, на их основе восстанавливать суждение.
Верное выполнение. Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь. Дерево живет корнями, а человек друзьями. Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
Задание № 3. Прочитай текст. Отметь ×, на какой вопрос нет ответа в тексте.
Почему Пик вернулся в норку?
Почему под землей ему было хорошо?
Почему мышонок спал спокойно?
Сколько зерна съедает за зиму мышонок?
Снег и сон
Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла на землю, и холодный ветер свободно разгуливал по острову.
К тому времени Пик ужасно растолстел. Какая-то вялость на него напала. Ему лень было много шевелиться. Он все реже вылезал из норки.
Раз утром он увидел, что вход в его жилище завалило. Он разрыл холодный рыхлый снег и вышел на луг. Вся земля была белая. Снег нестерпимо сверкал на солнце. Голые лапки мышонка обжигало холодом. Пик поскорей вернулся в норку.
Потом начались морозы.
Плохо пришлось бы мышонку, если б он не запас себе пищи. Как выкапывать зерна из-под глубокого мерзлого снега?
Сонливая вялость все чаще охватывала Пика. Теперь он не выходил из спальни по два, по три дня и все спал. Проснувшись, отправлялся в погреб, наедался там и опять засыпал на несколько дней.
Наружу он совсем перестал ходить.
Под землей ему было хорошо. Он лежал на мягкой постели, свернувшись в теплый, пушистый клубок. Сердчишко его билось все реже, все тише. Дыхание стало слабым-слабым. Сладкий долгий сон совсем одолел его.
Мышки-малютки не спят всю зиму, как сурки или хомяки. От долгого сна они худеют, им становится холодно. Тогда они просыпаются и берутся за свои запасы.
Пик спал спокойно: ведь у него было два полных погреба зерна.
В. Бианки
Комментарий. Проверяется владение навыком смыслового чтения текста, действием сопоставления высказанного суждения с содержанием текста.
Верное выполнение. Нужно отметить вопрос: «Сколько зерна съедает за зиму мышонок?»
Задание № 4. Отметь ×, какая машина выехала из города раньше, если известно, что в село прибыли из города в одно и то же время «Жигули» и «Волга». «Жигули» ехали медленнее, чем «Волга».
Определить нельзя
«Жигули»
«Волга»
Комментарий. Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, логическое действие его анализа, установления причинно-следственных связей и зависимостей между объектами, их положение в пространстве и времени.
Верное выполнение. Правильный ответ — «Жигули».
Задание № 5. Прочитай текст. Отметь × верные утверждения.
Юра и Катя учили наизусть стихотворения. Юра уже выучил 46 строк. Ему осталось выучить 33 строки. Катя выучила 62 строки, ей осталось выучить 24 строчки.
Катя выучила меньше строк, чем Юра.
Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.
У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати.
Комментарий. Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста математического содержания, умение устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между объектами.
Верное выполнение. Правильные ответы:
Юре осталось выучить больше строк, чем Кате.
У Юры в стихотворении строк меньше, чем у Кати.
Задание № 6. Используя цифры 8, 0, 7, 1, запиши в порядке возрастания все четырёхзначные числа, в которых цифра 8 обозначает число единиц второго разряда.
Комментарий. Проверяется овладение навыками смыслового чтения математического текста, полнота использования математической информации. Верный ответ на вопрос возможен только в том случае, если ученик учитывает каждое из заданных условий: «в порядке возрастания», «четырёхзначные числа», «единицы второго разряда». Например, неверный ответ: 1780, 7081, 1087, 7180 может быть получен в том случае, если ученик не обратил внимания на смысл слов «в порядке возрастания».
Верное выполнение. Правильные ответы: 1087, 1780, 7081, 7180.
Задание № 7. Прочитай и отметь × предложение, в котором правильно высказана основная мысль текста.
Кто самый прожорливый в природе? Хочется ответить: лев или волк. Кто- то подумает: птицы. Ведь ими съедается за день столько, сколько весят они сами. Трудно догадаться, что самое прожорливое существо на свете – стрекоза. За два часа она может съесть 40 мошек и комаров. Стрекоза величиной со льва съедала бы целую корову в один присест! Поэтому проводит она весь день на охоте, ей трудно насытиться.
Многие животные прожорливы.
У животных разный аппетит.
Стрекоза — самое прожорливое животное в природе.
Стрекозе трудно насытиться.
Комментарий. Проверяется овладение навыком смыслового чтения текста в соответствии с поставленной задачей: поиском предложения, в котором правильно высказана основная мысль текста.
Верное выполнение. Правильный ответ: «Стрекоза — самое прожорливое животное в природе».
3. Различные способы поиска и использования информации
Задание № 1. Если ты не знаешь значения слова, в каком словаре ты его найдешь? Отметь ответ ×.
орфографический словарь;
толковый словарь;
словарь антонимов;
орфоэпический словарь.
Комментарий. Проверяется готовность выбрать источник информации (словарь) в соответствии с учебной задачей.
Верное выполнение. Правильный ответ — толковый словарь.
Задание № 2. Какой информацией ты должен владеть, чтобы найти нужную книгу в библиотеке? Запиши.
Ответ: _____________________________________________________
Комментарий. Проверяется готовность анализировать информацию для решения коммуникативной задачи: сообщить библиотекарю данные о книге, которую хочешь прочитать.
Верное выполнение. Нужно знать фамилию автора и название книги.
Задание № 3. Во вторник семья Петровых собирается ехать на дачу на электропоезде. Они планируют приехать на станцию Липки не позже 12 часов дня. От вокзала до станции Липки поезд идёт 1 час 20 минут. Подбери с помощью расписания подходящее время отправления электропоезда.
Время отправления | Дни отправления | Пункт назначения | Отметь × |
8.40 | выходные | Липки | |
9.05 | ежедневно | Липки | |
9.15 | выходные | Липки | |
9.32 | ежедневно | Липки | |
10.11 | выходные | Липки | |
10.55 | ежедневно | Липки |
Комментарий. Проверяется понимание информации, представленной разными способами (текст, таблица); «чтение» и анализ разнородной для установления всех возможных решений задачи.
Верное выполнение
Время отправления | Дни отправления | Пункт назначения | Отметь × |
8.40 | выходные | Липки | |
9.05 | ежедневно | Липки | × |
9.15 | выходные | Липки | |
9.32 | ежедневно | Липки | × |
10.11 | выходные | Липки | |
10.55 | ежедневно | Липки |
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4.1 Обязательная литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3ч. [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2011.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]/ сост. Е.В. Савинов. - М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1[Текст] – М.: Просвещение, 2009.
- Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» [Текст]. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Учебно-методический комплект для учеников 1-4 классов «Начальная школа XXI века».- М.: Вентана – Граф, 2011.
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] /М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
- Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2009.
4.2 Дополнительная литература
Русский язык
- Журова, Л. Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2. [Текст]/ Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Безруких, М. М. Прописи № 1, 2, 3 к учебнику «Букварь»: 1 класс [Текст]: для учащихся общеобразовательных учреждений /М. М. Безруких, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Петленко Л. В. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Иванов, С. В. Русский язык: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, Петленко Л. В. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Кузнецова, М. И. Учимся писать печатные буквы: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Кузнецова, М. И. Я учусь писать и читать: 1 класс [Текст]: коррекционно – развивающая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Литературное чтение
- Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс [Текст]: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / [авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: уроки слушания: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Литературное чтение: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Литературное чтение: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина]. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Литературное чтение: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Литературное чтение: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /[авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - М.: Вентана – Граф, 2011.
- Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. - М.: Вентана – Граф, 2011.
Иностранный язык
- Вербицкая, М.Б. Английский язык: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. Б. Вербицкая, О. В. Оралова, Б. Эббс и др. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Вербицкая, М.Б. Английский язык: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. Б. Вербицкая, Б. Эббс, Э. И. Уорелл и др. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Вербицкая, М.Б. Английский язык: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ М. Б. Вербицкая, Б. Эббс, Э. И. Уорелл и др. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Математика и информатика
- Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Е. Э. Кочурова, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Кочурова, Е. Э. Математика: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений /Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Кочурова, Е. Э. Я учусь считать: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /Е. Э. Кочурова. - М.: Вентана-Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 1 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 2 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 3 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Рудницкая, В. Н. Математика: 4 класс [Текст]: дидактические материалы: в 2 ч. / В. Н. Рудницкая. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Окружающий мир
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. – М.: Вентана – Граф, 2011.
- Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко. – М.: Вентана – Граф, 2011.
Технология
- Лутцева, Е. А. Технология: 1 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Лутцева, Е. А. Технология: 2 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Лутцева, Е. А. Технология: 3 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Лутцева, Е. А. Технология: 4 класс [Текст]: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Лутцева, Е. А. Технология: 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Лутцева, Е. А. Технология: 3 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
- Лутцева, Е. А. Технология: 4 класс [Текст]: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Лутцева. – М: Вентана – Граф, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стратегии смыслового чтения и работы с текстом» в условиях введения ФГОС
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы но...
Мастер - класс "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"
Разные упражнения для мастер - класса....
Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"
На мастер классе идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом, способствующих формированию учебных универсальных действий....
Читательская компетентность младших школьников как одна из составляющих реализации ФГОС. Основы смыслового чтения и работа с текстом.
Как правильно сформировать читательскую компетентность. Этапы смыслового чтения....
Основы смыслового чтения и работы с текстом в начальной школе.
В стактье кратко ихложены основные цели и задачи целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как обще учебного умения;приобщение младших школьников к чтению ...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...
Смысловое чтение и работа с текстом - важнейший метапредметный результат: пути достижения доклад к заседанию РМО начальных классов
современных условиях реализации ФГОС педагогический коллектив школы понимает важность формирования у обучающихся не только предметных знаний и умений, но и компетенций. Под компетентностью мы понимаем...